On the issue of parallel import of medical articles and component units to them in the Russian Federation in conditions of sanctions policy

Abstract


Against the background of sanction policy and escalation of political conflict of Russia with unfriendly countries, trade relations with many foreign suppliers degraded. The current situation affected supply of medical goods, most of which were imported from countries of the European Union. At the state level, it was decided to legalize parallel import. As regards medical articles practical implementation of this mechanism met large number of exceptions that resulted in delays and disruptions of supplies. Indisputably, main problem remains inability to provide necessary amount of medical goods by national industry. The national market of medical articles and its components always significantly depended on import and found oneself completely unprepared for rupture of trade relations with unfriendly countries. It resulted in legalization of parallel import for particular categories of medical goods that seems to be possible solution of current problem. The article examines in detail basic principles of exhaustion of exclusive right to intellectual property objects. The analysis is presented concerning classification groupings of medical articles for customs purposes under the Customs Code of the EAEU. Also is analyzed structure of lists of products that are subject to legalization of parallel import in retrospective view. The main problematic aspects in analyzed issue were identified and recommendations for their elimination were formulated.


Full Text

Введение
Обострение политической ситуации в связи с началом специальной военной операции привело к введению недружественными странами антироссийских санкций, что обусловило со стороны многих западных компаний прекращение поставок их продукции в Россию. В сложившихся условиях многие российские производители, поставщики и непосредственные потребители столкнулись с дефицитом различной продукции, которая раннее поставлялась иностранными производителями на регулярной основе.
В данной ситуации на государственном уровне было принято решение о необходимости введения в качестве одной из ответных мер легализации параллельного импорта. Для практической реализации данной меры был принят пакет нормативных актов, позволяющий осуществлять ввоз оригинальных товаров без разрешения правообладателя.
Товары, легализованные в рамках параллельного импорта, не являются контрафактной продукцией, поскольку изготовлены официальным производителем и имеют все необходимые технические и сопроводительные документы, но процесс их перемещения осуществляется по отдельной схеме, позволяющей не получать разрешение правообладателя.
Безусловно, параллельный импорт затронул наиболее импортозависимые группы товаров, наименования которых систематизированы в отдельно установленном перечне. В связи с тем что рынок медицинских изделий всегда был насыщен импортной продукцией, вопрос параллельного импорта таких товаров является весьма актуальным, но на практике данный механизм ввоза распространился лишь на отдельные категории, что представляется интересным для более детального рассмотрения.
На основании вышеизложенного можно констатировать, что легализация параллельного импорта выступает действенным инструментом в борьбе с возможным нарастанием дефицита импортозависимых категорий товаров в условиях санкций. Одновременно с этим стоит подчеркнуть, что ввоз осуществляется не через правообладателя или его официального дилера, а параллельно через любого продавца, который не имеет официального статуса. Следовательно, в отношении реализации параллельного импорта медицинских изделий и комплектующих к ним необходимо выработать отдельный подход, учитывающий важность назначения и конечного применения таких товаров для здоровья человека. Вопросы обеспечения сохранения здоровья граждан любого возраста, занимающихся различной профессиональной деятельностью, являются насущными и стратегическими для государства, поскольку направлены на формирование потенциально крепкого и трудоспособного населения [1, 2]. Реализация механизма параллельного импорта медицинских изделий и комплектующих к ним представляется весьма актуальной и требует более детального изучения.
Объект настоящего исследования — выявление основных вопросов легализации параллельного импорта медицинских изделий и комплектующих к ним.
Цель данной работы заключается в рассмотрении основных проблемных аспектов реализации параллельного импорта медицинских изделий и комплектующих к ним в условиях санкционной политики, а также в предложении рекомендаций, направленных на их устранение.
В условиях санкционной политики в целях особого порядка регулирования торговых отношений с иностранными государствами Правительством Российской Федерации был утвержден список недружественных государств, который установлен Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 г. № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».
Для создания правовой основы легализации параллельного импорта Правительством Российской Федерации было утверждено Постановление от 29.03.2022 № 506 (ред. от 28.06.2023) «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы».
Одновременно с этим в целях недопущения сбоев поставок импортной продукции Минпромторгом был сформирован список товаров, в отношении которых производится легализация параллельного импорта. Перечень такой продукции был изначально разработан в одной редакции, но в последующем был изменен, в связи с чем были изданы следующие документы:
Приказ Минпромторга от 19.04.2022 г. № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия».
Приказ Минпромторга России от 21.07.2022 г. № 3042 «О внесении изменений в Перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. № 1532».
Приказ Минпромторга России от 21.07.2023 № 2701 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения статей 1252, 1254, пункта 5 статьи 1286.1, статей 1301, 1311, 1406.1, подпункта 1 статьи 1446, статей 1472, 1515 и 1537 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия».
Основные положения классификации импортируемых медицинских изделий в целях таможенного декларирования были изучены в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от 31.01.2023) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии».
С целью постоянного мониторинга рынка был разработан обязательный порядок информирования Росздравнадзора производителями и импортерами медицинских изделий о дальнейших планах работы, который регламентируется Федеральным законом от 26.03.2022 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Материалы и методы
Выполнен анализ научных публикаций, затрагивающих вопрос зависимости российского рынка от импортных поставок медицинских изделий и лекарственных средств за ближайшие годы. Наряду с этим были систематизированы все товарные группы медицинских изделий и препаратов, классифицируемых в таможенных целях в соответствии с международным классификатором в редакции 2023 г. В рамках изучения вопроса параллельного импорта были рассмотрены нормативно-правовые документы с момента легализации данного инструмента по настоящее время в ретроспективе утверждения и внесения изменений. Применялись методы изучения и систематизации.
Результаты исследования
Вопрос практической реализации параллельного импорта широко освещается в связи с принятием соответствующего федерального закона, разрешающего такой вид импорта для отдельных видов товаров [3]. Понятие параллельного импорта является многогранным явлением в международной торговле и заключается в импорте оригинального товара, но без получения разрешения правообладателя в связи с утратой им исключительного права контроля за распространением своего товара.
В целом понятие параллельного импорта подразумевает ввоз на территорию какой-либо страны импортных оригинальных товаров с наличием определенных товарных знаков, но не имеющих согласия правообладателя. Отсюда и вытекает название данного механизма поставки товаров:
параллельный, поскольку закупка и непосредственная отправка осуществляются не через правообладателя или его официального дилера, а параллельно через любого продавца, который не имеет официального статуса;
импорт, поскольку речь идет о ввозимых на территорию государства товарах.
Следует подчеркнуть, что концепция параллельного импорта связана с принципом исчерпания прав интеллектуальной собственности, который заключается в утрате правообладателем исключительного права контролировать распространение охраняемого товара после первого акта продажи. В зависимости от территории, где произошел акт первой продажи, выделяют разные принципы исчерпания прав, в связи с чем в мировой практике с течением времени сформировались три уровня исчерпания исключительного права на товарный знак, сущность которых проиллюстрирована на рис. 1.
Из рис. 1 видно, что принципы исчерпания исключительного права на товарный знак зависят от территориального масштаба распространения охраняемого товара. Рассмотрим каждый из поименованных принципов более подробно.
Международный принцип заключается в распространении товаров без ограничений в любой стране при условии, что первый раз он был введен в оборот правообладателем или с согласия правообладателя. Сущность данного принципа исчерпания права на товарный знак предусматривает утрату исключительного права контроля за распространением охраняемого товара после акта первой продажи на любом рынке вне зависимости от территории.
Стоит отметить, что именно международный принцип делает возможным реализацию параллельного импорта товаров, так как после выпуска на рынок обращения на территории любого государства происходит утрата контроля правообладателя над импортом его товара в третьи страны. С точки зрения практического применения международный принцип реализуется в законодательстве Египта, ЮАР, Аргентины, Коста-Рики, Индии, Малайзии, Китая, Японии, США, Канады и других стран [4].
Следующий уровень исчерпания исключительного права на интеллектуальную собственность составляет региональный принцип: товар при условии согласия правообладателя вводится в оборот и распространяется на территории определенного круга стран, являющихся участниками международного договора. По сути, региональный принцип исчерпания прав заключается в утрате правообладателем права на распространение охраняемого товара после того, как он выпустил товар на рынок государств какого-то региона. В качестве примера можно привести Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в соответствии с условиями которого оговаривается, что если товары были введены в гражданский оборот на территории РФ или иных стран — участников ЕАЭС правообладателем или с его согласия, они могут в дальнейшем свободно находиться в обороте на территории всех государств — членов ЕАЭС [5].
Национальный принцип подразумевает распространение товаров на территории определенного государства. Главным условием реализации данного принципа является введение товара в оборот с согласия правообладателя на территории определенной страны. Следовательно, в данном случае утрата права на распространение товара правообладателем возникает после того как он выпускает свой товар. Одновременно с этим правообладатель может контролировать продажу товара за пределами данного государства, а следовательно, право не будет считаться утраченным в отношении таких охраняемых товаров.
Если рассматривать историю применения параллельного импорта в России, то следует отметить, что до 2002 г. можно было купить и ввезти любой не запрещенный к свободному обороту товар, но после этого параллельный импорт запретили, в связи с чем импортировать защищенный товарным знаком товар разрешалось только правообладателям или третьим лицам с разрешения правообладателя.
В рамках действующего законодательства вопрос исчерпания исключительного права на товарный знак регламентируется ст. 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в соответствии с которой установлено, что нарушением исключительного права не является использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия [6].
Одновременно с этим национальный принцип исчерпания прав на объекты интеллектуальной собственности отражается и в других статьях ГК РФ, к которым можно отнести нижеследующие положения.
Ст. 1272 регламентирует, что если оригинал или экземпляры произведения правомерно введены в гражданский оборот на территории России путем их продажи или иного отчуждения, то дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения [6].
Ст. 1325 устанавливает, что если оригинал или экземпляры фонограммы правомерно введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, то дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения [5].
Ст. 1359 оговаривает, что не являются нарушением исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец [6]:
применение продукта, в котором использованы изобретение или полезная модель, и применение изделия, в котором использован промышленный образец, в конструкции, во вспомогательном оборудовании либо при эксплуатации транспортных средств или космической техники иностранных государств при условии, что они временно или случайно находятся на территории Российской Федерации и указанные продукт или изделие применяются исключительно для нужд таких категорий товаров;
проведение научного исследования продукта или способа, в которых использованы изобретение, полезная модель или промышленный образец, либо проведение эксперимента над таким продуктом, способом или изделием;
использование при чрезвычайных обстоятельствах с уведомлением о таком использовании патентообладателя в кратчайший срок и с последующей выплатой ему соразмерной компенсации;
использование для удовлетворения личных, семейных, домашних или иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, если целью такого использования не является получение прибыли или дохода;
разовое изготовление в аптеках по рецептам врачей лекарственных средств с использованием изобретения;
ввоз на территорию Российской Федерации, применение, предложение о продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использованы изобретение или полезная модель, либо изделия, в котором использован промышленный образец, если этот продукт или это изделие ранее были введены в гражданский оборот правомерно.
Рассмотренный вопрос регулирования национального принципа исчерпания прав интеллектуальной собственности иллюстрирует рис. 2.
Из рис. 2 видно, что основные вопросы практической реализации национального принципа исчерпания прав объектов интеллектуальной собственности закреплены положениями ГК РФ. В условиях санкционной политики на государственном уровне было принято решение, которое позволило осуществлять легализацию параллельного импорта отдельных групп товаров с целью недопущения дестабилизации ситуации с их поставками на национальный рынок обращения [7]. Стоит подчеркнуть, что принятое решение о легализации параллельного импорта коснулось не всех объектов интеллектуальной собственности, а затронуло лишь патенты и товарные знаки.
Согласно действующему законодательству, реализация параллельного импорта распространяется только на те товары, ввоз которых ранее осуществлялся компаниями-правообладателями, функционирующими на территориях стран, в настоящее время недружественных для нашего государства. Для точного определения отнесения страны к такой категории на государственном уровне был сформирован отдельный список, закрепленный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 г. № 430-р, устанавливающий перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, включая юридических и физических лиц [8].
При этом в целях законодательного утверждения конкретного списка товаров, в отношении которых допускается легализация параллельного импорта, на первоначальном этапе Минпромторгом был опубликован приказ от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 ст. 1359 и ст. 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия» [9].
Для более точной идентификации товаров список был разработан с учетом не только наименований товарных категорий, но и с обязательным указанием классификационных кодов по ТН ВЭД ЕАЭС [10], применяемой в целях таможенного декларирования. Такой подход обеспечивает устранение возможных ошибок при идентификации продукции, которая может попадать под легализацию параллельного импорта.
В отношении непосредственно медицинских изделий стоит уточнить, что список товаров, представленный в вышеуказанном документе, включал лишь небольшое количество классификационных группировок, а именно:
вата, марля, бинты и аналогичные продукты, пропитанные или покрытые фармацевтическими веществами или расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи, разработанные для использования в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, классифицируемые кодом подсубпозиции 3005 90 100 0 по ТН ВЭД ЕАЭС;
санитарные сумки и наборы для оказания первой помощи, классифицируемые кодом подсубпозиции 3006 50 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Как видно из представленной информации, в первоначальный список не вошли медицинские и хирургические инструменты, приборы, оборудование, аппараты, а также их части и принадлежности, что не отражает реальных потребностей рынка в импортных медицинских изделиях. При разработке первого перечня предполагалось, что в случае необходимости будет производиться пересмотр и редактирование его положений в соответствии с текущей ситуацией [11].
На основании этого вышеприведенный список был пересмотрен, в связи с чем был утвержден еще один приказ Минпромторга России от 21.07.2022 № 3042 «О внесении изменений в Перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 ст. 1359 и ст. 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. № 1532» [12].
Останавливаясь более подробно на категории медицинских изделий, стоит отметить, что перечень был дополнен отдельными видами реагентов и расходных материалов, которые применяются для лечения онкологических заболеваний совместно со специализированным оборудованием. Такое решение было принято в связи с возникновением острой нехватки таких товаров на российском рынке. Большая часть классификационных групп по ТН ВЭД ЕАЭС осталась в прежней редакции с оговоркой об исключении товаров, относящихся к медицинским изделиям, что подтверждается фрагментом рассматриваемого документа (рис. 3).
Данное постановление устанавливает законодательную основу для практического осуществления легализации параллельного импорта и закрепляет обязательство за Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрабатывать и утверждать перечни товаров, в отношении которых применяется механизм параллельного импорта, с учетом поступающих предложений от федеральных органов исполнительной власти, учитывающих возможные риски появления дефицита отдельных групп обращаемой на национальном рынке продукции.
Изучение Приказа Минпромторга России от 21.07.2023 № 2701 показало, что документ отменяет действующий в настоящее время перечень продукции, на который распространяется параллельный импорт с учетом всех внесенных изменений, при этом исключающая оговорка легализации параллельного импорта медицинских изделий коснулась целого ряда классификационных групп ТН ВЭД ЕАС, которые представлены на рис. 4.
Из рис. 4 видно, что в последней редакции документа 15 групп ТН ВЭД ЕАЭС содержат оговорку об исключении товаров медицинского назначения, что делает невозможным применять механизм легализации параллельного импорта. Если бы потребность в изделиях медицинского назначения была перекрыта предложениями отечественных производителей, то исключение таких товаров из вышеприведенного перечня было бы закономерно, но ситуация на национальном рынке в настоящее время складывается иначе.
По данным Аналитического центра Vademecum, доля импортного диагностического медицинского оборудования, которое уже установлено в крупных государственных медицинских учреждениях и периодически требует обновления и планового сервиса, составляет от 80 до 100% в зависимости от категории. Доля изношенных медицинских аппаратов и оборудования варьирует от 10 до 20%. Минпромторг планирует за 2 года увеличить долю оборудования локальных компаний до 50%, а к 2030 г. данный показатель планируется довести до значения 80% [14].
Безусловно, рынок медицинских изделий и комплектующих к ним всегда был импортозависимым, но в настоящее время вопрос ввоза иностранных медицинских изделий во многом осложнился постоянно накладываемыми санкциями и эскалацией конфликтной политической ситуации, что естественным образом сказывается на стабильности поставок и нарушении торговых отношений с поставщиками [15], следовательно, проблема существует и требует оперативного решения на государственном уровне.
Заключение
Исследование позволяет заключить, что легализация параллельного импорта медицинских изделий требует пересмотра перечня продукции, в отношении которой допускается применение данного механизма, поскольку в настоящее время большинство классификационных группировок по ТН ВЭД ЕАЭС, в которые могут входить медицинские изделия и комплектующие к ним, содержат оговорку об исключении таких товаров. При этом изучение данного вопроса показало, что под легализацию параллельного импорта попадают лишь несколько видов товаров медицинского назначения.
В сложившихся условиях санкционной политики выстроить полномасштабное производство по направлению импортозамещения всех категорий медицинских изделий и комплектующих к ним не представляется возможным, в связи с чем с целью предотвращения сбоев в обеспечении необходимыми видами товаров медицинского назначения необходимо разработать особый подход к легализации параллельного импорта.
Считаем целесообразным комплексно подойти к формированию перечня медицинских товаров, в отношении которых будет допускаться легализация параллельного импорта. В работе по подготовке такого списка необходимо задействовать следующие государственные структуры:
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации.
На Министерство здравоохранения необходимо возложить обязанности по отслеживанию реальной потребности медицинских учреждений в поставках медицинских изделий и комплектующих к ним. Формированием такого перечня могут заниматься структурные подразделения, которые обладают определенной компетенцией, навыками и знаниями в данной области.
В структуре Министерства здравоохранения можно выделить:
Департамент регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий, который должен выявлять реальную потребность в медицинских изделиях и комплектующих в перспективе нескольких месяцев с учетом возможности доставки таких товаров в условиях санкционных ограничений;
Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, к компетенции которой стоит отнести мониторинг рынка медицинских изделий на предмет возможного появления дефицита по каким-то позициям. Данный подход вполне реализуем в рамках уже введенного обязательного информирования производителями и импортерами медицинских изделий о дальнейших планах работы, что в настоящее время установлено отдельным документом [16].
На основании проведенного исследования автором сформулированы следующие практические рекомендации. В целях формирования прогнозных значений по ожидаемой потребности медицинских учреждений в изделиях медицинского назначения и комплектующих к ним следует задействовать Департамент регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий. На Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения целесообразно возложить прогнозирование объемов поставок медицинских изделий, которые могут быть обеспечены отечественными производителями. В силу осуществляемого мониторинга деятельности российских производителей и импортеров товаров медицинского назначения также предлагается наделить компетенцией данную федеральную службу по выбору компаний, которые будут осуществлять поставки в рамках легализации параллельного импорта в условиях квотирования. Министерству здравоохранения необходимо эффективно организовывать работу вышеперечисленных государственных структур и формировать информацию о потребности медицинских учреждений в поставках медицинских изделий и комплектующих в прогнозе будущих периодов. В рамках межведомственного взаимодействия на Министерство здравоохранения и Министерство промышленности и торговли возложить разработку отдельного перечня товаров медицинского назначения, в отношении которых целесообразно легализовать параллельный импорт с учетом установленных квотированных ограничений. Расчет количественных ограничений в рамках квот должен определяться Министерством экономического развития с учетом реализуемых программ импортозамещения.
Реализация приведенного подхода к обеспечению медицинских учреждений необходимыми изделиями и комплектующими основана на комплексной работе государственных органов по анализу сведений, направленному на выявление реальной потребности в импортных медицинских изделиях.
Концепция разработанных практических рекомендаций заключается в многостороннем мониторинге рынка медицинских изделий и комплектующих с целью выявления реальной потребности в таких товарах медицинских учреждений с учетом возможности обеспечения существующего спроса силами отечественных производителей. Разработка отдельного подхода к легализации параллельного импорта медицинских изделий в рамках установленных квот позволит осуществлять дальнейшее развитие программ по импортозамещению и будет способствовать созданию условий недопущения появления дефицита какого-либо вида медицинского изделия или комплектующих.

About the authors

A S Pogarskaya

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Admiral F. F. Ushakov State Maritime University”, 353924, Novorossiysk, Russia

Author for correspondence.
Email: pogarsckaya.anastasia@yandex.ru

References

  1. Timchenko T. N., Boran-Keshishyan A. L. Untimely repatriation of ship crew members as a threat to psychological health. Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2022;30(6):1306–12 (in Russian).
  2. Botnariuk M. V., Timchenko T. N. Ensuring the preservation of the health of underage trainees on board the ship. Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2023;31(4):562–9 (in Russian).
  3. Federal Law No. 64-FZ of 26.03.2022 “On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation”. The official website of Consultant-Plus. Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_412685/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/ (accessed 23.09.2023) (in Russian).
  4. Parallel import, Intellectual Property rights and the TRIPS Agreement. Official website of the WTO Expertise Center — Russia and the World Trade Organization. Available at: https://wto.ru/our blog/parallelnyy-import-prava-intellektualnoy-sobstvennosti-i-soglashenie-trips/#:~:text (accessed 25.09.2023) (in Russian).
  5. The Treaty on the Eurasian Economic Union (Signed in Astana on 29.05.2014) (as amended on 24.03.2022) (with amendments and additions, intro. effective from 03.04.2023). Official website of Consultant-Plus. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (accessed 28.09.2023) (in Russian).
  6. Civil Code of the Russian Federation Part 4 (Civil Code of the Russian Federation Part 4). The official website of Consultant-Plus. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629 (accessed 29.09.2023) (in Russian).
  7. Decree of the Government of the Russian Federation of 29.03.2022 N 506 (ed. of 28.06.2023) “On goods (groups of goods) in respect of which certain provisions of the Civil Code of the Russian Federation on the protection of exclusive rights to the results of intellectual activity expressed in such goods and means of individualization with which such goods are marke”. The official website of Consultant-Plus. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413173/?ysclid=lo07nz53gs17424589 (accessed 30.09.2023) (in Russian).
  8. Decree of the Government of the Russian Federation of March 05, 2022 N 430-r (ed. of 10/29/2022) “On approval of the list of foreign states and territories committing unfriendly acts against the Russian Federation, Russian legal entities and individuals”. Official website of Consultant-Plus. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/e8730c96430f0f246299a0 cb7e5b27193f98fdaa/ (accessed 29.09.2023) (in Russian).
  9. Order of the Ministry of Industry and Trade dated 04/19/2022 No. 1532 “On Approval of the List of Goods (Groups of Goods) in Respect of which the Provisions of subparagraph 6 of Article 1359 and Article 1487 of the Civil Code of the Russian Federation do not Apply, subject to the Introduction of these Goods (Groups of Goods) into Circulation outside the Territory of the Russian Federation by Copyright holders (Patent Holders), as well as with their consent”. The official website of Consultant-Plus. Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_416496/343227a0f7231f293415124c9c5b7237496b9008/ (accessed 30.09.2023) (in Russian).
  10. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission of 14.09.2021 N 80 (ed. of 31.01.2023) “On the approval of the Unified Commodity nomenclature of foreign economic activity of the Eurasian Economic Union and the Single Customs Tariff of the Eurasian Economic Union, as well as on the amendment and invalidation of certain decisions of the Council of the Eurasian Economic Commission”. The official website of Consultant-Plus. Available at: https://www.consultant.ru/document / cons_doc_LAW_397176/ (accessed 30.09.2023) (in Russian).
  11. Pogarskaya A. S. Problematic aspects of the implementation of cochlear implantation. Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2023;31(3):423–7 (in Russian).
  12. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation No. 3042 dated 21.07.2022 “On Amendments to the List of Goods (Groups of Goods) in Respect of which the Provisions of Subparagraph 6 of Article 1359 and Article 1487 of the Civil Code of the Russian Federation do not Apply, subject to the Introduction of these Goods (Groups of Goods) into Circulation outside the Territory of the Russian Federation by Copyright Holders (Patent Holders), and also with their consent, approved by the order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation dated April 19, 2022 N 1532”. The official website of Consultant-Plus. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416496/343227a0f7231f293415124c9c5b7237496b9008/ (accessed 30.09.2023) (in Russian).
  13. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation No. 2701 dated 21.07.2023 “On Approval of the List of Goods (Groups of Goods) in Respect of which the Provisions of Articles 1252, 1254, Paragraph 5 of Article 1286.1, Articles 1301, 1311, 1406.1, subparagraph 1 of Article 1446, Articles 1472, 1515 and 1537 of the Civil Code of the Russian Federation do not Apply, subject to the introduction of these goods (groups of goods) are put into circulation outside the territory of the Russian Federation by copyright holders (patent holders), as well as with their consent”. Official website of “Alta-Soft”. Available at: https://www.alta.ru/tamdoc /23a02701/?ysclid=lnxqmnfqrd708216187 (accessed 30.09.2023) (in Russian).
  14. Parallel import of medical equipment. Ways of optimization. Official website of the Center for Certification and Expertise. Available at: https://www.centrattek.ru/info/parallel-import/?ysclid=lo1kz30hhs765384400 (accessed 01.10.2023) (in Russian).
  15. Pogarskaya A. S. Problematic aspects of customs regulation of imported medical device accessories. Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2023;31(S1):813–9 (in Russian).
  16. Federal Law “On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» dated 26.03.2022 N 64-FZ (latest edition)”. The official website of Consultant-Plus. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_412685/?ysclid=lo1tfgyau l356051075 (accessed 01.10.2023) (in Russian).

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2025 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies