The determining factors of qualitative training of students in public health and health care

Abstract


The inclusion of public health and health care measures in labor functions of professional standards of medical specialists increased significance of mastering of these standards by students during specialty training, since on this depends their successful completion of primary accreditation of specialists and implementation of job descriptions in the course of daily activities. The purpose of the study was to analyze factors determining qualitative of mastering the discipline “Public health and Health Care” by students of medical educational organizations. The analytical, logical, statistical, questionnaire survey and direct ranking methods were applied. The sampling of 316 students of the Sechenov University was involved in survey using questionnaire of 17 closed questions. The study established that the determining factors effecting quality of mastering by students the discipline “Public health and Health Care” are the need to use by physicians this knowledge in the course of their daily activities; the need of students to pass profile exam; the determination of up to 40% of trainees to work as heads of structural units or professionals of health care and public health; the dedication of student; organization of educational process at the Chair; the professionalism of faculty; the application of active learning methods in classroom; organization of career guidance among students.

Full Text

Введение Проводимые в нашей стране мероприятия по модернизации высшего образования и реформированию здравоохранения в значительной степени повлияли на изменения профессиональной подготовки специалистов медицинской отрасли. Основной целью проводимых изменений является подготовка выпускников, способных гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая необходимые знания и умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем [1]. Внедрение принципиально новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, отмена интернатуры, допуск к самостоятельной практической деятельности врачебного состава сразу после освоения программ специалитета и прохождения ими процедуры аккредитации специалистов и другие новации неоднократно обсуждались на страницах периодических изданий практиками здравоохранения и профессорско-преподавательским составом образовательных организаций. Как свидетельствует анализ научных статей, опубликованных за последние годы по данной проблеме, на качество медицинского образования влияют различные факторы, наиболее значимыми среди них являются: профессионализм преподавательского состава [1-6], реализация в процессе обучения компетентного подхода [6-9], практическая направленность подготовки [10, 11], систематическая воспитательная работа [12], использование инновационных образовательных технологий и методов активного обучения, в том числе проблемного обучения [4], студентоцентрированного обучения [3], интерактивных технологий [13, 14], деловых игр [1, 15-17], кейс-стади [18], перевернутого класса [5], проектного метода обучения [1, 7], развитие электронного обучения [19-21], дистанционных образовательных технологий [22-28], симуляционных методов [29-33], своевременная актуализация учебно-методического комплекса [1, 4], развитие самостоятельной работы студентов [8, 34], обеспечение обучаемых современной литературой [1, 2], использование наглядной документации на стендах кафедры [1], обучение по дополнительным программам в школах мастерства [35], отбор для освоения профессии врача наиболее подготовленных и целеустремленных абитуриентов [2, 34, 36], мотивация студентов [2, 4, 7, 34, 37, 38], совершенствование контроля знаний [4, 8], привлечение студентов к научно-исследовательской работе и олимпиадам [13, 39, 40]. Ряд научных статей, опубликованных Н. Б. Найговзиной (2015), Ш. А. Абдурашитовой и соавт. (2016), Е. В. Бардымовой (2016), С. В. Звягинцевым и соавт. (2016), В. А. Решетниковым и соавт. (2017), Г. М. Гайдаровым и соавт. (2018), Е. А. Калининой и соавт. (2018), В. А. Гавриловым (2019) и другими авторами, раскрывают особенности влияния некоторых из этих факторов на подготовку студентов по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» [1, 10, 11, 15, 24, 25, 29, 31]. Несмотря на индивидуальное отношение студентов к учебным темам по общественному здоровью и здравоохранению, необходимость их освоения всеми врачами обусловлена включением данных мероприятий в трудовые функции профессиональных стандартов медицинских специалистов, знания и умения которых необходимы выпускникам медицинских образовательных организаций при прохождении первичной аккредитации специалистов, а также на рабочих местах в процессе повседневной работы. Учитывая актуальность данной темы, целью настоящего исследования был выбран анализ факторов, обусловливающих качественное освоение студентами медицинских образовательных организаций дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». Материалы и методы Для достижения цели исследования использовались методы аналитический, логический, статистический, анкетного опроса и прямого ранжирования. К заполнению специально разработанной карты анкетного опроса, включающей 17 закрытых вопросов, было привлечено 316 студентов Сеченовского Университета, прошедших обучение на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н. А. Семашко и успешно сдавших экзамен по профильной дисциплине. Среди них по специальности лечебное дело обучалось 225 (71,1%), педиатрия - 49 (15,6%), медико-профилактическое дело - 32 (10,2%), стоматология 10 (3,2%) респондентов. На IV курсе обучалось 142 (44,9%), на V курсе - 128 (40,5%), на VI курсе - 46 (14,6%) человек. По бюджету проходили обучение 213 (67,4%), по договорам оказания платных образовательных услуг - 103 (32,6%) студента. Юношей было 66 (20,9%), девушек - 250 (79,1%), средний их возраст составлял 21,7 года. При обосновании выводов использовались аналитический, логический и статистический методы. Результаты исследования Анализ результатов анкетного опроса показал, что большинству респондентов из числа студентов, обучающихся по программам специалитета, нравится осваивать выбранную медицинскую специальность (61,4%), скорее нравится, чем нет, ответили 32,9%, скорее не нравится, чем нравится,- 4,1% и не нравится - 1,6%. Косвенно об объективности полученных результатов можно судить по среднему баллу подготовки данных студентов, среди которых 35,4% учатся на отлично, 29,8% имеют средний балл 4 и 5 по зачетной книжке, 26,6% - 4 и только 8,2% - 3,5. Необходимо отметить важную особенность в их подготовке: проявляя интерес к процессу обучения, только 19,3% респондентов старших курсов изучили профессиональный стандарт врача по специальности, которую они в настоящее время осваивают, еще 62,7% ознакомились с ним, а 18% этот документ не изучали. Данный факт может свидетельствовать о стремлении большинства студентов продолжить свою подготовку после освоения программы специалитета по другой медицинской специальности в ординатуре или аспирантуре. ps202104.4htm00159.jpg К наиболее значимым факторам, которые, по мнению опрошенных студентов, влияют на качество их образовательного процесса, относятся целеустремленность обучаемого стать высококвалифицированным врачом, качество организации учебного процесса, отношение преподавателя к студентам, профессионализм преподавателя, практическая направленность в обучении (табл. 1). Наименее значимыми факторами студенты назвали занятия спортом, возраст обучаемого, участие в культурно-массовых мероприятиях, проведение с обучаемыми воспитательной работы, выполнение общественной работы. Полученные данные свидетельствуют о сложившемся приоритете в освоении общепрофессиональных и профессиональных врачебных компетенций и в меньшей степени в развитии у обучаемых общекультурных компетенций. Исследование показало, что к дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» 24% опрошенных относятся с интересом, 50,2% - в целом положительно, 19,5% - безразлично и 6,3% - отрицательно. Детерминирующими (обусловливающими, предопределяющими) факторами, влияющими на отношение студентов к качественному освоению дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», по мнению респондентов, являются необходимость данных знаний в повседневной деятельности врача-специалиста, необходимость сдачи профильного экзамена, стремление в последующим работать заведующим структурным подразделением, стремление в последующим работать специалистом в области организации здравоохранения и общественного здоровья. Достаточно низкой оказалась доля лиц, которые в последующем планируют профессионально заниматься научной работой по общественному здоровью и здравоохранению, при этом 63,3% респондентов уже в студенческие годы убеждены, что данным видом деятельности в этой области они заниматься не будут, а 26,9% затруднились ответить на этот вопрос. ps202104.4htm00161.jpg С помощью метода прямого ранжирования были установлены 10 наиболее значимых тем по общественному здоровью и здравоохранению, которые, по мнению опрошенных студентов, способствуют качественному освоению ими выбранной медицинской специальности: 1. Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан (73,7%). 2. Ведение медицинской документации (73,4%). 3. Организация деятельности медицинских организаций и медицинских работников (56,3%). 4. Проведение экспертизы временной нетрудоспособности и направление пациентов на медико-социальную экспертизу (51%). 5. Составление плана и отчета о своей работе (50,6%). 6. Анализ данных официальной статистики (50,3%). 7. Организация медицинских осмотров и диспансеризации населения (44,3%). 8. Применение Международной классификации болезней (43,7%). 9. Взаимосвязь с органами Федеральной службы по надзору и благополучию человека (41,1%). 10. Организация профилактических мероприятий (35,2%). Необходимо отметить, что ряд важных для общественного здоровья и здравоохранения тем не вызывают у большинства опрошенных должного внимания: проведение мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни среди населения поддержали только 32,6% респондентов, а методы и средства санитарно-гигиенического просвещения населения - 29,7% студентов. Изучение мнения студентов о перспективных направлениях по оптимизации преподавания общественного здоровья и здравоохранения на кафедрах медицинских образовательных организаций позволило установить, что большинство респондентов считают важным: -на занятиях объяснять связь изучаемых тем по общественному здоровью и здравоохранению с практической деятельностью врача-специалиста; -проводить занятия методами активного обучения (деловые игры, кейс-стади, тренинги, круглые столы); -проводить профориентацию среди студентов по общественному здоровью и здравоохранению. В меньшей степени студенты проявляют интерес к развитию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, изменению учебной нагрузки в сторону ее увеличения или уменьшения, активизации студенческой научной работы. О необходимости оптимизации образовательного процесса по общественному здоровью и здравоохранению свидетельствует тот факт, что только 6,6% респондентов полностью устраивает организация учебного процесса, в связи с чем, по их мнению, вносить какие-либо изменения не следует (см. рисунок). Обсуждение Для обеспечения преемственности и единства взглядов при подготовке специалистов в отечественном образовании используются государственные образовательные стандарты высшего образования и примерные основные образовательные программы, актуализация которых осуществляется с учетом трудовых функций профессиональных стандартов. Учитывая, что основным потребителем образовательных услуг является обучаемый, в процессе повышения качества учебно-воспитательного процесса необходимо ориентироваться и на его взгляды и пожелания. Как показали результаты анализа профессиональных стандартов врачей-специалистов, которые допускаются к самостоятельной профессиональной деятельности после успешного освоения программ специалитета и прохождения первичной аккредитации, в их трудовые функции включены не только вопросы по избранной специальности, но и мероприятия по общественному здоровью и здравоохранению. Так, основными направлениями деятельности специалиста в области медико-профилактического дела, которые они должны выполнять по общественному здоровью и здравоохранению, являются: -использование в работе Законодательства Российской Федерации в области здравоохранения; -планирование работы; -управление персоналом; -контроль за выполненными мероприятиями; -взаимодействие с должностными лицами; -прием граждан; -анализ официальных статистических данных о заболеваемости и демографии; -организация профилактических мероприятий; -устранение неблагоприятных факторов внешней среды; -оценка рисков для здоровья населения; -реализация принципов здорового образа жизни; -соблюдение врачебной тайны, принципов медицинской этики и деонтологии; -делопроизводство; -работа с интернет-ресурсами. Перечень трудовых функций врача-лечебника (врача-терапевта участкового), врача-педиатра участкового и врача-стоматолога, согласно их профессиональным стандартам, дополнительно включает следующие вопросы по общественному здоровью и здравоохранению: -составление плана работы и отчета о своей работе; -руководство медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала; -анализ качества оказания медицинской помощи; -проведение экспертизы временной нетрудоспособности пациентов; -ведение медицинской документации; -работа в единой государственной информационной системе здравоохранения. Представленный из профессиональных стандартов врачей-специалистов перечень мероприятий по общественному здоровью и здравоохранению практически полностью совпадает с учебными темами, которые помогают студентам успешно осваивать выбранную медицинскую специальность. Однако отрицательный настрой большинства обучаемых на выполнение задач по формированию здорового образа жизни среди населения требует корректировки образовательного процесса и разъяснения во время занятий значимости данной работы. Для освоения студентами не только общепрофессиональных и профессиональных, но и общекультурных компетенций целесообразно развивать у обучаемых социальную активность посредством их мотивации к общественной деятельности, так как это способствует формированию всесторонне развитой личности и коммуникативных навыков у врача-специалиста [7, 37]. Дальнейшего решения требует вопрос о привлечении студентов к научной работе по общественному здоровью и здравоохранению. Поскольку до 40% студентов в последующем планируют стать заведующими структурными подразделениями или руководителями медицинских организаций, есть возможность, используя профориентацию, не только мотивировать обучаемых для поступления в ординатуру по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», но и привлекать их к исследовательской деятельности по общественному здоровью и здравоохранению. Как свидетельствуют результаты предыдущих исследований, эффективными направлениями в данной работе являются активизация на кафедрах деятельности студенческих научных кружков по общественному здоровью и здравоохранению, открытие школ мастерства, таких как «Фабрика лидеров здравоохранения», проведение олимпиад и развитие межвузовского сотрудничества с профильными кафедрами образовательных организаций [35, 39, 40]. Заключение Как следует из результатов проведенного исследования, детерминирующими факторами, влияющими на качественное освоение студентами дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», являются необходимость использования врачами-специалистами данных знаний в процессе повседневной деятельности, необходимость сдачи студентами профильного экзамена, стремление до 40% обучаемых в дальнейшем работать заведующими структурными подразделениями или специалистами в области организации здравоохранения и общественного здоровья, целеустремленность студента, организация образовательного процесса на кафедре; профессионализм профессорско-преподавательского состава, в том числе объяснение ими на занятиях связи изучаемых тем с практической деятельностью врача-специалиста, использование на занятиях методов активного обучения, проведение среди студентов профориентации. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

V. N. Tregubov

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia

Email: tregubov_v_n@staff.sechenov.ru

A. S. Garaeva

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia


T. V. Skomorokhova

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia


L. Kh. Korkmazova

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia


L. L. Tikhomirova

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia


References

  1. Абдурашитова Ш. А., Нурмаматова К. Ч. Применение проектного обучения при проведении практических занятий по общественному здоровью и управлению здравоохранением. Вестник науки и творчества. 2016;3(3):7-11.
  2. Балык А. С. К вопросу о факторах, детерминирующих успешность обучения в вузе. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016;(1-8):143-7.
  3. Лопанова Е. В., Галянская Е. Г. Организация студентоцентрированного обучения в медицинском вузе. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015;(8-4):751-4.
  4. Романцов М. Г., Мельникова И. Ю. Инновации в медицинском образовании посредством внедрения педагогических технологий. Успехи современного естествознания. 2015;(2):189-94.
  5. Соболева Е. В., Пешиков О. В., Пешикова М. В., Шлепотина Н. М. Современные подходы в обучении студентов медицинских вузов. Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2017;1(16):34-6.
  6. Шехтман А. Г., Климушкин А. В. Новые подходы к обучению в медицинском вузе. Национальная Ассоциация Ученых. 2016;3-1(19):58-9.
  7. Гетман Н. А., Котенко Е. Н., Калиниченко Д. А. Повышение уровня мотивации к обучению студентов старших курсов медицинского вуза посредством метода проектов. Международный журнал экспериментального образования. 2018;(10):5-10.
  8. Калишев М. Г., Коваленко Л. М., Мацук Е. В., Чурекова В. И., Рогова С. И. Проблемы оценки эффективности обучения студентов медицинского вуза. Sciences of Europe. 2016;4-1(4):49-51.
  9. Макарова Е. Л., Кожокина О. М. Особенности реализации компетентностного подхода в обучении студентов медицинского вуза. Центральный научный вестник. 2018;18(59):3-4.
  10. Гаврилов В. А. Взаимодействие органов управления здравоохранением и медицинских организаций с кафедрой общественного здоровья и здравоохранения. Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2019;(1):5-8.
  11. Гайдаров Г. М., Алексеевская Т. И., Софронов О. Ю. Организационно-методическое обеспечение учебной практики студентов медико-профилактического факультета на кафедре общественного здоровья и здравоохранения. Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2018;(7):145-8.
  12. Скребнева А. В., Васильева М. В., Мелихова Е. П. Модель воспитательного процесса, используемая в процессе обучения студентов медицинского вуза. Наука и образование: новое время. 2018;5(28):565-8.
  13. Сергеева Н. Д., Данилова И. Ю., Шкавро Т. К., Колесникова Л. Р. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе. Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2016;(5):44-7.
  14. Столярова В. В. Интерактивные способы проведения практических занятий в процессе обучения в медицинском вузе. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016;43:44-8.
  15. Бардымова Е. В., Гашенко А. В., Душина Е. В. Использование деловой игры в качестве интерактивной формы проведения занятий по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение. Экономика здравоохранения». Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2016;(5):174-7.
  16. Лебедева Е. Н., Афонина С. Н., Мачнева И. В., Амелина Л. В. Роль деловой игры в реализации личностно ориентированного подхода в обучении студентов медицинского вуза. Оренбургский медицинский вестник. 2018;S4(24):44-7.
  17. Семынина Н. М., Крючкова А. В., Кондусова Ю. В., Полетаева И. А., Князева А. М., Гриднева Л. Г. Использование деловых игр при обучении в медицинском вузе. Электронный научный журнал. 2016;4(7):360-6.
  18. Лонская Л. В., Осадчук О. Л. Использование кейс-метода в процессе обучения психологии в медицинском вузе. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017;(1-2):332-5.
  19. Курмангулов А. А., Фролова О. И., Соловьева С. В. Перспективы внедрения электронного обучения в образовательный процесс медицинского вуза. Высшее образование в России. 2017;(8-9):116-20.
  20. Панова Е. Л., Туторская М. С. Социальные сети и организация внеаудиторного обучения студентов в системе высшего медицинского образования. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018;26(1):48-52. doi: 10.18821/0869-866X-2018-26-1-48-52
  21. Снегирева Л. В. Возможности электронного обучения в решении задачи индивидуализации учебного процесса в медицинском вузе. Балтийский гуманитарный журнал. 2016;3(16):190-2.
  22. Александров Д. Н., Степкина Е. К. Опыт дистанционного обучения в медицинском вузе. Инновационная наука. 2020;(7):57-9.
  23. Итинсон К. С. Современные методы обучения в медицинском вузе. Региональный вестник. 2020;42(3):51-2.
  24. Звягинцев С. В., Казарин Б. В., Камушкина Л. В., Колесников В. В., Щукин О. Л. Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в формировании ключевых профессиональных компетенций в процессе преподавания специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016;(4-1):155-7.
  25. Калинина Е. А., Перепелкина Н. Ю. О внедрении дистанционных образовательных технологий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ИПО Оренбургского государственного медицинского университета. Общественное здоровье и здравоохранение. 2018;(2):32-5.
  26. Круглякова Л. В., Нарышкина С. В., Сулима М. В. Дистанционные технологии обучения в медицинском вузе. Амурский медицинский журнал. 2018;1-2(20-21):140-4.
  27. Стаценко А. Н., Самохина О. В. Дистанционное образование как новая форма обучения в медицинском вузе в условиях пандемии. Оригинальные исследования. 2020;5(10):28-32.
  28. Тихомирова А. А. Особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе медицинского вуза. Медицина: теория и практика. 2019;S(4):540-1.
  29. Найговзина Н. Б., Зимина Э. В. Развитие симуляционных технологий в подготовке управленческих кадров здравоохранения. Виртуальные технологии в медицине. 2015;2(14):30.
  30. Пикало И. А., Анкудинов А. С., Акудович Н. В., Мельников В. А., Степанова Н. М. Обучение в медицинских вузах с помощью симуляционных технологий. Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2016;(5):150-2.
  31. Решетников В. А., Трегубов В. Н., Титова А. Б. Симуляционно-коммуникативный метод подготовки специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2017;(1):59-65.
  32. Стрелков Н. С., Попова Н. М., Данилова К. А., Сабитова Н. Г., Попова О. П. Опыт внедрения симуляционных технологий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Ижевской государственной медицинской академии. Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2016;(2):57-9.
  33. Чечина И. Н. Формирование модели симуляционного обучения в медицинском вузе: специалитет, ординатура, ДПО. Виртуальные технологии в медицине. 2018;2(20):15-6.
  34. Шапоров А. М., Исаева Е. Р., Тюсова О. В., Ванчакова Н. П., Кулик В. В. Анализ факторов, влияющих на успеваемость обучения студентов медицинского вуза. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019;172(6):293-9.
  35. Решетников В. А., Трегубов В. Н., Соколов Н. А. Опыт подготовки руководителей здравоохранения в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения». Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018;(1):156-63.
  36. Алешина Н. Ф., Старикова И. В., Радышевская Т. Н. Повышение эффективности обучения студентов медицинского вуза. Colloquium-journal. 2019;10-6(34):39-40.
  37. Калиниченко Д. А., Деговцов Е. Н. Исследование уровня мотивации к обучению студентов старших курсов медицинского вуза. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019;35(1):149-55.
  38. Литвинцева С. А. Выбор профессии врача в системе детерминирующих факторов. Власть и управление на Востоке России. 2018;2(83):72-80. doi: 10.22394/1818-4049-2018-83-2-72-80
  39. Галеева О. П., Сонголов Г. И., Юдин А. А. Олимпиадное движение по хирургии - локомотив повышения качества подготовки квалифицированных специалистов. Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2016;(5):88-92.
  40. Решетников В. А., Трегубов В. Н., Переверзина Н. О. Организация межвузовского сотрудничества студентов. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019;3(10):90-9. doi: 10.24411/2220-8453-2019-13010

Statistics

Views

Abstract - 147

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies