СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ ВРАЧЕБНЫМИ КАДРАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО КЛАСТЕРА «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ»
- Авторы: Амлаев К.Р.1, Койчуева С.М.1
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
- Выпуск: Том 29, № 6 (2021)
- Страницы: 1613-1618
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/793
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-6-1613-1618
- Цитировать
Аннотация
В статье представлены результаты анализа образовательной деятельности медицинского университета. Среди вопросов, требующих решения, отмечены качество профессионального отбора абитуриентов в медицинские университеты, неразвитость навыков тайм-менеджмента, копинга стресса, лидерских качеств у обучающихся. Авторами предложены механизмы их решения за счет использования «пазл-технологии» - встраивания в имеющуюся матрицу тех мероприятий, которые способны качественно изменить ситуацию в определенной сфере деятельности университетов. На основе работы кластерной технологии в Научно-образовательном медицинском кластере «Северо-Кавказский» разработаны совместные меры по оптимизации образовательной деятельности в образовательных организациях, подведомственных Минздраву России, входящих в структуру Министерства образования и науки, имеющих в своем составе медицинские факультеты и/или институты. Сделан вывод о том, что включение в состав научно-образовательных медицинских кластеров позитивно отражается на качестве подготовки будущих врачей.
Полный текст
В перечень целей и стратегических задач развития Российской Федерации (РФ) на период до 2024 г. вошли восемь, которые корреспондируют с ключевыми национальными проектами и реализуемыми в РФ стратегиями развития университетов. В соответствии с этими задачами были разработаны стратегии вхождения, роста и прорыва, которые предусматривали использование определенных инструментов с прогнозированием эффектов будущего. Одним из ключевых инструментов реализации данных стратегий является использование кластерных технологий. Кластерные технологии в России внедряются в соответствии с Приказом Минздрава России от 26.11.2015 № 844 «Об организации работы по формированию научно-образовательных медицинских кластеров» [1], регламентирующим создание научно-образовательных медицинских кластеров (НОМК). Кластер определяется как «группа организации сходного профиля деятельности, осуществляющих образовательную, научно-исследовательскую работу на основе объединения их ресурсов, с целью решения задач в сфере охраны здоровья населения. Основной принцип объединения - территориальный (в рамках одного федерального округа) или профильный (стоматологический, фармацевтический). Участниками медицинского кластера могут быть организации, территориально расположенные в границах одного федерального округа» [2]. Давший впервые понятие «кластер» М. Э. Портер понимал под ним сгруппированные географически, близкие группы компаний и/или организаций, связанные между собой участием в едином экономическом процессе, действующие совместно, что не исключает их конкуренции как условия эффективной деятельности [3]. Здравоохранение, являясь важным сектором, обеспечивающим полноценное функционирование общества, также может развиваться на основе кластерного принципа организации, соблюдая характерные для данной отрасли принципиальные условия: •интеграцию деятельности бизнеса, власти, науки, образования, практического здравоохранения; •создание и внедрение инноваций в медицине, а также перевод их на коммерческие рельсы; •управление отраслью здравоохранения на основе инновационных подходов; •использование инноваций в HR-сфере, обеспечение постоянной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями здравоохранения [4]. При этом не происходит слияния субъектов кластера, которые, сохраняя статус юридического лица, взаимодействуют с партнерами. В рамках НОМК организуется образовательный процесс, в том числе по программам додипломной и последипломной подготовки врачей, обеспечивается его непрерывный характер. Отмечено, что медицинский кластер - это относительно новая структурная организация отрасли здравоохранения, целью создания которой является медицинская инновация как результат совместных действий партнеров НОМК [4]. В России на базе медицинских университетов организованы 13 кластеров, в том числе по различным видам медицинской помощи [5, 6], однако вопрос включения в состав НОМК медицинских факультетов классических университетов, подведомственных Минобрнауки (МОН) РФ, в литературе совершенно не описан. Суммируя результаты наших предыдущих исследований, можно выделить так называемые «пробелы» в обеспечении Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) квалицированными кадрами с довузовского уровня до периода трудоустройства выпускников и становления молодого врача. Деление на уровни/этапы довольно условное, так как эффекты, возникающие на следующих этапах деятельности, могут формироваться ранее. На довузовском этапе встречаются дефекты профессиональной ориентации абитуриентов, приводящие к тому, что 19% студентов еще в период обучения принимают решение не работать в здравоохранении, в том числе: 1.Применение малоэффективных технологий профессиональной ориентации и отбора абитуриентов. 2.Игнорирование обратной связи и последующего анализа реализованных мер и достигнутых результатов профориентационной работы. 3.Отсутствие и/или неразвитость контактов с образовательными организациями среднего звена, неэффективные формы и методы сотрудничества с ними в области профориентации обучающихся. 4.Слабое использование такой формы работы, как создание базовых и опорных школ, профильных классов, особенно в отдаленных территориях регионов. 5.Отсутствие поэтапного профессионального отбора по основным факторам пригодности к медицинской профессии в соответствии с тремя уровнями: профессиональной направленности (психологической готовности), готовности к медицинскому образованию (образовательной готовности), готовности к профессиональной деятельности. В период вузовского этапа встречается: 1.Отсутствие навыков тайм-менеджмента и копинга стресса. 2.Неразвитость лидерских качеств. 3.Дефицит практического опыта. 4.Низкая привлекательность для молодых преподавателей работы в медицинских университетах. 5.Недостаточный уровень практической ориентированости обучения. Таким образом, составление реестра пробелов в организации трех этапов подготовки врачей, анализ результатов заболеваемости населения и кадрового обеспечения медицинской отрасли СКФО, изучение потенциала медицинских университетов и медицинских факультетов НОМК «Северо-Кавказский» стали методической основой разработки и усовершенствования вузовской программы обучения студентов-медиков с учетом профессиональных стандартов, клинических рекомендаций и их подготовки к самостоятельной деятельности в СКФО с использованием технологии и ресурсов НОМК «Северо-Кавказский». В соответствии с приказом МЗ РФ № 844 [1] был организован НОМК СКФО «Северо-Кавказский» и подписано трехстороннее соглашение о создании кластера между координатором - ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» (ФГБОУ ВО «СтГМУ») МЗ РФ и участниками кластера - ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (ДГМУ) МЗ РФ и ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» (СОГМА) МЗ РФ. То обстоятельство, что на территории СКФО подготовкой медицинских кадров, помимо образовательных организаций ведомственной принадлежности МЗ РФ, занимаются медицинские факультеты классических университетов системы МОН, а также Пятигорский филиал другого подведомственного МЗ РФ Волгоградского медицинского университета (ПФ ВолгМИ), стало основой для принятия решения об обращении к их руководителям с предложением войти в состав НОМК «Северо-Кавказский» в качестве партнеров, что привело к подписанию в 2016 г. ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (ИГУ), ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова» (КБГУ), ФГБОУ ВО «Северно-Кавказский государственный технологический университет» (СКГТУ), ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» («ЧГУ»), ПФ «ВолГМУ» соответствующего соглашения. Понимание тесной связи образовательной деятельности с практическим здравоохранением стало основанием для приглашения к участию в НОМК соответствующих министерств здравоохранения, руководители которых стали полноправными членами НОМК «Северо-Кавказский». ps202106.4htm00179.jpg Поскольку потенциал образовательных организаций НОМК находится на неодинаковых уровнях по различным направлениям деятельности и с целью реализации принципа равенства партнеров было принято решение о делегировании полномочий координатора кластера по секторам деятельности членам кластера с учетом наличия у них экспертизы в определенных областях функционирования (табл. 1). Далее на основе аудита координатором НОМК собственной деятельности и после обсуждения с партнерами были сформулированы меры по усовершенствованию подготовки врачебных кадров для СКФО на всех этапах подготовки - довузовском, вузовском и постдипломном. Каждый из элементов системы профориентационных мероприятий позволяет абитуриенту и его родителям максимально «погрузиться» в образовательную среду университета, познакомиться с его традициями, проявить свои таланты, реализовать собственный потенциал. В реализации каждого звена участвуют высококвалифицированные сотрудники, профессора университета, не только работающие лекторами Малой медицинской академии, но и принимающие деятельное участие в проведении Дней открытых дверей, подготовительных курсов, преподавании учебных дисциплин лицейским классам, выездах в «опорные школы» в районы субъектов СКФО. Второй (вузовский) этап включает в себя комплекс мероприятий по актуализации образовательных технологий. С целью обеспечения качества образования учебно-методическое управление (УМУ) обеспечивает функционирование учебно-методического комплекса, а центр управления качеством образования (ЦУКО) контролирует его реализацию. Ориентированные на молодого преподавателя мероприятия включают в себя их отбор из числа наиболее успешных студентов либо практических врачей, имеющих соответствующие педагогические способности, интенсивное обучение в школе молодого преподавателя опытными коллегами и методистами, проведение конкурсов «Лучший молодой преподаватель» и «Лучший куратор группы», обязательное посещение открытых лекций и практических занятий опытных коллег, совместное участие в методических разработках, учебные визиты в зарубежные медицинские университеты. Меры материальной поддержки молодых преподавателей включают ежемесячную стимулирующую надбавку, предоставление возможности отдохнуть на базе отдыха по льготной цене, выплаты за создание учебно-методических материалов, востребованных обучающимися. «Кластерный период» отмечен созданием «Академии отличников», цель которой - объединение потенциала студентов, ординаторов и аспирантов различных образовательных организаций для решения амбициозных задач в области образования, науки и социальной жизни членов НОМК «Северо-Кавказский». Такая структура позволяет на основе принципа равноправного участия представителей всех университетов и медицинских факультетов создать значимую мотивацию для студентов, обеспечить условия для формирования резерва будущих преподавателей, развить горизонтальные партнерские сети молодых преподавателей и исследовательских групп. Важной мерой для планирования и адекватного развития профессиональной карьеры будущего врача является создание личного портфолио обучающихся. Его тщательное ведение обучающимися под контролем куратора и сотрудников деканатов позволяет уже на ранних этапах обучения совместно с психологом определить вектор развития студента: научно-педагогический, научно-исследовательский, клинический с детализацией траектории, общественный либо, в исключительных случаях, радикальное изменение профиля получаемого образования. С учетом изложенного «пазл» мер, дополняющих деятельность НОМК в сфере образовательной деятельности, за исключением постдипломного образования, выглядит следующим образом (табл. 2). ps202106.4htm00181.jpg ps202106.4htm00183.jpg В соответствии с предложенными концептуальными мерами был составлен «пазл» мероприятий НОМК «Северо-Кавказский» в образовательной деятельности (табл. 3). Резюмируя сделанное членами НОМК, следует отметить такие ключевые этапы, как создание рабочих групп по направлениям; проведение инвентаризации и актуализации данных, определение целевых показателей деятельности участников кластера, проведение мониторинга показателей работы участников кластера за 2016-2018 гг. С целью унификации образовательного процесса максимально сближены учебные планы и программы членов НОМК «Северо-Кавказский». В рамках реализации программы развития кластера образовательными организациями - участниками НОМК «Северо-Кавказский» проведена следующая работа: •создан Координационно-методический совет; •унифицирован регламент учебного процесса; •организован академический обмен обучающимися; •создана единая информационная база данных обеспечения образовательного процесса в вузах кластера; •проведены онлайн-трансляции лекций; •проведены онлайн методические совещания (обсуждение результатов сессий и нормативных правовых аспектов обеспечения учебного процесса); •оказана консультативная и методическая помощь партнерам по ключевым вопросам организации образовательного процесса; •развивается олимпиадное движение; •организован и проведен конкурс на присвоение звания «Профессор года НОМК „Северо-Кавказский“»; •начато издание совместной методической продукции; •создана общая образовательная среда организаций - членов НОМК «Северо-Кавказский»; •сформулированы и реализуются общие принципы и механизмы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава членов НОМК «Северо-Кавказский»; •для закрепления достигнутых результатов и дальнейшей интеграции всех членов кластера вне зависимости от ведомственной принадлежности разработана совместная Программа развития научно-образовательного медицинского кластера СКФО «Северо-Кавказский» на 2019-2021 гг. Целью программы является реализация современной корпоративной системы подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных медицинских кадров СКФО на базе образовательных организаций НОМК «Северо-Кавказский» в соответствии с потребностями субъектов здравоохранения округа. Среди задач программы отмечены: •формирование единой системы непрерывного медицинского образования (НМО) и интеграция в образовательный и лечебный процесс результатов научно-исследовательской работы (НИР); •устойчивый рост критериальных показателей деятельности вузов - участников кластера; •интеграция образовательных процессов участников кластера. За каждым направлением деятельности закреплены соответствующие образовательные организации членов НОМК, определены цели по каждому направлению, задачи и мероприятия, позволяющие достигнуть намеченных целей. Результаты исследования позволяют заключить, что кластерная модель объединения российских образовательных организаций позволяет обеспечить использование потенциала квалифицированного профессорско-преподавательского состава всего НОМК. Важным разделом работы является мониторинг и оценка результатов деятельности кластера как инструмента актуализации и совершенствования механизмов его функционирования. Значимая задача НОМК - выявление профессиональной пригодности студентов к определенным видам профессиональной деятельности на основе изучения профессионально значимых качеств личности с определением карьерных траекторий обучающихся в соответствии с полученным профилем [7]. Включение высококвалифицированных специалистов практического здравоохранения в авторские коллективы при создании учебных планов и в штат преподавателей позволяет им осуществлять контроль качества подготовки специалистов и нести солидарную ответственность за качество подготовки кадров [8]. Заключение Реализация НОМК «Северо-Кавказский» современных программ подготовки высококвалифицированных врачей в результате интеграции образования, науки и медицинской практики дает возможность усилить кадровый потенциал здравоохранения СКФО и генерировать импульс для улучшения здоровья и качества жизни населения. При этом не происходит слияния субъектов кластера, которые, сохраняя статус юридического лица, взаимодействуют с партнерами. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
К. Р. Амлаев
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
Email: kum672002@mail.ru
С. М. Койчуева
ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России
Список литературы
- Приказ МЗ России от 26.11.2015 г. № 844 «Об организации работы по формированию научно-образовательных медицинских кластеров». Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rossii-ot-26112015-n-844-ob-organizatsii/
- Организация инновационных кластеров в здравоохранении. Росмедпортал.ком: электронный научно-практический медицинский журнал. 2012;(3). Режим доступа: http://rosmedportal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1709:-3-2012-&catid=25:the-projeсt
- Игнатова Т. В. Формирование управленческого резерва региона через развитие административно-образовательных кластеров. Креативная экономика. 2012;(3) 94-9.
- Полянская С. В. Формирование кластеров в здравоохранении как необходимое условие инновационного развития учреждений здравоохранения. Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011;(3):132-6.
- Артамонова Г. В., Херасков В. Ю., Крючков Д. В., Барбараш Л. С. Системный подход к организации помощи больным с инфарктом миокарда - «Кемеровская модель». Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. 2013;(1):52-9. doi: 10.17802/2306-1278-2013-1-52-59
- Артамонова Г. В., Данильченко Я. В., Костомарова Т. С., Черкас Н. В., Барбараш Л. С. Кластерный принцип повышения результативности научно-образовательной и медицинской деятельности. Менеджер здравоохранения. 2015;(3):43-50.
- Никифорова С. В. Выявление профессиональной пригодности студентов при отборе для целевой индивидуальной подготовки специалистов. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014;2(22):140-9.
- Кравцов П. Г., Михелькевич В. Н. Организационно-методические основы функционально-ориентированной подготовки специалистов в структуре регионального образовательного кластера. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015;2(26):99-107.