Медико-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков из неблагополучных семей в условиях сельской школы

  • Авторы: Денисова О.А.1, Гудина Т.В.1, Букина И.А.1, Леханова О.Л.1, Букин Д.А.1
  • Учреждения:
    1. ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», Ресурсный центр поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц
  • Выпуск: Том 28, № 1 (2020)
  • Страницы: 74-82
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/245
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-1-74-82
  • Цитировать

Аннотация


Статья посвящена медико-педагогической профилактике девиантного поведения детей подросткового возраста из неблагополучных семей в условиях сельской школы, связанной с необходимостью усиления целенаправленного совместного взаимодействия медицинских и педагогических учреждений.Предложено совместно медицинскими и педагогическими учреждениями осуществлять профилактику девиантного поведения подростков, пропаганду здорового образа жизни в условиях сельской школы. На основании разработанных критериев были предложены качественные характеристики уровней выраженности девиантного поведения детей.Проблемы медико-педагогической профилактики девиантного поведения ребенка подросткового возраста из неблагополучной семьи невозможно успешно решить без взаимодействия всех заинтересованных субъектов, в том числе консультативной помощи медицинских учреждений. Полученные результаты свидетельствуют о возможности эффективной медико-педагогической профилактической работы посредством специально организованной и индивидуально-личностно-направленной работы по сопровождению и поддержке ребенка в трудных ситуациях.Подобранная диагностическая программа может быть использована в образовательных и медицинских учреждениях, в консультативно-профилактической помощи психолого-медико-социального сопровождения детей исследуемой группы.Взаимодействие медицинских и образовательных учреждений в профилактике отклоняющегося поведения школьников из неблагополучных семей в сельской местности приобретает особое значение в борьбе с распространенностью наркомании, табакокурения, употреблением алкоголя и психоактивных веществ, способствуют сохранению физического и психического здоровья подрастающего поколения, формированию здорового образа жизни.Диагностический инструментарий определения уровня выраженности девиантного поведения подростков, способы формирования здорового образа жизни, социально-адаптивных стратегий поведения, направленных на социализацию детей в обществе могут быть использованы в работе медицинскими работниками, социальными педагогами, психологами, реабилитологами в учебном процессе в системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов педагогического и медицинского профиля.

Полный текст

Введение Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является укрепление, сохранение здоровья подрастающего поколения, обеспечение его физического, психического и социального благополучия, формирование здорового образа жизни и доступности медико-психолого-педагогического сопровождения детей. Рост числа неблагополучных семей повлиял на резкое увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, а также детей и подростков, не посещающих школу, которые становятся социально опасными элементами, благоприятной средой для криминальных сообществ. Недооценка по последствиям и масштабам потребления алкоголя, психоактивных веществ (ПАВ), курения в зависимости от уровня образования, социального окружения свидетельствует об утрате мощного фактора самосохранительного поведения подростков, влекущего за собой ухудшение здоровья молодого поколения. Это свидетельствует о необходимости комплексного взаимодействия медицинских и образовательных учреждений в профилактике отклоняющегося поведения школьников из неблагополучных семей, в особенности в сельской местности [1]. Сформировавшийся в последние десятилетия образ жизни сельского населения, традиции, проведение досуга и уклад быта в современной российской деревне во многом обусловливают перечень отклонений в состоянии здоровья детей и подростков. Распространенность употребления алкоголя сельскими подростками-школьниками в 2016-2017 гг. составляла в среднем по России 35,1 на 100 подростков-мальчиков. Среди девочек употребление алкоголя в среднем по России было 39,9 на 100 подростков-девочек. Уровень употребления наркотических веществ среди подростков за последние 10 лет также увеличился в 14,8 раза [2]. В России около 1 млн детей и подростков живут на улице, при этом 90% беспризорников имеют родителей. Дети вынуждены покидать дом из-за сложной жизненной ситуации в семье: алкоголизма и постоянных избиений. Около 700 тыс. детей являются так называемыми социальными сиротами, т. е. при живых родителях воспитываются в государственных интернатных учреждениях. Ежегодно, по данным МВД, в РФ фиксируется 150 тыс. случаев насилия над детьми, в результате которого около 2 тыс. детей ежегодно погибают [3]. Актуальность исследования проблемы профилактики девиантного поведения (также известного как аберрантное поведение; Р. Мертон) подростков из неблагополучных семей в условиях сельской школы обусловлена: -увеличением в школе количества детей из неблагополучных семей, употребляющих алкоголь, психоактивные, наркотические вещества, ухудшающие здоровье молодого поколения; -недостаточно скоординированной работой медицинских и образовательных учреждений, а в большинстве случаев - ее отсутствием, в превентивных оздоровительных мероприятиях, направленных на улучшение показателей здоровья подрастающего поколения, в профилактике девиантного поведения детей подросткового возраста; -возросшим числом учащихся, покидающих учебное заведение до его окончания; -недостаточно эффективным сотрудничеством школы, медицинских учреждений и семьи, воспитывающей ребенка с отклоняющимся поведением, проживающей в сельской местности; -необходимостью разработки системы мер медико-педагогической профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни ребенка подросткового возраста из неблагополучной семьи в условиях сельской школы. Под медико-педагогической профилактикой понимается координация межведомственного взаимодействия институтов в оказании первичной комплексной психолого-медико-педагогической помощи подросткам с девиантным поведением по формированию здорового жизненного стиля, социально-адаптивных стратегий поведения и активизации личностных ресурсов, направленных на социализацию детей в обществе. Медико-педагогическая профилактическая работа в сельской школе имеет ряд особенностей: -более слабая по сравнению с городскими учреждениями материально-техническая база; -низкий социально-экономический статус сельского населения; -ненормированный рабочий день социального педагога и медицинского работника; -более низкий социально-культурный уровень родителей сельских школьников; -отдаленность сельских населенных пунктов друг от друга. В связи с территориальной удаленностью сельской школы становится затруднительным, а порой и невозможным использование государственных структур, осуществляющих помощь в медико-профилактической и социально-педагогической работе с подростками и их родителями. Особенность работы сельской школы в социально-педагогическом плане заключается в том, что учебно-воспитательный процесс происходит как бы в едином образовательном пространстве: школьная работа, жизнь семьи, улица естественно соприкасаются и пересекаются в деятельности коллектива сельской школы и медицинских учреждений. Организация профилактической деятельности в сельской школе означает необходимость постоянного взаимодействия с проблемными детьми и координация работы специалистов медицинского, психологического, педагогического профиля. Обращение к медико-педагогической профилактике девиантного поведения детей подросткового возраста связано с необходимостью усиления целенаправленной совместной работы, обеспечивающей решение проблем ребенка из неблагополучной семьи, его нормальной социализации. Организацию профилактики курения среди подростков в медицинской литературе рассматривали Е. С. Скворцова и Н. П. Лушкина [4], социальную работу с дезаптированными детьми - Е. И. Холостова [5], социализацию подростков в современном российском обществе - В. А. Сушко [6], проблемы социальной дезадаптации - Ф. Д. Алединова и Л. В. Жихарева [7], J. Rodger [8], C. Furniss [9], N. Hall и C. Hayden [10], влияние неблагополучной семьи на ребенка - О. В. Филатова [11]. Идея психолого-педагогического сопровождения подростка в процессе социализации, воспитание общепринятым нормам разрабатывалась Е. И. Казаковой [12], Л. М. Шипицыной [13], M. E. Tankard и E. L. Paluck [14]. Особенности медицинской помощи детям, проживающим в сельской местности, рассмотрены Д. Ю. Батраковым и Т. Г. Будкевич [15], Ю. В. Рябухиным и Н. Ю. Крутиковой [16]. Проблеме дезадаптивного поведения ребенка из неблагополучных семей и путей его профилактики посвящено значительное число научных публикаций социально-педагогического направления (Б. Н. Алмазов [17], Л. Х. Казаков и соавт. [18], S. E. Wolfe и соавт. [19], J. D. Burke и соавт. [20]). Профилактика сиротства и правонарушений несовершеннолетних описаны авторским коллективом Т. Л. Богомоловой и соавт. [21]. Имеющиеся в литературе сведения подтверждают наличие особых факторов риска ухудшения состояния здоровья жителей сельской местности. Так, в исследовании Т. А. Астаховой, Л. В. Рычковой, С. Е. Большаковой отмечается, что происходит неуклонное снижение доли подростков с гармоничным физическим развитием и увеличение числа подростков с дисгармоничным развитием [22]. Л. М. Маликова и П. Б. Абдурашидова говорят о низкой медицинской активности и валеологической грамотности жителей села, о наличии негативно влияющих на здоровье подростков поведенческих факторов риска [23]. М. А. Позднякова и Е. Б. Спиридонова отмечают, что среди подростков из сельской местности 80% курят, почти 60% употребляют алкоголь, 77% - пиво. Авторы делают вывод о низком уровне осознания необходимости раннего сохранения здоровья у изучаемого контингента и высокой частоте встречаемости вредных привычек. По мнению авторов, важнейшей задачей в сохранении и укреплении здоровья сельских подростков является усиление участия в этой работе врачей и педагогов, общественных организаций и, возможно, религиозных конфессий [24] . По данным О. А. Сагалаковой и Д. В. Труевцева, подростки из сельской местности более склонны к антивитальным мыслям и действиям, они чаще прибегают к демонстративным формам аутоагрессии, к вредным привычкам с целью раскрепощения и одобрения сверстников [25]. В целом обзор современной литературы показал, что подростки из сельской местности имеют выраженные социальные факторы риска нарушения здоровья. Однако вопрос взаимодействия медицинских учреждений и образовательных организаций в решении проблемы медико-педагогической профилактики девиантного поведения подростков из неблагополучных семей в условиях сельской школы практически не решен в современной науке, что требует теоретического осмысления и экспериментального исследования проблемы. Материалы и методы Изменения, которые происходят в последние годы в системе здравоохранения и образования, требуют от сельской школы новых подходов к организации медико-педагогической помощи детям подросткового возраста из неблагополучных семей. Одним из эффективных направлений решения этой задачи является взаимодействие двух ведомств в профилактике девиантного поведения детей подросткового возраста. Цель констатирующего эксперимента - изучение особенностей девиантного поведения детей подросткового возраста из неблагополучных семей и определения уровня выраженности девиантного поведения подростков в условиях сельской школы. В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи: -подбор диагностических методик для выявления наличия девиантного поведения у подростков из неблагополучных семей; -проведение экспериментального исследования уровня выраженности девиантного поведения у подростка из неблагополучной семьи; -осуществление количественного и качественного анализа результатов констатирующего эксперимента. Исследование проводилось на базе сельских общеобразовательных школ Белозерского района Вологодской области и включало 160 участников: экспериментальная группа - дети подросткового возраста с девиантным поведением, контрольная группа - дети с нормативным поведением; педагоги общеобразовательных школ, психологи, социальные педагоги, родители учащихся, медицинские работники школы, а также медико-социально-педагогическое сопровождение и консультирование осуществляли участковые врачи (фельдшеры) медицинских учреждений (сельской участковой больницы, амбулатории, фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов) сельских поселений, задействованных в профилактической, санитарно-просветительской работе, и Областной центр психолого-медико-социального сопровождения. Констатирующий эксперимент включал три этапа. На предварительном этапе осуществлялось формирование диагностических групп подростков с девиантным и нормативным поведением, методами являлись сбор сведений о детях, изучение документов психолого-медико-педагогической комиссии, анализ медицинской, педагогической, психологической, социальной литературы. На основном этапе были получены диагностические сведения о первичном уровне выраженности девиантного поведения подростков в условиях сельской школы по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, методы этого этапа - наблюдение, проективный метод, диагностический. На заключительном этапе осуществлялось обобщение результатов констатирующего эксперимента, методами являлись количественный и качественный анализ результатов, математическая обработка полученных данных (методы описательной статистики, математические методы вычисления значимости различий, коэффициент корреляции Спирмена, исследования связи между параметрами посредством метода ранговой корреляции). В структуре уровня выраженности девиантного поведения детей подросткового возраста из неблагополучных семей мы выделяем четыре компонента: •когнитивный - осознание психического состояния; •поведенческий - склонность к различным видам девиантного поведения; •аффективный - выявление уровня агрессивности у подростков; •ценностно-мотивационный - оценка степени выраженности дезадаптации у подростков. Критерии и показатели уровня выраженности названных компонентов, а также методики, позволяющие определить этот уровень, представлены в табл. 1 На основании разработанных критериев нами предложены характеристики уровней выраженности девиантного поведения детей подросткового возраста из неблагополучных семей. Высокий уровень (260-390 баллов) - выраженность девиантного поведения ребенка характеризуется преобладанием раздражительности, пассивности в деятельности, отвлекаемостью. Им присущи пропуски уроков, резкая смена настроения, агрессивность, нарушение норм и правил поведения в образовательном учреждении на перемене и после уроков, провоцирование конфликта, вспыльчивость, негативная оценка и стигматизация (клеймение) со стороны социального окружения, деструктивность, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли. Средний уровень (130-260 баллов) - выраженность девиантного поведения характеризуется проявлением недисциплинированности, иногда появляются раздражительность, пропуски занятий без уважительной причины, редко отмечается резкая смена настроения, могут не контролировать себя и нарушают нормы социального поведения, редко принимают участие в жизни класса, иногда агрессивно ведут себя по отношению к одноклассникам, взрослым (толкаются, обзываются), проявляют раздражительность, в некоторых моментах проявляют неустойчивость в поведении. Низкий уровень (0-130 баллов) - выраженность девиантного поведения крайне редкая, дисциплинированны, активно участвуют в процессе урока, импульсивны, выполняют инструкции педагога, всегда присутствуют на занятиях, усидчивы, умеют себя контролировать; общаются со всеми одноклассниками, соблюдают нормы поведения, охотно выполняют общественные поручения, соблюдают правила поведения в столовой и др. Результаты исследования Выявено среднее число респондентов по каждому уровню выраженности девиантного поведения детей подросткового возраста из неблагополучных семей (табл. 2). Таким образом, контрольная и экспериментальная группы детей подросткового возраста демонстрируют разные показатели выраженности девиантного поведения. Большинство респондентов ЭГ показывают средний уровень его выраженности (63,6%), КГ демонстрирует только 27,2% по этому показателю. Кроме того, низкий уровень выраженности девиантного поведения показывают также и ЭГ (36,4%), и КГ (72,8%). Высокий уровень выраженности девиантного поведения не преобладает ни в одной из групп. Сравнительный анализ рангов ЭГ и КГ с использованием коэффициента корреляции Спирмена показал, что выявлены статистически значимые различия (r=0,76; ρm0,01) между группами детей. ps202001.4el00061.jpg Из таблицы критических значений критерия корреляции Спирмена rs составляет 0,74. Поскольку расчетное значение больше критического, выявленная взаимосвязь между ЭГ и КГ является статистически значимой. Кроме того, по значению коэффициента корреляции можно судить о силе и направлении связи. В данном примере коэффициент корреляции равен +0,76, что свидетельствует о прямой и средней зависимости. На основании этих данных можно констатировать, что дети в ЭГ более склонны к проявлению девиантного поведения, у них часто возникают трудности в общении, несдержанность, подозрительность, неприязнь, импульсивность, эмоциональное отчуждение. Поведение подростков в КГ соответствует возрастной норме, они ведут себя сдержанно при общении с окружающими, однако периодически возникает чувство подозрительности. Также наблюдаются потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, общение является ведущим видом деятельности, основанном на психическом и личностном развитии. Результаты констатирующего эксперимента и анализ психолого-медико-педагогической литературы позволили определить направления формирующего эксперимента, ориентированного на взаимодействие медицинских и педагогических учреждений в профилактике девиантного поведения подростков из неблагополучных семей в условиях сельской школы. На данном этапе работы решались следующие задачи: •разработка механизмов взаимодействия медицинских и педагогических учреждений по профилактике девиантного поведения ребенка подросткового возраста из неблагополучной семьи в условиях сельской школы; •разработка содержания и проведение медико-педагогической профилактической работы с подростками; •осуществление просветительской работы с родителями по формированию у детей навыков здорового образа жизни, профилактике табакокурения, употребления алкоголя, ПАВ; •оценка эффективности проведенной медико-педагогической работы по профилактике девиантного поведения подростков из неблагополучных семей в условиях сельской школы. Профилактическая работа строилась с учетом следующих принципов: -единство диагностики и профилактики, профилактики и развития; -системность профилактических и развивающих задач; -коррекция снизу вверх (опора на уже имеющиеся знания и социальный опыт); -коррекция сверху вниз (опора на зону ближайшего развития подростка); -развитие познавательных интересов каждого ребенка; -понимание и сочувствие; -своевременность психолого-медико-педагогической помощи и поддержки; -единство возрастно-психологического и индивидуального развития. Медико-педагогическая работа проходила по следующим направлениям: -формирование социально-адаптивного поведения подростков в отношениях с окружающими; -консультирование педагогов и родителей (законных представителей) о применении специальных методов и технологий медико-педагогической профилактической, санитарно-просветительской работы; -организация подгрупповых и фронтальных профилактических занятий (беседы, интервью, психолого-медико-педагогическое консультирование). Успешность медико-педагогической профилактической работы обеспечивалась комплексным взаимодействием его участников (см. рисунок). Вовлеченность всех заинтересованных сторон в профилактическую работу послужила эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, обмена опытом, своевременной корректировки и дополнения мер воздействия на ребенка. Медико-педагогическая работа по профилактике девиантного поведения подростков проводилась в школе и рассчитана на 6 нед (два занятия в неделю). С детьми работали психолог, социальный педагог, медицинский работник школы (индивидуально и в группе). Для консультации специалистов приглашались работники медицинских учреждений и представители центра психолого-медико-социального сопровождения. Предварительный этап ознакомления с подростками данной категории позволил выявить следующие: -в поведении преобладают отвлекаемость, раздражительность, пассивность в деятельности; -характерны пропуски уроков, резкая смена настроения, агрессивность, нарушение норм и правил поведения в образовательном учреждении на перемене и после уроков; -имеются негативная оценка и стигматизация (клеймение) со стороны социального окружения; -недостаточно сформированы коммуникативные навыки; -склонность к причинению морального и материального ущерба, физическому насилию над окружающими, причинению боли. Учебный план включал следующие этапы медико-педагогической профилактической работы. Первый этап занятий по профилактике девиантного поведения подростков из неблагополучных семей характеризуется выстраиванием конструктивной консультативной деятельности. Необходимо теоретически ознакомить детей с основными видами девиантного поведения и их отрицательными медико-психологическими последствиями. Использовалось включение в коллективную деятельность (дискуссии, просмотр видеозаписей, домашнее задание, встречи с представителями центра психолого-медико-социального сопровождения, врачами). На этом этапе особое внимание уделялось накоплению теоретических знаний ребенка по проблеме девиантного поведения. Благодаря включению подростков в совместную деятельность они являлись не пассивными слушателями, а активными участниками профилактического процесса. На втором этапе профилактической работы на первый план выходит принципиально иной подход, связанный с практическими задачами. Большую роль играет активное применение накопленных знаний и социального опыта ребенка, а также использование игровых приемов в работе. Основные направления работы были реализованы последовательно и нашли отражение в разработанном нами комплексном тематическом плане по медико-педагогической профилактике девиантного поведения подростков из неблагополучной семьи, представленном в табл. 3. В рамках профилактической работы с подростками с девиантным поведением широко использовались формы взаимодействия образовательного учреждения, консультативная помощь медицинских учреждений и семьи, проводились семинар-практикум для родителей «Понимаем ли мы друг друга?», родительские собрания по темам «Особенности общения с подростком в семье», «Профилактика вредных привычек и правонарушений среди подростков», «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений», «Правонарушения как результат вредных привычек», консультации для родителей «Профилактика вредных привычек и правонарушений среди подростков», «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике вредных привычек», «Правонарушения как результат вредных привычек». Задача этих мероприятий - дать определенные санитарно-профилактические знания и сформировать соответствующие представления и практические умения родителей в области воспитания у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, умению взаимодействия с детьми и противостояния их девиантному поведению, содействовать успешной адаптации в социуме. Для оценки эффективности проведенной работы по медико-педагогической профилактике девиантного поведения подростков из неблагополучной семьи в условиях сельской школы нами был проведен контрольно-оценочный эксперимент (контрольный срез). Проанализировав результаты по всем методикам, мы можем сравнить данные ЭГ по констатирующему и контрольно-оценочному исследованию (табл. 4). Данные, зафиксированные в начале и по завершении исследования, свидетельствуют, что ЭГ на момент констатирующего эксперимента демонстрировала средний уровень выраженности девиантного поведения, а на момент контрольно-оценочного эксперимента - 27,2%. Также в ЭГ наблюдался низкий уровень выраженности девиантного поведения, результаты контрольно-оценочного эксперимента свидетельствуют о повышении этого уровня до 72,8%. Подростки дисциплинированны, активно участвуют в процессе урока, четко выполняют инструкции, умеют себя контролировать, соблюдают нормы поведения и т. д. Высокий уровень выраженности девиантного поведения отсутствует у подростков ЭГ в констатирующем и в контрольно-оценочном экспериментах. Во многом подобная положительная тенденция связана с организованной медико-педагогической профилактической работой и осознанным включение родителей (законных представителей) в совместный процесс. Математическая обработка полученных данных констатирующего и контрольно-оценочного эксперимента, проведенная посредством метода вычисления значимости различий (коэффициента корреляции Спирмена), показала, что выявленная взаимосвязь между экспериментальными группами на момент констатирующего эксперимента и экспериментальной группой на момент контрольно-оценочного эксперимента является статистически значимой. Следовательно, медико-педагогическая работа по профилактике девиантного поведения детей подросткового возраста из неблагополучных семей в условиях сельской школы после проведения контрольно-оценочного эксперимента была эффективна и заслуживает дальнейшей апробации. В целом проблема медико-педагогической профилактики девиантного поведения подростков из неблагополучныхй семей в условиях сельской школы является актуальной и имеет особенности, связанные с территориальной удаленностью школ от государственных структур, осуществляющих профессиональную помощь в рассматриваемом направлении. Сельской общеобразовательной школе приходится осуществлять на своей базе образовательную и консультативно-профилактическую деятельность. Проблемы медико-педагогической профилактики девиантного поведения ребенка подросткового возраста из неблагополучной семьи невозможно успешно решить без взаимодействия всех заинтересованных субъектов, в том числе консультативной помощи медицинских учреждений, начиная с поступления ребенка в первый класс и даже до прихода в школу. Полученные результаты свидетельствуют о возможности и необходимости взаимодействия медицинских и образовательных учреждений посредством специально организованной и индивидуально-личностно-направленной работы по сопровождению и поддержке ребенка в трудных ситуациях. Содержание работы с детьми данной категории в каждом отдельном случае обусловлено типом семейного неблагополучия, а также индивидуальными особенностями конкретной семейной ситуации. Дальнейшее направление медико-педагогической работы видится в расширении способов, форм взаимодействия медицинских и образовательных учреждений и в применении превентивных мер, не допускающих девиантного поведения, пропаганде и формировании у подрастающего поколения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, переориентации подростков на профессиональное самоопределение и личностную самореализацию. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

О. А. Денисова

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», Ресурсный центр поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц


Т. В. Гудина

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», Ресурсный центр поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц

Email: gtv1968@mail.ru

И. А. Букина

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», Ресурсный центр поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц


О. Л. Леханова

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», Ресурсный центр поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц


Д. А. Букин

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», Ресурсный центр поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц


Список литературы

  1. Тимошилов В. И., Ластовецкий А. Г. Профилактика злоупотребления наркотически действующими веществами среди школьников. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(3):273-6
  2. Скворцова Е. С. Характеристика потребления алкоголя российскими подростками-школьниками, проживающими в сельской местности в 2016-2017 гг. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018;26(2):52-63.
  3. Рябухин Ю. В., Крутикова Н. Ю. Особенности медицинской помощи детям сельской местности. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2011;(4):58-64.
  4. Скворцова Е. С., Лушкина Н. П. Табакокурение среди сельских подростков. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018;26(5):282-6.
  5. Холостова Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. М.: Дашков и К°; 2012.
  6. Сушко В. А. Социализация подростков в современном российском обществе: социологический анализ. Ценности и смыслы. Институт эффективных технологий. 2014;1(29):63-81.
  7. Алединова Ф. Д., Жихарева Л. В. Проблемы социальной дезадаптации личности в подростковом возрасте. Современные научные исследования и разработки. 2018;3(20):66-71.
  8. Rodger J. J. Criminalising Social Policy. Anti-Social Behavior and Welfare in a De-civilised Society. Cullumpton/Devon: Willan Publishing; 2008. doi: 10.4324/9781843925408
  9. Furniss C. Bullying in schools: It’s not a crime - Is it? Educat. Law. 2000;12(1):9-29. doi: 10.1080/713667559
  10. Hall N., Hayden C. Is „hate crime‟ a relevant and useful way of conceptualising some forms of school bullying? Int. J. School Viol. 2007;3:3-24.
  11. Филатова О. В. Влияние неблагополучной семьи на ребенка. Мир науки, культуры, образования. 2014;4(47):166-9.
  12. Казакова Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения. На путях к новой школе. 2009;(1):36-46.
  13. Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Пособие для учителя-дефектолога. М.: ВЛАДОС; 2003.
  14. Tankard M. E., Paluck E. L. Norm perception as a vehicle for social change. Soc. Issues Policy Rev. 2016;10:181-211. doi: 10.1111/sipr.12022
  15. Батраков Д. Ю., Будкевич Т. Г., Орел О. В. Современные тенденции формирования здоровья сельских жителей. В сб.: Опыт и перспективы развития амбулаторно-поликлинической помощи взрослому и детскому населению. Материалы научно-практической конференции. СПб.; 2008. C. 74-6.
  16. Рябухин Ю. В., Крутикова Н. Ю. Особенности медицинской помощи детям сельской местности. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2011;10(4):58-64.
  17. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. М.: Юрайт; 2019.
  18. Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. М.: ГНОМ и Д; 2000.
  19. Wolfe S. E., Marcum C. D., Higgins G. E., Ricketts M. L. Routine cell phone activity and exposure to text messages: Extending the generality of routine activity theory and exploring the etiology of a risky teenage behavior. Crime Delinq. 2014;62(5):614-44. doi: 10.1177/0011128714541192
  20. Burke J. D., Loeber R., Lahey B. B. Adolescent conduct disorder and interpersonal callousness as predictors of psychopathy in young adults. J. Clin. Child Adolesc. Psychol. 2007;36:334-46.
  21. Богомолова Т. Л., Кудрина А. А. Эффективные социальные услуги по профилактике сиротства и правонарушений несовершеннолетних. Леханова О. Л. (ред.). Череповец: Принт; 2015.
  22. Астахова Т. А., Рычкова Л. В., Большакова С. Е. Показатели состояния здоровья подростков, проживающих в сельской местности. Международный научный институт [Educatio]. 2015;9(16):39-42.
  23. Маликова Л. М., Абдурашидова П. Б. Состояние здоровья жителей села в Республике Дагестан и влияющие на него факторы. Земский врач. 2014;3-4(24):68-70.
  24. Позднякова М. А., Спиридонова Е. Б. О распространенности вредных привычек среди сельских подростков с хронической патологией органов пищеварения основные проблемы в современной медицине. В сб.: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград: Инновационный центр развития образования и науки; 2015. Т. 2. С. 133-5.
  25. Сагалакова О. А., Труевцев Д. В. Нарушение социальной ситуации развития в подростковом возрасте и формирование антивитального поведения. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2017;1(70):47-55.
  26. Дорофеев С. Б., Бабенко А. И. Общие методологические подходы к определению стратегических позиций в формировании здорового образа жизни населения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(1):7-13.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 167

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах