ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

  • Авторы: Гурцкой Л.Д.1,2, Начкебия М.С.3, Тонконог В.В.4
  • Учреждения:
    1. ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва
    2. ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, 344022, г. Ростов-на-Дону
    3. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 308015, г. Белгород
    4. ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», 353918, г. Новороссийск
  • Выпуск: Том 31, № 3 (2023)
  • Страницы: 453-459
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1820
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-3-453-459
  • Цитировать

Аннотация


Представлен обзор зарубежных публикаций, отражающих использование цифровых технологий в медицинском профессиональном образовании. Рассмотрены наиболее распространенные педагогические инновации: цифровые учебные пособия и мультимедиа, имитационное моделирование, виртуальная среда обучения и дополненная реальность, облачные технологии, геймификация и искусственный интеллект. Отмечено, что применение цифровых технологий видится константой профессионального образования будущего. Однако имеющаяся в настоящее время практика оцифровки образовательного процесса подготовки медицинских кадров неоднозначна и требует внимательного изучения и постоянного мониторинга с целью определения основных преимуществ цифровых технологий, методик, дидактических практик и иных элементов, обеспечивающих качество и эффективность учебного процесса.

Об авторах

Л. Д. Гурцкой

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва;ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, 344022, г. Ростов-на-Дону

М. С. Начкебия

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 308015, г. Белгород

В. В. Тонконог

ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», 353918, г. Новороссийск

Список литературы

  1. Tudor Car L., Soong A., Kyaw B. M., Chua K. L., Low-Beer N., Majeed A. Health professions digital education on clinical practice guidelines: a systematic review by Digital Health Education collaboration. BMC Med. 2019 Jul 18;17(1):139. doi: 10.1186/s12916-019-1370-1
  2. Innovative Medical Education in the Digital Era. Available at: https://www.unica-network.eu/wp-content/uploads/2022/01/eBook-Innovative-Medical-Education.pdf (accessed 12.02.2023).
  3. Innovative Lecturer — Innovative Student: Ideology of new Education at Concordia University. Available at: https://resilienteducator.com/classroom-resources/educational-innovations-roundup/ (accessed 14.01.2023).
  4. Han E. R., Yeo S., Kim M. J., Lee Y. H., Park K. H., Roh H. Medical education trends for future physicians in the era of advanced technology and artificial intelligence: an integrative review. BMC Med. Educ. 2019 Dec 11;19(1):460. doi: 10.1186/s12909-019-1891-5
  5. NMC Horizon Report (2017). Higher education edition. Available at: http://www.nmc.org (accessed 14.01.2023).
  6. Bullard M. J., Fox S. M., Wares C. M., Heffner A. C., Stephens C., Rossi L. Simulation-based interdisciplinary education improves intern attitudes and outlook toward colleagues in other disciplines. BMC Med. Educ. 2019 Jul 24;19(1):276. doi: 10.1186/s12909-019-1700-1
  7. Lateef F. Simulation-based learning: just like the real thing. J. Emerg. Trauma Shock. 2010 Oct;3(4):348—52. doi: 10.4103/0974-2700.70743
  8. Vallée A., Blacher J., Cariou A., Sorbets E. Blended learning compared to traditional learning in medical education: systematic review and meta-analysis. J. Med. Internet Res. 2020;22(8):e16504.
  9. Dominguez M., Di Capua D., Leydon G., Loomis C., Longbrake E. E., Schaefer S. M., Becker K. P., Detyniecki K., Gottschalk C., Salardini A., Encandela J. A., Moeller J. J. A neurology clerkship curriculum using video-based lectures and just-in-time teaching (JiTT). MedEdPORTAL. 2018 Mar 16;14:10691. doi: 10.15766/mep_2374-8265.10691
  10. Liu Y., Zhang Y., Zhang L., Bai H., Wang G., Guo L. The impact of SimMan on resident training in emergency skills. Medicine (Baltimore). 2019;98(2):e13930.
  11. Latif M. Z., Hussain I., Saeed R., Qureshi M. A., Maqsood U. Use of smart phones and social media in medical education: trends, advantages, challenges and barriers. Acta Informat. Med. 2019;27(2):133—8.
  12. Hussain F. N., Wilby K. J. A systematic review of audience response systems in pharmacy education. Curr. Pharm. Teach. Learn. 2019;11(11):1196—204. doi: 10.1016/j.cptl.2019.07.004
  13. Atlantis Ε., Cheema B. S. Effect of audience response system technology on learning outcomes in health students and professionals: an updated systematic review. Int. J. Evid. Based Healthc. 2015;13(1):3—8.
  14. McCoy C. E., Sayegh J., Alrabah R., Yarris L. M. Telesimulation: an innovative tool for health professions education. AEM Educ. Train. 2017;1(2):132—6.
  15. Swamy M., Sawdon M., Chaytor A., Cox D., Barbaro-Brown J., McLachlan J. A study to investigate the effect of SimMan® as an adjunct in teaching preclinical skills to medical students. BMC Med. Educ. 2014 Nov 19;14:231.
  16. Verma A., Bhatt H., Booton P., Kneebone R. The Ventriloscope® as an innovative tool for assessing clinical examination skills: appraisal of a novel method of simulating auscultatory findings. Med. Teacher. 2011;33(7):e388—96.
  17. McWilliams L. A., Malecha A. Comparing intravenous insertion instructional methods with haptic simulators. Nurs. Res. Pract. 2017;2017:4685157. doi: 10.1155/2017/4685157
  18. Estevez M. E., Lindgren K. A., Bergethon P. R. A novel three-dimensional tool for teaching human neuroanatomy. Anat. Sci. Educ. 2010;3(6):309—17.
  19. Sekiguchi H., Bhagra A., Gajic O., Kashani K. B. A general Critical Care Ultrasonography workshop: results of a novel Web-based learning program combined with simulation-based hands-on training. J. Crit. Care. 2013;28(2):217.e7—12.
  20. Qayumi K., Pachev G., Zheng B., Ziv A., Koval V., Badiei S., Cheng A. Status of simulation in health care education: an international survey. Adv. Med. Educ. Pract. 2014 Nov 28;5:457—67.
  21. Okuda Y., Bryson E. O., DeMaria S. Jr., Jacobson L., Quinones J., Shen B., Levine A. I. The utility of simulation in medical education: what is the evidence? Mount Sinai J. Med. 2009;76(4):330—43.
  22. Sørensen J. L., Østergaard D., LeBlanc V., Ottesen B., Konge L., Dieckmann P., Van der Vleuten C. Design of simulation-based medical education and advantages and disadvantages of in situ simulation versus off-site simulation. BMC Med. Educ. 2017;17(1):20.
  23. Riva G., Wiederhold B. K., Mantovani F. Neuroscience of virtual reality: from virtual exposure to embodied medicine. Cyberpsychol. Behav. Soc Netw. 2019;22(1):82—96.
  24. Lövquist E., Shorten G., Aboulafia A. Virtual reality-based medical training and assessment: the multidisciplinary relationship between clinicians, educators and developers. Med. Teach. 2012;34(1):59—64.
  25. Darras K. E., Spouge R., Hatala R., Nicolaou S., Hu J., Worthington A., Krebs C., Forster B. B. Integrated virtual and cadaveric dissection laboratories enhance first year medical students’ anatomy experience: a pilot study. BMC Med. Educ. 2019 Oct 7;19(1):366.
  26. Kim Y., Kim H., Kim Y. O. Virtual reality and augmented reality in plastic surgery: a review. Arch Plast Surg. 2017 May;44(3):179—87. doi: 10.5999/aps.2017.44.3.179
  27. Khor W. S., Baker B., Amin K., Chan A., Patel K., Wong J. Augmented and virtual reality in surgery — the digital surgical environment: applications, limitations and legal pitfalls. Ann. Translat. Med. 2016;4(23):454.
  28. Liu W.-L., Zhang K., Locatis C., Ackerman M. Cloud and traditional videoconferencing technology for telemedicine and distance learning. Telemed. J. e-Health. 2015;21(5):422—6.
  29. Hamari J., Koivisto J., Sarsa H. Does gamification work? A literature review of empirical studies on gamification. 47th Hawaii International Conference on System Sciences. Finland: IEEE; 2014. P. 3025—34.
  30. Davenport T., Kalakota R. The potential for artificial intelligence in healthcare. Future Healthc. J. 2019;6(2):94—8.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах