ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ДЕРМАТОЗАМИ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГАХ И ПРАВАХ ПРИ ИХ ПОЛУЧЕНИИ
- Авторы: Коновалов О.Е.1,2, Жильцова Е.Е.3, Чахоян Л.Р.4
- Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
- ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
- ООО «Клиника омоложения Левона Чахояна»
- ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Выпуск: Том 28, № 2 (2020)
- Страницы: 275-278
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/278
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-2-275-278
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Введение Повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения определены ориентирами социально-экономической стратегии развития Российской Федерации на период до 2020 г. Главной целью преобразований в здравоохранении должно быть обеспечение такого объема и качества медицинских услуг, которые соответствовали бы потребностям пациентов [1-3]. При этом важнейшей составляющей эффективной и качественной медицинской помощи, включая услуги дерматовенерологического профиля, является соблюдение прав пациента [4, 5]. Цель настоящего исследования заключалась в оценке информированности жителей столицы, больных хроническими дерматозами, о предоставляемых медицинских услугах и правах при их получении. Материалы и методы Проведено анкетирование 412 пациентов с хроническими дерматозами, получающих специализированную помощь в медицинских организациях дерматовенерологического профиля г. Москвы. Все опрошенные являлись жителями столицы, имели преимущественно среднее специальное и высшее образование, в основном были служащими государственных учреждений и работниками коммерческих структур, со средним материальным положением, состояли в зарегистрированном браке. Большая часть из них считали себя практически здоровыми, значимая доля - имели высокую медицинскую активность. По материалам социологического опроса изучалось распределение пациентов по получению информации о различных аспектах оказания медицинской помощи. В специально разработанную анкету был включен также ряд вопросов, касающихся знания пациентами своих прав при получении медицинских услуг. Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием методов вариационной статистики. Доверительный интервал для средних величин вычислялся с заданным уровнем достоверности 0,95. Для оценки достоверности различий применялся параметрический критерий Стьюдента. Обработку полученных результатов производили с помощью пакета статистических программ Statistica v. 6.1 и программы Microsoft Office Excel 2010. Результаты исследования Анализ анкетных данных позволил выявить наличие или отсутствие у пациентов возможности получения исчерпывающей информации по всем вопросам, касающимся их заболевания. Распределение ответов пациентов о предоставлении той или иной информации по поводу заболевания представлено в таблице. Наиболее часто предоставляемой врачом является информация о диагнозе. По данным опроса, информацию о диагнозе врач предоставляет «всегда» в 84,9% случаев. Возрастных и половых различий по данному вопросу отмечено не было. На втором месте располагаются методы лечения и возможные осложнения при лечении. Ответ «всегда» дали 82% пациентов, причем самой многочисленной была группа пациентов в возрасте 20-29 лет, среди которых 84,6% ответили на данный вопрос «всегда». ps202002.4el00099.jpg Несколько реже, по мнению опрошенных, врачи информируют пациентов о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях, о побочных действиях лекарственных средств и о праве пациента отказаться от обследования и лечения и последствиях такого отказа. На получение информации о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях указали 72,7% пациентов в возрастной группе до 20 лет и 63,2% в возрастной группе старше 60 лет. Различий между мужчинами и женщинами отмечено не было, уровень образования также достоверно не влиял на характер ответов. С частотой 64,7% врачи сообщают пациентам информацию о побочных действиях лекарственных средств, в 18,6% случаев это происходит не всегда, и в 16,7% случаев пациенты такой информации не получают. Было установлено, что с возрастом информированность пациентов по данному вопросу уменьшается. Если в возрастной группе до 20 лет 72,7% респондентов указали на получение такой информации, то в последующих возрастных группах частота ее получения не превышала 50%. О том, что врачи всегда предоставляют им информацию о праве пациента отказаться от обследования и лечения и последствиях такого отказа, сообщили 63,5% респондентов, 26,9% указали, что не всегда, 9,6% ее не предоставляли. Частота положительных ответов зависела от возраста пациентов. Пациенты в возрасте до 20 лет дали положительный ответ в 81,8% случаев, в возрасте 50-59 лет - в 65%, в остальных возрастных группах их частота колебалась в пределах 60%. При этом мужчины были информированы в 67,8% случаев, а женщины - в 53% (р<0,05). Зависимость от уровня образования установлена не была. Доверие врачу - одна из самых главных составляющих успешно завершенного лечения. Выявлено, что подавляющее большинство (82,3%) респондентов предпочли получать медицинскую помощь в государственной медицинской организации, 15,4% - у знакомого врача и 2,2% - в частном медицинском центре. По данным опроса, на выбор врача влияют возраст пациентов и уровень образования: с увеличением возраста доля пациентов, желающих лечиться в государственном учреждении, была более 90%, тогда как в группах до 20 и 20-29 лет составила менее 50%. На вопрос «Имеете ли вы право и возможность ознакомиться с результатами обследования, историей болезни и амбулаторной картой?» утвердительно ответили 76,1% опрошенных. На необходимость защиты прав пациентов при их нарушении в процессе оказания медицинской помощи указали абсолютно все пациенты, при этом 59,6% были уверены в необходимости обращения к руководству учреждения, 16,3% считали необходимым обращаться с жалобами в страховые компании, 15,7% - в Министерство здравоохранения, а 8,3% - в суд. У респондентов всех возрастных групп преобладающим было мнение о необходимости обращения к руководству медицинского учреждения для урегулирования ситуаций ущемления прав пациента при получении медицинской помощи. Однако пациенты в возрасте 30-39 лет предлагали обращаться в Министерство здравоохранения чаще остальных (в 19,6% случаев), а пациенты группы 40-49-летних чаще других рекомендовали обращаться с жалобами в страховые медицинские организации (в 21,3% случаев). Мужчины и женщины были едины во мнении по урегулированию правовых аспектов. При анализе анкетных данных было выявлено, что обращаться к руководству медицинских учреждений чаще предлагали респонденты, имеющие высшее образование (57,8%), в страховые медицинские организации - лица, имеющие общее среднее образование (33,3%), в суд - пациенты с неполным средним образованием (36,4%). На жалобы по поводу качества оказания дерматологической помощи указали 9,3% респондентов, среди них преобладали пациенты среднего возраста и имеющие среднее специальное образование. Достоверных различий между количеством мужчин и женщин отмечено не было. Пациенты в большинстве случаев были удовлетворены оказываемой им медицинской помощью, не испытывали трудностей при посещении медицинского учреждения, а помощь, оказанная им, вполне соответствовала их нуждам и позволила справиться с проблемами здоровья. Однако около 1/3 пациентов не были удовлетворены информацией о болезни и лечении. Как следует из данных исследования, информированность пациентов о правах при получении медицинских услуг является недостаточной. Заключение По данным анкетирования установлено, что большинство (82,3%) респондентов предпочли получать медицинскую помощь в государственной медицинской организации, 15,4% - у знакомого врача, 2,2% - в частном медицинском центре. Наиболее часто предоставляемой врачом пациентам информацией являются сведения о диагнозе. Информацию о диагнозе врачи предоставляют «всегда» в 84,9% случаев. Возрастных и половых различий по данному вопросу не отмечено. На втором месте по частоте предоставляемой информации находятся методы лечения и возможные осложнения при лечении. Ответ «всегда» дали 82,0% пациентов, причем самая многочисленная группа состояла из пациентов в возрасте 20-29 лет, среди которых 84,6% ответили «всегда» на данный вопрос. Намного реже, по мнению опрошенных, врачи информируют пациентов о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях, о побочных действиях лекарственных средств и о праве пациента отказаться от обследования и лечения и последствиях такого отказа. На необходимость защиты прав пациентов при их нарушении в процессе оказания медицинской помощи указали абсолютно все респонденты. При этом обращение к руководству медицинских учреждений по поводу жалоб на медицинское обслуживание чаще предлагали респонденты, имеющие высшее образование (57,8%), в страховые компании - лица, имеющие общее среднее образование (33,3%), обращаться в суд рекомендовали пациенты с неполным средним образованием (36,4%). На возникавшие когда-либо жалобы по поводу качества оказания дерматологической помощи указали 9,3% респондентов, среди них преобладали пациенты среднего возраста и имеющие среднее специальное образование. Достоверных различий между количеством мужчин и женщин отмечено не было. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
О. Е. Коновалов
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»; ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
Email: konovalov_oe@mail
Е. Е. Жильцова
ООО «Клиника омоложения Левона Чахояна»
Л. Р. Чахоян
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Список литературы
- Ходакова О. В., Шильникова Н. Ф. Значение уровня правовой грамотности населения в системе управления качеством медицинской помощи. Сибирский медицинский журнал. 2013;120(5):144-7.
- Позднякова M. A., Красильникова O. H., Жильцова E. E. Медико-социальные и юридические аспекты косметологической помощи. Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2017;5(4):509-19. doi: 10.23888/HMJ20174509-519
- Жильцова Е. Е. Этико-деонтологические и правовые аспекты оказания дерматовенерологической помощи населению. Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2013;21(3):114-7. doi: 10.17816/PAVLOVJ20133114-117
- Кочкина Н. Н., Красильникова М. Д., Шишкин С. В. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения. М.: Издательский дом Высшей школы экономики; 2015.
- Артемьева М. А. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью в различных условиях ее предоставления. Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2017;5(3):389-99. doi: 10.23888/HMJ20173389-399