Public health and medical prevention centers in modern conditions of non-infectious and infectious risks

Abstract


The article provides an assessment of the validity of the formation of a new nomenclature unit within the framework of the population health protection system - the Centers for Public Health and Medical Prevention. The analysis of new directions of activity of the health care center, structural and functional transformations is carried out. The article presents a detailed description of promising areas of activity based on the use of various modern information and communication technologies, and also reflects the possibility of constructive interactions of the health care center with various social institutions. The role of government initiatives aimed at preventing non-communicable diseases, including in increasing the motivation of the population to adhere to a healthy lifestyle, is shown. The potential possibility of the developed conceptual approaches in the field of strategy and tactics of disease prevention from the point of view of protecting public health, including reproductive health, has been determined.

Full Text

Введение Вопросы профилактики заболеваний, разработка превентивных мер по снижению тяжести их протекания, принятие управленческих решений, направленных на нивелирование угрожающих здоровью и жизни факторов в жизни граждан страны, определяют формирование специализированных служб в системе российского здравоохранения, отвечающих за их практическую реализацию. Анализ деятельности Центров общественного здоровья и медицинской профилактики (ЦОЗМП) в стране за достаточный временной период (2008-2015 гг.) выявил ряд объективных причин, обусловивших неудовлетворительную оценку их функционирования: нехватка финансирования, дефицит специалистов, необходимость пересмотра нормативной базы и отчетной документации (форма отчетности № 70), деформация структуры подразделений, ограниченность видов деятельности [1, 2]. Эти основные причины стали катализаторами пересмотра позиций Министерства здравоохранения РФ в отношении главных форпостов отечественной профилактики - ЦОЗМП в сторону усиления их структурно-функциональной части позициями общественного здоровья. Цель исследования - изучение становления и современной роли ЦОЗМП в системе охраны здоровья населения. Материалы и методы В ходе исследования проанализированы действующие законодательные, нормативные правовые документы и современные литературные источники, определяющие пути становления номенклатурной единицы - ЦОЗМП, совершенствования ее функционально-структурных позиций на основополагающих принципах охраны общественного здоровья. В работе использовались методы изучения и обобщения, а также аналитический метод. Результаты исследования Одним из итоговых решений заседания Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г. стало утверждение паспорта национального проекта «Демография» на 2019-2024 гг., составляющим звеном которого стало направление «Укрепление общественного здоровья», в более развернутом виде обозначенное как «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» 10. Данный национальный проект был представлен как амбициозный, масштабный и перспективный научно-управленческий пласт поставленных задач и предложенных решений по вопросам общественного здоровья со своей «зоной ответственности» на различных уровнях федерального, регионального и муниципального значения. Считаем, что адресное апеллирование к проекту «Демография» в контексте «побуждения» граждан следованию здорового образа жизни, здорового питания и отказу от вредных привычек активирует формирование «работающих» отраслевых межорганизационных связей по усилению мер, направленных на уменьшение негативных тенденций в укреплении демографической ситуации в стране, продуманному, планомерному и действенному решению вопросов репродуктивного здоровья. Именно грамотная политика в этом направлении со стороны всех заинтересованных ведомств позволит последовательно проводить стратегическую линию, направленную на сохранение здоровья молодого поколения, действуя в русле современных научных подходов общественного здоровья. Поэтому вполне обоснованным представляется решение III Всероссийского форума по общественному здоровью (14.10.2019 г.) о создании Центров общественного здоровья, которые позиционировались как «двуединое» целое в вопросах профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ) - на индивидуальном и популяционном уровнях 11. Затем в январе 2020 г. Минздравом РФ был разработан проект Порядка организации профилактики НИЗ, где предлагалось усилить существующую структуру профилактики в стране Центрами общественного здоровья. Региональным властям было рекомендовано создать ЦОЗМП в рамках вышеуказанного федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» 12. И уже 19.02.2020 г. был издан Приказ МЗ РФ № 106н «О внесении изменения в номенклатуру медицинских организаций, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 г. № 529н», где утверждалось переименование Центров медицинской профилактики в ЦОЗМП 13. В развитии следования пути современного формирования принципов охраны общественного здоровья Минздравом РФ 27.02.2020 г. был создан Совет по общественному здоровью 14. Данный межведомственный Совет был сформирован в рамках реализации «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года», которая была утверждена Приказом Минздрава РФ от 15.01.2020 г. № 8. В материалах Стратегии приводится заключение Национального медицинского исследовательского центра профилактической медицины, раскрывающее данные о большом экономическом ущербе, который наносят стране заболеваемость НИЗ - он составляет порядка 3,6 трлн руб. (4,2% ВВП). Отмечается, что такой значительный урон формируется за счет трудопотерь среди населения и его преждевременной смертности 15. А по мировым критериям, в частности Международного экономического форума, Гарвардской школы общественного здоровья, к 2025 г. экономические потери от НИЗ будут составлять порядка 7 трлн долл. 16 Обосновано, соответственно поставленным целям, позиционируется стратегическая задача работы Совета в рамках трех составляющих: здоровый образ жизни, профилактика НИЗ, контроль НИЗ среди населения. Безусловно, столь масштабные задачи в рамках современного развития научных принципов охраны общественного здоровья не могут положительно реализоваться без формирования эффективно работающего кадрового состава отрасли. В связи с этим важно, что специалистов по общественному здоровью стали готовить/обучать в Институте лидерства и управления здравоохранением ПМГМУ им. И. М. Сеченова. В развитие приказа Минздрава РФ № 106н о формировании ЦОЗМП и в подтверждение значимости привнесения принципов охраны общественного здоровья в практическую стезю современного развития здравоохранения, его профилактической направленности стало изменение в организации службы профилактики НИЗ посредством Приказа МЗ РФ от 28.07.2020 г. № 748н. Название приказа - «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях, утвержденный приказом Минздрава РФ от 30.09.2015 г. № 683н» - определяет весомую смысловую нагрузку данного документа. Подчеркнем, что Приказ № 748н обозначил Правила организации деятельности новой номенклатурной единицы - ЦОЗМП с соответствующими изменениями их функционально-структурных позиций по сравнению с Порядками Приказа № 683н (2015 г.), где фигурировал Центр медицинской профилактики. Утвердил обозначенные в Приказе № 748н изменения Порядков и другие структурные преобразования нового Центра Приказ Минздрава РФ от 29.10.2020 г. № 1177н (вступил в силу с 01.01.2021 г.) 17. Обоснованием целесообразности проведения такой реструктуризации заявлены новые направления и разделы деятельности ЦОЗМП, их количество существенно увеличилось до 40 единиц. В результате сформирован весомый структурно-функциональный «объем» качественно нового кластера, имеющего инновационно-стратегический характер в аспекте охраны здоровья населения. Новые направления деятельности ЦОЗМП были введены в его работе путем построения и организации действенных информационно-коммуникационных взаимодействий/связей в рамках субъектно-объектных отношений сторон. Так, существенной задачей, стоящей перед новыми ЦОЗМП, является подготовка ежегодных докладов о состоянии общественного здоровья в каждом конкретном регионе страны. Причем эти доклады будут носить публичный характер и, соответственно, станут доступны для ознакомления каждому гражданину данного субъекта, т. к. будут размещены в том числе в сети Интернет. Это подчеркнет ответственность сотрудников ЦОЗМП за проделанную работу и придаст общественный характер работе ЦОЗМП, что, собственно, и заложено в названии новой структурной единицы и отвечает ее новым функциональным задачам. Следует также отметить такую новую позицию в работе ЦОЗМП, как организация и проведение общественных слушаний по вопросам укрепления общественного здоровья. Такие «открытые» площадки взаимодействия с населением по вопросам профилактики НИЗ, отказа от вредных привычек, ведения здорового образа жизни, вакцинации и профилактики инфекционных заболеваний должны стать привычным атрибутом жизни общества, где приглашенные лидеры мнений, каждый в своей области, путем аргументированных доказательств научной и практической обоснованности смогут «повести за собой» и убедить в своей правоте следования правилам здорового образа жизни пришедших на встречу людей путем активного коммуникативного взаимодействия. Помимо этого подчеркнем, что ранее Центры медицинской профилактики выполняли в большей степени координационно-методические функции, направленные на профилактику НИЗ, а активную практическую роль реализации новых Порядков они станут выполнять в рамках своей сегодняшней деятельности в редакции Приказов МЗ РФ от 20.07.2020 г. № 748н и от 29.10.2020 г. № 1177н. В настоящее время, с введением обновленных функциональных задач ЦОЗМП, ориентированных на практические, действенные шаги, отраженные в глагольно-смысловых понятиях каждой его новой функции: разработка, организация, реализация, анализ, мониторинг, оценка (эффективности мер в области улучшения показателей заболеваемости и смертности от НИЗ) - следует ожидать улучшение качества жизни населения путем пролонгации здоровьесохранной ее составляющей, увеличение доли лиц с позицией достижения состояния активного долголетия. Важным, если не сказать принципиальным моментом, стало динамичное внедрение в деятельность ЦОЗМП социологического аспекта по вопросам общественного здоровья. Именно на III Всероссийском форуме по общественному здоровью в октябре 2019 г. одним из направлений дискуссий стал вопрос, озаглавленный как «Социология общественного здоровья. Образ общественного здоровья в массовом сознании», позиционно раскрывающий роль социологических исследований в современном научном мире. Другой ответственной задачей является «пересекающаяся» с дисциплиной «Медицина труда», но имеющая самостоятельное прикладное значение позиция мер (разработка, реализация, оценка), направленных на усиление ответственности работодателей за сохранение активного здоровья своих работников. Это, прежде всего, внедрение в повседневную работу здоровьесберегающих технологий, формирование культуры труда, поощрение работников, ведущих здоровый образ жизни, введение работодателем научно обоснованных экономических и иных стимулов, направленных как на индивидуальную профилактику НИЗ работников, так и на поощрение развития корпоративных программ в рамках укрепления их здоровья. Эффективная реализация данных важных направлений возможна только при комплексировании «точечных» научно-практических дисциплин, таких как медицина труда, психология, социология и др. Отдельной строкой целесообразно выделить новый вид деятельности ЦОЗМП - выявление, изучение и распространение наиболее популярных среди населения и действенных на практике муниципальных программ по охране общественного здоровья, особенно значимых в условиях профилактики распространения COVID-19. Здесь необходимо установление работающих коммуникативных взаимодействий с населением, поиск путей наибольшего информационного «соприкосновения» общих интересов в глобальном решении вопросов стремления каждого человека вести здоровый образ жизни, несмотря на очевидность сказанного и сложность реализации данного постулата на практике. Для выполнения целевых «установок» ЦОЗМП необходимо взаимодействие на уровне муниципалитет-районы, где имеется наибольшая связь с населением с позиций организаций различного уровня: образовательных (дошкольных, школьных, высших учебных), производственных, медицинских и др. Следует отметить указанное в новом Приказе № 1177н усиление позиций сотрудничества/координации действий ЦОЗМП с различными социальными институтами общества, в том числе образования, культуры, спорта, некоммерческими организациями, волонтерским движением и др. Подчеркнем неоспоримый факт того, что современный дизайн профилактической ориентированности отрасли здравоохранения выгодно отличается от прошедшего периода. Он характеризуется значительной поддержкой действующих медицинских структур со стороны ведущих фондов и обществ, которые занимаются решением организационно-поисковых вопросов в области реализации практических предложений по сохранению и преумножению здоровья граждан. В качестве иллюстрации к сказанному приведем только два примера таких проектов, которые наглядно показывают эффективность и перспективность межведомственных взаимодействий в области охраны здоровья населения. Первый из них касается проекта Фонда Росконгресса - «Здоровое общество», которое неоднократно выступало организатором различных платформ пропаганды здорового образа жизни. Так, в августе 2020 г. в Москве прошла сессия: «ЗОЖ со стороны общества: лучшие практики, которые вдохновляют», где были представлены показательные (получившие практическое признание) методики и программы, посвященные вопросам общественного здоровья в различных регионах страны (на полях Всероссийского форума: «Здоровье нации - основа процветания России») 18. Нет необходимости подчеркивать значимость данных площадок для популяризации профилактического контента и в формировании действенных взаимосвязей общественных организаций со специализированными ЦОЗМП, особенно в условиях эпидемиологических рисков COVID-19. Вторым примером может служить привлечение волонтерских организаций к вопросам охраны здоровья населения. Волонтерское движение, зарекомендовавшее себя с лучших позиций в период крупных международных спортивных соревнований; во время пандемии COVID-19, имеющее все навыки оперативно-организационной работы в области медицины и спорта, пользующееся доверием населения, безусловно, может стать хорошим посредническим звеном во взаимодействии ЦОЗМП с населением каждой конкретной территории, а именно содействовать участию в программах, посвященных ЗОЖ, оздоровительно-спортивных мероприятиях, налаживании коммуникативных связей между представителями различных сторон общества. Поэтому вполне обосновано, что на полях IV Всероссийского форума по общественному здоровью, который прошел в октябре 2020 г., ключевое внимание было уделено волонтерскому движению, где была дискуссионно оформлена ответственная позиция граждан в помощи формирования здоровьесберегающих инициатив для населения различных возрастных групп. В рамках панельной сессии по этим вопросам, озаглавленной как «Гражданское общество и общественное здоровье. Волонтерские организации как партнеры в создании системы общественного здоровья», помимо основного контента были обсуждены вопросы финансирования гражданских действий волонтерского движения с возможной поддержкой бизнес-структур 19. Данное начинание могло бы стать позитивным и действенным примером для такого рода инициатив и для других направлений в охране здоровья населения, тем более что волонтерское движение, именно в вопросах охраны здоровья, имеет под собой прочную базовую основу. Так, ранее (2017 г.), на базе РНИМУ им. Н. И. Пирогова был создан первый в стране «Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья» посредством взаимодействия со Всероссийским общественным движением «Волонтеры-медики» и знаковой для волонтерского движения организацией «Ассоциация волонтерских движений». Важно, что в задачи работы центра входит подготовка добровольцев в сфере охраны здоровья и проведение методико-информационно-аналитической и консультативной работы в этом направлении 20. Все сказанное определяет большой потенциал развития данных вопросов в связке: волонтерское движение - общественное здоровье - профилактика - население. Обсуждение Базисом определения возможностей населения быть соучастниками построения фундамента здоровой, активной жизни является его потенциальная настроенность на восприятие вызовов окружающей социальной среды, умение распознавать и оценивать факторы риска НИЗ. Для этого нужна планомерная, пролонгированная работа соответствующих отделов ЦОЗМП по мониторированию вопросов грамотности населения с позициями охраны общественного здоровья. Необходимо выявлять степень и, в целом, наличие мотивированности населения к ведению здорового образа жизни; определять причины, препятствующие этому, и, по возможности, устранять их. Эти направления также нашли отражение в новых задачах ЦОЗМП. Для решения перечисленных задач приказом МЗ РФ № 1177н в структуре ЦОЗМП предусмотрены отделы, формирующие эффективную работу новых направлений. Это, прежде всего, отделы, отвечающие за аналитику и стратегическое планирование, за направления, касающиеся налаживания действенных связей в работе разных ведомств, коммуникационных и общественных программ. Важную задачу выполняет новый отдел мониторинга факторов риска. Ранее Приказом от 30.09.2015 г. № 683н вместо него был создан отдел, носящий более обобщенное название - отдел мониторинга здоровья. Отметим, что, изучая, классифицируя и сопоставляя с различными возрастными группами воздействие факторов риска на население, используя сведения о его грамотности в этих вопросах на каждой конкретной территории, возможно сформировать Атлас факторов риска возникновения НИЗ в зависимости от экологии, экономического развития, здоровья населения, общей инфраструктуры медицинского кластера и других показателей каждого субъекта РФ, учитывающий все вышеперечисленные факторы, а также Атлас грамотности населения по рассматриваемым вопросам каждой конкретной территории. Дополняют и усиливают стратегические задачи ЦОЗМП отделы корпоративных и муниципальных программ и, собственно, организации медицинской профилактики. Соответственно новым отделам Приказом № 1177н были даны рекомендации штатных нормативов под задачи ЦОЗМП. Они касались введения дополнительно должности заместителя руководителя главного врача ЦОЗМП, специалиста в области социологии, демографии, инструктора по гигиеническому воспитанию. Соответственно новым задачам и отделам было увеличено количество соответствующих должностей сотрудников. Заключение Обобщая анализ материала, отметим, что весь 2020 г. в профилактическом «поле» отрасли здравоохранения, прошел под эгидой «Общественное здоровье» и завершился окончательным утверждением структуры и основных функций деятельности ЦОЗМП, появившимся в номенклатуре медицинских организаций (Приказ МЗ РФ от 19.02.2020 № 106н). Окончательные «Правила организации деятельности Центра общественного здоровья и медицинской профилактики» были утверждены приказом МЗ РФ от 29.10.2020 г. № 1177н и вступили в силу с 01.01.2021 г. Более чем в 3 раза были расширены функциональные задачи ЦОЗМП; изменены структура отделов, штатное расписание; ведется активная подготовка специалистов по общественному здоровью. Необходимо подчеркнуть, что благоприятным отличием нового времени в области профилактики НИЗ от недавнего прошлого являются возросшая активность и плодотворное взаимодействие профильных медицинских центров и организаций с научно-исследовательскими институтами, общественными организациями, бизнес-структурами и пр., в рамках совместных научных поисков; организациях конференц-площадок, сессионных встреч и панельных дискуссий; финансовой помощи [3, 4]. Опираясь на такой мощный задел, заявленный государством в области мер по профилактике НИЗ и инфекционных заболеваний, формирования среди населения приверженности здоровому образу, со всей уверенностью можно говорить о понимании и готовности профильных комитетов и организаций следовать выбранной тактике. И основывается она на признании факта того, что, прежде всего, сам человек должен осознать необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, что сможет в реальном времени помочь ему сохранить здоровье на долгое время и эффективно преодолевать риск-факторы, которые так негативно ярко проявились на рубеже 2020-х гг. А эффективной поддержкой населения в борьбе с неблагоприятными тенденциями окружающей медико-социальной среды, в том числе в условиях COVID-19, обретении мотивации к здоровьеохранному поведению, могут и должны стать специализированные Центры и медицинские организации, в первую очередь, профилактической направленности. Отметим также, что акцентной точкой позиций «Общественное здоровье» в современном развитии отрасли стало проведение Всероссийского диктанта по общественному здоровью (декабрь 2020 г.) для популяризации данного направления в обществе, активно поддержанное Всемирной организацией здравоохранения. Будущее покажет, насколько современные профильные инициативы были успешно реализованы, но надо отметить, что стартовые возможности, потенциал государственного механизма принятий решений и научный капитал в области общественного здоровья и медицинской профилактики достаточно высоки. Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

P. V. Zhelezova

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health


E. N. Mingazova

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health; Pirogov Russian National Research Medical University; Kazan State Medical University

Email: elmira_mingazova@mail.ru

References

  1. Савченко Е. Д., Соболева Н. П. Анализ организационной деятельности центров медицинской профилактики в оказании профилактической помощи населению // Профилактическая медицина. 2018. Т. 20, № 6. С. 5-13.
  2. Фомичева М. Л., Жиленко Е. Л., Евдаков В. А. Система медицинской профилактики: основные проблемы // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018. № 4. С. 85-92.
  3. Методика формирования сведений о деятельности центров общественного здоровья и медицинской профилактики. М., 2020. 14 с.
  4. Полунина Н. В., Пивоваров Ю. П., Милушкина О. Ю. Профилактическая медицина - основа сохранения здоровья населения // Вестник Российского государственного университета. 2018. № 5. С. 5-13.

Statistics

Views

Abstract - 142

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies