The sociological aspects of scientific pedagogic activities of medical university lecturer

Abstract


The research activity of Medical University lecturers is related to pedagogical and medical activities. Nowadays, more attention is paid namely to scientific component in activities of the faculty. The article presents the results of the survey of the faculty of the Medical University concerning various aspects of their scientific activities. It is established that the younger generation of Medical University lecturers lose interest to scientific activities due to material and moral incentives lacking. Yet another reason of low activity of lecturers according their opinion is poor knowledge of foreign languages.

Full Text

Введение Для российской высшей школы характерна тесная взаимосвязь научной и учебной деятельности, но в последнее время акценты смещаются в сторону исследовательской составляющей. Очевидно, что научная деятельность должна использоваться в педагогической и наоборот: «Во-первых, преподаватель использует науку как методическую опору в своей учебной деятельности; во-вторых, он ее создает в ходе исследовательской работы; в-третьих, он ее трансформирует через призму собственных результатов и позиций» [1]. Научные изыскания входят в список приоритетов деятельности университетов любого профиля, и медицинские не являются среди них исключением. «Исследовательская работа является приоритетным направлением деятельности университетов, так как она тесно связана с развитием экономики и общества в целом. Система планирования научно-исследовательской деятельности является обязательной, план издания научных работ составляется ежегодно, что доказывает необходимость включения в научную деятельность всего преподавательского состава» [2]. В то время как применительно к преподавателям классических университетов данная тематика изучается, в отношении медицинских вузов проблема исследована крайне мало. В связи с этим анализ причин, побуждающих вести научно-исследовательскую работу в сочетании с педагогической либо препятствующих этому, представляет определенный научный интерес. Его важность заключается в обосновании необходимости мониторинга условий, качества и результативности научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) медицинских университетов с целью последующей разработки стратегии и тактики по ее улучшению. Цель исследования - изучить некоторые аспекты научно-педагогической деятельности ППС образовательной организации высшего медицинского образования на примере Ставропольского государственного медицинского университета. Материалы и методы На основе оригинальной валидизированной анкеты был проведен опрос ППС Ставропольского государственного медицинского университета (СтГМУ). Анкеты были направлены всем сотрудникам, занимающимся научно-педагогической деятельностью. Списочный состав постоянного ППС включал 552 человека, вернулись заполненные анкеты от 351, отклик составил 64%. Опросник содержал вопросы, касающиеся всех аспектов работы преподавателя медицинского университета, от условий работы и взаимоотношений с коллегами до карьерных перспектив и причин, обусловивших выбор данного университета в качестве места работы. В настоящей статье сделан акцент на научной составляющей деятельности ППС медицинского университета. Математическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартного пакета прикладных программ SPSS 21.0 for Windows. Качественные переменные описывали абсолютными и относительными (в %) частотами, для количественных переменных определяли среднее арифметическое и стандартное отклонение (М±SD). При сравнении двух групп по качественным признакам использовали критерий χ2. Сравнение двух связанных между собой групп по количественным признакам осуществляли с использованием теста согласованных пар Вилкоксона. Сравнение двух несвязанных между собой групп по количественным признакам осуществляли непараметрическим методом с помощью U-критерия Манна-Уитни. Для всех видов анализа статистически значимыми считали различия при р<0,05. Различия между группами, различавшимся по возрасту, приведены только в случаях, когда они являлись статистически значимыми. Результаты исследования Возрастной состав респондентов был следующим: 20-30 лет (12%), 30-40 (18%), 40-50 (20%), старше 50 лет (26%). При этом лишь 29% ППС не учились в данном университете, 32% работают в нем со времени окончания обучения. Респонденты состояли в следующих должностях: заведующие кафедрами (3%), профессора кафедр (4%), доценты (22%), ассистенты (40%), старшие преподаватели (25%). Стаж преподавательской работы более 20 лет имели 17% опрошенных, 10-20 лет - 17%, 5-10 лет - 10%, мене 5 лет - 56%. Половина респондентов состоят в браке, 17% - холосты, 21% - разведены, 9% - вдовы/вдовцы. В группе 20-30-летних в браке состояли 34%, были разведены 28,3%, в группе 50 лет и старше - 67,7 и 15,1% соответственно. У 10% преподавателей дети учатся в университете, у 5% учились в университете ранее. Причем у 11,3% респондентов в группе 50 лет и старше преподавателями в данном университете работают их дети. ps202103.4htm00109.jpg Подавляющее большинство преподавателей удовлетворены имеющимися возможностями повышения педагогической (96%) и научной (93%) квалификации (рис. 1). При этом преподаватели в возрасте 20-30 лет более оптимистичны в отношении наличия таких возможностей (оценку отлично дали 25,5%, неудовлетворительно - 3,6%) по сравнению с преподавателями старшего возраста (оценку отлично дали 16,7-18,5%, неудовлетворительно - 6,5-7,2% в группах 30-40 лет, 40-50 лет и 50 лет и старше). ps202103.4htm00111.jpg Не удовлетворены своей научной деятельностью 2% респондентов (рис. 2). Результатом такой оценки, на наш взгляд, стала реализация руководством университета мер по расширению возможностей занятия научной деятельностью, к которым относятся создание малых инновационных предприятий, научно-исследовательских лабораторий персонализированной и регенеративной медицины, 3D-лабораторий, лабораторий совместного пользования с ведущими вузами и НИИ региона. Кроме того, внедрение системы внутривузовских грантов и грантов программы «Умник» позволило молодым исследователям получить финансовую поддержку для научных изысканий. Не удовлетворены своей лечебной деятельностью 3% опрошенных из числа ППС. Высокий уровень удовлетворенности, по нашему мнению, определяется наличием четырех собственных университетских клиник (стоматологической, микрохирургии глаза, пограничных состояний, эндоскопической и малоинвазивной хирургии) и тем, что большинство из ППС работают на ведущих должностях в системе практического здравоохранения региона и успешно реализуются как врачи. Большинство (77%) респондентов считают хорошими и отличными возможности для профессионального роста, еще 32% ими удовлетворены. Лишь 3% преподавателей недовольны своим профессиональным ростом. За последние годы в университете созданы новые кафедры, лаборатории, в 3,5 раза увеличился контингент иностранных студентов. Все это создает возможности карьерного роста для сотрудников вуза. В последние годы представители ППС дискутируют по вопросам внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Данные стандарты во многом определяют объем и качество работы преподавателя, но их частая смена приводит к избыточной нагрузке на преподавателей, что отражено в их ответах о наиболее приемлемых сроках смены ФГОС. Значительный процент (47%) респондентов считают, что их смена целесообразна раз в 5 лет, а 36% склоняются к более редкой смене стандартов - раз в 6-10 лет. Частота смены ФГОС один раз в 2-3 года устраивает только 16% ППС. При этом чем старше по возрасту преподаватели, тем реже они желали бы смены ФГОС: смены ФГОС раз в 6-10 лет желали бы 25,9; 38,1; 31,2; 43,8% соответственно в группах 20-30 лет, 30-40, 40-50, 50 лет и старше. Частая смена ФГОС в основном получила негативные оценки (в сумме 80%). Имеется существенная разница в ответах преподавателей групп 20-30 лет и 50 лет и старше. На наш взгляд, негативное отношение ППС к частой смене ФГОС вызвано постоянной необходимостью изменений образовательных программ, получения на них положительных внешних рецензий, изменения методического материала, что занимает большое количество времени и сил, отрывая ППС от собственно научно-педагогической работы. Наиболее привлекательными факторами в работе преподавателей, по мнению ППС, являются следующие: достойная зарплата (88%), возможность подрабатывать (83,7%), нежесткий график (82,3%), большой отпуск (73,7%), высокая самостоятельность (73,1%), престиж (70,3%), возможности профессионального роста (60%), общение с молодежью (52,6%), интересная творческая работа (49,7%). При этом наименее привлекательна работа преподавателя для педагогов в возрасте 20-30 лет (34,5%) по сравнению с коллегами: 30-40 лет - 19%, 40-50 лет - 20,4%, 50 лет и старше - 6,2%. Интересной творческой работой свою деятельность считают 36,4% респондентов 20-30 лет, 49,5% 40-50-летних и 68% из группы 50 лет и старше. Как установлено по результатам анкетирования, медицинские университеты имеют привлекательные для ППС характеристики. В результате выполнения дорожной карты в соответствии с майскими указами президента зарплата персонала значительно выросла. При этом гибкий график работы ППС позволяет им подрабатывать в университете и вне его. Наименее привлекательна работа в вузе для молодых преподавателей. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что в силу отсутствия ученой степени в период написания диссертационной работы, звания и должности их заработная плата отстает от таковой у их старших коллег. Данный факт требует принятия дополнительных мер поддержки молодых преподавателей для сохранения их в вузе. В течение 2 лет, предшествующих опросу, 31% респондентов занимались научными проектами в вузе, 49% опубликовали научные статьи и монографии, 17% получили патенты на изобретения, 21% вообще не занимались научной работой. Причинами, препятствующими занятиям научной деятельностью, преподаватели назвали в порядке убывания значимости следующие: «плохо оплачивается», «нет средств» (по 35%), «нет денег на поездки» (30%), «отсутствие времени и ресурсной базы» (по 28%), «отсутствие интереса» (22%), «проблемы со здоровьем и возраст» (20%) и др. Ответ «не интересна научная деятельность» дали 40% преподавателей в возрасте 20-30 лет, такой же ответ дали лишь 22,9% преподавателей 30-40 лет, 24,7% в возрасте 40-50 лет и 8,2% в возрасте 50 лет и старше. Публикации в общероссийских журналах имели 45% респондентов; на вузовских конференциях выступали 31%; 12% имели патенты на изобретения, а 16% преподавали на подготовительных курсах. Из-за отсутствия современных публикаций по данной тематике нет возможности сравнить показатели научной деятельности ППС различных медицинских университетов, кроме общепринятых научно-метрических показателей, исключающих учет мнения ППС. Однако высокий процент ответов, указывающих на существование демотивирующих обстоятельств материального свойства для занятий наукой, может свидетельствовать о недостаточной финансовой поддержке вузовской науки. Помимо основной работы, 34% ППС нигде не подрабатывают, однако 28,3% занимаются репетиторством, 20,9% - частными услугами, не связанными с преподаванием, 11,4% совмещают работу в госучреждениях, 10,3% занимаются предпринимательством, а 9,4% работают в негосударственных организациях. В СтГМУ ППС предоставлены различные возможности, от оплачиваемых стажировок до получения научных грантов (рис. 3). Наиболее часто ППС пользуются возможностью опубликовать свои научные труды, причем если респонденты из группы 20-30 лет пользовались ею в 77,4% случаев, то в группе 50 лет и старше - только 59,2%. Ответы респондентов подтверждают высокую доступность для ППС материальных и технологических ресурсов для активизации научно-педагогической деятельности. Однако даже при этих обстоятельствах часть ППС проявляет инертность, что обусловливает необходимость поиска руководством медицинского университета мотивирующих факторов и их применения. Свое владение иностранным языком оценили как очень плохое 9% респондентов, как плохое - 22%, удовлетворительное - 33%, хорошее - 11%, отличное - 8%, а 17% игнорировали данный вопрос. Стоит отметить, что 30% респондентов отметили свое очень плохое знание иностранного языка, в то время как в группе 50 лет и старше данный ответ выбрали лишь 2,2% ППС. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения необходимость владения иностранным языком как минимум на уровне upper intermediate, для того чтобы активно заниматься научной деятельностью. В то же время наличие группы ППС, в той или иной степени владеющей иностранным языком (51%), позволяет обеспечить в вузе использование языка-посредника для подготовки иностранных обучающихся. Заключение В целом ППС удовлетворен имеющимися возможностями повышения педагогической (96%) и научной (93%) квалификации. По мнению респондентов, ФГОС целесообразно обновлять не чаще одного раза в 5 лет, так как, по мнению 80% ППС, их частая смена негативно влияет на учебную деятельность. Несмотря на наличие привлекательных факторов в работе ППС (достойная зарплата, гибкий график, большой отпуск, общение с молодежью), данная работа становится менее привлекательной для молодого поколения преподавателей медицинских университетов по сравнению с их старшими коллегами. Доля ППС, занимающегося научной работой в медицинском университете, не является достаточной. Так, 21% респондентов вообще не занимались научной работой на протяжении 2 лет, предшествовавших исследованию. Среди причин, препятствующих занятиям научной деятельностью, по мнению респондентов, ведущими являются «плохо оплачивается», «отсутствие времени и ресурсной базы», «отсутствие интереса». При этом менее всего интересна научная деятельность ППС молодого возраста по сравнению с их старшими коллегами. Значительная часть (66%) ППС подрабатывают: 28,3% занимаются репетиторством, 20,9% - частными услугами, не связанными с преподаванием, 11,4% совмещают работу в госучреждениях, 10,3% занимаются предпринимательством, а 9,4% работают в негосударственных организациях. Наиболее распространенной формой поддержки медицинским университетом научной деятельности ППС является возможность бесплатной публикации трудов, которой воспользовались 77,4% респондентов. Одним из препятствий активной научной деятельности ППС 31% респондентов назвали свое «плохое» и «очень плохое» знание иностранного языка. Общей рекомендацией на основе проведенного исследования является необходимость разработки стратегии развития научно-исследовательской деятельности ППС с уделением особого внимания моральной и материальной мотивации молодых преподавателей. В основу разработки конкретных мер стимулирования научной деятельности ППС медицинских университетов следует положить результаты мониторинга влияющих на нее факторов, увязав их, по возможности, с состоянием здоровья ППС. Исследование не имело спонсорской поддержки. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

S. M. Koichueva

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Stavropol State Medical University” of Minzdrav of Russia

Email: koichueva26@mail.ru

References

  1. Макарова Л. Н. Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2010;(5):101-10.
  2. Серяпина Ю. С. Научная деятельность как необходимый аспект работы преподавателя в современном университете Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019;11(4):59-67.
  3. Артюхов И. П., Горбач Н. А., Лисняк М. А. Сохранение здоровья профессорско-преподавательского состава вузов. Социология медицины. 2017;16 (1):28-31.
  4. Решетников А. В., Присяжная Н. В., Решетников В. А., Литвинова Т. М. Восприятие ценности здоровья и здорового образа жизни профессорско-преподавательским составом медицинских вузов. Социология медицины. 2017;16(2):82-90.
  5. Амлаев К. Р., Курбатов А. В. Современное состояние проблемы неравенства в здоровье. Профилактическая медицина. 2012;15(1):10-5.

Statistics

Views

Abstract - 74

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies