ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ДЕРМАТОЗАМИ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГАХ И ПРАВАХ ПРИ ИХ ПОЛУЧЕНИИ

  • Авторы: Коновалов О.Е.1,2, Жильцова Е.Е.3, Чахоян Л.Р.4
  • Учреждения:
    1. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
    2. ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
    3. ООО «Клиника омоложения Левона Чахояна»
    4. ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Выпуск: Том 28, № 2 (2020)
  • Страницы: 275-278
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/278
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-2-275-278
  • Цитировать

Аннотация


Информация о заболевании, его причине, прогнозе, методах диагностики, лечения и профилактики всегда является очень важной для пациента и его родственников. В статье представлены результаты анкетного опроса 412 пациентов с хроническими дерматозами, проживающих в г. Москве.Цель исследования - оценка информированности о предоставляемых медицинских услугах и правах при их получении пациентов с хроническими дерматозами, проживающих в столице России.Установлено, что наиболее часто предоставляемой врачом пациенту информацией являются сведения о диагнозе. По данным опроса, информацию о диагнозе врачи предоставляют «всегда» в 84,9% случаев. На втором месте - информация о методах лечения и возможных осложнениях при лечении (82%). Несколько реже врачи информируют пациентов о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях, о побочных действиях лекарственных средств и о праве пациента отказаться от обследования и лечения, а также о последствиях такого отказа. На необходимость защиты прав пациентов при их нарушении в процессе оказания медицинской помощи указали абсолютно все пациенты. При этом более половины были уверены в необходимости обращения к руководству учреждения (59,6%), 16,3% пациентов считали необходимым обращаться с жалобами в страховые компании, 15,7% - в Министерство здравоохранения, 8,3% - в суд.

Полный текст

Введение Повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения определены ориентирами социально-экономической стратегии развития Российской Федерации на период до 2020 г. Главной целью преобразований в здравоохранении должно быть обеспечение такого объема и качества медицинских услуг, которые соответствовали бы потребностям пациентов [1-3]. При этом важнейшей составляющей эффективной и качественной медицинской помощи, включая услуги дерматовенерологического профиля, является соблюдение прав пациента [4, 5]. Цель настоящего исследования заключалась в оценке информированности жителей столицы, больных хроническими дерматозами, о предоставляемых медицинских услугах и правах при их получении. Материалы и методы Проведено анкетирование 412 пациентов с хроническими дерматозами, получающих специализированную помощь в медицинских организациях дерматовенерологического профиля г. Москвы. Все опрошенные являлись жителями столицы, имели преимущественно среднее специальное и высшее образование, в основном были служащими государственных учреждений и работниками коммерческих структур, со средним материальным положением, состояли в зарегистрированном браке. Большая часть из них считали себя практически здоровыми, значимая доля - имели высокую медицинскую активность. По материалам социологического опроса изучалось распределение пациентов по получению информации о различных аспектах оказания медицинской помощи. В специально разработанную анкету был включен также ряд вопросов, касающихся знания пациентами своих прав при получении медицинских услуг. Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием методов вариационной статистики. Доверительный интервал для средних величин вычислялся с заданным уровнем достоверности 0,95. Для оценки достоверности различий применялся параметрический критерий Стьюдента. Обработку полученных результатов производили с помощью пакета статистических программ Statistica v. 6.1 и программы Microsoft Office Excel 2010. Результаты исследования Анализ анкетных данных позволил выявить наличие или отсутствие у пациентов возможности получения исчерпывающей информации по всем вопросам, касающимся их заболевания. Распределение ответов пациентов о предоставлении той или иной информации по поводу заболевания представлено в таблице. Наиболее часто предоставляемой врачом является информация о диагнозе. По данным опроса, информацию о диагнозе врач предоставляет «всегда» в 84,9% случаев. Возрастных и половых различий по данному вопросу отмечено не было. На втором месте располагаются методы лечения и возможные осложнения при лечении. Ответ «всегда» дали 82% пациентов, причем самой многочисленной была группа пациентов в возрасте 20-29 лет, среди которых 84,6% ответили на данный вопрос «всегда». ps202002.4el00099.jpg Несколько реже, по мнению опрошенных, врачи информируют пациентов о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях, о побочных действиях лекарственных средств и о праве пациента отказаться от обследования и лечения и последствиях такого отказа. На получение информации о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях указали 72,7% пациентов в возрастной группе до 20 лет и 63,2% в возрастной группе старше 60 лет. Различий между мужчинами и женщинами отмечено не было, уровень образования также достоверно не влиял на характер ответов. С частотой 64,7% врачи сообщают пациентам информацию о побочных действиях лекарственных средств, в 18,6% случаев это происходит не всегда, и в 16,7% случаев пациенты такой информации не получают. Было установлено, что с возрастом информированность пациентов по данному вопросу уменьшается. Если в возрастной группе до 20 лет 72,7% респондентов указали на получение такой информации, то в последующих возрастных группах частота ее получения не превышала 50%. О том, что врачи всегда предоставляют им информацию о праве пациента отказаться от обследования и лечения и последствиях такого отказа, сообщили 63,5% респондентов, 26,9% указали, что не всегда, 9,6% ее не предоставляли. Частота положительных ответов зависела от возраста пациентов. Пациенты в возрасте до 20 лет дали положительный ответ в 81,8% случаев, в возрасте 50-59 лет - в 65%, в остальных возрастных группах их частота колебалась в пределах 60%. При этом мужчины были информированы в 67,8% случаев, а женщины - в 53% (р<0,05). Зависимость от уровня образования установлена не была. Доверие врачу - одна из самых главных составляющих успешно завершенного лечения. Выявлено, что подавляющее большинство (82,3%) респондентов предпочли получать медицинскую помощь в государственной медицинской организации, 15,4% - у знакомого врача и 2,2% - в частном медицинском центре. По данным опроса, на выбор врача влияют возраст пациентов и уровень образования: с увеличением возраста доля пациентов, желающих лечиться в государственном учреждении, была более 90%, тогда как в группах до 20 и 20-29 лет составила менее 50%. На вопрос «Имеете ли вы право и возможность ознакомиться с результатами обследования, историей болезни и амбулаторной картой?» утвердительно ответили 76,1% опрошенных. На необходимость защиты прав пациентов при их нарушении в процессе оказания медицинской помощи указали абсолютно все пациенты, при этом 59,6% были уверены в необходимости обращения к руководству учреждения, 16,3% считали необходимым обращаться с жалобами в страховые компании, 15,7% - в Министерство здравоохранения, а 8,3% - в суд. У респондентов всех возрастных групп преобладающим было мнение о необходимости обращения к руководству медицинского учреждения для урегулирования ситуаций ущемления прав пациента при получении медицинской помощи. Однако пациенты в возрасте 30-39 лет предлагали обращаться в Министерство здравоохранения чаще остальных (в 19,6% случаев), а пациенты группы 40-49-летних чаще других рекомендовали обращаться с жалобами в страховые медицинские организации (в 21,3% случаев). Мужчины и женщины были едины во мнении по урегулированию правовых аспектов. При анализе анкетных данных было выявлено, что обращаться к руководству медицинских учреждений чаще предлагали респонденты, имеющие высшее образование (57,8%), в страховые медицинские организации - лица, имеющие общее среднее образование (33,3%), в суд - пациенты с неполным средним образованием (36,4%). На жалобы по поводу качества оказания дерматологической помощи указали 9,3% респондентов, среди них преобладали пациенты среднего возраста и имеющие среднее специальное образование. Достоверных различий между количеством мужчин и женщин отмечено не было. Пациенты в большинстве случаев были удовлетворены оказываемой им медицинской помощью, не испытывали трудностей при посещении медицинского учреждения, а помощь, оказанная им, вполне соответствовала их нуждам и позволила справиться с проблемами здоровья. Однако около 1/3 пациентов не были удовлетворены информацией о болезни и лечении. Как следует из данных исследования, информированность пациентов о правах при получении медицинских услуг является недостаточной. Заключение По данным анкетирования установлено, что большинство (82,3%) респондентов предпочли получать медицинскую помощь в государственной медицинской организации, 15,4% - у знакомого врача, 2,2% - в частном медицинском центре. Наиболее часто предоставляемой врачом пациентам информацией являются сведения о диагнозе. Информацию о диагнозе врачи предоставляют «всегда» в 84,9% случаев. Возрастных и половых различий по данному вопросу не отмечено. На втором месте по частоте предоставляемой информации находятся методы лечения и возможные осложнения при лечении. Ответ «всегда» дали 82,0% пациентов, причем самая многочисленная группа состояла из пациентов в возрасте 20-29 лет, среди которых 84,6% ответили «всегда» на данный вопрос. Намного реже, по мнению опрошенных, врачи информируют пациентов о методах обследования, возможных неприятных ощущениях и осложнениях, о побочных действиях лекарственных средств и о праве пациента отказаться от обследования и лечения и последствиях такого отказа. На необходимость защиты прав пациентов при их нарушении в процессе оказания медицинской помощи указали абсолютно все респонденты. При этом обращение к руководству медицинских учреждений по поводу жалоб на медицинское обслуживание чаще предлагали респонденты, имеющие высшее образование (57,8%), в страховые компании - лица, имеющие общее среднее образование (33,3%), обращаться в суд рекомендовали пациенты с неполным средним образованием (36,4%). На возникавшие когда-либо жалобы по поводу качества оказания дерматологической помощи указали 9,3% респондентов, среди них преобладали пациенты среднего возраста и имеющие среднее специальное образование. Достоверных различий между количеством мужчин и женщин отмечено не было. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

О. Е. Коновалов

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»; ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России

Email: konovalov_oe@mail

Е. Е. Жильцова

ООО «Клиника омоложения Левона Чахояна»


Л. Р. Чахоян

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации


Список литературы

  1. Ходакова О. В., Шильникова Н. Ф. Значение уровня правовой грамотности населения в системе управления качеством медицинской помощи. Сибирский медицинский журнал. 2013;120(5):144-7.
  2. Позднякова M. A., Красильникова O. H., Жильцова E. E. Медико-социальные и юридические аспекты косметологической помощи. Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2017;5(4):509-19. doi: 10.23888/HMJ20174509-519
  3. Жильцова Е. Е. Этико-деонтологические и правовые аспекты оказания дерматовенерологической помощи населению. Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2013;21(3):114-7. doi: 10.17816/PAVLOVJ20133114-117
  4. Кочкина Н. Н., Красильникова М. Д., Шишкин С. В. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения. М.: Издательский дом Высшей школы экономики; 2015.
  5. Артемьева М. А. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью в различных условиях ее предоставления. Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2017;5(3):389-99. doi: 10.23888/HMJ20173389-399

Статистика

Просмотры

Аннотация - 81

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах