The development of measures supporting the Northern Caucasian Federal Okrug with qualified medical personnel using trchnologies and resources of the Scientific Educational Medical Cluster “Northern-Caucasian”

Abstract


The article presents the results of analysis of educational activities of a medical University. Among the issues that need to be resolved, quality of professional selection of applicants to medical universities, backwardness in time management skills, stress coping and leadership qualities in students are noted. The mechanisms for solving these issues are proposed on the basis of “puzzle technology” - embedding in existing matrix those activities that are capable to qualitatively change the situation in a particular field of higher education. Based on functioning of cluster technologies in the SEMC “Northern Caucasian”, joint measures are developed to optimize educational activities not only in educational organizations subordinated to the Ministry of Health of the Russian Federation, but also those in the structure of the Ministry of education and science of the Russian Federation that include medical faculties and/or institutes. The conclusion is made that the inclusion of educational organizations of any departmental affiliation into scientific educational medical clusters has positive effect on quality education of future physicians.

Full Text

В перечень целей и стратегических задач развития Российской Федерации (РФ) на период до 2024 г. вошли восемь, которые корреспондируют с ключевыми национальными проектами и реализуемыми в РФ стратегиями развития университетов. В соответствии с этими задачами были разработаны стратегии вхождения, роста и прорыва, которые предусматривали использование определенных инструментов с прогнозированием эффектов будущего. Одним из ключевых инструментов реализации данных стратегий является использование кластерных технологий. Кластерные технологии в России внедряются в соответствии с Приказом Минздрава России от 26.11.2015 № 844 «Об организации работы по формированию научно-образовательных медицинских кластеров» [1], регламентирующим создание научно-образовательных медицинских кластеров (НОМК). Кластер определяется как «группа организации сходного профиля деятельности, осуществляющих образовательную, научно-исследовательскую работу на основе объединения их ресурсов, с целью решения задач в сфере охраны здоровья населения. Основной принцип объединения - территориальный (в рамках одного федерального округа) или профильный (стоматологический, фармацевтический). Участниками медицинского кластера могут быть организации, территориально расположенные в границах одного федерального округа» [2]. Давший впервые понятие «кластер» М. Э. Портер понимал под ним сгруппированные географически, близкие группы компаний и/или организаций, связанные между собой участием в едином экономическом процессе, действующие совместно, что не исключает их конкуренции как условия эффективной деятельности [3]. Здравоохранение, являясь важным сектором, обеспечивающим полноценное функционирование общества, также может развиваться на основе кластерного принципа организации, соблюдая характерные для данной отрасли принципиальные условия: •интеграцию деятельности бизнеса, власти, науки, образования, практического здравоохранения; •создание и внедрение инноваций в медицине, а также перевод их на коммерческие рельсы; •управление отраслью здравоохранения на основе инновационных подходов; •использование инноваций в HR-сфере, обеспечение постоянной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями здравоохранения [4]. При этом не происходит слияния субъектов кластера, которые, сохраняя статус юридического лица, взаимодействуют с партнерами. В рамках НОМК организуется образовательный процесс, в том числе по программам додипломной и последипломной подготовки врачей, обеспечивается его непрерывный характер. Отмечено, что медицинский кластер - это относительно новая структурная организация отрасли здравоохранения, целью создания которой является медицинская инновация как результат совместных действий партнеров НОМК [4]. В России на базе медицинских университетов организованы 13 кластеров, в том числе по различным видам медицинской помощи [5, 6], однако вопрос включения в состав НОМК медицинских факультетов классических университетов, подведомственных Минобрнауки (МОН) РФ, в литературе совершенно не описан. Суммируя результаты наших предыдущих исследований, можно выделить так называемые «пробелы» в обеспечении Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) квалицированными кадрами с довузовского уровня до периода трудоустройства выпускников и становления молодого врача. Деление на уровни/этапы довольно условное, так как эффекты, возникающие на следующих этапах деятельности, могут формироваться ранее. На довузовском этапе встречаются дефекты профессиональной ориентации абитуриентов, приводящие к тому, что 19% студентов еще в период обучения принимают решение не работать в здравоохранении, в том числе: 1.Применение малоэффективных технологий профессиональной ориентации и отбора абитуриентов. 2.Игнорирование обратной связи и последующего анализа реализованных мер и достигнутых результатов профориентационной работы. 3.Отсутствие и/или неразвитость контактов с образовательными организациями среднего звена, неэффективные формы и методы сотрудничества с ними в области профориентации обучающихся. 4.Слабое использование такой формы работы, как создание базовых и опорных школ, профильных классов, особенно в отдаленных территориях регионов. 5.Отсутствие поэтапного профессионального отбора по основным факторам пригодности к медицинской профессии в соответствии с тремя уровнями: профессиональной направленности (психологической готовности), готовности к медицинскому образованию (образовательной готовности), готовности к профессиональной деятельности. В период вузовского этапа встречается: 1.Отсутствие навыков тайм-менеджмента и копинга стресса. 2.Неразвитость лидерских качеств. 3.Дефицит практического опыта. 4.Низкая привлекательность для молодых преподавателей работы в медицинских университетах. 5.Недостаточный уровень практической ориентированости обучения. Таким образом, составление реестра пробелов в организации трех этапов подготовки врачей, анализ результатов заболеваемости населения и кадрового обеспечения медицинской отрасли СКФО, изучение потенциала медицинских университетов и медицинских факультетов НОМК «Северо-Кавказский» стали методической основой разработки и усовершенствования вузовской программы обучения студентов-медиков с учетом профессиональных стандартов, клинических рекомендаций и их подготовки к самостоятельной деятельности в СКФО с использованием технологии и ресурсов НОМК «Северо-Кавказский». В соответствии с приказом МЗ РФ № 844 [1] был организован НОМК СКФО «Северо-Кавказский» и подписано трехстороннее соглашение о создании кластера между координатором - ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» (ФГБОУ ВО «СтГМУ») МЗ РФ и участниками кластера - ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (ДГМУ) МЗ РФ и ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» (СОГМА) МЗ РФ. То обстоятельство, что на территории СКФО подготовкой медицинских кадров, помимо образовательных организаций ведомственной принадлежности МЗ РФ, занимаются медицинские факультеты классических университетов системы МОН, а также Пятигорский филиал другого подведомственного МЗ РФ Волгоградского медицинского университета (ПФ ВолгМИ), стало основой для принятия решения об обращении к их руководителям с предложением войти в состав НОМК «Северо-Кавказский» в качестве партнеров, что привело к подписанию в 2016 г. ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (ИГУ), ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова» (КБГУ), ФГБОУ ВО «Северно-Кавказский государственный технологический университет» (СКГТУ), ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» («ЧГУ»), ПФ «ВолГМУ» соответствующего соглашения. Понимание тесной связи образовательной деятельности с практическим здравоохранением стало основанием для приглашения к участию в НОМК соответствующих министерств здравоохранения, руководители которых стали полноправными членами НОМК «Северо-Кавказский». ps202106.4htm00179.jpg Поскольку потенциал образовательных организаций НОМК находится на неодинаковых уровнях по различным направлениям деятельности и с целью реализации принципа равенства партнеров было принято решение о делегировании полномочий координатора кластера по секторам деятельности членам кластера с учетом наличия у них экспертизы в определенных областях функционирования (табл. 1). Далее на основе аудита координатором НОМК собственной деятельности и после обсуждения с партнерами были сформулированы меры по усовершенствованию подготовки врачебных кадров для СКФО на всех этапах подготовки - довузовском, вузовском и постдипломном. Каждый из элементов системы профориентационных мероприятий позволяет абитуриенту и его родителям максимально «погрузиться» в образовательную среду университета, познакомиться с его традициями, проявить свои таланты, реализовать собственный потенциал. В реализации каждого звена участвуют высококвалифицированные сотрудники, профессора университета, не только работающие лекторами Малой медицинской академии, но и принимающие деятельное участие в проведении Дней открытых дверей, подготовительных курсов, преподавании учебных дисциплин лицейским классам, выездах в «опорные школы» в районы субъектов СКФО. Второй (вузовский) этап включает в себя комплекс мероприятий по актуализации образовательных технологий. С целью обеспечения качества образования учебно-методическое управление (УМУ) обеспечивает функционирование учебно-методического комплекса, а центр управления качеством образования (ЦУКО) контролирует его реализацию. Ориентированные на молодого преподавателя мероприятия включают в себя их отбор из числа наиболее успешных студентов либо практических врачей, имеющих соответствующие педагогические способности, интенсивное обучение в школе молодого преподавателя опытными коллегами и методистами, проведение конкурсов «Лучший молодой преподаватель» и «Лучший куратор группы», обязательное посещение открытых лекций и практических занятий опытных коллег, совместное участие в методических разработках, учебные визиты в зарубежные медицинские университеты. Меры материальной поддержки молодых преподавателей включают ежемесячную стимулирующую надбавку, предоставление возможности отдохнуть на базе отдыха по льготной цене, выплаты за создание учебно-методических материалов, востребованных обучающимися. «Кластерный период» отмечен созданием «Академии отличников», цель которой - объединение потенциала студентов, ординаторов и аспирантов различных образовательных организаций для решения амбициозных задач в области образования, науки и социальной жизни членов НОМК «Северо-Кавказский». Такая структура позволяет на основе принципа равноправного участия представителей всех университетов и медицинских факультетов создать значимую мотивацию для студентов, обеспечить условия для формирования резерва будущих преподавателей, развить горизонтальные партнерские сети молодых преподавателей и исследовательских групп. Важной мерой для планирования и адекватного развития профессиональной карьеры будущего врача является создание личного портфолио обучающихся. Его тщательное ведение обучающимися под контролем куратора и сотрудников деканатов позволяет уже на ранних этапах обучения совместно с психологом определить вектор развития студента: научно-педагогический, научно-исследовательский, клинический с детализацией траектории, общественный либо, в исключительных случаях, радикальное изменение профиля получаемого образования. С учетом изложенного «пазл» мер, дополняющих деятельность НОМК в сфере образовательной деятельности, за исключением постдипломного образования, выглядит следующим образом (табл. 2). ps202106.4htm00181.jpg ps202106.4htm00183.jpg В соответствии с предложенными концептуальными мерами был составлен «пазл» мероприятий НОМК «Северо-Кавказский» в образовательной деятельности (табл. 3). Резюмируя сделанное членами НОМК, следует отметить такие ключевые этапы, как создание рабочих групп по направлениям; проведение инвентаризации и актуализации данных, определение целевых показателей деятельности участников кластера, проведение мониторинга показателей работы участников кластера за 2016-2018 гг. С целью унификации образовательного процесса максимально сближены учебные планы и программы членов НОМК «Северо-Кавказский». В рамках реализации программы развития кластера образовательными организациями - участниками НОМК «Северо-Кавказский» проведена следующая работа: •создан Координационно-методический совет; •унифицирован регламент учебного процесса; •организован академический обмен обучающимися; •создана единая информационная база данных обеспечения образовательного процесса в вузах кластера; •проведены онлайн-трансляции лекций; •проведены онлайн методические совещания (обсуждение результатов сессий и нормативных правовых аспектов обеспечения учебного процесса); •оказана консультативная и методическая помощь партнерам по ключевым вопросам организации образовательного процесса; •развивается олимпиадное движение; •организован и проведен конкурс на присвоение звания «Профессор года НОМК „Северо-Кавказский“»; •начато издание совместной методической продукции; •создана общая образовательная среда организаций - членов НОМК «Северо-Кавказский»; •сформулированы и реализуются общие принципы и механизмы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава членов НОМК «Северо-Кавказский»; •для закрепления достигнутых результатов и дальнейшей интеграции всех членов кластера вне зависимости от ведомственной принадлежности разработана совместная Программа развития научно-образовательного медицинского кластера СКФО «Северо-Кавказский» на 2019-2021 гг. Целью программы является реализация современной корпоративной системы подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных медицинских кадров СКФО на базе образовательных организаций НОМК «Северо-Кавказский» в соответствии с потребностями субъектов здравоохранения округа. Среди задач программы отмечены: •формирование единой системы непрерывного медицинского образования (НМО) и интеграция в образовательный и лечебный процесс результатов научно-исследовательской работы (НИР); •устойчивый рост критериальных показателей деятельности вузов - участников кластера; •интеграция образовательных процессов участников кластера. За каждым направлением деятельности закреплены соответствующие образовательные организации членов НОМК, определены цели по каждому направлению, задачи и мероприятия, позволяющие достигнуть намеченных целей. Результаты исследования позволяют заключить, что кластерная модель объединения российских образовательных организаций позволяет обеспечить использование потенциала квалифицированного профессорско-преподавательского состава всего НОМК. Важным разделом работы является мониторинг и оценка результатов деятельности кластера как инструмента актуализации и совершенствования механизмов его функционирования. Значимая задача НОМК - выявление профессиональной пригодности студентов к определенным видам профессиональной деятельности на основе изучения профессионально значимых качеств личности с определением карьерных траекторий обучающихся в соответствии с полученным профилем [7]. Включение высококвалифицированных специалистов практического здравоохранения в авторские коллективы при создании учебных планов и в штат преподавателей позволяет им осуществлять контроль качества подготовки специалистов и нести солидарную ответственность за качество подготовки кадров [8]. Заключение Реализация НОМК «Северо-Кавказский» современных программ подготовки высококвалифицированных врачей в результате интеграции образования, науки и медицинской практики дает возможность усилить кадровый потенциал здравоохранения СКФО и генерировать импульс для улучшения здоровья и качества жизни населения. При этом не происходит слияния субъектов кластера, которые, сохраняя статус юридического лица, взаимодействуют с партнерами. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

K. R. Amlaev

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Stavropol State Medical University”

Email: kum672002@mail.ru

S. M. Koichueva

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Stavropol State Medical University”


References

  1. Приказ МЗ России от 26.11.2015 г. № 844 «Об организации работы по формированию научно-образовательных медицинских кластеров». Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rossii-ot-26112015-n-844-ob-organizatsii/
  2. Организация инновационных кластеров в здравоохранении. Росмедпортал.ком: электронный научно-практический медицинский журнал. 2012;(3). Режим доступа: http://rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1709:-3-2012-&catid=25:the-projeсt
  3. Игнатова Т. В. Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров. Креативная экономика. 2012;(3) 94-9.
  4. Полянская С. В. Формирование кластеров в здравоохранении как необходимое условие инновационного развития учреждений здравоохранения. Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011;(3):132-6.
  5. Артамонова Г. В., Херасков В. Ю., Крючков Д. В., Барбараш Л. С. Системный подход к организации помощи больным с инфарктом миокарда - «Кемеровская модель». Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. 2013;(1):52-9. doi: 10.17802/2306-1278-2013-1-52-59
  6. Артамонова Г. В., Данильченко Я. В., Костомарова Т. С., Черкас Н. В., Барбараш Л. С. Кластерный принцип повышения результативности научно-образовательной и медицинской деятельности. Менеджер здравоохранения. 2015;(3):43-50.
  7. Никифорова С. В. Выявление профессиональной пригодности студентов при отборе для целевой индивидуальной подготовки специалистов. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;2(22):140-9.
  8. Кравцов П. Г., Михелькевич В. Н. Организационно-методические основы функционально-ориентированной подготовки специалистов в структуре регионального образовательного кластера. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;2(26):99-107.

Statistics

Views

Abstract - 114

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies