КРИТЕРИАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Аннотация


Решение задач повышения качества и эффективности первичной медико-санитарной помощи, усиление ее профилактической направленности возможны путем модернизации здравоохранения, включающей внедрение управленческих технологий, в том числе совершенствования информационной базы для оценки, контроля и управления здравоохранением. Цель исследования - разработать способ оценки деятельности стоматологической поликлиники.Основой способа являются положения теорий функциональных систем и принятия решений. Перечень информативных критериев формировался исходя из данных анализа работы стоматологической службы Чеченской Республики за 2002-2016 гг., результатов анкетирования врачей-стоматологов (n=181), организаторов здравоохранения в стоматологии (n=45), средних медицинских работников (n=220) и пациентов (n=359). Минимально необходимое число критериев, их градация по степени важности устанавливались экспертами (n=13).С использованием системного подхода разработан алгоритм оценки деятельности стоматологической поликлиники: установлены перечень информативных критериев (52) и их блоки (10); экспертами отобраны те критерии, которые минимально необходимы для оценки системы (38); экспертным методом установлены коэффициенты значимости (важности) критериев (от 0,0084 до 0,0781, если ≥0,0224 - более значимые, если <0,0224 - менее значимые). Определены три уровня каждого критерия (по принципу минимизации), которые легли в основу расчета интегрального показателя - успешности деятельности стоматологической поликлиники.Изложенные методические подходы обеспечивают сравнимость полученных стоматологической поликлиникой оценок в различных временных срезах, а органу управления здравоохранением предоставляют возможность объективизации анализа деятельности целого ряда поликлиник в различные периоды.

Полный текст

Введение ps202202.4htm00067.jpg В 2018 г. принят проект «Здоровье», рассчитанный на реализацию до 2024 г. и предусматривающий повышение качества и эффективности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения. Решение этих задач, как свидетельствуют данные ряда исследований, возможно путем модернизации здравоохранения, включающей повышение уровня материально-технической, кадровой и научной базы, внедрение управленческих технологий [1-5]. Последнее предполагает совершенствование информационной базы для оценки, контроля и управления здравоохранением и качеством его работы [1, 6-8]. Совершенствование оказания стоматологической помощи требует пересмотра показателей оценки деятельности специалистов стоматологического профиля, так как действующие показатели (доля осмотренных, доля нуждающихся в санации, доля санированных, доля нуждающихся в протезировании) в настоящее время не являются качественными и всесторонне оценивающими деятельность конкретного специалиста стоматологического профиля и коллектива в целом [6, 7, 9, 10]. ps202202.4htm00069.jpg Цель исследования - разработка способа оценки деятельности стоматологической поликлиники. Материалы и методы Одним из важнейших вопросов является обоснование подходов к разработке способа оценки деятельности стоматологической поликлиники. Существенных успехов в совершенствовании оказания стоматологической помощи населению можно достичь с помощью методологии системного подхода - научной методологии познания сложных объектов [1, 2, 5], позволяющей разработать организационно-управленческие технологии совершенствования деятельности медицинских организаций и оценки их работы. Решение проблемы возможно на основе использования принципов системного подхода, который исходит из ведущей роли полезного результата - эффективности и качества первичной медико-санитарной стоматологической помощи. На основе такого подхода разработан алгоритм оценки деятельности стоматологической поликлиники как основного элемента системы оказания первичной медико-санитарной стоматологической помощи. Основой разработки способа являются положения теорий функциональных систем и принятия решений. Перечень информативных критериев формировался исходя из данных анализа работы стоматологической службы Чеченской Республики за 2002-2016 гг., результатов анкетирования врачей-стоматологов (n=181), организаторов здравоохранения в стоматологии (n=45), средних медицинских работников (n=220) и пациентов (n=359). Минимально необходимое число критериев, их градация по степени важности устанавливались экспертами (n=13). Результаты исследования Суть метода заключается в следующем. 1. Устанавливаются перечень информативных критериев и их блоки - компоненты системы (стоматологической поликлиники), каждый из которых характеризует определенное направление ее функционирования (количество блоков и число входящих в них критериев не может ограничиваться и требует максимального представительства). В нашем исследовании сформированы 10 блоков, включивших 52 критерия. 2. Не все критерии равнозначны по степени их влияния на успешность функционирования поликлиники. Поэтому экспертным методом определены более и менее значимые относительно определенного коэффициента важности (в нашем исследовании данный коэффициент равен 0,0224). Если коэффициент важности критерия ≥0,0224, то данный критерий отнесен к относительно более значимым, если <0,0224 - к менее значимым. 3. По результатам экспертной оценки из первоначального перечня (52 критерия) отобраны те, которые минимально необходимы для оценки системы (в нашем исследовании - 38 критериев; табл. 1.) Коэффициенты значимости (важности) критериев рассчитывали по данным, полученным экспертным методом (частное от деления единицы на сумму присвоенных баллов). Соблюдено условие, что сумма коэффициентов составляет 1,0. По нашим данным, все критерии оказались расположенными в интервале от 0,0084 до 0,0781. 4. Для расчета интегрального показателя (успешность работы поликлиники) использован методический прием, изложенный в ряде научных работ [1, 2, 5] и позволяющий провести оценку по модельным вариантам. Для оценки каждого критерия определены три уровня (по принципу минимизации): высокий, средний и низкий. В дальнейшем каждому уровню были присвоены балльные оценки: 10 - высокий, 20 - средний и 30 - низкий. Фрагмент информативных критериев, характеризующих функционирование стоматологической поликлиники, а также их градация, согласованная с экспертами, представлены в табл. 2. Использование такого методического приема позволяет оценить успешность деятельности стоматологической поликлиники следующим образом (модельные варианты): «отлично» (все критерии с коэффициентом важности 0,0224 и выше получили 10 баллов, остальные - не более 20); «хорошо» (не менее 50% критериев с коэффициентом важности 0,0224 и выше получили 10 баллов, все остальные - не более 20 баллов); «удовлетворительно» (более 50% критериев с коэффициентом важности 0,0224 и выше получили 20 баллов, остальные - 10 и не более 50% критериев с коэффициентом важности менее 0,0224 - 30 баллов); «неудовлетворительно» (хотя бы один из критериев с коэффициентом важности 0,0224 и выше или более 50% других получили 30 баллов). Заключение Учет перечисленных информативных критериев позволяет определить интегральный показатель - успешность деятельности стоматологической поликлиники. Кроме того, наиболее важные критерии позволяют наметить перспективные пути совершенствования ее работы. Изложенные методические подходы обеспечивают сравнимость полученных стоматологической поликлиникой оценок в различных временных срезах, а органу управления здравоохранением предоставляют возможность объективизации анализа деятельности целого ряда поликлиник в различные периоды. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

В. М. Гринин

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)


А. Я. Аветисян

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Email: avetisyan177@mail.ru

В. А. Решетников

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)


Список литературы

  1. Гринин В. М., Караханян В. Т., Адилханян В. А. Системные вопросы оценки качества оказания стоматологической помощи населению. Российский стоматологический журнал. 2011;(4):35-7.
  2. Коршевер Н. Г., Александров Д. А., Анастасов К. Н. Хирургическая работа в воинской части: организационная диагностика, системный подход и оптимизация. Саратов: Научная книга; 2001. 100 с.
  3. Найговзина Н. Б., Лучинский А. В. Государственные гарантии на медицинскую стоматологическую помощь в амбулаторных условиях. Стоматология. 2015;(4):12-5.
  4. Решетников В. А., Коршевер Н. Г., Сафронов В. В. Технология оптимизации территориальной системы медицинского обеспечения. Саратов: Изд. Сарат. ВМедИ; 2001. 161 с.
  5. Сабиров Л. Ф., Спиридонов А. В. Оценка результативности использования методологии системного подхода в управлении многопрофильным стационаром ведомственной системы МВД по Республике Татарстан. Общественное. здоровье и здравоохранение. 2015;(3):62-5.
  6. Бутова В. Г., Бычков В. И., Умарова К. В. Экспертиза качества стоматологической помощи. Институт стоматологии. 2001;3(52):14-7.
  7. Вагнер В. Д., Лапина А. К., Смирнова Л. Е., Старикова Н. В. Организация контроля качества заполнения медицинской документации. Стоматология. 2015;6(2):48.
  8. Шамликашвили И. А., Островский А. Н. Современные подходы к организации системы эффективного разрешения конфликтов в сфере оказания медицинских услуг. Здравоохранение Российской Федерации. 2015;5(59):28-31.
  9. Вялков А. И. О состоянии стоматологии в России и перспективы ее развития. Стоматология. 1999;(2):44-50.
  10. Сабгайда Т. П., Сергиевская А. Л., Кабанова А. В., Алексеев А. В. Возрастные и социальные особенности отношения населения к профилактике стоматологических заболеваний. Здравоохранение Российской Федерации. 2011;(2):24-7.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 113

PDF (Russian) - 55

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах