К ВОПРОСУ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ И КОМПЛЕКТУЮЩИХ К НИМ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация


На фоне санкционной политики и эскалации политического конфликта России с недружественными странами произошло обострение торговых отношений со многими иностранными поставщиками. Сложившаяся ситуация не могла не коснуться поставок товаров медицинского назначения, большая часть которых ввозилась из стран Европейского cоюза. На государственном уровне было принято решение о легализации параллельного импорта, но в части медицинских изделий реализация данного механизма на практике столкнулась с большим количеством исключений, что приводило к задержкам и срывам поставок. Безусловно, основной проблемой остается невозможность обеспечения в необходимом количестве товаров медицинского назначения силами отечественного производства. Национальный рынок медицинских изделий и комплектующих всегда был в значительном объеме зависим от импорта и оказался совершенно не готов к разрыву торговых отношений с недружественными странами, в связи с чем легализация параллельного импорта в отношении отдельных категорий товаров медицинского назначения представляется возможным решением сложившейся проблемы.
В статье подробно изучены основные принципы исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, проведен анализ классификационных группировок медицинских изделий в таможенных целях по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также рассмотрена структура перечней продукции, на которые распространяется легализация параллельного импорта в ретроспективе, на основании чего были выявлены основные проблемные аспекты в изучаемом вопросе и сформулированы рекомендации по их устранению.


Полный текст

Введение
Обострение политической ситуации в связи с началом специальной военной операции привело к введению недружественными странами антироссийских санкций, что обусловило со стороны многих западных компаний прекращение поставок их продукции в Россию. В сложившихся условиях многие российские производители, поставщики и непосредственные потребители столкнулись с дефицитом различной продукции, которая раннее поставлялась иностранными производителями на регулярной основе.
В данной ситуации на государственном уровне было принято решение о необходимости введения в качестве одной из ответных мер легализации параллельного импорта. Для практической реализации данной меры был принят пакет нормативных актов, позволяющий осуществлять ввоз оригинальных товаров без разрешения правообладателя.
Товары, легализованные в рамках параллельного импорта, не являются контрафактной продукцией, поскольку изготовлены официальным производителем и имеют все необходимые технические и сопроводительные документы, но процесс их перемещения осуществляется по отдельной схеме, позволяющей не получать разрешение правообладателя.
Безусловно, параллельный импорт затронул наиболее импортозависимые группы товаров, наименования которых систематизированы в отдельно установленном перечне. В связи с тем что рынок медицинских изделий всегда был насыщен импортной продукцией, вопрос параллельного импорта таких товаров является весьма актуальным, но на практике данный механизм ввоза распространился лишь на отдельные категории, что представляется интересным для более детального рассмотрения.
На основании вышеизложенного можно констатировать, что легализация параллельного импорта выступает действенным инструментом в борьбе с возможным нарастанием дефицита импортозависимых категорий товаров в условиях санкций. Одновременно с этим стоит подчеркнуть, что ввоз осуществляется не через правообладателя или его официального дилера, а параллельно через любого продавца, который не имеет официального статуса. Следовательно, в отношении реализации параллельного импорта медицинских изделий и комплектующих к ним необходимо выработать отдельный подход, учитывающий важность назначения и конечного применения таких товаров для здоровья человека. Вопросы обеспечения сохранения здоровья граждан любого возраста, занимающихся различной профессиональной деятельностью, являются насущными и стратегическими для государства, поскольку направлены на формирование потенциально крепкого и трудоспособного населения [1, 2]. Реализация механизма параллельного импорта медицинских изделий и комплектующих к ним представляется весьма актуальной и требует более детального изучения.
Объект настоящего исследования — выявление основных вопросов легализации параллельного импорта медицинских изделий и комплектующих к ним.
Цель данной работы заключается в рассмотрении основных проблемных аспектов реализации параллельного импорта медицинских изделий и комплектующих к ним в условиях санкционной политики, а также в предложении рекомендаций, направленных на их устранение.
В условиях санкционной политики в целях особого порядка регулирования торговых отношений с иностранными государствами Правительством Российской Федерации был утвержден список недружественных государств, который установлен Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 г. № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц».
Для создания правовой основы легализации параллельного импорта Правительством Российской Федерации было утверждено Постановление от 29.03.2022 № 506 (ред. от 28.06.2023) «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы».
Одновременно с этим в целях недопущения сбоев поставок импортной продукции Минпромторгом был сформирован список товаров, в отношении которых производится легализация параллельного импорта. Перечень такой продукции был изначально разработан в одной редакции, но в последующем был изменен, в связи с чем были изданы следующие документы:
Приказ Минпромторга от 19.04.2022 г. № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия».
Приказ Минпромторга России от 21.07.2022 г. № 3042 «О внесении изменений в Перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. № 1532».
Приказ Минпромторга России от 21.07.2023 № 2701 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения статей 1252, 1254, пункта 5 статьи 1286.1, статей 1301, 1311, 1406.1, подпункта 1 статьи 1446, статей 1472, 1515 и 1537 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия».
Основные положения классификации импортируемых медицинских изделий в целях таможенного декларирования были изучены в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от 31.01.2023) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии».
С целью постоянного мониторинга рынка был разработан обязательный порядок информирования Росздравнадзора производителями и импортерами медицинских изделий о дальнейших планах работы, который регламентируется Федеральным законом от 26.03.2022 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Материалы и методы
Выполнен анализ научных публикаций, затрагивающих вопрос зависимости российского рынка от импортных поставок медицинских изделий и лекарственных средств за ближайшие годы. Наряду с этим были систематизированы все товарные группы медицинских изделий и препаратов, классифицируемых в таможенных целях в соответствии с международным классификатором в редакции 2023 г. В рамках изучения вопроса параллельного импорта были рассмотрены нормативно-правовые документы с момента легализации данного инструмента по настоящее время в ретроспективе утверждения и внесения изменений. Применялись методы изучения и систематизации.
Результаты исследования
Вопрос практической реализации параллельного импорта широко освещается в связи с принятием соответствующего федерального закона, разрешающего такой вид импорта для отдельных видов товаров [3]. Понятие параллельного импорта является многогранным явлением в международной торговле и заключается в импорте оригинального товара, но без получения разрешения правообладателя в связи с утратой им исключительного права контроля за распространением своего товара.
В целом понятие параллельного импорта подразумевает ввоз на территорию какой-либо страны импортных оригинальных товаров с наличием определенных товарных знаков, но не имеющих согласия правообладателя. Отсюда и вытекает название данного механизма поставки товаров:
параллельный, поскольку закупка и непосредственная отправка осуществляются не через правообладателя или его официального дилера, а параллельно через любого продавца, который не имеет официального статуса;
импорт, поскольку речь идет о ввозимых на территорию государства товарах.
Следует подчеркнуть, что концепция параллельного импорта связана с принципом исчерпания прав интеллектуальной собственности, который заключается в утрате правообладателем исключительного права контролировать распространение охраняемого товара после первого акта продажи. В зависимости от территории, где произошел акт первой продажи, выделяют разные принципы исчерпания прав, в связи с чем в мировой практике с течением времени сформировались три уровня исчерпания исключительного права на товарный знак, сущность которых проиллюстрирована на рис. 1.
Из рис. 1 видно, что принципы исчерпания исключительного права на товарный знак зависят от территориального масштаба распространения охраняемого товара. Рассмотрим каждый из поименованных принципов более подробно.
Международный принцип заключается в распространении товаров без ограничений в любой стране при условии, что первый раз он был введен в оборот правообладателем или с согласия правообладателя. Сущность данного принципа исчерпания права на товарный знак предусматривает утрату исключительного права контроля за распространением охраняемого товара после акта первой продажи на любом рынке вне зависимости от территории.
Стоит отметить, что именно международный принцип делает возможным реализацию параллельного импорта товаров, так как после выпуска на рынок обращения на территории любого государства происходит утрата контроля правообладателя над импортом его товара в третьи страны. С точки зрения практического применения международный принцип реализуется в законодательстве Египта, ЮАР, Аргентины, Коста-Рики, Индии, Малайзии, Китая, Японии, США, Канады и других стран [4].
Следующий уровень исчерпания исключительного права на интеллектуальную собственность составляет региональный принцип: товар при условии согласия правообладателя вводится в оборот и распространяется на территории определенного круга стран, являющихся участниками международного договора. По сути, региональный принцип исчерпания прав заключается в утрате правообладателем права на распространение охраняемого товара после того, как он выпустил товар на рынок государств какого-то региона. В качестве примера можно привести Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в соответствии с условиями которого оговаривается, что если товары были введены в гражданский оборот на территории РФ или иных стран — участников ЕАЭС правообладателем или с его согласия, они могут в дальнейшем свободно находиться в обороте на территории всех государств — членов ЕАЭС [5].
Национальный принцип подразумевает распространение товаров на территории определенного государства. Главным условием реализации данного принципа является введение товара в оборот с согласия правообладателя на территории определенной страны. Следовательно, в данном случае утрата права на распространение товара правообладателем возникает после того как он выпускает свой товар. Одновременно с этим правообладатель может контролировать продажу товара за пределами данного государства, а следовательно, право не будет считаться утраченным в отношении таких охраняемых товаров.
Если рассматривать историю применения параллельного импорта в России, то следует отметить, что до 2002 г. можно было купить и ввезти любой не запрещенный к свободному обороту товар, но после этого параллельный импорт запретили, в связи с чем импортировать защищенный товарным знаком товар разрешалось только правообладателям или третьим лицам с разрешения правообладателя.
В рамках действующего законодательства вопрос исчерпания исключительного права на товарный знак регламентируется ст. 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в соответствии с которой установлено, что нарушением исключительного права не является использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия [6].
Одновременно с этим национальный принцип исчерпания прав на объекты интеллектуальной собственности отражается и в других статьях ГК РФ, к которым можно отнести нижеследующие положения.
Ст. 1272 регламентирует, что если оригинал или экземпляры произведения правомерно введены в гражданский оборот на территории России путем их продажи или иного отчуждения, то дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения [6].
Ст. 1325 устанавливает, что если оригинал или экземпляры фонограммы правомерно введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, то дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения [5].
Ст. 1359 оговаривает, что не являются нарушением исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец [6]:
применение продукта, в котором использованы изобретение или полезная модель, и применение изделия, в котором использован промышленный образец, в конструкции, во вспомогательном оборудовании либо при эксплуатации транспортных средств или космической техники иностранных государств при условии, что они временно или случайно находятся на территории Российской Федерации и указанные продукт или изделие применяются исключительно для нужд таких категорий товаров;
проведение научного исследования продукта или способа, в которых использованы изобретение, полезная модель или промышленный образец, либо проведение эксперимента над таким продуктом, способом или изделием;
использование при чрезвычайных обстоятельствах с уведомлением о таком использовании патентообладателя в кратчайший срок и с последующей выплатой ему соразмерной компенсации;
использование для удовлетворения личных, семейных, домашних или иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, если целью такого использования не является получение прибыли или дохода;
разовое изготовление в аптеках по рецептам врачей лекарственных средств с использованием изобретения;
ввоз на территорию Российской Федерации, применение, предложение о продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использованы изобретение или полезная модель, либо изделия, в котором использован промышленный образец, если этот продукт или это изделие ранее были введены в гражданский оборот правомерно.
Рассмотренный вопрос регулирования национального принципа исчерпания прав интеллектуальной собственности иллюстрирует рис. 2.
Из рис. 2 видно, что основные вопросы практической реализации национального принципа исчерпания прав объектов интеллектуальной собственности закреплены положениями ГК РФ. В условиях санкционной политики на государственном уровне было принято решение, которое позволило осуществлять легализацию параллельного импорта отдельных групп товаров с целью недопущения дестабилизации ситуации с их поставками на национальный рынок обращения [7]. Стоит подчеркнуть, что принятое решение о легализации параллельного импорта коснулось не всех объектов интеллектуальной собственности, а затронуло лишь патенты и товарные знаки.
Согласно действующему законодательству, реализация параллельного импорта распространяется только на те товары, ввоз которых ранее осуществлялся компаниями-правообладателями, функционирующими на территориях стран, в настоящее время недружественных для нашего государства. Для точного определения отнесения страны к такой категории на государственном уровне был сформирован отдельный список, закрепленный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 г. № 430-р, устанавливающий перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, включая юридических и физических лиц [8].
При этом в целях законодательного утверждения конкретного списка товаров, в отношении которых допускается легализация параллельного импорта, на первоначальном этапе Минпромторгом был опубликован приказ от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 ст. 1359 и ст. 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия» [9].
Для более точной идентификации товаров список был разработан с учетом не только наименований товарных категорий, но и с обязательным указанием классификационных кодов по ТН ВЭД ЕАЭС [10], применяемой в целях таможенного декларирования. Такой подход обеспечивает устранение возможных ошибок при идентификации продукции, которая может попадать под легализацию параллельного импорта.
В отношении непосредственно медицинских изделий стоит уточнить, что список товаров, представленный в вышеуказанном документе, включал лишь небольшое количество классификационных группировок, а именно:
вата, марля, бинты и аналогичные продукты, пропитанные или покрытые фармацевтическими веществами или расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи, разработанные для использования в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, классифицируемые кодом подсубпозиции 3005 90 100 0 по ТН ВЭД ЕАЭС;
санитарные сумки и наборы для оказания первой помощи, классифицируемые кодом подсубпозиции 3006 50 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Как видно из представленной информации, в первоначальный список не вошли медицинские и хирургические инструменты, приборы, оборудование, аппараты, а также их части и принадлежности, что не отражает реальных потребностей рынка в импортных медицинских изделиях. При разработке первого перечня предполагалось, что в случае необходимости будет производиться пересмотр и редактирование его положений в соответствии с текущей ситуацией [11].
На основании этого вышеприведенный список был пересмотрен, в связи с чем был утвержден еще один приказ Минпромторга России от 21.07.2022 № 3042 «О внесении изменений в Перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 ст. 1359 и ст. 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. № 1532» [12].
Останавливаясь более подробно на категории медицинских изделий, стоит отметить, что перечень был дополнен отдельными видами реагентов и расходных материалов, которые применяются для лечения онкологических заболеваний совместно со специализированным оборудованием. Такое решение было принято в связи с возникновением острой нехватки таких товаров на российском рынке. Большая часть классификационных групп по ТН ВЭД ЕАЭС осталась в прежней редакции с оговоркой об исключении товаров, относящихся к медицинским изделиям, что подтверждается фрагментом рассматриваемого документа (рис. 3).
Данное постановление устанавливает законодательную основу для практического осуществления легализации параллельного импорта и закрепляет обязательство за Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрабатывать и утверждать перечни товаров, в отношении которых применяется механизм параллельного импорта, с учетом поступающих предложений от федеральных органов исполнительной власти, учитывающих возможные риски появления дефицита отдельных групп обращаемой на национальном рынке продукции.
Изучение Приказа Минпромторга России от 21.07.2023 № 2701 показало, что документ отменяет действующий в настоящее время перечень продукции, на который распространяется параллельный импорт с учетом всех внесенных изменений, при этом исключающая оговорка легализации параллельного импорта медицинских изделий коснулась целого ряда классификационных групп ТН ВЭД ЕАС, которые представлены на рис. 4.
Из рис. 4 видно, что в последней редакции документа 15 групп ТН ВЭД ЕАЭС содержат оговорку об исключении товаров медицинского назначения, что делает невозможным применять механизм легализации параллельного импорта. Если бы потребность в изделиях медицинского назначения была перекрыта предложениями отечественных производителей, то исключение таких товаров из вышеприведенного перечня было бы закономерно, но ситуация на национальном рынке в настоящее время складывается иначе.
По данным Аналитического центра Vademecum, доля импортного диагностического медицинского оборудования, которое уже установлено в крупных государственных медицинских учреждениях и периодически требует обновления и планового сервиса, составляет от 80 до 100% в зависимости от категории. Доля изношенных медицинских аппаратов и оборудования варьирует от 10 до 20%. Минпромторг планирует за 2 года увеличить долю оборудования локальных компаний до 50%, а к 2030 г. данный показатель планируется довести до значения 80% [14].
Безусловно, рынок медицинских изделий и комплектующих к ним всегда был импортозависимым, но в настоящее время вопрос ввоза иностранных медицинских изделий во многом осложнился постоянно накладываемыми санкциями и эскалацией конфликтной политической ситуации, что естественным образом сказывается на стабильности поставок и нарушении торговых отношений с поставщиками [15], следовательно, проблема существует и требует оперативного решения на государственном уровне.
Заключение
Исследование позволяет заключить, что легализация параллельного импорта медицинских изделий требует пересмотра перечня продукции, в отношении которой допускается применение данного механизма, поскольку в настоящее время большинство классификационных группировок по ТН ВЭД ЕАЭС, в которые могут входить медицинские изделия и комплектующие к ним, содержат оговорку об исключении таких товаров. При этом изучение данного вопроса показало, что под легализацию параллельного импорта попадают лишь несколько видов товаров медицинского назначения.
В сложившихся условиях санкционной политики выстроить полномасштабное производство по направлению импортозамещения всех категорий медицинских изделий и комплектующих к ним не представляется возможным, в связи с чем с целью предотвращения сбоев в обеспечении необходимыми видами товаров медицинского назначения необходимо разработать особый подход к легализации параллельного импорта.
Считаем целесообразным комплексно подойти к формированию перечня медицинских товаров, в отношении которых будет допускаться легализация параллельного импорта. В работе по подготовке такого списка необходимо задействовать следующие государственные структуры:
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации.
На Министерство здравоохранения необходимо возложить обязанности по отслеживанию реальной потребности медицинских учреждений в поставках медицинских изделий и комплектующих к ним. Формированием такого перечня могут заниматься структурные подразделения, которые обладают определенной компетенцией, навыками и знаниями в данной области.
В структуре Министерства здравоохранения можно выделить:
Департамент регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий, который должен выявлять реальную потребность в медицинских изделиях и комплектующих в перспективе нескольких месяцев с учетом возможности доставки таких товаров в условиях санкционных ограничений;
Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, к компетенции которой стоит отнести мониторинг рынка медицинских изделий на предмет возможного появления дефицита по каким-то позициям. Данный подход вполне реализуем в рамках уже введенного обязательного информирования производителями и импортерами медицинских изделий о дальнейших планах работы, что в настоящее время установлено отдельным документом [16].
На основании проведенного исследования автором сформулированы следующие практические рекомендации. В целях формирования прогнозных значений по ожидаемой потребности медицинских учреждений в изделиях медицинского назначения и комплектующих к ним следует задействовать Департамент регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий. На Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения целесообразно возложить прогнозирование объемов поставок медицинских изделий, которые могут быть обеспечены отечественными производителями. В силу осуществляемого мониторинга деятельности российских производителей и импортеров товаров медицинского назначения также предлагается наделить компетенцией данную федеральную службу по выбору компаний, которые будут осуществлять поставки в рамках легализации параллельного импорта в условиях квотирования. Министерству здравоохранения необходимо эффективно организовывать работу вышеперечисленных государственных структур и формировать информацию о потребности медицинских учреждений в поставках медицинских изделий и комплектующих в прогнозе будущих периодов. В рамках межведомственного взаимодействия на Министерство здравоохранения и Министерство промышленности и торговли возложить разработку отдельного перечня товаров медицинского назначения, в отношении которых целесообразно легализовать параллельный импорт с учетом установленных квотированных ограничений. Расчет количественных ограничений в рамках квот должен определяться Министерством экономического развития с учетом реализуемых программ импортозамещения.
Реализация приведенного подхода к обеспечению медицинских учреждений необходимыми изделиями и комплектующими основана на комплексной работе государственных органов по анализу сведений, направленному на выявление реальной потребности в импортных медицинских изделиях.
Концепция разработанных практических рекомендаций заключается в многостороннем мониторинге рынка медицинских изделий и комплектующих с целью выявления реальной потребности в таких товарах медицинских учреждений с учетом возможности обеспечения существующего спроса силами отечественных производителей. Разработка отдельного подхода к легализации параллельного импорта медицинских изделий в рамках установленных квот позволит осуществлять дальнейшее развитие программ по импортозамещению и будет способствовать созданию условий недопущения появления дефицита какого-либо вида медицинского изделия или комплектующих.

Об авторах

Анастасия Сергеевна Погарская

ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», 353924, г. Новороссийск

Автор, ответственный за переписку.
Email: pogarsckaya.anastasia@yandex.ru

Список литературы

  1. Тимченко Т. Н., Боран-Кешишьян А. Л. Несвоевременная репатриация членов экипажа судна как угроза нарушения состояния психологического здоровья. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022;30(6):1306—12.
  2. Ботнарюк М. В., Тимченко Т. Н. Обеспечение сохранения здоровья несовершеннолетних практикантов на борту судна. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(4):562—9.
  3. Федеральный закон от 26.03.2022 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Официальный сайт «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_412685/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/ (дата обращения 23.09.2023).
  4. Параллельный импорт, права интеллектуальной собственности и Соглашение ТРИПС. Официальный сайт «Центр экспертизы ВТО — Россия и Всемирная торговая организация». Режим доступа: https://wto.ru/our-blog/parallelnyy-import-prava-intellektualnoy-sobstvennosti-i-soglashenie-trips/#:~:text=BF (дата обращения 25.09.2023).
  5. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023). Официальный сайт Консультант-Плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855/ (дата обращения 28.09.2023).
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч. 4). Официальный сайт «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения 29.09.2023).
  7. Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 (ред. от 28.06.2023) «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы». Официальный сайт «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 413173/?ysclid=lo07nz53gs17424589 (дата обращения 30.09.2023).
  8. Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2022 г. № 430-р (ред. от 29.10.2022) «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц». Официальный сайт «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/e8730c96430f0f246299a0 cb7e5b27193f98fdaa/ (дата обращения 29.09.2023).
  9. Приказ Минпромторга от 19.04.2022 года № 1532 »Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия». Официальный сайт «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_416496/343227a0f7231f293415124c9c5b7237496b9008/ (дата обращения 30.09.2023).
  10. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 (ред. от 31.01.2023) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии». Официальный сайт «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_397176/ (дата обращения 30.09.2023).
  11. Погарская А. С. Проблемные аспекты реализации кохлеарной имплантации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(3):423—7.
  12. Приказ Минпромторга России от 21.07.2022 года № 3042 «О внесении изменений в Перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. № 1532». Официальный сайт «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 416496/343227a0f7231f293415124c9c5b7237496b9008/ (дата обращения 30.09.2023).
  13. Приказ Минпромторга России от 21.07.2023 № 2701 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения статей 1252, 1254, пункта 5 статьи 1286.1, статей 1301, 1311, 1406.1, подпункта 1 статьи 1446, статей 1472, 1515 и 1537 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия». Официальный сайт «Альта-Софт». Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/23a02701/?ysclid= lnxqmnfqrd708216187 (дата обращения 30.09.2023).
  14. Параллельный импорт медицинского оборудования. Пути оптимизации. Официальный сайт «Центр аттестации и экспертизы». Режим доступа: https://www.centrattek.ru/info/parallel-import/?ysclid=lo1kz30hhs765384400 (дата обращения 01.10.2023).
  15. Погарская А. С. Проблемные аспекты таможенного регулирования импортируемых комплектующих принадлежностей медицинских изделий. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(S1):813—9.
  16. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 26.03.2022 № 64-ФЗ (последняя редакция)». Официальный сайт «Консультант-Плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_412685/?ysclid=lo1tfgyau l356051075 (дата обращения 01.10.2023).

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах