The Russian rural school children of adolescent age as Internet users

Abstract


In Russia, the society shares the opinion that children, adolescents and the youth are the main users of the Internet. However, the information impact of the Internet on the emerging consciousness, intelligence, life values of younger generation is ambiguous and requires comprehensive and in-depth study. Materials and methods. In 2016-2017, large-scale sample study of prevalence and peculiarities of Internet use in rural teenagers aged 15-17 years was carried out in Russia, covering 17 Oblasts from 6 Federal Okrugs of Russia. The sampling consisted of 18 222 rural teenagers (8 208 boys and 10 014 girls). The set of material (questionnaires), formation of databases and their statistical processing was carried out using software program “The Risk Factors”. According to the data study, prevalence of Internet use among boys was 96.1 and among girls 97.2 out of 100 adolescents of the appropriate age and sex. Besides, 85.4% of boys and 90.0% of girls used the Internet on daily basis and 44.4% of boys and 60.4% of girls - 3 hours or more per day. Teenagers using the Internet every day during 3 hours or more constitute “risk group” since they have both social and psychological difficulties and high risk of developing Internet addiction. Despite the differences in the age of the respondent’s gradations in frequency and duration of Internet using, the results of study correspond to data of studies carried out in different years by the Internet Development Fund and testify high level of prevalence of Internet use among schoolchildren. The results of the study revealed the emerging problems in rural schoolchildren of adolescent age due to long (3 hours or more per day) use of the Internet, as well as the need to teach them to appropriate, dosed and effective use of the Internet, which would broaden mind, increase academic performance and enrich leisure activities.

Full Text

Введение В настоящее время интернет стал неотъемлемой частью жизни современных людей. Как утверждают исследователи, самыми активными пользователями интернета в России являются подростки [1]. Однако информационное влияние интернета на формирующееся сознание, интеллект, жизненные ценности подрастающего поколения неоднозначно. Оно может быть положительным и отрицательным, требует всестороннего и глубокого изучения. Однако большинство научных работ, посвященных изучению влияния интернета на подростков, касается в основном феномена интернет-зависимости [2-4]. Всестороннее изучение взаимодействия подростков и интернета представлено Фондом развития Интернет (ФРИ), который провел широкомасштабные выборочные исследования по этой тематике. По данным Фонда, в 2009 г. около 90% подростков 14-17 лет пользовались интернетом [5], а в исследовании 2013 г. отмечено, что 89% российских подростков ежедневно пользовались интернетом [6]. Масштабы пользования интернетом подростками и молодежью, неоднозначность влияния этого киберпространства на формирующуюся личность молодого человека диктуют необходимость отслеживания ситуации в данной области (распространенность, цели, мотивации, последствия). С 2010 г. Центр мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава России, наряду с исследованиями потребления алкоголя, наркотиков и табачной продукции среди подростков 15-17 лет, проводит на регулярной основе изучение занятий компьютерными играми и интернетом среди этого контингента. По нашим данным (исследование 2010-2011 гг.), распространенность пользования интернетом среди городских подростков-школьников 15-17 лет составляла 95% среди мальчиков и 95,4% среди девочек, а среди учащихся училищ начального профессионального образования (2013-2014) пользовались интернетом 97,1% мальчиков и 97,9% девочек [7-10]. Результаты изучения пользования интернетом среди сельских подростков-школьников 15-17 лет, проведенного в 2016-2017 гг., представлены в настоящей статье. Материалы и методы По единой методике, разработанной в Центре мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава России, в 2016-2017 гг. проведено широкомасштабное выборочное исследование распространенности и особенностей пользования интернетом сельских подростков-школьников 15-17 лет, учащихся 9-11-х классов общеобразовательных школ. Оно охватило 17 областей РФ из 6 федеральных округов (ФО) России. В этих ФО в 2016 г. проживало 75% общей численности сельских подростков 15-17 лет. В каждом ФО были выбраны по 3 или 4 субъекта РФ, в которых доля сельских подростков 15-17 лет на 1 января 2016 г. составляла от 20 до 60%. В Центральном ФО (ЦФО) в исследование вошли Воронежская, Калужская и Тульская области, доля сельских подростков в которых в составе ЦФО составляла 20,1%. В Южном ФО (ЮФО) в исследовании участвовали Краснодарский край и Волгоградская область, доля сельских подростков в которых в составе ЮФО составляла 59,6%. В Сибирском ФО (СФО) в исследовании участвовали Красноярский и Забайкальский края и Кемеровская область, доля сельских подростков в которых в составе СФО составляла 26,5%. Уральский ФО (УФО) был представлен Свердловской областью, доля сельских подростков в которой составляла 26,3% от их численности в УФО. В Приволжском ФО (ПФО) в исследовании участвовали Республика Татарстан, Удмуртская и Чувашская Республики, а также Самарская область. Доля сельских подростков, проживающих на этих территориях, составила 31,2% от общего числа подростков ПФО [11]. Выборочная совокупность сельских подростков-школьников 15-17 лет в каждой отобранной области формировалась в несколько этапов. На первом этапе в каждой отобранной области целенаправленно отбирались сельские районы с учетом их географической расположенности (север, юг, запад, восток) и фактора удаленности от областного центра (близкорасположенные и удаленные). На втором этапе в каждом отобранном сельском районе методом случайной выборки отбирались 2-3 сельские общеобразовательные школы. На третьем этапе в отобранных школах проводилось сплошное анонимное анкетирование учащихся 9, 10 и 11-х классов. Объем выборки в каждой области был одинаков и определялся расчетом необходимого числа наблюдений по известной формуле с учетом 5% брака при заполнении анкет [12]. Необходимое репрезентативное расчетное число наблюдений составило 1076 подростков. В большинстве регионов опрашивалось больше подростков, в некоторых - меньше из-за малого количества подростков, проживающих в сельской местности (Мурманская область). Всего было опрошено 18 222 сельских подростка-школьника, из них 8208 (45%) мальчиков и 10 014 (55%) девочек. Свод материалов анкетирования, формирование баз данных и их статистическая разработка проводились с помощью компьютерной программы «Факторы риска» [13]. Статистическая разработка баз данных включала: получение абсолютных и относительных показателей и их ошибок, расчет достоверности различий между показателями по критерию Стьюдента (t). Результаты исследования Уровень распространенности пользования интернетом среди сельских подростков-школьников 15-17 лет в 2016-2017 гг. в РФ колебался среди мальчиков от 95,6 до 99,3 и составил в среднем 96,1 на 100 мальчиков-школьников 15-17 лет. Среди девочек уровень распространенности пользования интернетом колебался в еще более узком диапазоне: от 97,3 до 100, составляя в среднем 97,2 на 100 подростков-девочек 15-17 лет (рис. 1). Исключением являлась Воронежская область, где пользовались интернетом 68,3 из 100 подростков-мальчиков 15-17 лет и 69,9 из 100 девочек-школьниц 15-17 лет (см. рис. 1). Несмотря на то что показатель распространенности у девочек, пользовавшихся интернетом, в среднем по России мало отличался от соответствующего показателя у мальчиков, различие было статистически значимо (р<0,001). Цели и интересы использования интернета у сельских подростков-школьников довольно разнообразны: от подготовки к школьным занятиям до покупок в интернете (рис. 2). Однако для большинства сельских подростков основной целью являлся поиск информации для учебы (56,9% у мальчиков и 67,1% у девочек). Использовали интернет как средство общения и для знакомств около 15% сельских подростков (15,7% мальчиков и 15,1% девочек). Каждый седьмой мальчик и каждая десятая девочка пользовались интернетом для поиска информации в рамках своего хобби, а 5,8% мальчиков и 4,6% девочек смотрели фильмы, слушали музыку. Электронной почтой пользовались всего 1% мальчиков и 0,7% девочек, еще по 1% мальчиков и девочек совершали покупки в интернете (см. рис. 2). «От нечего делать» во всемирной паутине «сидели» 1,6% мальчиков и 1,2% девочек. Необходимо отметить, что сельские мальчики статистически значимо чаще использовали интернет для поиска информации для хобби, а девочки - для подготовки к школьным занятиям (p<0,001). Неотъемлемыми характеристиками пользования интернетом являются частота и продолжительность. Анализ этих характеристик показал, что частота пользования интернетом варьирует от ежемесячного до ежедневного, а продолжительность - от нескольких часов в месяц до 3 ч и более ежедневно. Частота и продолжительность пользования интернетом сельскими подростками-школьниками 15-17 лет в РФ представлены в табл. 1. Подавляющее большинство (85,4% мальчиков и 90% девочек) сельских подростков-школьников пользовались интернетом ежедневно, причем 44,4% мальчиков и 60,4% девочек - ежедневно 3 ч и более. Редко пользовались интернетом (ежемесячно или еженедельно) 14,4% мальчиков и 9,8% девочек. Между мальчиками и девочками по данным характеристикам имелись существенные различия. Так, девочки превалировали над мальчиками в ежедневном продолжительном пользовании интернетом (3 ч и более; р<0,001), а мальчики - в ежедневном использовании интернета до 2 ч. Неизбежными последствиями ежедневного продолжительного пользования интернетом являются нарушение режима дня, невыполнение школьных домашних заданий и поручений родителей и даже сокращение длительности ночного сна, пропуск приема пищи. Анализ последствий ежедневного продолжительного пользования интернетом сельскими подростками-школьниками показал, что 55,8% мальчиков и 60% девочек ради интернета приходилось жертвовать ночным сном и приемом пищи, пропускать прогулки с друзьями, занятия в секциях и кружках. Из-за «сидения» во всемирной паутине 6,2% мальчиков и 5% девочек не выполняли школьные домашние задания, 5,1% мальчиков и 5,9% девочек игнорировали выполнение домашних поручений, 1,7% мальчиков и 1% девочек не участвовали в домашних праздниках и семейных торжествах, а 1,6% мальчиков и 1,1% девочек даже прогуливали занятия в школе. Кроме того, на фоне вышеперечисленных последствий у данной части подростков возникал еще ряд проблем: ссоры с родителями (4,9% мальчиков и 7,8% девочек), снижение успеваемости (7% мальчиков и девочек), сложности в общении с другими людьми и друзьями (2,4% мальчиков и 2,8% девочек). Ухудшение самочувствия отмечали 1,1% мальчиков и 2,5% девочек: головную боль (8,6% мальчиков и 15,1% девочек), резь и сухость в глазах (4,8% мальчиков и 8,5% девочек), бессонницу (4,4% мальчиков и 6,5% девочек), боль в спине и шее (3,3% мальчиков и 5,7% девочек), боль в кистях и онемение пальцев (2,0% мальчиков и 2,6% девочек). Сравнительный анализ социальных и психологических проблем, возникающих у подростков, «редко» (ежемесячно и еженедельно) пользующихся интернетом и ежедневно пользующихся интернетом 3 ч и более, показал, что эти проблемы статистически значимо чаще возникают во втором случае (табл. 2). Так, ссоры с родителями у подростков, «редко» пользующихся интернетом, бывали в 3,7% случаев у мальчиков и в 5% у девочек, а в группе пользующихся интернетом ежедневно 3 ч и более - у 6,6% мальчиков и 9,7% девочек (р<0,001). Снижение успеваемости в первой группе отмечали 5,1% мальчиков и 4,1% девочек, а во второй - 9% мальчиков и 8,8% девочек (р<0,001). ps202002.4el00101.jpg Подростки, «редко» пользующиеся интернетом (81,8% мальчиков и 80,9% девочек), статистически значимо чаще пользующихся интернетом ежедневно 3 ч и более (75,6% мальчиков и 71,9% девочек) отмечали, что у них не возникает проблем в связи с пользованием интернетом (р<0,0001; см. табл. 2). По остальным позициям достоверных различий между этими группами не выявлено. На наш взгляд, подростков, проводящих в интернете ежедневно 3 ч и более, необходимо выделять в «группу риска», поскольку такое длительное, чрезмерное «пребывание» в интернете не только нарушает распорядок дня, приводит к сбою биологических норм чередования труда и отдыха, порождает целый ряд социальных и психологических проблем, но и таит в себе потенциальный риск развития интернет-зависимости. О начале формирования зависимости от интернета свидетельствуют такие психологические проявления, как беспокойство, раздражительность и невозможность думать о чем-то другом в отсутствие интернета. По нашим данным, такие проявления имелись у 8,6% опрошенных мальчиков и 13,6% девочек. Подростки-школьники «группы риска» имелись на всех сельских территориях, вошедших в исследование. В среднем по России в «группу риска» входили 42,9 из 100 мальчиков и 59 из 100 девочек соответствующего возраста (рис. 3). В среднем по России и на всех территориях, вошедших в исследование, ежедневно продолжительно пользовавшихся интернетом девочек было статистически значимо больше, чем мальчиков (р<0,001). Наибольшие по численности «группы риска» по пользованию интернетом среди мальчиков выявлены в Республике Удмуртия, Волгоградской и Свердловской областях, а среди девочек - в Республике Удмуртия, Калининградской, Волгоградской и Свердловской областях. Наименьшие по численности «группы риска» среди девочек и среди мальчиков отмечены в Самарской области, Краснодарском и Забайкальском краях. Между уровнем распространенности пользования интернетом и величиной «группы риска» выявлена достоверная прямая корреляционная взаимосвязь средней силы (r=0,4; ошибка коэффициента корреляции 0,009). Обсуждение Сопоставить и сравнить данные нашего исследования с данными других исследований сложно, так как они проводились в разные временные интервалы, в каждое исследование были включены подростки разных возрастных групп, использовались различные градации частоты и продолжительности пользования интернетом. Однако некоторые сопоставления и сравнения все-таки возможны. По нашим данным, в 2010-2011 гг. среди городских подростков-школьников 15-17 лет пользовались интернетом 95% мальчиков и 95,4% девочек. По данным Фонда общественного мнения (ФОМ), в 2008 г. пользовались интернетом 77% мальчиков и 74% девочек в возрасте 14-17 лет [14]. По нашим данным 2016-2017 гг., ежедневно пользовались интернетом 85,4% сельских мальчиков и 89,6% девочек. По данным ФРИ, в 2013 г. 89% школьников пользовались интернетом каждый день или почти каждый день [15]. Еженедельно пользовались интернетом, по нашим данным, 11,3% сельских мальчиков и 8% девочек. По данным ФРИ, 9% подростков пользовались интернетом 1-2 раза в неделю [15]. Ежемесячно пользовались интернетом, по нашим данным, 3,1% сельских мальчиков и 3,8% девочек; по данным ФРИ, 1% школьников пользовались интернетом 1-2 раза в месяц. Таким образом, несмотря на различия в возрасте опрошенных подростков, градациях частоты и продолжительности времяпрепровождения в интернете, результаты нашего исследования корреспондируют с данными ФРИ и свидетельствуют о высоком уровне распространенности пользования интернетом среди современных школьников. Кроме того, необходимо отметить, что российские школьники отличаются от своих зарубежных сверстников по характеру пользования интернетом. Если российским подросткам свойственно ежедневное пользование интернетом, то европейским - умеренное пользование интернетом (1-2 раза в неделю) [15]. Выводы Характеризуя в целом уровень распространенности и особенности пользования интернетом российскими сельскими подростками-школьниками 15-17 лет в 2016-2017 гг., необходимо констатировать следующее. 1. Практически все современные сельские подростки-школьники 15-17 лет пользуются интернетом. В среднем по России пользовались интернетом среди мальчиков 96,1, а среди девочек - 97,2 из 100 подростков соответствующего возраста, причем 85,4% мальчиков и 90% девочек пользовались интернетом ежедневно, из них 44,4% мальчиков и 60,4% девочек - 3 ч и более в сутки. 2. Почти у 60% мальчиков и 70% девочек основным направлением использования интернета являлся поиск информации для школьных занятий, что четко соответствует их основной деятельности - учебе. Только 15% подростков использовали интернет для общения и знакомств. Около 10% девочек и 14,1% мальчиков искали в интернете информацию для своего хобби. 3. Более чем у половины подростков (55,4% мальчиков и 59% девочек) ежедневное длительное пользование интернетом приводит к тем или иным негативным последствиям. Возникает ряд проблем социального и психологического плана: ссоры с родителями, снижение успеваемости, пропуски занятий в школе. Из-за продолжительного пользования интернетом у части подростков отмечаются различные функциональные соматические нарушения, а у 5-6% подростков возникает риск формирования интернет-зависимости. 4. Подростки, ежедневно длительно (3 ч и более) пользующиеся интернетом, входят в «группу риска», поскольку такое «занятие» интернетом порождает не только социально-психологические проблемы, функциональные соматические нарушения, но и потенцирует риск формирования интернет-зависимости. Таким образом, современный широко востребованный, доступный инструмент поиска информации (интернет) почти у 60% сельских подростков-школьников вместо позитивных результатов приводит к отрицательным последствиям вследствие неправильного его использования. Подростков необходимо обучать целесообразному, дозированному и эффективному использованию интернета, который расширял бы кругозор, повышал успеваемость, обогащал досуговую деятельность. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

E. S. Skvortsova

The Federal State Budget Institution “The Central Research Institute for Health Organization and Informatics” of Minzdrav of Russia

Email: scvortsova@mednet.ru

N. P. Lushkina

The Federal State Budget Institution “The Central Research Institute for Health Organization and Informatics” of Minzdrav of Russia


References

  1. Солдатова Г. У., Кропалева Е. Ю. Территория свободы: особенности российских школьников как пользователей Интернета. Дети в информационном обществе. 2009;(2):36-43. Доступно по ссылке: https://istina.msu.ru/publications/article/855860/ (дата обращения 07.02.2019).
  2. Кузнецов К. В. Влияние интернет-зависимости на личность подростка. Журнал научных исследований аспирантов и докторантов. 2013;82(4):190-2. Доступно по ссылке: http://www.jurnal.org/articles/2014/psih18.html (дата обращения 07.05.2014).
  3. Hossain A., Afrin D., Ul Islam M., Rabbi F. The School-Level Factors Associated with Internet Addiction among Adolescents: Across-Sectional Study in Bangladesh. J. Addict. Depend. 2017;3(2):170-4. doi: 10.15436/2471-061X.17.1686
  4. Min-Pei Lin, Jo Yung-Wei Wu, Jianing You, Wei-Hsuan Hu, Cheng-Fang Yen. Prevalence of internet addiction and its risk and protective factors in a representative sample of senior high school students in Taiwan. J. Adolescence. 2018;62:38-46. doi: 10.1016/j.adolescence.2017.11.004
  5. Солдатова Г. В., Зотова Е. Ю., Чекалина А. И., Гостимская О. С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете. М.; 2011.
  6. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность родителей. Результаты всероссийского исследования. М.; 2013.
  7. Скворцова Е. С., Постникова Л. К. Занятия компьютерными играми и интернетом среди городских российских школьников 15-17 лет (по данным мониторинга 2010-2011 гг.). Информационное письмо. М.: РИО ЦНИИОИЗ; 2014.
  8. Скворцова Е. С., Постникова Л. К., Сошников С. С., Гончарова М. В. Занятия компьютерными играми и интернетом среди городских подростков, учащихся училищ начального профессионального образования в России. Ч. II (по данным мониторинга 2013-2014 гг.) Информационное письмо. М.: РИО ЦНИИОИЗ; 2015.
  9. Скворцова Е. С., Постникова Л. К. Распространенность и структура занятий интернетом среди учащихся подростков. Вопросы наркологии. 2015;(4):29-40.
  10. Скворцова Е. С., Постникова Л. К. Распространенность и особенности пользования интернетом учащимися учреждений начального профессионального образования в России. Наркология. 2017;16(6):94-9.
  11. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2016 г. (Статистический бюллетень). М.; 2016.
  12. Королев М. А. Ошибка выборочной доли. Статистический словарь. М.: Финансы и статистика; 1989. C. 329-31.
  13. Скворцова Е. С., Коновалов Д. Н. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013619820 AnkPro. Дата гос. регистрации в Реестре программ для ЭВМ 17 октября 2013 г.
  14. Галицкий Е. Подростки и интернет. Результаты опроса подростков в возрасте от 14 до 17 лет. 2008. Доступно по ссылке: https://bd.fom.ru/pdf/podinter.pdf (дата обращения 16.03.2019).
  15. Солдатова Г. В., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю., Лебешева М. И., Роггендорф П. А. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. М.; 2013.

Statistics

Views

Abstract - 165

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies