The awareness of patients with chronic dermatitis about rendering medical services and rights at their acceptance

  • Authors: Konovalov O.E.1,2, Jiltsova E.E.3, Chakhoyan L.R.4
  • Affiliations:
    1. The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Peoples’ Friendship University of Russia” (RUDN University)
    2. N. A. Semashko National Research Institute of Public Health
    3. The Society with Limited Liability “The Levon Chakhoyan Rejuvenation Clinic”
    4. The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The academician I. P. Pavlov Ryazan State Medical University” of Minzdrav of Russia
  • Issue: Vol 28, No 2 (2020)
  • Pages: 275-278
  • Section: Articles
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/278
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-2-275-278
  • Cite item

Abstract


The information about disease, its cause, prognosis, methods of diagnostics, treatment and prevention is always very important for patient and relatives. The article presents the results of questionnaire survey of 412 patients with chronic dermatitis residing in Moscow.The purpose of study was to evaluate awareness of patients with chronic dermatitis and residing in the capital of Russia about medical services provided and their rights to receive them.It was established that the information most frequently provided to patient by physician relates diagnosis. According to the survey, physicians always provide information about diagnosis in 84.9% of cases. The second place is for information about treatment methods and possible complications during treatment (82.0%). More rarely, physicians inform patients about the examination methods, possible unpleasant sensations and complications, side effects of medications and patient’s right to refuse examination and treatment, as well as the consequences of such a refusal. Absolutely all patients indicated the need to protect the rights of patients in case of their violation in the process of providing medical care. Moreover, 59.6% of them were sure about necessity to appeal to the administration of medical institution, 16.3% of patients considered it necessary to complain to insurance companies, 15.7% of patients to the Ministry of Health and 8.3% of patients to the court.

Full Text

Введение Повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения определены ориентирами социально-экономической стратегии развития Российской Федерации на период до 2020 г. Главной целью преобразований в здравоохранении должно быть обеспечение такого объема и качества медицинских услуг, которые соответствовали бы потребностям пациентов [1-3]. При этом важнейшей составляющей эффективной и качественной медицинской помощи, включая услуги дерматовенерологического профиля, является соблюдение прав пациента [4, 5]. Цель настоящего исследования заключалась в оценке информированности жителей столицы, больных хроническими дерматозами, о предоставляемых медицинских услугах и правах при их получении. Материалы и методы Проведено анкетирование 412 пациентов с хроническими дерматозами, получающих специализированную помощь в медицинских организациях дерматовенерологического профиля г. Москвы. Все опрошенные являлись жителями столицы, имели преимущественно среднее специальное и высшее образование, в основном были служащими государственных учреждений и работниками коммерческих структур, со средним материальным положением, состояли в зарегистрированном браке. Большая часть из них считали себя практически здоровыми, значимая доля - имели высокую медицинскую активность. По материалам социологического опроса изучалось распределение пациентов по получению информации о различных аспектах оказания медицинской помощи. В специально разработанную анкету был включен также ряд вопросов, касающихся знания пациентами своих прав при получении медицинских услуг. Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием методов вариационной статистики. Доверительный интервал для средних величин вычислялся с заданным уровнем достоверности 0,95. Для оценки достоверности различий применялся параметрический критерий Стьюдента. Обработку полученных результатов производили с помощью пакета статистических программ Statistica v. 6.1 и программы Microsoft Office Excel 2010. Результаты исследования Анализ анкетных данных позволил выявить наличие или отсутствие у пациентов возможности получения исчерпывающей информации по всем вопросам, касающимся их заболевания. Распределение ответов пациентов о предоставлении той или иной информации по поводу заболевания представлено в таблице. Наиболее часто предоставляемой врачом является информация о диагнозе. По данным опроса, информацию о диагнозе врач предоставляет «всегда» в 84,9% случаев. Возрастных и половых различий по данному вопросу отмечено не было. На втором месте располагаются методы лечения и возможные осложнения при лечении. Ответ «всегда» дали 82% пациентов, причем самой многочисленной была группа пациентов в возрасте 20-29 лет, среди которых 84,6% ответили на данный вопрос «всегда». ps202002.4el00099.jpg Несколько реже, по мнению опрошенных, врачи информируют пациентов о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях, о побочных действиях лекарственных средств и о праве пациента отказаться от обследования и лечения и последствиях такого отказа. На получение информации о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях указали 72,7% пациентов в возрастной группе до 20 лет и 63,2% в возрастной группе старше 60 лет. Различий между мужчинами и женщинами отмечено не было, уровень образования также достоверно не влиял на характер ответов. С частотой 64,7% врачи сообщают пациентам информацию о побочных действиях лекарственных средств, в 18,6% случаев это происходит не всегда, и в 16,7% случаев пациенты такой информации не получают. Было установлено, что с возрастом информированность пациентов по данному вопросу уменьшается. Если в возрастной группе до 20 лет 72,7% респондентов указали на получение такой информации, то в последующих возрастных группах частота ее получения не превышала 50%. О том, что врачи всегда предоставляют им информацию о праве пациента отказаться от обследования и лечения и последствиях такого отказа, сообщили 63,5% респондентов, 26,9% указали, что не всегда, 9,6% ее не предоставляли. Частота положительных ответов зависела от возраста пациентов. Пациенты в возрасте до 20 лет дали положительный ответ в 81,8% случаев, в возрасте 50-59 лет - в 65%, в остальных возрастных группах их частота колебалась в пределах 60%. При этом мужчины были информированы в 67,8% случаев, а женщины - в 53% (р<0,05). Зависимость от уровня образования установлена не была. Доверие врачу - одна из самых главных составляющих успешно завершенного лечения. Выявлено, что подавляющее большинство (82,3%) респондентов предпочли получать медицинскую помощь в государственной медицинской организации, 15,4% - у знакомого врача и 2,2% - в частном медицинском центре. По данным опроса, на выбор врача влияют возраст пациентов и уровень образования: с увеличением возраста доля пациентов, желающих лечиться в государственном учреждении, была более 90%, тогда как в группах до 20 и 20-29 лет составила менее 50%. На вопрос «Имеете ли вы право и возможность ознакомиться с результатами обследования, историей болезни и амбулаторной картой?» утвердительно ответили 76,1% опрошенных. На необходимость защиты прав пациентов при их нарушении в процессе оказания медицинской помощи указали абсолютно все пациенты, при этом 59,6% были уверены в необходимости обращения к руководству учреждения, 16,3% считали необходимым обращаться с жалобами в страховые компании, 15,7% - в Министерство здравоохранения, а 8,3% - в суд. У респондентов всех возрастных групп преобладающим было мнение о необходимости обращения к руководству медицинского учреждения для урегулирования ситуаций ущемления прав пациента при получении медицинской помощи. Однако пациенты в возрасте 30-39 лет предлагали обращаться в Министерство здравоохранения чаще остальных (в 19,6% случаев), а пациенты группы 40-49-летних чаще других рекомендовали обращаться с жалобами в страховые медицинские организации (в 21,3% случаев). Мужчины и женщины были едины во мнении по урегулированию правовых аспектов. При анализе анкетных данных было выявлено, что обращаться к руководству медицинских учреждений чаще предлагали респонденты, имеющие высшее образование (57,8%), в страховые медицинские организации - лица, имеющие общее среднее образование (33,3%), в суд - пациенты с неполным средним образованием (36,4%). На жалобы по поводу качества оказания дерматологической помощи указали 9,3% респондентов, среди них преобладали пациенты среднего возраста и имеющие среднее специальное образование. Достоверных различий между количеством мужчин и женщин отмечено не было. Пациенты в большинстве случаев были удовлетворены оказываемой им медицинской помощью, не испытывали трудностей при посещении медицинского учреждения, а помощь, оказанная им, вполне соответствовала их нуждам и позволила справиться с проблемами здоровья. Однако около 1/3 пациентов не были удовлетворены информацией о болезни и лечении. Как следует из данных исследования, информированность пациентов о правах при получении медицинских услуг является недостаточной. Заключение По данным анкетирования установлено, что большинство (82,3%) респондентов предпочли получать медицинскую помощь в государственной медицинской организации, 15,4% - у знакомого врача, 2,2% - в частном медицинском центре. Наиболее часто предоставляемой врачом пациентам информацией являются сведения о диагнозе. Информацию о диагнозе врачи предоставляют «всегда» в 84,9% случаев. Возрастных и половых различий по данному вопросу не отмечено. На втором месте по частоте предоставляемой информации находятся методы лечения и возможные осложнения при лечении. Ответ «всегда» дали 82,0% пациентов, причем самая многочисленная группа состояла из пациентов в возрасте 20-29 лет, среди которых 84,6% ответили «всегда» на данный вопрос. Намного реже, по мнению опрошенных, врачи информируют пациентов о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях, о побочных действиях лекарственных средств и о праве пациента отказаться от обследования и лечения и последствиях такого отказа. На необходимость защиты прав пациентов при их нарушении в процессе оказания медицинской помощи указали абсолютно все респонденты. При этом обращение к руководству медицинских учреждений по поводу жалоб на медицинское обслуживание чаще предлагали респонденты, имеющие высшее образование (57,8%), в страховые компании - лица, имеющие общее среднее образование (33,3%), обращаться в суд рекомендовали пациенты с неполным средним образованием (36,4%). На возникавшие когда-либо жалобы по поводу качества оказания дерматологической помощи указали 9,3% респондентов, среди них преобладали пациенты среднего возраста и имеющие среднее специальное образование. Достоверных различий между количеством мужчин и женщин отмечено не было. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

O. E. Konovalov

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Peoples’ Friendship University of Russia” (RUDN University); N. A. Semashko National Research Institute of Public Health

Email: konovalov_oe@mail

E. E. Jiltsova

The Society with Limited Liability “The Levon Chakhoyan Rejuvenation Clinic”


L. R. Chakhoyan

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The academician I. P. Pavlov Ryazan State Medical University” of Minzdrav of Russia


References

  1. Ходакова О. В., Шильникова Н. Ф. Значение уровня правовой грамотности населения в системе управления качеством медицинской помощи. Сибирский медицинский журнал. 2013;120(5):144-7.
  2. Позднякова M. A., Красильникова O. H., Жильцова E. E. Медико-социальные и юридические аспекты косметологической помощи. Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2017;5(4):509-19. doi: 10.23888/HMJ20174509-519
  3. Жильцова Е. Е. Этико-деонтологические и правовые аспекты оказания дерматовенерологической помощи населению. Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2013;21(3):114-7. doi: 10.17816/PAVLOVJ20133114-117
  4. Кочкина Н. Н., Красильникова М. Д., Шишкин С. В. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения. М.: Издательский дом Высшей школы экономики; 2015.
  5. Артемьева М. А. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью в различных условиях ее предоставления. Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2017;5(3):389-99. doi: 10.23888/HMJ20173389-399

Statistics

Views

Abstract - 88

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies