ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ, ДОСТУПНОСТЬ, ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация


The relevance of inclusive education in higher education institution is determined not only by moral imperatives, but also by pragmatic needs of modern society. The modern labor market requires variety of talents and competencies. The inclusion forms conditions for disclosure of potential of those students who traditionally excluded from educational process. The article draw attention to such key issues of increasing inclusiveness of higher education as attention to social and social cultural components of socialization of the youth that university can provide. Many physical and information barriers that traditionally prevented the disabled to obtain higher education can be eliminated by digital technologies. The digitization erases geographical boundaries and creates equal opportunities for everyone, regardless of place of residence and health status. The specialized software, assistive devices, online platforms can significantly facilitate learning for students with disabilities. However, it is important not just to implement technologies, but to train students and teachers to apply them effectively.

Об авторах

Н. А. Гаража

Новороссийский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 353900, г. Новороссийск

И. Г. Рзун

Новороссийский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 353900, г. Новороссийск

И. А. Заярная

Новороссийский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 353900, г. Новороссийск

Б. Б. Зайковский

Новороссийский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 353900, г. Новороссийск

М. С. Стрижак

Новороссийский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 353900, г. Новороссийск

Список литературы

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/molodezhnaya-politika/74549/
  2. Дудырев Ф. Ф., Рожкова К. В., Романова О. А., Травкин П. В. Обучение и трудоустройство студентов программ среднего профессионального образования с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мониторинг экономики образования. 2020;(4):1—8.
  3. Положение инвалидов. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13964
  4. Ваняйкин Р. А., Петрова М. М., Каскаева Д. С., Пронина Е. А., Шимохина Н. Ю. Заболеваемость учащихся высших учебных заведений в условиях современного образовательного процесса и воздействия факторов среды обитания (обзор литературы). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;(6):1259—66.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  6. Мальцева Т. Е. Инклюзивное образование в России: проблемы и возможности их решения. Человек. Наука. Социум. 2024;1(17):121—39.
  7. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн). Режим доступа: https://base.garant.ru/70680520/
  8. Бугайчук Т. В., Коряковцева О. А., Усанина Н. С., Юферова М. А. Инклюзивное образование в вузе в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. Под. ред. М. В. Новикова. Ярославль; 2018.
  9. Инклюзивное образование на Юге России: время возможностей. Режим доступа: https://vk.com/@-111818156-inkluzivnoe-obrazovanie-na-uge-rossii-vremya-vozmozhnostei-o
  10. Как на Кубани развивается инклюзивное образование. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/7249871
  11. Инклюзивное образование. Режим доступа: https://инклюзивноеобразование.рф/
  12. Инклюзивное образование. Режим доступа: https://www.obrazov.org/
  13. Низамеева А. М. Инклюзивное образование: методы и практики. Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». 2024;20:250—4.
  14. Подход, основанный на возможностях. Режим доступа: https://plato.stanford.edu/archIves/sum2020/entries/capability-approach/
  15. Сухушина Е. В., Мариненко Е. С., Вялова В. П. Особенности представления инвалидности в научном дискурсе: опыт практического исследования. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024;(82):183—98.
  16. Халикова Д. Р., Хилькевич Е. В. Социокультурная инклюзия: концептуальные основы и тенденции развития. Аутизм и нарушения развития. 2022;20(2):4—12. doi: 10.17759/autdd.2022200201
  17. Богомолов А. В., Бузинова Т. С. Проблема субъектности в историко-педагогическом дискурсе: к вопросу о теоретических предпосылках методологии AGILE. Kant. 2024;3(52):278—82.
  18. Елькина И. Ю., Есина С. В., Запорожцева Г. Е., Комиссарова О. А., Рыбакова Н. А., Фролова С. В., Коновальчук А. Н. Гуманистические аспекты взаимодействия субъектов образовательного процесса современного вуза. М.; 2021.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 126

PDF (Russian) - 40

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах