IMPACT OF LIFE DIFFICULTIES ON HEALTH OF TEACHERS OF HIGHER SCHOOL

Abstract


The rapidly changing conditions of a modern unstable society change all spheres of human activity, including education. The increasing complexity of the educational process leads to an increase in the burden on higher education teachers. The implementation of pedagogical activities is accompanied by a number of difficulties, some of which are largely experienced by teachers, difficult to solve and become life difficulties. Life difficulties related to professional activity affect the state of health and worsen it. The work attempts to identify the relationship between the life difficulties of university teachers and the presence of chronic diseases.

Full Text

Введение Здоровье является основным компонентом человеческого капитала и основным резервом, обеспечивающим эффективную профессиональную деятельность. В настоящее время все чаще обращается внимание на потребность в формировании здоровьесберегающей среды в учебных заведениях и значимость сохранения и укрепления здоровья преподавателей высших учебных заведений как основных участников образовательного процесса [1-5]. Профессиональная деятельность педагога высшей школы в современных условиях характеризуется рядом особенностей, которые существенным образом влияют на ее качество, результативность, успешность. В процессе реализации образовательного процесса преподаватели транслируют знания, умения и навыки обучающимся, затрачивая при этом моральные и физические силы. Так, по мнению А. В. Кандауровой [6], от педагога зависит результат изменений, сопровождающих современный образовательный процесс, он адаптирует обобщенные и порой абстрактные требования к конкретным условиям будущей профессиональной деятельности студента. В связи с этим здоровье преподавательского состава может пониматься, с одной стороны, как требуемый критерий для осуществления преподавательской деятельности, а с другой - как фактор риска возможности преподавания вследствие ухудшения состояния здоровья. Здоровье является обязательным условием успешности профессиональной деятельности, требующей высокой концентрации, работоспособности, постоянного интеллектуального и физического напряжения. Однако отношение самих педагогов к постоянно сопровождающим их профессиональную деятельность трудностям существенным образом может повлиять на их здоровье. Поэтому в современных условиях нестабильности и неопределенности особую актуальность приобретает изучение факторов, условий и трудностей профессиональной педагогической деятельности, которые могут вызвать негативные изменения в состоянии здоровья преподавателей. Обзор литературы. В последние десятилетия изучение здоровья преподавателей высшей школы стало вызывать повышенный интерес со стороны исследователей. Влияние показателей физического и психического здоровья на профессиональную деятельность рассмотрено в работах Г. С. Абрамовой, Е. В. Броздовской, М. Г. Березиной, Л. И. Вассерман, Л. П. Вашлаевой, Н. А. Литвиновой, Т. В. Сущенко, Ю. А. Юдчиц, Н. М. Амосова, С. Д. Цыдыповой, Б. Г. Ананьева, В. А. Пономаренко и др. [1, 7, 8]. В исследованиях Е.А Кудриной, Д. А. Толмачева осуществлена комплексная оценка соматического и психологического здоровья профессорско-преподавательского состава медицинского вуза. По мнению Л. М. Митиной [9], в проблематике профессиональных заболеваний особое место занимает тот факт, что современная медицина обязана взаимодействовать не только с больными людьми. Особое место в ней должно занимать бережное и заботливое общение со здоровыми людьми, которые в современных условиях нуждаются в сохранении и укреплении здоровья, что позволит минимизировать риски возникновения заболеваний в дальнейшем. Среди профессиональных заболеваний педагогов наиболее часто встречаются болезни крови и кроветворных органов, эндокринной системы, органов дыхания, органов пищеварения, мочеполовой системы и др. [2]. Непрерывные коренные изменения в системе высшего образования, постоянный рост информационных нагрузок, стрессогенность образовательного процесса, повышение требований к профессиональной компетентности преподавателей и ответственности за принимаемые решения, по мнению М. А. Лисняк и Н. А. Горбач [10], приводят к постоянному перенапряжению организма и неблагоприятно отражаются на здоровье профессорско-преподавательского состава. По мнению авторов, многие заболевания в данной категории населения носят скрытый характер, что связано с низкой частотой обращений в медицинские учреждения. Особенности педагогической деятельности в высшей школе, ее современная методология, наполняемость и своеобразие функциональности раскрываются в работах Б. С. Гершунского, В. В. Краевского, А. Г. Кузнецовой, О. Г. Прикот, А. С. Роботовой и др. [11-13]. Компоненты педагогической деятельности и их основные характеристики описаны в трудах Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Т. С. Поляковой, Л. Г. Семушиной, А. А. Вербицкого, В. П. Беспалько, Л. В. Поздняк, Л. Д. Столяренко, В. А. Сластенина, В. Г. Иванова и др. [3, 14, 15]. Авторы обосновывают неоспоримый факт того, что педагогическая деятельность в высшей школе в современных условиях имеет ряд специфических особенностей, которые оказывают дополнительную нагрузку на преподавателя. Среди них хотелось бы отметить постоянно возрастающий и изменяющийся по требованиям дополнительный объем отчетной документации, недостаточную заработную плату, меняющиеся условия оценки качества профессиональной деятельности, ненормированный рабочий день, технологизацию образовательного процесса, особенности современного студенчества (завышенная самооценка, социальный инфантилизм, неумение и нежелание работать в группе и т. д.). В отдельную категорию, на наш взгляд, следует отнести и вынужденный переход на дистанционное обучение в условиях самоизоляции, характеризующий новую реальность жизни. Все перечисленные неотъемлемые характеристики педагогической деятельности выступают в качестве определенных трудностей профессиональной деятельности. Трудность представляет собой переживание и иногда понимание возникшего несоответствия между требованиями деятельности и возможностями личности [5]. Трудность с течением времени может перерасти в затруднение и оказывать существенное влияние на качество педагогической деятельности и на субъективную оценку ее результативности. Следовательно, необходимо своевременно выявлять потенциальные источники трудностей, анализировать их, оказывать помощь в коррекции и поиске индивидуального конструктивного пути разрешения. В ходе жизнедеятельности возможно отсутствие полного осознания наличия трудности, что объясняется ее двухкомпонентностью: объективным наличием сложности и осознанием невозможности или ограниченности ее разрешения в конкретных условиях [16]. Наличие трудностей в педагогической деятельности влечет за собой ее ограничения, видоизменения либо требует от педагога дополнительных усилий для «удержания» себя в рамках требований, предъявляемых к современному педагогу высшей школы. Изучению трудностей и затруднений жизнедеятельности посвящены работы Н. С. Данакина, Н. С. Степашова, В. П. Кузьмина, Т. Н. Каменевой и др. В частности, Н. С. Данакин анализирует механизмы использования общественных ресурсов в процессе разрешения трудностей [17]. В работах Н. С. Степашова трудности и возникающие на их основе затруднения рассматриваются как маркеры некоторого отклонения от сложившихся норм и правил [18]. Исследовательский интерес (И. Э. Надуткина, В. М. Захаров и др.) к наличию управленческих рисков в вузовской среде актуализирует изучение влияния неопределенности в борьбе вузов за свои рейтинговые показатели, статусные позиции, что предопределяет повышенные требования к педагогам, возникающие трудности воспринимаются ими остро и переходят в жизненные затруднения [19]. Несмотря на широкое освещение в научной литературе проблематики здоровья педагогов высшей школы, практически отсутствуют публикации, объясняющие взаимосвязь отношения к проблемам и наличие заболеваний. Особую значимость необходимость анализа отношения преподавательского состава к изменяющимся и усложняющимся условиям работы приобретает в ситуациях, когда будущие перспективы их деятельности неопределенны и размыты. Материал и методы Трансформация образовательного пространства, усложнение учебного процесса, активная цифровизация, резкий переход к дистанционным формам обучения, происходящие в условиях новых форм организации жизнедеятельности, в том числе необходимости самоизоляции, карантина, нестабильной экономической ситуации, нарастания негативной информации со стороны средств массовой информации, привели к значительному повышению нагрузки на педагогов и являются рисками для их здоровья. Существенное значение в складывающихся условиях имеет отношение самого человека к ситуации. Для понимания сути и характера происходящих изменений необходимо обратиться к уточнению базовых понятий. В «Толковом словаре русского языка» [20] трудность определяется как препятствие, требующее большого труда и усилий. Однако в разной степени на различных жизненных этапах каждый человек в зависимости от социальных условий, жизненного опыта, целей жизнедеятельности сталкивается с различного рода трудностями, которые могут стать жизненными затруднениями и существенным образом изменить социальные практики. Содержание жизненных затруднений определяется отношением человека к трудностям, которые сопровождают его жизнедеятельность. Специфика жизнедеятельности, социальная зрелость, общее состояние здоровья, умения и навыки преодоления трудностей выступают в качестве различий содержания жизненных затруднений. В связи с этим преподаватели высших учебных заведений, как научно-педагогическая интеллигенция, творческие, высококвалифицированные специалисты, сталкиваются с необходимостью постоянного преодоления трудностей. Следует отметить, что не всегда и не все трудности воспринимаются как жизненные затруднения. В условиях неопределенности, предъявляющих повышенные требования, трудности воспринимаются педагогами более остро и переходят в жизненные затруднения, что отражается на состоянии здоровья [19]. В результате формируются условия для возникновения жизненных затруднений. Жизненное затруднение - это сложное объективное общественное явление, возникающее под влиянием трудностей напряженного социально-экономического, организационного и естественно-природного характера, влияющее на личностный характер переживания человеком своего здоровья, работоспособности, отношения к жизни. Профессиональное здоровье педагога высшей школы представляет собой совокупность показателей физического, психического и социального статуса, которые определяют его способность к эффективной адаптации в непрерывно усложняющихся ситуациях содействия будущим специалистам в профессиональном саморазвитии. При этом сохраняется возможность максимально полного самовосстановления творческого потенциала, обеспечивающего самокоррекцию профессионального здоровья [21]. По мнению ряда исследователей, педагоги высшей школы характеризуются невысоким уровнем здоровья [2]. Нарастание стрессовых ситуаций влияет на формирование альтернативных вариантов преодоления трудностей, а недостаток времени приводит к усилению напряжения. В такой ситуации происходит разрушение адаптационных барьеров и как следствие - нарушение здоровья. Так, например, неприятность может вызвать повышенное давление, а то и сердечный приступ. Длительные отрицательные эмоции могут вызвать невроз, язву желудка, сосудистые расстройства, многие другие нарушения здоровья. Помимо этих прямых последствий стрессов есть и косвенные: человек много курит, часто прикладывается к рюмке, становится пассивным. В связи с этим нами была поставлена задача изучения отношения преподавателей высшей школы к трудностям, возникающим в ходе их профессиональной деятельности, и последствиям их переживания, субъективной оценкой наличия трудностей в профессиональной деятельности. Для выявления взаимосвязи изменений соматического здоровья с переживанием трудностей профессиональной деятельности нами был проведен социологический опрос среди педагогов вузов Курской области. В ходе исследования было опрошено 300 преподавателей вузов г. Курска. Анкетирование было осуществлено среди респондентов мужского и женского пола в возрасте от 25 до 75 лет, со стажем педагогической деятельности от 1 года до 30 лет. Квотная выборка была организована по полу, возрасту и стажу работы. Также исследование опирается на результаты ранее проведенных социологических исследований, которые характеризуют состояние здоровья различных профессиональных групп. При статистической обработке использовался программный пакет для статистического анализа Statistica 6.0 и MS Ехсе1 2010, реализующие функции анализа и визуализации данных с привлечением статистических методов. Результаты Показателем наличия жизненных затруднений является оценка респондентами их отношения к трудностям. Выявлено, что женщины тяжелее, чем мужчины, переживают трудности и чаще попадают в ситуации жизненных затруднений. В целом наличие трудностей в значительной степени беспокоит преподавателей в возрасте от 55 до 60 лет (34%). Затем следуют возрастные группы от 25 до 30 лет (28%) и от 40 до 45 лет (26%), причем в последней группе мужчин было больше, чем женщин. Меньше всего с жизненными затруднениями сталкиваются в опрошенные возрасте от 30 до 35 лет (12%). Подобная оценка респондентами переживания трудностей, встречающихся в профессиональной деятельности, соответствует кризисным периодам жизни. Наиболее распространенным следствием жизненных затруднений, по мнению участников опроса, являются проблемные ситуации, касающиеся вопросов личностной самореализации, - 27%, семейных проблем - 23%, проблем профессиональной деятельности - 22%, здоровья - 17% и социальной адаптации - 11%. Здоровье занимает предпоследнюю позицию значимости, что свидетельствует о невысоком уровне заботы о своем психосоматическом благополучии. ps2020s1.4htm00061.jpg Анализ трудностей, характеризующих современный образовательный процесс, на основе наивысших оценок по 10-балльной шкале показал, что в профессиональной сфере как жизненные затруднения респондентами были выделены: большая загруженность на работе, переход на дистанционную работу, необходимость заниматься научной деятельностью, трудности, возникающие в ходе взаимодействий с коллегами и руководством (табл. 1). По мнению большинства опрошенных (87%), профессиональная деятельность педагогов, так или иначе, приводит к возникновению разного рода заболеваний, которые подразделяются на проблемы, связанные с психическим и соматическим здоровьем. ps2020s1.4htm00063.jpg Результаты исследования позволили проследить взаимосвязь обозначенных преподавателями жизненных затруднений в профессиональной сфере и наличия определенных болезней (табл. 2). В целом, при оценке своего здоровья 65% респондентов отметили, что имеют отклонения в состоянии здоровья, подтвержденные в ходе медицинских осмотров. Большинство респондентов, независимо от пола и стажа преподавательской деятельности, отмечают зафиксированные документально нарушения в функционировании эндокринной системы. Они проявляются, прежде всего, в повышенном индексе массы тела (различная степень ожирения). Среди возможных причин развития этого соматического отклонения, наряду с традиционными (малоподвижный образ жизни, гормональные нарушения), указывается еще и периодическое переедание. Респонденты отмечали, что в подавляющем большинстве случаев переедание возникает у них как реакция на стрессовые ситуации, связанные с невозможностью реализовывать намеченные планы. Коррекция планов происходит из-за дополнительного, непредвиденного объема работы (чаще в форме отчетности). Назначение информации в этих формах отчетности чаще всего не разъясняется, и ситуация неопределенности повышает эмоциональное напряжение. Самым распространенным, очевидным и доступным для большинства преподавателей способа снятия эмоционального напряжения является потребление большего объема пищи с высоким содержанием углеводов. Все это приводит к повышению массы тела. Также преподаватели высшей школы отмечали наличие сбоев в работе пищеварительной системы (обострение гастритов, изменение кислотности и др.). В качестве одного из источников патологии функционирования зрительного анализатора большинство респондентов отметили отрицательное влияние технологизации образовательного процесса. При этом на отрицательную динамику состояния зрения указывают респонденты со стажем профессиональной деятельности от 1 года до 10 лет. Преподаватели со стажем до 20 лет отмечают прогрессирование близорукости. Преподаватели с большим стажем профессиональной деятельности указывают на снижение остроты зрения и прогрессирование ощущения дискомфорта даже при работе с бумажными источниками информации. Переход на систему дистанционного образования воспринимается как жизненное затруднение 48% преподавателей, большая часть из которых находились в возрасте от 55 до 65 лет, имели хроническое заболевание эндокринной системы. Резкая смена режима работы, необходимость использования новых технологий и сопутствующие этому трудности технического характера, по мнению большинства опрошенных, порождают психологическую напряженность, что затрудняет их жизнедеятельность, делает неопределенными перспективы личностной реализации, детерминирует актуализацию решения жизненных задач и проблем как средства достижения профессиональной устойчивости и полноценной адаптации к меняющимся условиям жизни. Заключение Таким образом, прослеживается стойкая зависимость между наличием у преподавателей высшей школы трудностей в педагогической деятельности, которые воспринимаются ими как жизненные затруднения, и соматическим здоровьем, оцененным в ходе профилактических медицинских осмотров. Ведущее место занимают патологии функционирования обмена веществ, которые могут свидетельствовать о наличии стрессовых ситуаций в жизни преподавателя. По мнению респондентов, источниками стрессов (жизненных затруднений) в профессиональной деятельности выступают преимущественно плохо поддающиеся прогнозу виды деятельности, которые связаны с дополнительным объемом учебно-методической работы и отчетности; переходом на дистанционную работу, необходимостью заниматься научной деятельностью. Эти причины являются ведущими независимо от стажа педагогической деятельности. Для категории молодых преподавателей (стаж до 5 лет) дополнительными источниками трудностей, вызывающим отклонения в состоянии здоровья, становятся необходимость освоения содержания учебной дисциплины, сложности во взаимодействиях с коллегами и руководством. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

T. N. Kameneva

Kursk State Medical University


E. V. Konishcheva

Kursk State Medical University


I. E. Nadutkina

Belgorod National State Research University

Email: nadutkina@bsu.edu.ru

M. V. Selyukov

Belgorod National State Research University


N. P. Shalygina

Belgorod National State Research University


References

  1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.; 2006.
  2. Кудрина Е. А., Толмачев Д. А. Комплексная оценка здоровья профессорско-преподавательского состава медицинского вуза. Современные проблемы науки и образования. 2011;(5). Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4969
  3. Леньков С. Л. Динамическая деятельностно-компетентностная модель профессионализма инновационных педагогов. Научный диалог. 2016;4(52):337-60.
  4. Макарова Л. Н., Старцев М. В. Проблемные зоны взаимодействия преподавателей и студентов. Социально-экономические явления и процессы. 2017;(5):210-6.
  5. Рапацевич Е. С., сост. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск; 2005.
  6. Кандаурова А. В. Затруднения педагогов в организации социального взаимодействия в педагогической деятельности. Человек и образование. 2014;4(41):58-62.
  7. Абрамова Г. С. Психология в медицине. М.; 2018.
  8. Вассерман Л. И., Беребин М. А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ. СПб.; 1997.
  9. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.; 2005.
  10. Лисняк М. А., Горбач Н. А. Здоровье профессорско-преподавательского состава вузов. Сибирское медицинское обозрение. 2012;(2). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-vuzov
  11. Краевский В. В. Научные исследования в педагогике и современность. Педагогика. 2005;(2):13-20.
  12. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике. Хабаровск; 2001.
  13. Прикот О. Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. СПб.; 1995.
  14. Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности учителей. М.; 1983.
  15. Данилова С. В., Шустовой Л. П., Глебовой З. В. Сопровождение развития педагога на начальном этапе профессиональной карьеры. Ульяновск; 2017.
  16. Степашов Н. С., Бердникова Т. В., Каменева Т. Н., Кузьмин В. П. Социальная стратификация жизненных затруднений: эмпирический анализ дифференциации престижа и неравенства уязвимых слоев населения. Курск; 2008.
  17. Данакин Н. С. Теоретические методические основы проектирования технологий социального управления. Белгород; 1996.
  18. Степашов Н. С. Феномен жизненных затруднений. Курск; 2002.
  19. Nadutkina I. E., Zaharov V. M., Selyukov M. V., Kompaniec S. A., Shalygina N. P., Lugovskaya M. V. Dynamics of risk degree of innovation-driven growth at higher education institutions. Univers. J. Educat. Res. 2019;7(10B):43-6.
  20. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. М.; 1935.
  21. Цыдыпова С. Д. Профессиональное здоровье педагога высшей школы. МНИЖ. 2013;6-3(13). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-zdorovie-pedagoga-vysshey-shkoly
  22. Бабочкин П. И. Студент как активный субъект познания в высшем образовании. Вестник РМАТ. 2014;(2):90-4.
  23. Кудрявая Н. В., Уколова Е. М., Молчанов А. С. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. Под ред. Н. Д. Ющука. М.; 2001.
  24. Лескова И. В., Степашов Н. С., Конищева Е. В. Жизненные затруднения преподавателей высшей школы: поведенческие рефлексии. Власть и управление на Востоке России. 2018;3(84):106-12. doi: 10.22394/1818-4049-2018-84-3-106-112
  25. Pirincci E., Rahman S., Durmus A., et al. Factors affecting healthpromoting behaviours in academic staff. Pub. Health. 2008;11:1261-3.

Statistics

Views

Abstract - 38

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 (495) 916-29-60

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 (495) 916-29-60
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies