The organizational features of three-stage program of prevention of rhinosinusitis in student youth

Abstract


The problem of preserving health of students remains an important task due to peculiarities of their studies and life. The otorhinolaryngologic pathology, in particular rhinosinusitis, occupies one of leading positions in the structure of morbidity of students. The purpose of study is to assess morbidity in students and to develop three-stage prevention program with subsequent evaluation of its effectiveness. Materials and methods: analysis of the results of comprehensive medical examination of medical students in 2015-2017, otorhinolaryngologic pathology. The three-stage prevention program was developed and implemented. The program consisted of general strengthening basic program at the first stage, medication and physiotherapy program at the second stage and complex of Strelnikova respiratory gymnastics and with natural mineral water nasal lavage at the third stage. To evaluate effectiveness of the program, sampling of 164 students suffering of rhinosinusitis was randomized at three groups that passed the first, the second, or all 3 stages respectively. Results and conclusions. The analysis of structure of morbidity in students established high prevalence of otorhinolaryngologic pathology, mainly rhinosinusitis. The proposed three-stage prevention program, implemented in the University, decreased rate of common colds and annual hospitalizations and duration of rhinosinusitis.

Full Text

Первостепенной задачей системы здравоохранения является укрепление и охрана здоровья подрастающего поколения [1, 2]. Здоровье подрастающего поколения во многом определяет качество будущей интеллектуальной и управленческой элиты общества [3]. Ценностное отношение к здоровью формируется в раннем детстве, в процессе учебы и в последующие годы оно приумножается новыми знаниями и возможностями. В его основе лежит формирование культуры здоровья [4]. Студенчество относится к одной из уязвимых групп населения, подверженной воздействию факторов внешней среды, которые вызывают развитие различных заболеваний [5, 6]. Характер изменений показателей здоровья студенческой молодежи указывает на динамическое ухудшение здоровья подрастающего поколения и отсутствие ответственного отношения к своему здоровью. Поэтому вопрос укрепления здоровья студентов и формирование ответственного отношения к своему здоровью, а также воспитание понятий культуры здоровья актуальны для современного здравоохранения [7]. Используемые методики лечения воспалительной патологии носа и его придаточных пазух зачастую не улучшают качество жизни, не удлиняют период ремиссии заболеваний и увеличивают резистентность микроорганизмов к применяемым препаратам [8-10]. Новейшие эндоскопические методики способствуют эффективному лечению риносинуситов, однако не снижают их распространенность [11-13]. Возникает необходимость уделять большее внимание профилактической медицине, позволяющей без ущерба для государства и пациента предупредить распространение заболеваемости, а также развитие риносинуситов среди подрастающего поколения [14-16]. Возникает необходимость внедрения программ здорового образа жизни, включая применение регулярной двигательной активности [17-20]. Одной из самых распространенных является дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой. Основное ее преимущество - использование короткого форсированного вдоха с вовлечением в дыхательный акт диафрагмы, что увеличивает жизненную емкость легких, количество кислорода и способствует оптимизации обменных процессов в организме [22, 24]. Цель исследования - анализ общей заболеваемости, структуры имеющейся оториноларингологической патологии первокурсников, а также оценка влияния внедренной оздоровительной трехэтапной программы на состояние патологии. Материалы и методы С целью оценки общей заболеваемости первокурсников проведен анализ ежегодного комплексного осмотра первокурсников за 2015-2017 гг. Выявлена динамика распространенности основных заболеваний среди первокурсников за исследуемый период: заболеваний лор-органов (2015 г. - 35,9%, 2016 г. - 20,9%, 2017 г. - 13,9%), болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (2015 г. - 8,2%, 2016 г. - 13,4%, 2017 г. - 15%), болезней глаза и его придаточного аппарата (2015 г. - 24,5%, 2016 г. - 30,3%, 2017 г. - 34,6%), болезней нервной системы (2015 г. - 21,2%, 2016 г. - 7%, 2017 г. - 8,3%), болезней органов дыхания, болезней органов пищеварения (2015 г. - 6,5%, 2016 г. - 22,2%, 2017 г. - 33%), болезней мочеполовой системы (2015 г. - 2%, 2016 г. - 2,4%, 2017 г. - 3,4%), болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена веществ (2015 г. - 1,7%, 2016 г. - 3,9%, 2017 г.- 5,2%). Проведен анализ структуры оториноларингологической патологии. Так, в 2015 г. у первокурсников доля острой и хронической воспалительной патологии носа и придаточных пазух носа составляла 19,8%, хронического гипертрофического ринита - 8,3%, искривления носовой перегородки - 30,4%, аллергического ринита - 17,8%, поллиноза - 1,6%. В 2016 г. на долю острой и хронической воспалительной патологии носа и придаточных пазух носа пришлось 28,3%, у 9,7% обучающихся имелся хронический гипертрофический ринит, у 18,7% - искривление носовой перегородки, у 9,7% - аллергический ринит, а у 4% - поллиноз. В 2017 г. на долю острой и хронической воспалительной патологии носа и придаточных пазух носа пришлось 37,4%, у 14,3% обучающихся был хронический гипертрофический ринит, у 18,7% - искривление носовой перегородки, у 2,8% - аллергический ринит, а у 11% - поллиноз. На основании полученных данных следует, что из имеющейся оториноларингологической патологии у первокурсников патология носа и придаточных пазух носа значительно превалирует. С целью улучшения показателей заболеваемости, профилактики распространенности риносинуситов среди студентов сформирована и внедрена трехэтапная программа оздоровительных мероприятий. Первый этап программы направлен на внедрение мер, формирующих у студентов устойчивое здоровьеориентированное мышление и ведение здорового образа жизни. Второй этап включал физкультурно-оздоровительную программу и состоял из нескольких частей: -организации спортивных секций университета, привлечения максимального числа сотрудников университета к занятиям физической культурой в секциях, организации и регулярного проведения спортивно-массовых мероприятий (соревнования, спартакиады); -внедрения и адаптации специальных программ среди студентов оздоровительных групп, а также организации и проведения мониторинга физического здоровья и активности среди студентов университета; -реабилитационной программы - диспансерного наблюдения, оздоровления, восстановительного лечения, а также своевременного обеспечения консультативно-диагностическими и лечебными средствами. Третий этап предусматривал разработку и внедрение специализированной программы, направленной не только на укрепление здоровья и уменьшение заболеваемости в целом, но и на уменьшение частоты заболеваемости, в частности риносинуситами. Он включал: -обеспечение 100% охвата обучающихся и сотрудников университета иммунизацией согласно национальному календарю прививок и по эпидемическим показаниям; -мониторинг состояния здоровья в целом и отоларингологической патологии в частности; -прохождение студентами университета профилактических мероприятий по предупреждению развития воспалительной патологии носа и придаточных пазух носа с индивидуальными особенностями: осмотр студентов группы риска по развитию риносинуситов в динамике специалистами (оториноларингологом, аллергологом, физиотерапевтом), регулярное прохождение курса физиотерапевтического лечения (магнитотерапии, электрофореза с гидрокортизоновой мазью, ингаляций с минеральной водой «Целебный источник № 17»), проведение дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой при отсутствии противопоказаний, витаминотерапию, фитотерапию в весенне-осенний период. Разработанную трехэтапную программу внедряли в работу университета поэтапно, без психологического давления на обучающихся. С целью оценки эффективности внедряемой трехэтапной программы отобрано 164 студента-первокурсника, которые были рандомизированы в три параллельные группы: основную (n=56), контрольную (n=54), группу сравнения (n=54), которые были сопоставимы по полу, возрасту и клиническому статусу. Лиц женского пола в основной группе и группе сравнения было 30, а в контрольной - 29. Лиц мужского пола в основной группе было 26, в группе сравнения - 24, в контрольной - 25. Все студенты проходили курс терапии от простудных заболеваний в течение 10,6±0,3 дня перед обращением к врачу. После осмотра отоларингологом и дообследования студентам назначался курс противовоспалительной, местной антибактериальной терапии, а при наличии гнойного процесса - системной антибактериальной терапии. Студенты находились под динамическим наблюдением в течение 1 года. Воспалительная патология носа и придаточных пазух носа была представлена острым ринитом, хроническим ринитом, острым катаральным гайморитом, острым гнойным гайморитом, хроническим катаральным гайморитом, обострением, хроническим гнойным гайморитом, обострением, острым катаральным фронтитом. В основной группе студенты проходили все три этапа оздоровительной программы, в группе сравнения не проводили дыхательную гимнастику по системе Стрельниковой, а в контрольной группе не проводили курс физиотерапевтического лечения и дыхательную гимнастику по системе Стрельниковой. Результаты исследования Через 1 год после прохождения трехэтапной оздоровительной программы проведена динамическая оценка ряда показателей. Частота простудных заболеваний до прохождения программы в основной группе составляла 5,2±0,3 раза в год, а 1 год спустя - 1,1±0,2 раза в год, в группе сравнения - 5,1±0,4 и 3,8±0,3 раза в год соответственно, в контрольной группе - 5,3±0,4 и 4,2±0,4 раза в год (при показателях p через год: p1-2=0,043; р2-3=0,089; р1-3=-0,001). Показатель частоты госпитализаций в год в основной группе составил 2,2±0,1 раза в год (позднее за время наблюдения ни разу не госпитализировались), в группе сравнения до лечения - 2,1±0,1, спустя год - 0,8±0,01 раза в год, в контрольной группе - 2,1±0,1 и 1,0±0,02 раза в год соответственно (при показателях р через год: р1-2=0,01; р2-3=0,236; р1-3=0,001). Показатель длительности риносинусита в основной группе до лечения составлял 13,2±2,4 дня, спустя год - 6,3±0,9 дня, в группе сравнения - 14,1±2,8 и 8,6±0,9 дня соответственно, в контрольной группе - 14,5±2,6 и 10,3±1,2 дня соответственно (при показателях р через год: р1-2=0,079; р2-3=0,082; р1-3 =0,023). Заключение Анализ ежегодного комплексного осмотра первокурсников за 2015-2017 гг. выявил, что в 2015 г. преобладали заболевания лор-органов среди остальных видов заболеваний, в последующие годы лидирующую позицию заняли заболевания глаза и придаточного аппарата с сохранением основных позиций заболеваний лор-органов. Анализ структуры имеющейся отоларингологической патологии в 2015-2017 гг. показал, что среди заболеваний лор-органов у студентов значительную часть составляет патология носа и придаточных пазух носа, а доля воспалительной патологии носа и придаточных пазух носа составляла в 2015 г. 19,8%, в 2016 г. - 28,3%, в 2017 г. - 37,4%. Полученные данные указывают на увеличение количества студентов с воспалительной патологией носа и придаточных пазух носа за исследованный период. Разработанная трехэтапная программа, внедренная в работу университета среди студентов, способствует статистически значимому улучшению показателей частоты простудных заболеваний, уменьшению частоты госпитализаций в год, уменьшению длительности течения риносинусита. Выявлено, что патология лор-органов среди подрастающего поколения занимает стабильно лидирующие позиции, а среди отоларингологической патологии преобладает патология носа и придаточных пазух носа. Выявлено, что внедренная в работу университета трехэтапная оздоровительная программа благоприятно влияет на подрастающее поколение, содействуя укреплению его здоровья, и способствует уменьшению развития количества риносинуситов среди студентов университета, а при развитии риносинусита - более легкому его течению. Внедрение и реализация трехэтапной оздоровительной программы среди студентов университета возможны без существенных финансовых затрат и без отрыва от учебного процесса. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

E. A. Tsartsidis

The State Budget Institution “The Stavropol Kray Clinical Hospital”

Email: gogo-83@mail.ru

V. N. Koshel

The State Budget Educational Organization of Higher Education “The Stavropol State Medical University” of Minzdrav of Russia


K. R. Amlaev

The State Budget Educational Organization of Higher Education “The Stavropol State Medical University” of Minzdrav of Russia


References

  1. Танская Г. А., Паатова М. Э. Комплексный подход к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков и молодежи. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016;10(3-2):118-20.
  2. Соболева С. В., Смирнова Н. Е. Особенности динамики заболеваемости детей и подростков Сибирского Федерального округа в контексте российских тенденций. Экономика и социология. 2018;99(3):97-119.
  3. Симбирцев А. С., Янов Ю. К., Гуломов З. С. Эффективность иммуномодулятора «Бестим» в лечении острого риносинусита. Вестник последипломного образования в сфере здравоохранения. 2017;(3):39-45.
  4. Романова Е. С. Актуальные проблемы внедрения здоровьесберегающих технологий в вузах культуры. Культура: управление, экономика, право. 2019;(2):42-7.
  5. Кучма В. Р. Стратегия развития популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков. Здоровье населения и среда обитания. 2017;293(8):7-10.
  6. Резник С. Д., Черниковская М. В. Социальная устойчивость студенческой молодежи России: как оценивают ее сами студенты. Интеграция образования. 2019;23(1):85-99.
  7. Prusik Kа., Görner K., Prusik Krz. Stan aktywności turystycznej i ruchowej uczniów w czasie wolnym. Exercitatio Corpolis - Motus - Salus: Slovak Journal of Sports Sciences. CD-ROM/vedec. Red. Matej Bence. Bańska Bystryca: Univerzyta Mateja Bela, 2008. Р. 117-31.
  8. Садовников И. В., Айзенштадт А. А. Тактика ведения подростков, страдающих острым риносинуситом и хроническим аденоидитом. В кн.: Современные проблемы подростковой медицины и репродуктивного здоровья молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Общественный фонд «Поддержка медицины»; 2017. С. 381-2.
  9. Сухорукова М. В., Эйдельштейн М. В., Склеенова Е. Ю. Антибиотикорезистентность нозокомиальных штаммов Acinetobacter spp. в стационарах России: результаты многоцентрового эпидемиологического исследования «МАРАФОН» 2013-2014. Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2017;19(1):42-8.
  10. Морозова С. В., Свистушкин В. М., Карапетян Л. С. Ингаляционная мультинаправленная терапия острого риносинусита. Медицинский совет. 2019;(8):28-32.
  11. Рачек И. И. Роль методов физиотерапии в оздоровлении пациентов санатория. Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2015;(1):22-7.
  12. Коркмазов М. Ю., Зырянова К. С., Белошангина А. С. Оценка клинической эффективности фитотерапевтического лекарственного препарата в лечении и профилактике рецидивов острых риносинуситов у детей г. Челябинска. Медицинский совет. 2016;(7):90-3.
  13. Шаматов И. Я., Хушвакова Н. Д., Шодиев А. Э., Курбанов Э. Х. Комплексное лечение хронического риносинусита в стадии обострения. Re-health Journal. 2019;(2):5-10.
  14. Зырянова К. С., Коркмазов М. Ю., Белошангин А. С., Коркмазов А. М. Лечение и профилактика рецидивов острых риносинуситов у детей города Челябинска. Евразийское научное объединение. 2016;2(4):103-6.
  15. Лукьянова И. Е., Орлова Г. П. Организационно-методическое обеспечение профилактики заболеваний среди обучающейся молодежи. В кн.: Современные реалии создания коррекционно-образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. М.: ООО «Логомаг»; 2016. С. 143-6.
  16. Кулева А. А., Панкова Е. Д., Пасечник И. А., Кулешов Б. А. Сравнительная оценка основных факторов риска хронических инфекционных заболеваний у студентов разного уровня образования. В кн.: Сборник 72-й межвузовской (VII Всероссийской) итоговой научной студенческой конференции с международным участием. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета; 2018. С. 145-6.
  17. Гибибов А. Б., Друкер А. Б. Изучение динамики физического воспитания в Аграрном университете по результатам анкетирования студентов. В кн.: Новые технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород: Изд-во ООО «Агентство перспективных научных исследований»; 2018. С. 134-7.
  18. Попов А. В., Попова Д. А. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в начальной школе, актуальные проблемы преподавания в начальной школе. В кн.: Кирюшкинские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Изд-во «Саратовский источник»; 2016. С. 273-6.
  19. Сагиев Т. А., Альжанов Х. Х., Мальцева М. А., Седельникова Т. А. Физическое саморазвитие студентов непрофильного вуза как необходимость современной молодежи. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018;(3):72-6.
  20. Рютина Л. Н., Парфенов С. П., Зубков Н. Ф. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом. Colloquium-journal. 2019;8(32):32-5.
  21. Сидельников А. Н., Елисеев Е. В., Кокорева Е. Г. Здоровье школьников в проекции финансирования физической культуры и спорта Челябинской области: двуликий Янус 2000-2015 годов. Современные проблемы науки и образования. 2017;(1):81.
  22. Труль А. Р., Хон Г. С. Дыхательная гимнастика. Дыхательная практика. Дыхательные тренажеры. Аллея науки. 2018;2(6):932-5.
  23. Тропин М. Д., Кондратюк Т. А., Кудрявцев М. Д. Использование комплексов дыхательной гимнастики на уровень физической культуры в начальной школе. Проблема современного педагогического образования. 2018;60(3):328-31.
  24. Татаринцева И. А., Мальчикова Е. В., Чурина М. К. ЛФК и дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой как средство оздоровления студентов страдающих бронхиальной астмой. В кн.: Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: Сборник научных статей VII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга»; 2018. С. 561-3.

Statistics

Views

Abstract - 99

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies