The criterion mode of evaluating functioning of stomatologic polyclinic

Abstract


To improve quality and efficiency of primary health care and to strengthen its preventive directivity is possible through health care modernization including implementation of management technologies, development of database for evaluation and control. The purpose of the study is to develop method of evaluating activity of stomatologic clinic. The methodology was based on concepts of “functional systems” and “decision making”. The listing of informative criteria was based on data analysis of functioning of stomatologic service of the Chechen Republic in 2002-2016 and results of sociological survey of stomatologists (n=181), health care administrators in stomatology (n=45), paramedics (n=220) and patients (n=359). The experts (n=13) developed required number of criteria and their gradation. The algorithm of evaluating activity of stomatologic clinic was developed using systematic approach. The listing of 52 criteria and their 10 blocks were established. The experts established coefficients of significance of criteria (0.0084-0.0781; ≥0.0224 - more significant, <0.0224 - less significant). Three levels were determined for each criterion (according principle of minimization) that became a basis for calculation of integrated indicator of efficiency of functioning of stomatologic polyclinic. The expanded methodological approaches ensure comparartivity of estimates of stomatologic polyclinic in various time periods. The health care authorities have opportunity to objectify analysis of functioning of a number of polyclinics in different periods.

Full Text

Введение ps202202.4htm00067.jpg В 2018 г. принят проект «Здоровье», рассчитанный на реализацию до 2024 г. и предусматривающий повышение качества и эффективности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения. Решение этих задач, как свидетельствуют данные ряда исследований, возможно путем модернизации здравоохранения, включающей повышение уровня материально-технической, кадровой и научной базы, внедрение управленческих технологий [1-5]. Последнее предполагает совершенствование информационной базы для оценки, контроля и управления здравоохранением и качеством его работы [1, 6-8]. Совершенствование оказания стоматологической помощи требует пересмотра показателей оценки деятельности специалистов стоматологического профиля, так как действующие показатели (доля осмотренных, доля нуждающихся в санации, доля санированных, доля нуждающихся в протезировании) в настоящее время не являются качественными и всесторонне оценивающими деятельность конкретного специалиста стоматологического профиля и коллектива в целом [6, 7, 9, 10]. ps202202.4htm00069.jpg Цель исследования - разработка способа оценки деятельности стоматологической поликлиники. Материалы и методы Одним из важнейших вопросов является обоснование подходов к разработке способа оценки деятельности стоматологической поликлиники. Существенных успехов в совершенствовании оказания стоматологической помощи населению можно достичь с помощью методологии системного подхода - научной методологии познания сложных объектов [1, 2, 5], позволяющей разработать организационно-управленческие технологии совершенствования деятельности медицинских организаций и оценки их работы. Решение проблемы возможно на основе использования принципов системного подхода, который исходит из ведущей роли полезного результата - эффективности и качества первичной медико-санитарной стоматологической помощи. На основе такого подхода разработан алгоритм оценки деятельности стоматологической поликлиники как основного элемента системы оказания первичной медико-санитарной стоматологической помощи. Основой разработки способа являются положения теорий функциональных систем и принятия решений. Перечень информативных критериев формировался исходя из данных анализа работы стоматологической службы Чеченской Республики за 2002-2016 гг., результатов анкетирования врачей-стоматологов (n=181), организаторов здравоохранения в стоматологии (n=45), средних медицинских работников (n=220) и пациентов (n=359). Минимально необходимое число критериев, их градация по степени важности устанавливались экспертами (n=13). Результаты исследования Суть метода заключается в следующем. 1. Устанавливаются перечень информативных критериев и их блоки - компоненты системы (стоматологической поликлиники), каждый из которых характеризует определенное направление ее функционирования (количество блоков и число входящих в них критериев не может ограничиваться и требует максимального представительства). В нашем исследовании сформированы 10 блоков, включивших 52 критерия. 2. Не все критерии равнозначны по степени их влияния на успешность функционирования поликлиники. Поэтому экспертным методом определены более и менее значимые относительно определенного коэффициента важности (в нашем исследовании данный коэффициент равен 0,0224). Если коэффициент важности критерия ≥0,0224, то данный критерий отнесен к относительно более значимым, если <0,0224 - к менее значимым. 3. По результатам экспертной оценки из первоначального перечня (52 критерия) отобраны те, которые минимально необходимы для оценки системы (в нашем исследовании - 38 критериев; табл. 1.) Коэффициенты значимости (важности) критериев рассчитывали по данным, полученным экспертным методом (частное от деления единицы на сумму присвоенных баллов). Соблюдено условие, что сумма коэффициентов составляет 1,0. По нашим данным, все критерии оказались расположенными в интервале от 0,0084 до 0,0781. 4. Для расчета интегрального показателя (успешность работы поликлиники) использован методический прием, изложенный в ряде научных работ [1, 2, 5] и позволяющий провести оценку по модельным вариантам. Для оценки каждого критерия определены три уровня (по принципу минимизации): высокий, средний и низкий. В дальнейшем каждому уровню были присвоены балльные оценки: 10 - высокий, 20 - средний и 30 - низкий. Фрагмент информативных критериев, характеризующих функционирование стоматологической поликлиники, а также их градация, согласованная с экспертами, представлены в табл. 2. Использование такого методического приема позволяет оценить успешность деятельности стоматологической поликлиники следующим образом (модельные варианты): «отлично» (все критерии с коэффициентом важности 0,0224 и выше получили 10 баллов, остальные - не более 20); «хорошо» (не менее 50% критериев с коэффициентом важности 0,0224 и выше получили 10 баллов, все остальные - не более 20 баллов); «удовлетворительно» (более 50% критериев с коэффициентом важности 0,0224 и выше получили 20 баллов, остальные - 10 и не более 50% критериев с коэффициентом важности менее 0,0224 - 30 баллов); «неудовлетворительно» (хотя бы один из критериев с коэффициентом важности 0,0224 и выше или более 50% других получили 30 баллов). Заключение Учет перечисленных информативных критериев позволяет определить интегральный показатель - успешность деятельности стоматологической поликлиники. Кроме того, наиболее важные критерии позволяют наметить перспективные пути совершенствования ее работы. Изложенные методические подходы обеспечивают сравнимость полученных стоматологической поликлиникой оценок в различных временных срезах, а органу управления здравоохранением предоставляют возможность объективизации анализа деятельности целого ряда поликлиник в различные периоды. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

V. M. Grynin

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia


A. Ya. Avetisyan

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia

Email: avetisyan177@mail.ru

V. A. Reshetnikov

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” (Sechenov University) of Minzdrav of Russia


References

  1. Гринин В. М., Караханян В. Т., Адилханян В. А. Системные вопросы оценки качества оказания стоматологической помощи населению. Российский стоматологический журнал. 2011;(4):35-7.
  2. Коршевер Н. Г., Александров Д. А., Анастасов К. Н. Хирургическая работа в воинской части: организационная диагностика, системный подход и оптимизация. Саратов: Научная книга; 2001. 100 с.
  3. Найговзина Н. Б., Лучинский А. В. Государственные гарантии на медицинскую стоматологическую помощь в амбулаторных условиях. Стоматология. 2015;(4):12-5.
  4. Решетников В. А., Коршевер Н. Г., Сафронов В. В. Технология оптимизации территориальной системы медицинского обеспечения. Саратов: Изд. Сарат. ВМедИ; 2001. 161 с.
  5. Сабиров Л. Ф., Спиридонов А. В. Оценка результативности использования методологии системного подхода в управлении многопрофильным стационаром ведомственной системы МВД по Республике Татарстан. Общественное. здоровье и здравоохранение. 2015;(3):62-5.
  6. Бутова В. Г., Бычков В. И., Умарова К. В. Экспертиза качества стоматологической помощи. Институт стоматологии. 2001;3(52):14-7.
  7. Вагнер В. Д., Лапина А. К., Смирнова Л. Е., Старикова Н. В. Организация контроля качества заполнения медицинской документации. Стоматология. 2015;6(2):48.
  8. Шамликашвили И. А., Островский А. Н. Современные подходы к организации системы эффективного разрешения конфликтов в сфере оказания медицинских услуг. Здравоохранение Российской Федерации. 2015;5(59):28-31.
  9. Вялков А. И. О состоянии стоматологии в России и перспективы ее развития. Стоматология. 1999;(2):44-50.
  10. Сабгайда Т. П., Сергиевская А. Л., Кабанова А. В., Алексеев А. В. Возрастные и социальные особенности отношения населения к профилактике стоматологических заболеваний. Здравоохранение Российской Федерации. 2011;(2):24-7.

Statistics

Views

Abstract - 13

PDF (Russian) - 3

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 (495) 916-29-60

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
National research Institute of public health named after N. A. Semashko

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 (495) 916-29-60
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies