The social pedagogic adaption of individuals with mental health disorders

Abstract


The article presents the results of research and practical social pedagogical activities carried out jointly by Laboratory of Social Projects of Belgorod State University, Borisovka Psycho-Neurological Boarding School and the non-governmental public organization of social initiatives “Faith”. The project was implemented during March - November 2018 in the Belgorod Oblast of the Russian Federation. The study implemented such methods of collecting primary sociological data as monitoring of educational and social activities of individuals with mental health problems residing in psycho-neurological boarding school; half-structured interview of experts - employees of psycho-neurological boarding school and teachers. Actually, social adaptation of individuals with mental health problems is an acute social problem. They belong to the most vulnerable population group wrapped with complex of social stereotypes and various signs of social deadaptation. The social adaptation of such personalities is achieved by involvement into social educational activities. The study results demonstrated that there are a number of psychological and pedagogical difficulties in face-to-face training for individuals with mental health problems. Among them are serious emotional reactions in response to actions of teacher or other students; behavior disorders, decreasing of education motivation, inadequate self-assessment. The remote education permits to avoid these and other difficulties. The individual with mental health problems while in appropriate comfortable conditions can receive effective education, support themselves materially and be useful member of society. The study established such most effective methods of remote education for individuals with mental health problems as information-receptive method; reproductive method; method of cognitive visualization of case studies from practice and research method.

Full Text

Введение Люди с нарушениями ментального здоровья, проживающие в условиях стационарного психоневрологического учреждения, нуждаются в разностороннем развитии. Современная социальная практика показывает, что человек, у которого сформированы социальные и образовательные компетенции, в соответствующих социальных и психологических условиях, а также при правильно организованном педагогическом воздействии может успешно обучаться и развиваться [1]. В итоге он сможет быть полезным членом общества [2]. Но успешность образовательного процесса и его результат зависят от специфики учебной ситуации. Данная категория людей может усваивать новое лишь в комфортных внешних условиях и при положительном психологическом климате. Главной задачей специалистов, работающих в интернате, является поиск эффективных технологий, которые помогали бы людям с нарушениями ментального здоровья включаться в жизнь общества, способствовали бы обеспечению занятости, созданию благоприятных условий для разностороннего развития. Помочь в разрешении многих трудностей может дистанционное обучение. Его цель - создание эффективного психолого-педагогического пространства, позволяющего людям с нарушениями психического здоровья реализовать себя в качестве успешного субъекта социальной и образовательной деятельности и стать социально адаптированными членами общества или сообщества. В. И. Кузнецов разработал научно-практические рекомендации, которые направлены на совершенствование медико-социальной помощи пациентам с психическими заболеваниями, проживающим в государственных специализированных стационарных учреждениях [3]. Данные рекомендации основаны на выводах, сделанных по результатам проведенного эмпирического социологического исследования проблем адаптации данной категории больных. Обратимся к обзору научных, методических и практических работ в рамках тематики социально-педагогической адаптации людей с нарушениями психического здоровья. Последние тенденции исследований связаны с изучением влияния удаленного обучения на людей. Исследования D. Colleen позволяют раскрыть причины актуализации дистанционных технологий для данной категории населения. Опрошены 570 респондентов о том, готовы ли они раскрывать свое физическое и психическое состояние. Большинство ответили отрицательно [4]. Скрывание информации о состоянии ментального здоровья связано с феноменом стигматизации. J. Charles пишет, что стигматизация людей с нарушениями психического здоровья определяется как негативное отношение, предубеждение и поведение. Ее последствия являются глубокими и травмирующими, поэтому усилия по ее устранению должны начинаться с научного изучения ее проявлений и способов преодоления [5]. Стигматизация отрицательно сказывается на социальной, в том числе социально-педагогической, адаптации людей. Y. Lee считает, что проблемы в обучении людей с психологическими нарушениями включают в себя скептицизм общественности в отношении необходимости обучения этой категории населения, необходимость создания источников финансирования для обеспечения устойчивого развития дистанционного образования, потребность в разработке программных продуктов для удовлетворения образовательных потребностей людей из-за разнородности заболеваний и психоэмоциональных состояний в конкретные периоды [6]. В целом современные исследователи пишут о необходимости поиска скрытых ресурсов развития каждого человека, в том числе посредством его социально-педагогической адаптации. В настоящее время актуализируется разработка дистанционных форм образования и общения. Цель применения методов дистанционного обучения людей с нарушениями психического здоровья - создание эффективного социально-психолого-педагогического пространства, позволяющего обучающимся развиваться в качестве успешного субъекта социальной и образовательной деятельности [7]. В своих работах G. Virgil пишет, что в современной интенсивно используемой когнитивно-поведенческой терапии учитываются как положительные и отрицательные симптомы, так и эффекты психолого-педагогического вмешательства [8]. Использование в повседневной жизни дистанционных технологий и гаджетов (компьютера, ноутбука, ридера, планшета) предоставляет новые возможности для социально-педагогической адаптации и повышения социальной активности всех людей. Применение данных средств позволяет человеку с нарушениями психического здоровья выбрать собственный, приемлемый темп изучения материала, ориентируясь на состояние здоровья и эмоциональное самочувствие в конкретный момент времени, поскольку важнейшим фактором успеха дистанционного образования является его доступность [7]. Обзор исследований показывает, что социальная и педагогическая практика в отношении людей с нарушениями психического здоровья нуждается в развитии эффективных методов их дистанционного обучения. Материалы и методы Исследование проводили сотрудники лаборатории социальных проектов Белгородского государственного университета, Борисовского психоневрологического интерната № 1 и Некоммерческой организации (НКО) социальных инициатив «Вера». Проект реализован в марте-ноябре 2018 г. в Белгородской области России. В исследовании использованы методы сбора первичных данных: включенное наблюдение за социальной и образовательной деятельностью людей с нарушениями психического здоровья, проживающих в психоневрологическом интернате, полуструктурированное интервью экспертов из числа сотрудников психоневрологического интерната и педагогов. Использован междисциплинарный медико-социальный подход. При проведении включенного наблюдения респондентами были люди с нарушениями психического здоровья, проживающие в психоневрологическом интернате (n=46), в возрасте 18-45 лет, с сохраненными способностями к обучению, 69,5% мужчин и 30,5% женщин. Выборка целевая, ее критерии: нарушения психического здоровья, проживание в психоневрологическом интернате, сохранность способностей к обучению. Полуструктурированное интервью экспертов проводилось среди сотрудников психоневрологического интерната и педагогов (n=15). Выборка целевая, ее критерии: сотрудник психоневрологического интерната, опыт работы с людьми с нарушениями психического здоровья не менее 3 лет. Материалы наблюдения анализировали при помощи методов составления сравнительных таблиц и компаративного анализа. Анализ данных полуструктурированного интервью проводили с помощью пакета статистических программ SPSS. Результаты исследования ps202002.4el00073.jpg Получены результаты включенного наблюдения за социальной и образовательной деятельностью людей с нарушениями психического здоровья, проживающих в психоневрологическом интернате (табл. 1). Существует ряд психолого-педагогических сложностей при очном обучении людей с нарушениями психического здоровья. Ранжирование выявленных сложностей таково: от наиболее значимых психоэмоциональных до менее значимых - поведенческих. Это показывает, что дистанционное обучение может устранить многие сложности для исследуемой категории респондентов. Включенное наблюдение за социальной и образовательной деятельностью людей с нарушениями психического здоровья, проживающих в психоневрологическом интернате, с целью выявления эффективности методов дистанционного обучения дало результаты, которые отражены в табл. 2. ps202002.4el00075.jpg Эффективными являются методы, наиболее простые для усвоения учебного материала и не требующие каких-либо аналитических манипуляций. Вероятно, они в большей степени способствуют социально-педагогической адаптации. Исследовательский метод предполагает более серьезную концентрацию внимания, абстрактного мышления и задействования аналитических способностей, поэтому получил наименьшее количество процентов. ps202002.4el00077.jpg В задачи включенного наблюдения входило выявление эффективных видов электронных материалов, подходящих для дистанционного обучения людей с нарушениями психического здоровья и способствующих успешной социально-педагогической адаптации (табл. 3). Наиболее эффективными видами электронных материалов, способствующих социально-педагогической адаптации людей с нарушениями психического здоровья, можно назвать видеофайлы и комплексные аудио- и видеофайлы. Обратимся теперь к результатам полуструктурированного интервью сотрудников психоневрологического интерната и педагогов. Проведение данной части исследовательской работы обусловлено тем, что для формулировки научных выводов мы посчитали недостаточным только включенное наблюдение за процессом обучения людей с нарушениями психического здоровья. Целью полуструктурированного интервью экспертов было получение компетентного мнения специалистов. Интервью длились от 1 ч до 2 ч 10 мин и позволили получить ответы на новые вопросы, возникшие в процессе проведения включенного наблюдения. Психиатры, клинические психологи, медицинские сестры, геронтологи, социальные работники объяснили взаимосвязь ментальных нарушений с особенностями восприятия и усвоения учебного материала (табл. 4). ps202002.4el00079.jpg ps202002.4el00081.jpg Очное обучение предполагает постоянный личный контакт участников этого процесса на протяжении определенного времени. Противоречие состоит в следующем. С одной стороны, люди с нарушениями психического здоровья проявляют яркие эмоциональные реакции при длительной контактной работе с преподавателями и другими обучающимися, имеющими нарушения психического здоровья. С другой - они неспособны осуществлять социальную и образовательную деятельность самостоятельно, без постоянной помощи преподавателя или сотрудника стационарной организации, что позволяет сделать предварительный вывод о том, что дистанционное обучение может устранить сложности социальной адаптации людей с нарушениями психического здоровья, проживающих в психоневрологическом интернате. Вопросы полуструктурированного интервью экспертов были также направлены на определение эффективности методов дистанционного обучения людей с нарушениями психического здоровья в целях повышения их социально-педагогической адаптации (табл. 5). Эксперты очень высокое (более 90%) значение придали сразу трем методам: информационно-рецептивному, репродуктивному, когнитивной визуализации случаев из практики. Они пояснили, что люди с ментальными нарушениями вполне способны воспринимать готовую учебную информацию, воспроизводить ее, пояснять видеоматериалы, особенно сопровождаемые звуком. Все это положительно влияет на социально-педагогическую адаптацию. ps202002.4el00083.jpg Интервью сотрудников психоневрологического интерната и педагогов позволило также получить их мнение об эффективности видов электронных материалов, применяемых в целях повышения социально-педагогической адаптации и усвоения учебной информации (табл. 6). Наиболее эффективными видами электронных материалов являются комплексные аудио- и видеофайлы, а также видеофайлы. В современных условиях получение образования в дистанционной форме позволяет избежать многих сложностей. Это подтверждают данные включенного наблюдения и материалы интервью. Включенное наблюдение показало, что существует ряд психолого-педагогических сложностей при очном обучении людей с нарушениями психического здоровья: яркие эмоциональные реакции в ответ на действия преподавателя и других обучающихся группы, имеющих нарушения психического здоровья (наблюдение - 89,3%, интервью - 82,1%), нарушения в поведении, обусловленные внешними условиями организации учебного процесса и окружающего пространства (наблюдение - 82,1%, интервью - 80,2%), неспособность осуществлять социальную и образовательную деятельность самостоятельно, развитие инициативы, творческое использование знаний в нестандартных учебных ситуациях (наблюдение - 43,4%, интервью - 45,2%), отсутствие навыков продуктивного общения с преподавателем и другими обучающимися группы, имеющими нарушения психического здоровья (наблюдение - 37,2%, интервью - 29,3%). Результаты включенного наблюдения и интервью незначительно различаются. Установлены наиболее эффективные методы дистанционного обучения людей с нарушениями психического здоровья, способствующие повышению их социально-педагогической адаптации (см. табл. 2 и 5). Среди них: информационно-рецептивный метод (включенное наблюдение - 86,9%, полуструктурированное интервью - 98,5%), репродуктивный метод (наблюдение - 88,1%, интервью - 97,1%), метод когнитивной визуализации случаев из практики (наблюдение - 86,2%, интервью - 91,3%), исследовательский метод (наблюдение - 14,5%, интервью - 18,9%). Мы видим, что сотрудники психоневрологического интерната все методы оценивают эффективнее, чем исследователи, проводившие включенное наблюдение. Результаты включенного наблюдения отличаются от данных полуструктурированного интервью экспертов (см. табл. 3 и 6). Разница состоит в оценке эффективности видов электронных материалов: комплексные аудио- и видеофайлы (наблюдение - 89,1%, интервью - 97,2%), видеофайлы (наблюдение - 86,2%, интервью - 91,1%), аудиофайлы (наблюдение - 77,1%, интервью - 62,1%), практические задания, предназначенные для самостоятельного выполнения в электронном виде (наблюдение - 38,2%, интервью - 64,2%), рабочие тетради, содержащие материал для самостоятельного изучения (36,7 и 56,8% соответственно). Сотрудники психоневрологического интерната гораздо выше оценили значение практических заданий для повышения социально-педагогической адаптации людей, проживающих в нем, чем исследователи, проводившие наблюдение. Заключение Достижению социально-педагогической адаптации людей с нарушениями психического здоровья во многом способствует их приспособление к условиям социально-образовательной деятельности. Результаты исследования показали, что существует ряд психолого-педагогических сложностей при очном обучении таких людей: яркие эмоциональные реакции в ответ на действия преподавателя и других людей с нарушениями психического здоровья, обусловленные спецификой заболевания, сниженной мотивацией обучения, неадекватным уровнем самооценки, а также нарушения в поведении, обусловленные организацией учебного процесса и окружающего пространства. Получение образования в дистанционной форме позволяет избежать данных сложностей и увеличить вероятность достижения социальной адаптации. Человек, даже имея нарушения психического здоровья, при соответствующих условиях может получать профессиональное образование, обеспечивать себя материально, быть полезным членом общества. В результате исследования установлены наиболее эффективные методы дистанционного обучения, способствующие успешной социально-педагогической адаптации людей с нарушениями психического здоровья: -информационно-рецептивный метод, предполагающий передачу материала с использованием различных электронных дидактических средств, в том числе учебников, книг, аудио- и видеофайлов; -репродуктивный метод, основанный на алгоритмическом характере деятельности обучающихся, имеющих нарушения психического здоровья, и предполагающий выполнение различных упражнений и задач, аналогичных представленным в рекомендациях, которые направлены на формирование практических умений и навыков; -метод когнитивной визуализации кейсов из практической профессиональной деятельности, предполагающий положительный цветовой, звуковой, эмоциональный фон, поскольку наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию; -исследовательский, предполагающий проявление самостоятельности обучающимися, имеющими нарушения психического здоровья, а также творческое использование полученных ими знаний в нестандартных социальных ситуациях. Для достижения социально-педагогической адаптации людей с нарушениями психического здоровья наиболее эффективными видами электронных материалов являются комплексные аудио- и видеофайлы, видеофайлы, аудиофайлы, практические задания, рабочие тетради. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

O. A. Volkova

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Belgorod State National Research University”

Email: volkovaoa@rambler.ru

I. G. Voloshina

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Belgorod State National Research University”


R. Yu. Dolya

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Belgorod State National Research University”


P. A. Kadutsky

The Federal State Public Educational Institution of High Education “The I. D. Putilin Belgorod Law Institute of the Interior Ministry of Russia”


References

  1. Борисовский психоневрологический интернат № 1: официальный сайт. Доступно по ссылке: http://internat1.ru/vmeste (дата обращения 18.02.2019).
  2. Некоммерческая организация социальных инициатив «Вера»: официальный сайт. Доступно по ссылке: http://www.csi-vera.ru (дата обращения 16.02.2019).
  3. Кузнецов В. И. Социально-медицинская адаптация пациентов с психическими расстройствами в специализированных стационарных учреждениях (по материалам социологического исследования). Волгоград; 2008.
  4. Colleen D. Public attitudes toward disclosing mental health conditions. Social Work in Mental Health. 2017;15(5):588-99.
  5. Charles J. L. K. Mental Health Provider-Based Stigma: Understanding the Experience of Clients and Families. Social Work in Mental Health. 2013;11(4):360-75. doi: 10.1080/15332985.2013.775998
  6. Lee Y. Older adult education: new public pedagogy in 21st Century Taiwan. Austral. J. Adult Learning. 2015;55(3). Available at: https://www.ajal.net.au/older-adult-education-new-public-pedagogy-in-21st-century-taiwan (accessed 09.02.2019).
  7. Virgil G. Cognitive-Behavioral Therapy for Schizophrenia: Applications to Social Work Practice. Social Work in Mental Health. 2010;8(2):140-59.
  8. Volkova O., Ananchenkova P., Besschetnova O. Distance social-psychological support for care-leavers. eLearning & Software for Education. 2018;2:274-9. Доступно по ссылке: http://proceedings.elseconference.eu/index.php?r=site/index&year=2018 (дата обращения 17.02.2019).
  9. Volkova O., Ananchenkova Р., Besschetnova O. Distance education as a condition of elderly’s social activity. In: Proceedings of the 13th International Conference On Virtual Learning, October 26-28, 2018. University of Bucharest; 2018. P. 149-54. Доступно по ссылке: http://www.c3.icvl.eu/2018/call-papers (дата обращения 07.02.2019).
  10. Абубакиров А. С., Ананченкова П. И., Амонова Д. С., Зудин А. Б., Снегирева Ю. Ю. Медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования.- Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2019.

Statistics

Views

Abstract - 89

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies