The medical pedagogical prevention of deviant behavior in adolescents from disadvantaged family in conditions of rural school

Abstract


The article considers medical and pedagogical prevention of deviant behavior of adolescents from dysfunctional families in conditions of rural school, related to the need of strengthening targeted joint interaction of medical and pedagogical institutions. The description and results of testing of diagnostic tools used to establish severity of deviant behavior of children in a selected group is discussed. The interaction of medical and educational institutions in preventing deviant behavior of adolescents from dysfunctional families in rural school is of key importance for combating prevalence of drug addiction, tobacco smoking, alcohol abuse and psychoactive substances consumption, and contributing to physical and mental health promotion of younger generation, development of healthy lifestyle. The study was organized to cover cognitive, behavioral, affective and value-motivational components. The qualitative characteristics of levels of severity of deviant behavior of adolescents from dysfunctional families were developed and proposed for practice application.

Full Text

Введение Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является укрепление, сохранение здоровья подрастающего поколения, обеспечение его физического, психического и социального благополучия, формирование здорового образа жизни и доступности медико-психолого-педагогического сопровождения детей. Рост числа неблагополучных семей повлиял на резкое увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, а также детей и подростков, не посещающих школу, которые становятся социально опасными элементами, благоприятной средой для криминальных сообществ. Недооценка по последствиям и масштабам потребления алкоголя, психоактивных веществ (ПАВ), курения в зависимости от уровня образования, социального окружения свидетельствует об утрате мощного фактора самосохранительного поведения подростков, влекущего за собой ухудшение здоровья молодого поколения. Это свидетельствует о необходимости комплексного взаимодействия медицинских и образовательных учреждений в профилактике отклоняющегося поведения школьников из неблагополучных семей, в особенности в сельской местности [1]. Сформировавшийся в последние десятилетия образ жизни сельского населения, традиции, проведение досуга и уклад быта в современной российской деревне во многом обусловливают перечень отклонений в состоянии здоровья детей и подростков. Распространенность употребления алкоголя сельскими подростками-школьниками в 2016-2017 гг. составляла в среднем по России 35,1 на 100 подростков-мальчиков. Среди девочек употребление алкоголя в среднем по России было 39,9 на 100 подростков-девочек. Уровень употребления наркотических веществ среди подростков за последние 10 лет также увеличился в 14,8 раза [2]. В России около 1 млн детей и подростков живут на улице, при этом 90% беспризорников имеют родителей. Дети вынуждены покидать дом из-за сложной жизненной ситуации в семье: алкоголизма и постоянных избиений. Около 700 тыс. детей являются так называемыми социальными сиротами, т. е. при живых родителях воспитываются в государственных интернатных учреждениях. Ежегодно, по данным МВД, в РФ фиксируется 150 тыс. случаев насилия над детьми, в результате которого около 2 тыс. детей ежегодно погибают [3]. Актуальность исследования проблемы профилактики девиантного поведения (также известного как аберрантное поведение; Р. Мертон) подростков из неблагополучных семей в условиях сельской школы обусловлена: -увеличением в школе количества детей из неблагополучных семей, употребляющих алкоголь, психоактивные, наркотические вещества, ухудшающие здоровье молодого поколения; -недостаточно скоординированной работой медицинских и образовательных учреждений, а в большинстве случаев - ее отсутствием, в превентивных оздоровительных мероприятиях, направленных на улучшение показателей здоровья подрастающего поколения, в профилактике девиантного поведения детей подросткового возраста; -возросшим числом учащихся, покидающих учебное заведение до его окончания; -недостаточно эффективным сотрудничеством школы, медицинских учреждений и семьи, воспитывающей ребенка с отклоняющимся поведением, проживающей в сельской местности; -необходимостью разработки системы мер медико-педагогической профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни ребенка подросткового возраста из неблагополучной семьи в условиях сельской школы. Под медико-педагогической профилактикой понимается координация межведомственного взаимодействия институтов в оказании первичной комплексной психолого-медико-педагогической помощи подросткам с девиантным поведением по формированию здорового жизненного стиля, социально-адаптивных стратегий поведения и активизации личностных ресурсов, направленных на социализацию детей в обществе. Медико-педагогическая профилактическая работа в сельской школе имеет ряд особенностей: -более слабая по сравнению с городскими учреждениями материально-техническая база; -низкий социально-экономический статус сельского населения; -ненормированный рабочий день социального педагога и медицинского работника; -более низкий социально-культурный уровень родителей сельских школьников; -отдаленность сельских населенных пунктов друг от друга. В связи с территориальной удаленностью сельской школы становится затруднительным, а порой и невозможным использование государственных структур, осуществляющих помощь в медико-профилактической и социально-педагогической работе с подростками и их родителями. Особенность работы сельской школы в социально-педагогическом плане заключается в том, что учебно-воспитательный процесс происходит как бы в едином образовательном пространстве: школьная работа, жизнь семьи, улица естественно соприкасаются и пересекаются в деятельности коллектива сельской школы и медицинских учреждений. Организация профилактической деятельности в сельской школе означает необходимость постоянного взаимодействия с проблемными детьми и координация работы специалистов медицинского, психологического, педагогического профиля. Обращение к медико-педагогической профилактике девиантного поведения детей подросткового возраста связано с необходимостью усиления целенаправленной совместной работы, обеспечивающей решение проблем ребенка из неблагополучной семьи, его нормальной социализации. Организацию профилактики курения среди подростков в медицинской литературе рассматривали Е. С. Скворцова и Н. П. Лушкина [4], социальную работу с дезаптированными детьми - Е. И. Холостова [5], социализацию подростков в современном российском обществе - В. А. Сушко [6], проблемы социальной дезадаптации - Ф. Д. Алединова и Л. В. Жихарева [7], J. Rodger [8], C. Furniss [9], N. Hall и C. Hayden [10], влияние неблагополучной семьи на ребенка - О. В. Филатова [11]. Идея психолого-педагогического сопровождения подростка в процессе социализации, воспитание общепринятым нормам разрабатывалась Е. И. Казаковой [12], Л. М. Шипицыной [13], M. E. Tankard и E. L. Paluck [14]. Особенности медицинской помощи детям, проживающим в сельской местности, рассмотрены Д. Ю. Батраковым и Т. Г. Будкевич [15], Ю. В. Рябухиным и Н. Ю. Крутиковой [16]. Проблеме дезадаптивного поведения ребенка из неблагополучных семей и путей его профилактики посвящено значительное число научных публикаций социально-педагогического направления (Б. Н. Алмазов [17], Л. Х. Казаков и соавт. [18], S. E. Wolfe и соавт. [19], J. D. Burke и соавт. [20]). Профилактика сиротства и правонарушений несовершеннолетних описаны авторским коллективом Т. Л. Богомоловой и соавт. [21]. Имеющиеся в литературе сведения подтверждают наличие особых факторов риска ухудшения состояния здоровья жителей сельской местности. Так, в исследовании Т. А. Астаховой, Л. В. Рычковой, С. Е. Большаковой отмечается, что происходит неуклонное снижение доли подростков с гармоничным физическим развитием и увеличение числа подростков с дисгармоничным развитием [22]. Л. М. Маликова и П. Б. Абдурашидова говорят о низкой медицинской активности и валеологической грамотности жителей села, о наличии негативно влияющих на здоровье подростков поведенческих факторов риска [23]. М. А. Позднякова и Е. Б. Спиридонова отмечают, что среди подростков из сельской местности 80% курят, почти 60% употребляют алкоголь, 77% - пиво. Авторы делают вывод о низком уровне осознания необходимости раннего сохранения здоровья у изучаемого контингента и высокой частоте встречаемости вредных привычек. По мнению авторов, важнейшей задачей в сохранении и укреплении здоровья сельских подростков является усиление участия в этой работе врачей и педагогов, общественных организаций и, возможно, религиозных конфессий [24] . По данным О. А. Сагалаковой и Д. В. Труевцева, подростки из сельской местности более склонны к антивитальным мыслям и действиям, они чаще прибегают к демонстративным формам аутоагрессии, к вредным привычкам с целью раскрепощения и одобрения сверстников [25]. В целом обзор современной литературы показал, что подростки из сельской местности имеют выраженные социальные факторы риска нарушения здоровья. Однако вопрос взаимодействия медицинских учреждений и образовательных организаций в решении проблемы медико-педагогической профилактики девиантного поведения подростков из неблагополучных семей в условиях сельской школы практически не решен в современной науке, что требует теоретического осмысления и экспериментального исследования проблемы. Материалы и методы Изменения, которые происходят в последние годы в системе здравоохранения и образования, требуют от сельской школы новых подходов к организации медико-педагогической помощи детям подросткового возраста из неблагополучных семей. Одним из эффективных направлений решения этой задачи является взаимодействие двух ведомств в профилактике девиантного поведения детей подросткового возраста. Цель констатирующего эксперимента - изучение особенностей девиантного поведения детей подросткового возраста из неблагополучных семей и определения уровня выраженности девиантного поведения подростков в условиях сельской школы. В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи: -подбор диагностических методик для выявления наличия девиантного поведения у подростков из неблагополучных семей; -проведение экспериментального исследования уровня выраженности девиантного поведения у подростка из неблагополучной семьи; -осуществление количественного и качественного анализа результатов констатирующего эксперимента. Исследование проводилось на базе сельских общеобразовательных школ Белозерского района Вологодской области и включало 160 участников: экспериментальная группа - дети подросткового возраста с девиантным поведением, контрольная группа - дети с нормативным поведением; педагоги общеобразовательных школ, психологи, социальные педагоги, родители учащихся, медицинские работники школы, а также медико-социально-педагогическое сопровождение и консультирование осуществляли участковые врачи (фельдшеры) медицинских учреждений (сельской участковой больницы, амбулатории, фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов) сельских поселений, задействованных в профилактической, санитарно-просветительской работе, и Областной центр психолого-медико-социального сопровождения. Констатирующий эксперимент включал три этапа. На предварительном этапе осуществлялось формирование диагностических групп подростков с девиантным и нормативным поведением, методами являлись сбор сведений о детях, изучение документов психолого-медико-педагогической комиссии, анализ медицинской, педагогической, психологической, социальной литературы. На основном этапе были получены диагностические сведения о первичном уровне выраженности девиантного поведения подростков в условиях сельской школы по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, методы этого этапа - наблюдение, проективный метод, диагностический. На заключительном этапе осуществлялось обобщение результатов констатирующего эксперимента, методами являлись количественный и качественный анализ результатов, математическая обработка полученных данных (методы описательной статистики, математические методы вычисления значимости различий, коэффициент корреляции Спирмена, исследования связи между параметрами посредством метода ранговой корреляции). В структуре уровня выраженности девиантного поведения детей подросткового возраста из неблагополучных семей мы выделяем четыре компонента: •когнитивный - осознание психического состояния; •поведенческий - склонность к различным видам девиантного поведения; •аффективный - выявление уровня агрессивности у подростков; •ценностно-мотивационный - оценка степени выраженности дезадаптации у подростков. Критерии и показатели уровня выраженности названных компонентов, а также методики, позволяющие определить этот уровень, представлены в табл. 1 На основании разработанных критериев нами предложены характеристики уровней выраженности девиантного поведения детей подросткового возраста из неблагополучных семей. Высокий уровень (260-390 баллов) - выраженность девиантного поведения ребенка характеризуется преобладанием раздражительности, пассивности в деятельности, отвлекаемостью. Им присущи пропуски уроков, резкая смена настроения, агрессивность, нарушение норм и правил поведения в образовательном учреждении на перемене и после уроков, провоцирование конфликта, вспыльчивость, негативная оценка и стигматизация (клеймение) со стороны социального окружения, деструктивность, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли. Средний уровень (130-260 баллов) - выраженность девиантного поведения характеризуется проявлением недисциплинированности, иногда появляются раздражительность, пропуски занятий без уважительной причины, редко отмечается резкая смена настроения, могут не контролировать себя и нарушают нормы социального поведения, редко принимают участие в жизни класса, иногда агрессивно ведут себя по отношению к одноклассникам, взрослым (толкаются, обзываются), проявляют раздражительность, в некоторых моментах проявляют неустойчивость в поведении. Низкий уровень (0-130 баллов) - выраженность девиантного поведения крайне редкая, дисциплинированны, активно участвуют в процессе урока, импульсивны, выполняют инструкции педагога, всегда присутствуют на занятиях, усидчивы, умеют себя контролировать; общаются со всеми одноклассниками, соблюдают нормы поведения, охотно выполняют общественные поручения, соблюдают правила поведения в столовой и др. Результаты исследования Выявено среднее число респондентов по каждому уровню выраженности девиантного поведения детей подросткового возраста из неблагополучных семей (табл. 2). Таким образом, контрольная и экспериментальная группы детей подросткового возраста демонстрируют разные показатели выраженности девиантного поведения. Большинство респондентов ЭГ показывают средний уровень его выраженности (63,6%), КГ демонстрирует только 27,2% по этому показателю. Кроме того, низкий уровень выраженности девиантного поведения показывают также и ЭГ (36,4%), и КГ (72,8%). Высокий уровень выраженности девиантного поведения не преобладает ни в одной из групп. Сравнительный анализ рангов ЭГ и КГ с использованием коэффициента корреляции Спирмена показал, что выявлены статистически значимые различия (r=0,76; ρm0,01) между группами детей. ps202001.4el00061.jpg Из таблицы критических значений критерия корреляции Спирмена rs составляет 0,74. Поскольку расчетное значение больше критического, выявленная взаимосвязь между ЭГ и КГ является статистически значимой. Кроме того, по значению коэффициента корреляции можно судить о силе и направлении связи. В данном примере коэффициент корреляции равен +0,76, что свидетельствует о прямой и средней зависимости. На основании этих данных можно констатировать, что дети в ЭГ более склонны к проявлению девиантного поведения, у них часто возникают трудности в общении, несдержанность, подозрительность, неприязнь, импульсивность, эмоциональное отчуждение. Поведение подростков в КГ соответствует возрастной норме, они ведут себя сдержанно при общении с окружающими, однако периодически возникает чувство подозрительности. Также наблюдаются потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, общение является ведущим видом деятельности, основанном на психическом и личностном развитии. Результаты констатирующего эксперимента и анализ психолого-медико-педагогической литературы позволили определить направления формирующего эксперимента, ориентированного на взаимодействие медицинских и педагогических учреждений в профилактике девиантного поведения подростков из неблагополучных семей в условиях сельской школы. На данном этапе работы решались следующие задачи: •разработка механизмов взаимодействия медицинских и педагогических учреждений по профилактике девиантного поведения ребенка подросткового возраста из неблагополучной семьи в условиях сельской школы; •разработка содержания и проведение медико-педагогической профилактической работы с подростками; •осуществление просветительской работы с родителями по формированию у детей навыков здорового образа жизни, профилактике табакокурения, употребления алкоголя, ПАВ; •оценка эффективности проведенной медико-педагогической работы по профилактике девиантного поведения подростков из неблагополучных семей в условиях сельской школы. Профилактическая работа строилась с учетом следующих принципов: -единство диагностики и профилактики, профилактики и развития; -системность профилактических и развивающих задач; -коррекция снизу вверх (опора на уже имеющиеся знания и социальный опыт); -коррекция сверху вниз (опора на зону ближайшего развития подростка); -развитие познавательных интересов каждого ребенка; -понимание и сочувствие; -своевременность психолого-медико-педагогической помощи и поддержки; -единство возрастно-психологического и индивидуального развития. Медико-педагогическая работа проходила по следующим направлениям: -формирование социально-адаптивного поведения подростков в отношениях с окружающими; -консультирование педагогов и родителей (законных представителей) о применении специальных методов и технологий медико-педагогической профилактической, санитарно-просветительской работы; -организация подгрупповых и фронтальных профилактических занятий (беседы, интервью, психолого-медико-педагогическое консультирование). Успешность медико-педагогической профилактической работы обеспечивалась комплексным взаимодействием его участников (см. рисунок). Вовлеченность всех заинтересованных сторон в профилактическую работу послужила эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, обмена опытом, своевременной корректировки и дополнения мер воздействия на ребенка. Медико-педагогическая работа по профилактике девиантного поведения подростков проводилась в школе и рассчитана на 6 нед (два занятия в неделю). С детьми работали психолог, социальный педагог, медицинский работник школы (индивидуально и в группе). Для консультации специалистов приглашались работники медицинских учреждений и представители центра психолого-медико-социального сопровождения. Предварительный этап ознакомления с подростками данной категории позволил выявить следующие: -в поведении преобладают отвлекаемость, раздражительность, пассивность в деятельности; -характерны пропуски уроков, резкая смена настроения, агрессивность, нарушение норм и правил поведения в образовательном учреждении на перемене и после уроков; -имеются негативная оценка и стигматизация (клеймение) со стороны социального окружения; -недостаточно сформированы коммуникативные навыки; -склонность к причинению морального и материального ущерба, физическому насилию над окружающими, причинению боли. Учебный план включал следующие этапы медико-педагогической профилактической работы. Первый этап занятий по профилактике девиантного поведения подростков из неблагополучных семей характеризуется выстраиванием конструктивной консультативной деятельности. Необходимо теоретически ознакомить детей с основными видами девиантного поведения и их отрицательными медико-психологическими последствиями. Использовалось включение в коллективную деятельность (дискуссии, просмотр видеозаписей, домашнее задание, встречи с представителями центра психолого-медико-социального сопровождения, врачами). На этом этапе особое внимание уделялось накоплению теоретических знаний ребенка по проблеме девиантного поведения. Благодаря включению подростков в совместную деятельность они являлись не пассивными слушателями, а активными участниками профилактического процесса. На втором этапе профилактической работы на первый план выходит принципиально иной подход, связанный с практическими задачами. Большую роль играет активное применение накопленных знаний и социального опыта ребенка, а также использование игровых приемов в работе. Основные направления работы были реализованы последовательно и нашли отражение в разработанном нами комплексном тематическом плане по медико-педагогической профилактике девиантного поведения подростков из неблагополучной семьи, представленном в табл. 3. В рамках профилактической работы с подростками с девиантным поведением широко использовались формы взаимодействия образовательного учреждения, консультативная помощь медицинских учреждений и семьи, проводились семинар-практикум для родителей «Понимаем ли мы друг друга?», родительские собрания по темам «Особенности общения с подростком в семье», «Профилактика вредных привычек и правонарушений среди подростков», «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений», «Правонарушения как результат вредных привычек», консультации для родителей «Профилактика вредных привычек и правонарушений среди подростков», «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике вредных привычек», «Правонарушения как результат вредных привычек». Задача этих мероприятий - дать определенные санитарно-профилактические знания и сформировать соответствующие представления и практические умения родителей в области воспитания у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, умению взаимодействия с детьми и противостояния их девиантному поведению, содействовать успешной адаптации в социуме. Для оценки эффективности проведенной работы по медико-педагогической профилактике девиантного поведения подростков из неблагополучной семьи в условиях сельской школы нами был проведен контрольно-оценочный эксперимент (контрольный срез). Проанализировав результаты по всем методикам, мы можем сравнить данные ЭГ по констатирующему и контрольно-оценочному исследованию (табл. 4). Данные, зафиксированные в начале и по завершении исследования, свидетельствуют, что ЭГ на момент констатирующего эксперимента демонстрировала средний уровень выраженности девиантного поведения, а на момент контрольно-оценочного эксперимента - 27,2%. Также в ЭГ наблюдался низкий уровень выраженности девиантного поведения, результаты контрольно-оценочного эксперимента свидетельствуют о повышении этого уровня до 72,8%. Подростки дисциплинированны, активно участвуют в процессе урока, четко выполняют инструкции, умеют себя контролировать, соблюдают нормы поведения и т. д. Высокий уровень выраженности девиантного поведения отсутствует у подростков ЭГ в констатирующем и в контрольно-оценочном экспериментах. Во многом подобная положительная тенденция связана с организованной медико-педагогической профилактической работой и осознанным включение родителей (законных представителей) в совместный процесс. Математическая обработка полученных данных констатирующего и контрольно-оценочного эксперимента, проведенная посредством метода вычисления значимости различий (коэффициента корреляции Спирмена), показала, что выявленная взаимосвязь между экспериментальными группами на момент констатирующего эксперимента и экспериментальной группой на момент контрольно-оценочного эксперимента является статистически значимой. Следовательно, медико-педагогическая работа по профилактике девиантного поведения детей подросткового возраста из неблагополучных семей в условиях сельской школы после проведения контрольно-оценочного эксперимента была эффективна и заслуживает дальнейшей апробации. В целом проблема медико-педагогической профилактики девиантного поведения подростков из неблагополучныхй семей в условиях сельской школы является актуальной и имеет особенности, связанные с территориальной удаленностью школ от государственных структур, осуществляющих профессиональную помощь в рассматриваемом направлении. Сельской общеобразовательной школе приходится осуществлять на своей базе образовательную и консультативно-профилактическую деятельность. Проблемы медико-педагогической профилактики девиантного поведения ребенка подросткового возраста из неблагополучной семьи невозможно успешно решить без взаимодействия всех заинтересованных субъектов, в том числе консультативной помощи медицинских учреждений, начиная с поступления ребенка в первый класс и даже до прихода в школу. Полученные результаты свидетельствуют о возможности и необходимости взаимодействия медицинских и образовательных учреждений посредством специально организованной и индивидуально-личностно-направленной работы по сопровождению и поддержке ребенка в трудных ситуациях. Содержание работы с детьми данной категории в каждом отдельном случае обусловлено типом семейного неблагополучия, а также индивидуальными особенностями конкретной семейной ситуации. Дальнейшее направление медико-педагогической работы видится в расширении способов, форм взаимодействия медицинских и образовательных учреждений и в применении превентивных мер, не допускающих девиантного поведения, пропаганде и формировании у подрастающего поколения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, переориентации подростков на профессиональное самоопределение и личностную самореализацию. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

O. A. Denisova

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Cherepovets State University”


T. V. Gudina

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Cherepovets State University”

Email: gtv1968@mail.ru

I. A. Bukina

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Cherepovets State University”


O. L. Lekhanova

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Cherepovets State University”


D. A. Bukin

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Cherepovets State University”


References

  1. Тимошилов В. И., Ластовецкий А. Г. Профилактика злоупотребления наркотически действующими веществами среди школьников. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(3):273-6
  2. Скворцова Е. С. Характеристика потребления алкоголя российскими подростками-школьниками, проживающими в сельской местности в 2016-2017 гг. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018;26(2):52-63.
  3. Рябухин Ю. В., Крутикова Н. Ю. Особенности медицинской помощи детям сельской местности. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2011;(4):58-64.
  4. Скворцова Е. С., Лушкина Н. П. Табакокурение среди сельских подростков. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018;26(5):282-6.
  5. Холостова Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. М.: Дашков и К°; 2012.
  6. Сушко В. А. Социализация подростков в современном российском обществе: социологический анализ. Ценности и смыслы. Институт эффективных технологий. 2014;1(29):63-81.
  7. Алединова Ф. Д., Жихарева Л. В. Проблемы социальной дезадаптации личности в подростковом возрасте. Современные научные исследования и разработки. 2018;3(20):66-71.
  8. Rodger J. J. Criminalising Social Policy. Anti-Social Behavior and Welfare in a De-civilised Society. Cullumpton/Devon: Willan Publishing; 2008. doi: 10.4324/9781843925408
  9. Furniss C. Bullying in schools: It’s not a crime - Is it? Educat. Law. 2000;12(1):9-29. doi: 10.1080/713667559
  10. Hall N., Hayden C. Is „hate crime‟ a relevant and useful way of conceptualising some forms of school bullying? Int. J. School Viol. 2007;3:3-24.
  11. Филатова О. В. Влияние неблагополучной семьи на ребенка. Мир науки, культуры, образования. 2014;4(47):166-9.
  12. Казакова Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения. На путях к новой школе. 2009;(1):36-46.
  13. Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Пособие для учителя-дефектолога. М.: ВЛАДОС; 2003.
  14. Tankard M. E., Paluck E. L. Norm perception as a vehicle for social change. Soc. Issues Policy Rev. 2016;10:181-211. doi: 10.1111/sipr.12022
  15. Батраков Д. Ю., Будкевич Т. Г., Орел О. В. Современные тенденции формирования здоровья сельских жителей. В сб.: Опыт и перспективы развития амбулаторно-поликлинической помощи взрослому и детскому населению. Материалы научно-практической конференции. СПб.; 2008. C. 74-6.
  16. Рябухин Ю. В., Крутикова Н. Ю. Особенности медицинской помощи детям сельской местности. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2011;10(4):58-64.
  17. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. М.: Юрайт; 2019.
  18. Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. М.: ГНОМ и Д; 2000.
  19. Wolfe S. E., Marcum C. D., Higgins G. E., Ricketts M. L. Routine cell phone activity and exposure to text messages: Extending the generality of routine activity theory and exploring the etiology of a risky teenage behavior. Crime Delinq. 2014;62(5):614-44. doi: 10.1177/0011128714541192
  20. Burke J. D., Loeber R., Lahey B. B. Adolescent conduct disorder and interpersonal callousness as predictors of psychopathy in young adults. J. Clin. Child Adolesc. Psychol. 2007;36:334-46.
  21. Богомолова Т. Л., Кудрина А. А. Эффективные социальные услуги по профилактике сиротства и правонарушений несовершеннолетних. Леханова О. Л. (ред.). Череповец: Принт; 2015.
  22. Астахова Т. А., Рычкова Л. В., Большакова С. Е. Показатели состояния здоровья подростков, проживающих в сельской местности. Международный научный институт [Educatio]. 2015;9(16):39-42.
  23. Маликова Л. М., Абдурашидова П. Б. Состояние здоровья жителей села в Республике Дагестан и влияющие на него факторы. Земский врач. 2014;3-4(24):68-70.
  24. Позднякова М. А., Спиридонова Е. Б. О распространенности вредных привычек среди сельских подростков с хронической патологией органов пищеварения основные проблемы в современной медицине. В сб.: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград: Инновационный центр развития образования и науки; 2015. Т. 2. С. 133-5.
  25. Сагалакова О. А., Труевцев Д. В. Нарушение социальной ситуации развития в подростковом возрасте и формирование антивитального поведения. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2017;1(70):47-55.
  26. Дорофеев С. Б., Бабенко А. И. Общие методологические подходы к определению стратегических позиций в формировании здорового образа жизни населения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(1):7-13.

Statistics

Views

Abstract - 88

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 (495) 916-29-60

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 (495) 916-29-60
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies