АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

  • Авторы: Садыков Р.М.1,2, Ахметов В.Я.1,2, Большакова Н.Л.3
  • Учреждения:
    1. ФГБНУ «Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук», Институт социально-экономических исследований — обособленное структурное подразделение, 450054, г. Уфа
    2. ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», 450076, г. Уфа
  • Выпуск: Том 33, № 3 (2025)
  • Страницы: 480-486
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1702
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2025-33-3-480-486
  • Цитировать

Аннотация


Представленная тема обусловлена потребностью исследования психосоциальных проблем детей из неблагополучных семей и поиска технологий их решения. Статья посвящена изучению здоровьесберегающих технологий арт-терапии в работе с детьми из неблагополучных семей. Установлено, что психосоциальные проблемы широко распространены среди детей и подростков. Так, по данным ВОЗ, их распространенность во всем мире оценивается в 10—20%. Эти проблемы могут серьезно мешать повседневной жизни и повышать риск плохой успеваемости в школе. Результаты исследования выявили эмоциональные (тревога, депрессивные чувства, замкнутое поведение, психосоматические жалобы), поведенческие (гиперактивность, агрессивное поведение, проблемы с поведением) и социальные (социальная замкнутость, отсутствие социальных контактов и взаимодействий) проблемы детей. Определено, что технология арт-терапии используется для повышения самооценки и самосознания, развития эмоциональной устойчивости, улучшения социальных навыков, активности и уменьшения стресса. Арт-терапия как социально-психологическая технология играет в последние годы большую роль в решении целого комплекса задач по сохранению психосоциального здоровья детей, особенно из деструктивных семей. Данный метод связан с раскрытием творческого потенциала личности, проявлением социальной активности, высвобождением ее скрытых энергетических резервов и в результате нахождением оптимальных способов их решения. Сделан вывод, что использование здоровьесберегающей технологии арт-терапии может предоставить детям из неблагополучных групп населения возможность решения психосоциальных проблем с помощью «самоизлечения», снижения уровня социальной напряженности, увеличения уровня эмоционального благополучия.

Об авторах

Р. М. Садыков

ФГБНУ «Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук», Институт социально-экономических исследований — обособленное структурное подразделение, 450054, г. Уфа;

В. Я. Ахметов

ФГБНУ «Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук», Институт социально-экономических исследований — обособленное структурное подразделение, 450054, г. Уфа;

Н. Л. Большакова

ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», 450076, г. Уфа

Список литературы

  1. Belozerova L., Guryleva L. Art-therapy as health-saving technology in social-psychological adaptation support among young teachers. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018;13(4):83—8. doi: 10.14526/2070-4798-2018-13-4-101-108
  2. Bosgraaf L., Spreen M., Pattiselanno K., Hooren Sv. Art Therapy for Psychosocial Problems in Children and Adolescents: A Systematic Narrative Review on Art Therapeutic Means and Forms of Expression, Therapist Behavior, and Supposed Mechanisms of Change. Front. Psychol. 2020. 11:584685. doi: 10.3389/fpsyg.2020.584685
  3. Waller D. Art Therapy for Children: How It Leads to Change. Clin. Child Psychol. Psychiatry. 2006;11(2):271—82. doi: 10.1177/1359104506061419
  4. Mittal S., Mahapatra M., Ansari S. Effect of Art Therapy on Adolescents' Mental Health. Российский психологический журнал. 2022;19(4):71—9. doi: 10.21702/rpj.2022.4.4
  5. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 05.06.2024).
  6. Садыков Р. М., Большакова Н. Л. Модернизация института семьи через призму ее структурных и функциональных изменений. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2021;5(398):968—82. doi: 10.24891/ni.17.5.968
  7. Гришина Е. Е. Материальное положение многодетных семей и факторы роста их доходов. Финансовый журнал. 2024;(1):45—60. doi: 10.31107/2075-1990-2024-1-45-60
  8. Рашитова Л. К. Монородительская семья как особый тип семьи. Электронный научный журнал. 2015;2(2):523—6. doi: 10.18534/enj.2015.02.523
  9. Волошина И. Г., Воробьева Г. Е. Социально-педагогическое сопровождение неполной отцовской семьи. Современные наукоемкие технологии. 2019;(4):71—4.
  10. Чуланов Д. М. Причины и социальные последствия разводов. Вестник науки и образования. 2020;13-2(91):61—3.
  11. Прокофьева Л. М., Корчагина И. И. Неполные семьи с детьми в России: масштабы распространения и материальная поддержка. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020;9-1(48):172—9. doi: 10.24411/2500-1000-2020-11006
  12. Селиванова О. В., Коробкова Н. Ю. Неполные семьи в регионах России: масштабы и социально-экономические характеристики. Социально-трудовые исследования. 2024;1(54):147—56. doi: 10.34022/2658-3712-2024-54-1-147-156
  13. Садыков Р. М., Большакова Н. Л., Хамадеева Р. Х. Социальная деятельность негосударственных организаций в отношении семей с детьми. Вестник университета. 2021;(4):189—94. doi: 10.26425/1816-4277-2021-4-189-194
  14. Петрова Ю. И., Гареева З. К. Социальная работа с неполными семьями. Наука через призму времени. 2021;7(52):71.
  15. Кучина Н. Н., Данилова М. В. Социально-психологическая профилактика виктимного поведения подростков из неблагополучных семей. Современный ученый. 2021;(2):44—9.
  16. Кошман Н. В. Социально-психологическая работа с семейным неблагополучием как важное условие защиты прав ребёнка в семье. Сибирский международный. 2018;20:52—6.
  17. Богданец И. А., Сарманова А. Р. Арт-терапия: терапия искусством. Вестник научных конференций. 2019;6-2(46):29—30.
  18. Самсонова Е. С. Арт-терапия: понятие и направления использования. Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2017;(6):99—103.
  19. Козырская И. Н., Зубеня Е. Ю. Использование методов арт-терапии в развитии креативности будущих учителей-дефектологов. Научный потенциал. 2020;2(29):27—30.
  20. Саввинова К. П. Музейная арт-терапия как одна из форм социальной арт-терапии. Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2019;3(15):39—42.
  21. Шегеря В. Е. Арт-терапия как метод психокоррекционного воздействия. Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2020;(2):271—5.
  22. Volkova O. A., Besschetnova O. V. Child abuse in Russia as a cause of social orphanhood. World Appl. Sci. J. 2013;26;12:1588—94.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 1

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах