СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ХИРУРГИЧЕСКИМ МАНИПУЛЯЦИЯМ

Аннотация


Важной составляющей компетенций врачей хирургических специальностей является умение выполнять различные хирургические манипуляции (ХМ). Для развития данных умений применяется симуляционное обучение (СО) с последующим переносом умения в реальную практику, что является конечной целью СО. Однако цели обучения достигаются не всегда: доля врачей, применивших после СО лапароскопический интракорпоральный шов в реальной практике, составляет от 44% до 72,2%. Повышение эффективности СО требует оценки эффективности обучения. Существующие способы оценки эффективности СО демонстрируют результаты вне реальной практики либо на практике, но в ограниченных группах из-за высокой затратности и трудоемкости. Предложен способ оценки эффективности СО ХМ с целью проводить оценку результатов в генеральной совокупности, оценивать дополнительные эффекты СО и проводить анализ персональных факторов, влияющих на результаты обучения. Способ основан на опросе участников программ СО и применён в Учебно-аккредитационном центре — Медицинском симуляционном центре ГБУЗ «Городская клиническая больница имени С. П. Боткина» для программы СО интракорпоральному шву. Коэффициент переноса в практику умения наложить интракорпоральный шов составил 88,9%. Описываемый способ позволяет оценивать эффективность СО ХМ в генеральной совокупности обучаемых, анализировать факторы, влияющие на результаты обучения, учитывать результаты для совершенствования программ и методик обучения СО в целом. Данный способ может быть рекомендован к широкому применению для СО.

Об авторах

А. В. Шабунин

ГБУЗ «Городская клиническая больница имени С. П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы», 125284, Москва, Россия

А. В. Климаков

ГБУЗ «Городская клиническая больница имени С. П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы», 125284, Москва, Россия

Ю. И. Логвинов

ГБУЗ «Городская клиническая больница имени С. П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы», 125284, Москва, Россия

Список литературы

  1. Симуляционное обучение в хирургии / под ред. В. А. Кубышкина, С. И. Емельянова, М. Д. Горшкова. М.; 2014. 264 с.
  2. Шабунин А. В., Логвинов Ю. И. Симуляционное обучение. Руководство. М.; 2018. 792 с.
  3. Mattar S. G., Alseidi A. A., Jones D. B. et al. General surgery residency inadequately prepares trainees for fellowship: results of a survey of fellowship program directors // Ann. Surg. 2013. Vol. 258, N 3. P. 440—449. doi: 10.1097/SLA.0b013e3182a191ca
  4. Mereu L., Carri G., Albis Florez E. D., et al. Three-step model course to teach intracorporeal laparoscopic suturing // J. Laparoendosc. Adv. Surg. Tech. A. 2013. Vol. 23, N 1. P. 26—32. doi: 10.1089/lap.2012.0131
  5. Профессионально-педагогические понятия: словарь / под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург; 2005. 444 с.
  6. Kirkpatrick D., Kirkpatrick J. Evaluating training programs: the four levels. San Francisco; 2006. 392 p.
  7. Шабунин А. В., Климаков А. В., Логвинов Ю. И. Подходы к оценке эффективности обучения навыкам лапароскопического интракорпорального шва // Московский хирургический журнал. 2021. Специальный выпуск.
  8. Шабунин А. В., Климаков А. В., Логвинов Ю. И., Маер Р. Ю. Способ оценки эффективности симуляционного обучения лапароскопическому интракорпоральному шву // Здоровье мегаполиса. 2023. Т. 4, Вып. 2. С. 15.
  9. Khan M. R., Shariff A. H., Nasim S. et al. Effectiveness of Laparoscopic Skills Workshop on Enhancing Knowledge and Skills of Surgical Residents and Its Comparison with DOPS (Direct Observation of Procedural Skills) Scores: Prospective Cohort Study // Med. Sci. Educ. 2020. Vol. 30, N 2. P. 861—867. doi: 10.1007/s40670-020-00966-5
  10. Lynagh M. A systematic review of medical skills laboratory training: where to from here? // Medical education. 2007. Vol. 41. P. 879—887.
  11. Memon M. A., Brigden D., Subramanya M. S., Memon B. Assessing the surgeon's technical skills: analysis of the available tools // Acad. Med. 2010. Vol. 85, N 5. P. 869—880. DOI: 10.1097/ ACM.0b013e3181d74bad
  12. Oropesa I., Sánchez-González P., Lamata P. et al. Methods and tools for objective assessment of psychomotor skills in laparoscopic surgery // J. Surg. Res. 2011. Vol. 171, N 1. P. e81—e95. doi: 10.1016/j.jss.2011.06.034
  13. Pellen M., Horgan L., Roger Barton J., Attwood S. Laparoscopic surgical skills assessment: can simulators replace experts? // World J. Surg. 2009. Vol. 33, N 3. P. 440—447. doi: 10.1007/s00268-008-9866-4
  14. Porte M. C., Xeroulis G., Reznick R. K., Dubrowski A. Verbal feedback from an expert is more effective than self-accessed feedback about motion efficiency in learning new surgical skills // Am. J. Surg. 2007. Vol. 193, N 1. P. 105—110. doi: 10.1016/j.amjsurg.2006.03.016
  15. Shepherd W., Arora K. S., Abboudi H. et al. A review of the available urology skills training curricula and their validation // J. Surg. Educ. 2014. Vol. 71, N 3. P. 289—296. doi: 10.1016/j.jsurg.2013.09.015
  16. Spiliotis A. E., Spiliotis P. M., Palios I. M. Transferability of simulation-based training in laparoscopic surgeries: a systematic review // Minim. Invasive Surg. 2020. Vol. 2020. P. 5879485. doi: 10.1155/2020/5879485
  17. Varas J., Mejía R., Riquelme A. et al. Significant transfer of surgical skills obtained with an advanced laparoscopic training program to a laparoscopic jejunojejunostomy in a live porcine model: feasibility of learning advanced laparoscopy in a general surgery residency // Surg. Endosc. 2012. Vol. 26, N 12. P. 3486—3494. doi: 10.1007/s00464-012-2391-4
  18. Kolozsvari N. O., Kaneva P., Brace C. et al. Mastery versus the standard proficiency target for basic laparoscopic skill training: effect on skill transfer and retention // Surg. Endosc. 2011. Vol. 25, N 7. P. 2063—2070. doi: 10.1007/s00464-011-1743-9
  19. Boud D. Avoiding the traps: Seeking good practice in the use of self-assessment and reflection in professional courses // Social Work Education. 1999. Vol. 18, N 2. P. 121—132.
  20. Davis D. A., Mazmanian P. E., Fordis M. et al. Accuracy of physician self-assessment compared with observed measures of competence: a systematic review // JAMA. 2006. Vol. 296, N 9. P. 1094—1102. doi: 10.1001/jama.296.9.1094
  21. Ganni S., Chmarra M. K., Goossens R. H.M., Jakimowicz J. J. Self-assessment in laparoscopic surgical skills training: Is it reliable? // Surg. Endosc. 2017. Vol. 31, N 6. P. 2451—2456. doi: 10.1007/s00464-016-5246-6
  22. Peyre S., MacDonald H., Al-Marayati L. et al. Resident self-assessment versus faculty assessment of laparoscopic technical skills using a global rating scale // International Journal of Medical Education. 2010. Vol. 1. P. 37—41. doi: 10.5116/ijme.4bf1.c3c1
  23. Schoeb D. S., Brennecke E., Andert A. et al. Assessment of a course of realistic surgical training during medical education as a tool for pre-residential surgical training // BMC Med. Educ. 2016. Vol. 16. P. 45. doi: 10.1186/s12909-016-0568-6
  24. Fahim C., Wagner N., Nousiainen M. T., Sonnadara R. Assessment of technical skills competence in the operating room: a systematic and scoping review // Acad. Med. 2018. Vol. 93, N 5. P. 794—808. doi: 10.1097/ACM.0000000000001902
  25. Mitchell E. L., Arora S., Moneta G. L. et al. A systematic review of assessment of skill acquisition and operative competency in vascular surgical training // J. Vasc. Surg. 2014. Vol. 59, N 5. P. 1440—1455. doi: 10.1016/j.jvs.2014.02.018
  26. Dawe S. R., Windsor J. A., Broeders J. A. et al. A systematic review of surgical skills transfer after simulation-based training: laparoscopic cholecystectomy and endoscopy // Ann. Surg. 2014. Vol. 259, N 2. P. 236—248. doi: 10.1097/SLA.0000000000000245
  27. Vassiliou M. C., Feldman L. S., Andrew C. G. et al. A global assessment tool for evaluation of intraoperative laparoscopic skills // Am. J. Surg. 2005. Vol. 190, N 1. P. 107—113. doi: 10.1016/j.amjsurg.2005.04.004
  28. Crochet P., Agostini A., Knight S. et al. The performance gap for residents in transfer of intracorporeal suturing skills from box trainer to operating room // J. Surg. Educ. 2017. Vol. 74, N 6. P. 1019—1027. doi: 10.1016/j.jsurg.2017.05.013

Статистика

Просмотры

Аннотация - 2

PDF (Russian) - 1

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 1970

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах