Problems of Social Hygiene, Public Health and History of MedicineProblems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine0869-866X2412-2106Joint-Stock Company Chicot45510.32687/0869-866X-2020-28-6-1339-1343Научная статьяThe organizational features of three-stage program of prevention of rhinosinusitis in student youthTsartsidisE. A.gogo-83@mail.ruKoshelV. N.-AmlaevK. R.-The State Budget Institution “The Stavropol Kray Clinical Hospital”The State Budget Educational Organization of Higher Education “The Stavropol State Medical University” of Minzdrav of Russia151220202861339134306042021Copyright © 2020,2020The problem of preserving health of students remains an important task due to peculiarities of their studies and life. The otorhinolaryngologic pathology, in particular rhinosinusitis, occupies one of leading positions in the structure of morbidity of students. The purpose of study is to assess morbidity in students and to develop three-stage prevention program with subsequent evaluation of its effectiveness. Materials and methods: analysis of the results of comprehensive medical examination of medical students in 2015-2017, otorhinolaryngologic pathology. The three-stage prevention program was developed and implemented. The program consisted of general strengthening basic program at the first stage, medication and physiotherapy program at the second stage and complex of Strelnikova respiratory gymnastics and with natural mineral water nasal lavage at the third stage. To evaluate effectiveness of the program, sampling of 164 students suffering of rhinosinusitis was randomized at three groups that passed the first, the second, or all 3 stages respectively. Results and conclusions. The analysis of structure of morbidity in students established high prevalence of otorhinolaryngologic pathology, mainly rhinosinusitis. The proposed three-stage prevention program, implemented in the University, decreased rate of common colds and annual hospitalizations and duration of rhinosinusitis.morbidityotorhinolaryngological pathologypreventionrhinosinusitisStrelnikova respiratory gymnasticsзаболеваемостьлор-патологияпрофилактикариносинуситдыхательная гимнастика по Стрельниковой[Танская Г. А., Паатова М. Э. Комплексный подход к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков и молодежи. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016;10(3-2):118-20.][Соболева С. В., Смирнова Н. Е. Особенности динамики заболеваемости детей и подростков Сибирского Федерального округа в контексте российских тенденций. Экономика и социология. 2018;99(3):97-119.][Симбирцев А. С., Янов Ю. К., Гуломов З. С. Эффективность иммуномодулятора «Бестим» в лечении острого риносинусита. Вестник последипломного образования в сфере здравоохранения. 2017;(3):39-45.][Романова Е. С. Актуальные проблемы внедрения здоровьесберегающих технологий в вузах культуры. Культура: управление, экономика, право. 2019;(2):42-7.][Кучма В. Р. Стратегия развития популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков. Здоровье населения и среда обитания. 2017;293(8):7-10.][Резник С. Д., Черниковская М. В. Социальная устойчивость студенческой молодежи России: как оценивают ее сами студенты. Интеграция образования. 2019;23(1):85-99.][Prusik Kа., Görner K., Prusik Krz. Stan aktywności turystycznej i ruchowej uczniów w czasie wolnym. Exercitatio Corpolis - Motus - Salus: Slovak Journal of Sports Sciences. CD-ROM/vedec. Red. Matej Bence. Bańska Bystryca: Univerzyta Mateja Bela, 2008. Р. 117-31.][Садовников И. В., Айзенштадт А. А. Тактика ведения подростков, страдающих острым риносинуситом и хроническим аденоидитом. В кн.: Современные проблемы подростковой медицины и репродуктивного здоровья молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Общественный фонд «Поддержка медицины»; 2017. С. 381-2.][Сухорукова М. В., Эйдельштейн М. В., Склеенова Е. Ю. Антибиотикорезистентность нозокомиальных штаммов Acinetobacter spp. в стационарах России: результаты многоцентрового эпидемиологического исследования «МАРАФОН» 2013-2014. Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2017;19(1):42-8.][Морозова С. В., Свистушкин В. М., Карапетян Л. С. Ингаляционная мультинаправленная терапия острого риносинусита. Медицинский совет. 2019;(8):28-32.][Рачек И. И. Роль методов физиотерапии в оздоровлении пациентов санатория. Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2015;(1):22-7.][Коркмазов М. Ю., Зырянова К. С., Белошангина А. С. Оценка клинической эффективности фитотерапевтического лекарственного препарата в лечении и профилактике рецидивов острых риносинуситов у детей г. Челябинска. Медицинский совет. 2016;(7):90-3.][Шаматов И. Я., Хушвакова Н. Д., Шодиев А. Э., Курбанов Э. Х. Комплексное лечение хронического риносинусита в стадии обострения. Re-health Journal. 2019;(2):5-10.][Зырянова К. С., Коркмазов М. Ю., Белошангин А. С., Коркмазов А. М. Лечение и профилактика рецидивов острых риносинуситов у детей города Челябинска. Евразийское научное объединение. 2016;2(4):103-6.][Лукьянова И. Е., Орлова Г. П. Организационно-методическое обеспечение профилактики заболеваний среди обучающейся молодежи. В кн.: Современные реалии создания коррекционно-образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. М.: ООО «Логомаг»; 2016. С. 143-6.][Кулева А. А., Панкова Е. Д., Пасечник И. А., Кулешов Б. А. Сравнительная оценка основных факторов риска хронических инфекционных заболеваний у студентов разного уровня образования. В кн.: Сборник 72-й межвузовской (VII Всероссийской) итоговой научной студенческой конференции с международным участием. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета; 2018. С. 145-6.][Гибибов А. Б., Друкер А. Б. Изучение динамики физического воспитания в Аграрном университете по результатам анкетирования студентов. В кн.: Новые технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород: Изд-во ООО «Агентство перспективных научных исследований»; 2018. С. 134-7.][Попов А. В., Попова Д. А. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в начальной школе, актуальные проблемы преподавания в начальной школе. В кн.: Кирюшкинские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Изд-во «Саратовский источник»; 2016. С. 273-6.][Сагиев Т. А., Альжанов Х. Х., Мальцева М. А., Седельникова Т. А. Физическое саморазвитие студентов непрофильного вуза как необходимость современной молодежи. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018;(3):72-6.][Рютина Л. Н., Парфенов С. П., Зубков Н. Ф. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом. Colloquium-journal. 2019;8(32):32-5.][Сидельников А. Н., Елисеев Е. В., Кокорева Е. Г. Здоровье школьников в проекции финансирования физической культуры и спорта Челябинской области: двуликий Янус 2000-2015 годов. Современные проблемы науки и образования. 2017;(1):81.][Труль А. Р., Хон Г. С. Дыхательная гимнастика. Дыхательная практика. Дыхательные тренажеры. Аллея науки. 2018;2(6):932-5.][Тропин М. Д., Кондратюк Т. А., Кудрявцев М. Д. Использование комплексов дыхательной гимнастики на уровень физической культуры в начальной школе. Проблема современного педагогического образования. 2018;60(3):328-31.][Татаринцева И. А., Мальчикова Е. В., Чурина М. К. ЛФК и дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой как средство оздоровления студентов страдающих бронхиальной астмой. В кн.: Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: Сборник научных статей VII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга»; 2018. С. 561-3.]