The Russian pharmaceutical market: the main trends of development and pricing in modern conditions

Abstract


The National Russian pharmaceutical market is exposed to strong impact of external environment therefore its transformation is inevitable. Yet, development of market is strategically important for Russia that requires permanent monitoring and timely development of normative documents and target programs focused on supporting of population social guarantees. The global digitization of all industries, including pharmaceutical revealed urgent necessity in shifting accents to area of internet-marketing and internet-trade while elaborating rules of realization of sales of medications. The economical and political actualities of further advancing of concept of import substitution, development of mechanisms of state support of all agents of pharmaceutic market and also strategy of pricing considering transition of trade process to digital rails.

Full Text

Введение Российский фармацевтический рынок, как и вся государственная и мировая экономическая система, за последнее десятилетие претерпел существенные изменения. Ключевые трансформации коснулись в основном 2019-2020 гг. и продолжаются до настоящего времени. Именно в этот период отмечено смещение потребительского спроса: более востребованными оказались дорогие лекарственные препараты (ЛП) и увеличение доли государственного сегмента вследствие в том числе дополнительного вложения денежных средств в закупку лекарственных препаратов по национальным проектам [1]. Согласно ст. 7 Конституции [2], Российская Федерация признана социальным государством, политика которого нацелена на обеспечение условий для создания достойной жизни и свободного развития человека. Данная статья также провозглашает обязанность государства охранять труд и здоровье людей, оказывать поддержку гражданам, в том числе через выплату пособий и предоставление гарантий социальной защиты. Не допускается расовая и иные формы дискриминации. В связи с этим разработан комплекс документов, включающий Федеральные законы, постановления Правительства, иные документы, обеспечивающие права граждан, закрепленные в Конституции РФ, например [2]: -порядок лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета закреплен в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и постановлении Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 № 1416 «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и/или тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и(или) тканей», «Правилами ведения федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и(или) тканей») от 26.11.2018 (ред. от 27.03.2020); -регламент лекарственного обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определен постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; -особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий, регламентированы Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 22.12.2020). С целью усиления социальной ответственности государства и оптимизации системы лекарственного обеспечения принят Федеральный закон от 13.07.2020 № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания» [2], в соответствии с которым с 1 января 2021 г. расширяются государственные гарантии граждан, которые имеют право на получение определенного спектра социальных услуг. Стоит отметить, что фармацевтический рынок разделен на два сегмента: государственный и коммерческий, вопросы ценообразования на которых регулируются как государством (по отдельным категориям лекарств), так и правилами свободной конкуренции. Однако пандемия 2020 г. во многом изменила подходы к организации функционирования рынка и к вопросам ценообразования, что вызывает необходимость проведения дополнительных исследований. Объектом исследования настоящей работы является отечественный фармацевтический рынок, тенденции его развития, вопросы ценообразования в новых условиях. Цель данной работы состоит в определении проблемного поля, ключевых трендов трансформации фармацевтического рынка и перспектив его развития с учетом современных реалий. Фармацевтический рынок представляет собой один из важнейших сегментов народного хозяйства, который одновременно подвержен влиянию как отечественной, так и мировой экономики. В значительной степени он находится под воздействием государства, протекционная политика которого обеспечивает рост государственного сектора. Регулирование фармацевтического рынка осуществляется посредством издания и реализации нормативно-правовых актов, наиболее весомые из которых следующие [2]: -Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»; -Федеральный закон от 26.11.2018 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями на 30 апреля 2021 г.); -Федеральный закон от 13.07.2020 № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания»; -Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья»; -Указ Президента РФ от 17.03.2020 № 187 «О розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения»; -постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 697 (ред. от 11.07.2020) «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом»; -постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (с изменениями и дополнениями от 14.02.2020). Материалы и методы При проведении исследования изучены научные труды в направлении затрагиваемой проблематики, статистические и аналитические материалы, нормативно-правовые документы, обобщен отечественный опыт. Применялись аналитический и экспертный методы. Результаты исследования Согласно данным Национального рейтингового агентства, с 2018 г. очевидна устойчивая тенденция роста объема глобального фармацевтического рынка, которая, по прогнозным данным, сохранится до 2025 г. включительно. При этом, в соответствии с прогнозом [3], с 2022 г. темпы роста рынка замедляются: если в 2022 г. он составит 5,4%, то уже к 2025 г. снизится до 4,5%. По мнению аналитиков [3], с которым трудно не согласиться, ключевыми факторами-катализаторами роста емкости фармацевтического рынка сегодня являются увеличение численности населения, активно внедряемая концепция здорового образа жизни, а также повышение продолжительности жизни населения в мире. В глобальном масштабе можно смело предположить дальнейший перманентный рост объемов продаж, особенно в сегменте биологически активных добавок. Вместе с тем Россия, в отличие от мировых тенденций, показывает сегодня не совсем радужные результаты. Отмечен отрицательный прирост рождаемости населения (-48,7 тыс. человек), сократилась продолжительность жизни (в 2019 г. - 63,7 года, в то время как в 2020 г. - уже 58,9 года) на фоне роста количества умерших: в 2019 г. их было 2124,5 тыс. (+323,8 тыс.). Общая численность россиян в 2020 г. сократилась до 145,9 млн (прежние значения составили 146,7 млн). Опираясь на аналитические данные, можно сделать вывод, что влияние пандемии и сопутствующих заболеваний на столь отрицательные показатели составило около 32% [3]. Результаты исследований позволили установить, что, к сожалению, в настоящий момент доля российского фармацевтического рынка в глобальном рынке сравнительно невелика, ее значения находятся в пределах 2-2,5%. Это говорит о сильной зависимости отечественного рынка от экспортеров и от влияния внешней среды, которая, как показывает практика, в последнее время очень нестабильна [4]. Тем не менее, согласно статистическим данным, наша страна входит в десятку крупнейших фармацевтических рынков, хотя, если ориентироваться на показатель «расчет продаж на душу населения», на конец 2020 г. мы всего лишь замыкаем тридцатку мировых лидеров. В качестве положительного момента хотелось бы отметить увеличение емкости отечественного фармацевтического рынка. Достижение такого результата стало возможным благодаря росту государственных инвестиций в развитие здравоохранения, дополнительного финансирования национальных проектов. Например, максимальный рост закупок лекарственных препаратов в 2020 г. присходил за счет реализации программы «Борьба с онкологическими заболеваниями» и федерального проекта по кардиозаболеваниям [5]. ps202202.4htm00005.jpg Определим ключевые тенденции развития отечественного рынка лекарственных препаратов более детально. Во-первых, отмечена устойчивая положительная динамика рынка с 1640 млрд руб. в 2017 г. до рекордных значений 2020 г. - 2040 млрд руб. (темп прироста за этот период составил 24,4%). При этом в 2019 г. наблюдался значительной рост объемов продаж (в денежном выражении): вместо прогнозируемых ранее 5-6% он составил 9,8%. Наглядно динамика емкости российского фармацевтического рынка проиллюстрирована на рис. 1. ps202202.4htm00007.jpg К сожалению, увеличение произошло исключительно за счет роста цен, в то время как количество упаковок (рис. 2) сократилось. Более детальные исследования показывают что, с 18,3 до 16,9% снизилась доля госпитальных закупок и льготного государственного обеспечения, но при этом отмечен рост с 81,7 до 83,1% доли лекарственных препаратов в коммерческом секторе. Общее уменьшение в 2020 г. по сравнению с 2019 г. составило 248 млн упаковок (темп роста - 96%). Во-вторых, интересной представляется статистика продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных препаратов (в натуральном выражении), представленная на рис. 3. Соотношение продаж составляет примерно 65% к 35% (продажи без рецепта к продажам по рецептам), причем в 2020 г. количество проданных безрецептурных лекарственных средств незначительно, но сократилось, в то время как объемы рецептурных препаратов возросли. На основании полученных результатов можно констатировать рост личной ответственности граждан, в связи с чем очевидно их стремление проходить лечение под руководством грамотного специалиста, имеющего профильное медицинское образование. По нашему мнению, это произошло в первую очередь из-за общего панического настроя населения, вызванного страхом перед неизвестностью (стремительное распространение коронавирусной инфекции COVID-19). Тем не менее, несмотря на страх и панику, доля продаж препаратов, не требующих рецептов (и консультации врача), остается стабильно высокой и находится в пределах 64-65%. В качестве одной из ключевых тенденций 2020 г. в аптечном бизнесе стоит отметить устойчивую заинтересованность в лекарственных средствах, ориентированных на укрепление иммунной системы [5]. Это можно объяснить пропагандой здорового образа жизни, но в большей степени, как представляется авторам, опасениями, что организм может не справиться с нависшей над человечеством коронавирусной угрозой. В-третьих, результаты оценки российского коммерческого сектора рынка лекарственных препаратов позволили констатировать факт продолжения реализации концепции импортозамещения, нацеленной на укрепление и дальнейшее эффективное развитие системы отечественного здравоохранения. Хотя и здесь есть определенные подводные камни: если оценивать рынок через стоимость лекарств, то в 2020 г. по сравнению с предыдущим очевиден выигрыш российских препаратов. Вместе с тем анализ в разрезе натуральных показателей наглядно показывает менее значимый темп снижения у импортных лекарственных препаратов, находящийся на отметке -1,8%, в то время как отечественные препараты проигрывают: темп снижения объемов продаж в упаковках составил -2,6%. Этому есть вполне корректное объяснение: «ковидная паника», во время которой значительная часть населения принялась активно скупать препараты, ориентированные на моделирование и укрепление иммунитета, борьбу с вирусами, что в итоге явилось детерминантой трансформации структуры продаж. Так, увеличилось количество реализованных дорогостоящих препаратов: Арбидол» (+353,9% в стоимостном выражении и +257,4% в натуральном) и «Ингавирин» (+110,9% и +63% соответственно) на фоне снижения традиционных продаж в низком ценовом сегменте [5]. Также стоит обратить внимание на следующие интересные, по мнению авторов, факты. С одной стороны, средневзвешенная цена российских лекарств с 2012 г. возросла по сравнению с иностранными чуть более чем в 2 раза (+19,6% и +8,2% соответственно). Но даже в этом случае отечественные препараты все еще выигрывают в ценовой конкуренции: в среднем их цена почти в 2 раза ниже, чем импортных. С другой стороны, структура рынка по критерию «отечественный/иностранный производитель» практически одинакова. В качестве еще одного тренда развития фармацевтического рынка можно выделить обязательную с июля 2021 г. маркировку лекарств, что делает рынок прозрачным, ориентированным на защиту прав конечного потребителя (внесены соответствующие поправки в ФЗ № 61-ФЗ, действуют с 1 июля 2020 г.). ps202202.4htm00009.jpg В дополнение к изложенному выше считаем необходимым подчеркнуть, что исследование реальной среднемесячной начисленной заработной платы россиян в разрезе субъектов РФ выявило устойчивую тенденцию к ее сокращению (табл. 1). Таким образом, очевидная необходимость в приобретении дорогостоящих лекарств вынуждает население снижать другие свои потребности, в том числе в сфере здравоохранения. Сложившаяся ситуация негативно отражается на индексе потребительской уверенности [6], требует разработки мер государственной поддержки и более детального изучения практики формирования цен в данной области. ps202202.4htm00011.jpg Исследования показывают, что ценообразование в сфере фармацевтического рынка многоаспектное. В отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) предельные размеры оптовых и розничных надбавок к ценам производителей, по которым они отпускают товар в продажу, устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Это означает, что аптеки при определении отпускной цены для таких препаратов должны руководствоваться соответствующими нормативными документами. Например, приказ устанавливает предельные размеры надбавок для отдельного региона (табл. 2) [7]. Установлено, что ценовую политику по другим товарам аптеки могут разрабатывать самостоятельно, ориентируясь на конкурентную среду, маркетинговые исследования. Обсуждение Учитывая непростую эпидемигическую обстановку, а также сложную экономическую ситуацию, сформированную под влиянием колебаний внешней среды (нестабильный курс отечественной валюты, ежегодные санкции, выдвигаемые против нашего государства мировым сообществом), государство постоянно оказывает социальную помощь своим гражданам, в том числе в сфере здравоохранения. На основании результатов аналитических исследований, изучения нормативных документов и специализированных сайтов выявлено: -ежегодное увеличение норматива финансовых затрат из расчета в месяц на одного гражданина: социальная помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов [8]; -упразднение перечня обеспечения необходимыми лекарственными средствами и специальных комиссий в медицинских организациях, которые занимались его формированием [9]; -введение в действие с 2021 г. единого регистра пациентов, которые имеют льготное право на получение лекарственных препаратов (Федеральный закон от 13.07.2020 № 206-ФЗ); федеральные и региональные льготники будут обеспечиваться бесплатными лекарствами в объеме не меньшем, чем это предусмотрено списком ЖНВЛП, пересмотр которого планируется не реже одного раза в 12 мес, а процедура внесения изменений в список ускоряется (Распоряжение Правительства от 23.11.2020 № 3073 «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р» [2]); -создание федерального Центра по планированию и организации лекарственного обеспечения граждан, его ключевые функции: организация и проведение закупок препаратов в рамках федеральных программ, прогнозирование потребности региональных систем здравоохранения, ведение мониторинга закупок лекарственных препаратов [10]. Таким образом, очевидно постоянное обновление нормативной базы и расширение социальных гарантий с целью обеспечения максимально эффективной работы системы здравоохранения в РФ. С целью выявления современных трендов ценообразования в сфере продаж лекарственных препаратов проведены авторские исследования: устный опрос аптечных провизоров и собственные наблюдения. В качестве объекта принят фармацевтический рынок отдельного населенного пункта, респондентами выбраны провизоры со стажем работы в отрасли более 12 лет. Опрос показал, что в настоящее время существует практика установления максимальной надбавки на дешевые (по отпускной цене) препараты и минимальной - на дорогие. Размер надбавки аптека устанавливает самостоятельно (за исключением списка ЖНВЛП) на основании результатов маркетинговых исследований рынка, а также принимая во внимание конкурентную среду и реализуя собственную ценовую стратегию. Поэтому на один и тот же БАД в рамках одного города, но в разных районах, наценка может варьировать от 45 до 100% и выше. Также установлено, что аптеки, находящиеся в одном районе населенного пункта, стараются делать примерно одинаковые наценки, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе. В качестве отдельного современного направления организации аптечного бизнеса отмечена тенденция производства собственной торговой марки, когда заказчик (например, аптечная сеть) напрямую обращается к заводу-изготовителю с коммерческим предложением о производстве товара с отметкой на упаковке «для аптечной сети К*». Заказчик сам занимается стимулированием продаж, поэтому в стоимость закладываются вознаграждение работников, реализующих товар, расходы на рекламу, продвижение. На такие товары наценка может быть очень высокой (по мере востребованности рынком, но при условии соблюдения ценовых ограничений на ЖНВЛП), и их продажа, соответственно, выгоднее, чем торговля лекарственными препаратами. К ним, как правило, относят парафармацевтическую продукцию (специализированное белье для беременных, кормящих женщин, средства гигиены для новорожденных и их матерей, товары для перевязки и фиксации, для пропаганды здорового образа жизни). Хотелось бы отметить и активное использование маркетинговой стратегии «цена на наводящий товар», при которой практикой определяется ряд лекарственных препаратов, которые пользуются у потребителей повышенным спросом. Это так называемые топовые, наводящие или маркерные товары, причем в каждом населенном пункте и даже в одном районе они могут быть разными в зависимости от множества причин. Так, аптеки, расположенные около детской поликлиники, могут, опираясь на результаты собственных исследований, определить, что в сезон простуды наивысшим спросом пользуются определенные препараты для облегчения симптомов больного горла, которые рекомендуют работающие в поликлинике врачи. Или, допустим, значительной популярностью у определенной категории людей пользуется «Но-шпа». В связи с этим с целью привлечения клиентов цена на такие маркерные товары устанавливается с минимальной наценкой, в то время как на сопутствующие лекарственные средства (например, парацетамол, раствор для промывания носовой полости) наценку можно и увеличить, но не очень существенно, чтобы не потерять лояльность потребителя. Здесь присутствует психологический аспект: покупатель вряд ли уйдет в другую аптеку при минимальных наценках, но может отказаться от совершения покупки при значительном увеличении цены. Одной из значимых причин рост рынка в 2020 г. (в денежном эквиваленте) можно назвать коронавирусную панику. Также не последнюю роль в данном вопросе сыграло и упрощение процедуры приобретения лекарств: появилась возможность приобретать лекарственные препараты через интернет. Процесс организации продаж осуществлялся через специальные интернет-магазины с возможностью доставки товаров до конечного потребителя (например, в приложении СБЕР ЕАПТЕКА предусмотрено два вида доставки лекарств - самовывоз и доставка курьером на дом за дополнительную оплату), что в определенной степени удовлетворяло требованиям самоизоляции. Инновационный подход в реализации лекарственных препаратов осуществлялся в соответствии с Указом Президента РФ от 17.03.2020 № 187 [2], который регламентировал ведение розничной торговли дистанционно. Правила ведения торговли в дистанционном формате вступили в силу в середине мая 2020 г. (рис. 4). Однако стоит подчеркнуть, что данный указ касается торговли исключительно безрецептурными лекарствами. Торговля посредством интернета любыми наркотическими, психотропными лекарствами, продажа которых невозможна без предъявления рецепта, а также спиртосодержащими средствами (с четко установленной объемной долей этилового спирта не менее 25%) запрещена. С целью создания инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработана государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» (рис. 5). ps202202.4htm00013.jpg В качестве перспективных направлений развития современного фармацевтического рынка стоит выделить следующие. Трансформация условий ведения бизнеса, его цифровизация. В последнее время отмечено ужесточение требований дистрибьюторов к сетям по вопросам гарантий оплаты: сокращаются сроки товарных кредитов, увеличиваются значения авансовых платежей (наличие которых дает возможность, как показывает практика, приобретать препараты по более конкурентоспособным ценам). Таким образом, система поставок товаров может измениться: ретейлеры будут вынуждены переходить на работы с новыми каналами поставок, например пользоваться услугами логистики смежных областей рынка. Благодаря развитию цифровой экономики и логистики аптечные сети получат возможность наладить сотрудничество с поставщиками за пределами фармацевтического рынка, а фармдистрибьюторы - осваивать новую для них сферу онлайн-продаж. Вполне возможно, что все это будет способствовать замедлению темпов роста цен в «физических» аптеках [12]. Интернет-торговля (появление интернет-аптек Apteka.ru, ЗдравСити, СБЕР ЕАПТЕКА, продвижение интернет-платформы PharmaSpace) [13]. Ключевыми в данном сегменте сегодня считаются Apteka.ru и ЗдравСити - крупнейшие федеральные поставщики, работающие напрямую с клиентами, которые заходят на сайт и делают заказ по ценам поставщика. Готовые заказы доставляются в аптеки-партнеры, не имеющие от выдачи заказа прямой выгоды. Но здесь можно говорить о стратегии скрытого привлечения потребителя: покупатель, приходя за заказом, может дополнительно приобрести какие-нибудь сопутствующие или «забытые» товары, в том числе обратив внимание на проходящую в аптеке рекламную акцию. Отдельным проблемным аспектом можно считать переход отрасли на обязательную систему маркировки, что приведет к удорожанию лекарственных препаратов [14]. Особенно это актуально на фоне снижения потребительской уверенности вследствие замедления темпов роста реальной заработной платы, что негативно отразилось на объемах приобретаемых товаров. Провизоры-респонденты при опросе подчеркнули, что в последние месяцы покупатели все чаще делают «точечные» закупки, избегая комплексного лечения. И если раньше при приобретении препаратов от боли в горле покупались иммуностимулирующие препараты, растворы для промывания носовой полости, витамины, противовирусные препараты и другие сопутствующие товары, то в 2020-2021 гг. потребитель нацелен на покупку одного-двух лекарственных средств, так как полноценный комплекс стоит порядка двух тысяч рублей. Заключение Исследование позволяет заключить: -вследствие влияния пандемии в 2020 г., особенно в марте-апреле, население РФ стало резко пополнять запасы лекарственных препаратов, причем как отечественных, так и импортных, отдавая предпочтение рецептурным средствам; -продолжает активно реализовываться стратегия импортозамещения, причем это стало еще более актуальным из-за наличия печального опыта закрытия границ, что в определенной степени можно считать положительным фактом, стимулирующим развитие отечественных производителей и ориентированным на укрепление национальной безопасности страны; -отмечены структурные сдвиги в логистических цепочках доставки лекарственных препаратов до конечного потребителя, в том числе сделан акцент на расширение интернет-торговли. Росздравнадзор к середине марта 2021 г. выдал уже 302 разрешения на дистанционную торговлю лекарствами [15]; -сокращение покупательской способности населения вследствие сложного финансово-экономического положения явилось ключевым фактором устойчивого тренда снижения объемов продаж лекарственных препаратов (после спада «ковидной паники»), а также ориентации при покупке на отход от комплексного лечения вследствие ощутимо высокой цены; -переход к технологиям авансовых платежей раскрывает дополнительные перспективы снижения отпускных цен, что позволит продавцу выбрать более привлекательную ценовую стратегию. Подчеркнем, что государство сегодня ориентировано на формирование инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня. Это затронет многие отрасли народного хозяйства, в частности сферу образования. Одной из задач, поставленных в государственной программе [11], является формирование кадрового потенциала, а это потребует пересмотра процесса подготовки кадров, причем не только медицинских. Переход к инновационным способам торговли невозможен без грамотного в информационной области населения, а также наличия у него соответствующих гаджетов, обеспечивающих функциональную возможность реализовывать сервисы интернет-аптек. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос о доступности приобретения простым потребителем соответствующей техники (на фоне инфляции, снижения покупательской способности и других негативных факторов). Все это ставит перед руководством страны новые задачи, нацеленные на комплексный подход к цифровизации общества и решению новых «социально-цифровых» проблем. В поддержке граждан, по мнению авторов, также актуальной является разработка федеральных целевых программ, направленных на реализацию механизма дотаций участникам организации цепочки продаж на фармацевтическом рынке в связи с обязательным введением маркировки товаров фармацевтической отрасли, что в перспективе может увеличить цены на лекарственные препараты. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

M. V. Botnaryuk

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Admiral F. F. Ushakov State Maritime University”


T. N. Timchenko

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Admiral F. F. Ushakov State Maritime University”

Email: timchenkomga@gmail.com

References

  1. Пандемия усилила тенденцию роста цен на лекарства и снижения их натуральных продаж. Экономика и жизнь. Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/431939/(дата обращения 21.04.2021).
  2. Федеральные законы и Указы Президента. Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 21.04.2021).
  3. Аналитический обзор. Фармацевтический рынок РФ - государство нам поможет? Национальное рейтинговое агентство. Режим доступа: https://www.ra-national.ru/sites/default/files/Report%20NRA%20Pharma%20August%202020.pdf (дата обращения 21.04.2021).
  4. Евросоюз вновь продлил экономические санкции против России. Режим доступа: https://www.dw.com/ru/es-vnov-prodlil-jekonomicheskie-sankcii-v-otnoshenii-rossii/a-55977121 (дата обращения 23.04.2021).
  5. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок России. Итоги 2020 г.». DSM Group. Режим доступа: https://dsm.ru/docs/analytics/2020_Report_rus.pdf (дата обращения 23.04.2021).
  6. Статистика ФТС России. Официальный сайт ФТС России. Режим доступа: https://www.customs.ru (дата обращения 23.04.2021).
  7. Приказ региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края от 23 октября 2019 года № 5/2019-м «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». Режим доступа: https://rek.krasnodar.ru/upload/iblock/9fe/prikaz_5-2019-23.10.2019.pdf (дата обращения 25.04.2021).
  8. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2017 года № 1628 «Об установлении норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2018 год и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864 (с изменениями на 30 ноября 2019 года)». Электронный фонд нормативных и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/556169557 (дата обращения 25.04.2021).
  9. Мишустин подписал постановление о Федеральном регистре граждан, имеющих право на льготные лекарства. Агентство социальной информации. Режим доступа: https://www.asi.org.ru/news/2020/10/13/mishustin-postanovlenie-registr-lgotnye-lekarstva/(дата обращения 27.04.2021).
  10. В России создадут Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан. Министерство здравоохранения РФ. Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/news/2020/11/03/15337-v-rossii-sozdadut-federalnyy-tsentr-planirovaniya-i-organizatsii-lekarstvennogo-obespecheniya-grazhdan (дата обращения 27.04.2021).
  11. Направление Госпрограмм / [Электрон. ресурс] // Портал Госпрограмм РФ. Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/(дата обращения 27.04.2021).
  12. Российский фармацевтический рынок в условиях пандемии COVID-19. Пост-релиз компании infor-media Russia. Режим доступа: https://www.rlsnet.ru/news_103050.htm (дата обращения 27.04.2021).
  13. PharmaSpace «будет прирастать Сибирью». Фармацевтический вестник. Режим доступа: https://pharmvestnik.ru/content/news/PharmaSpace-budet-prirastat-Sibiru.html (дата обращения 27.04.2021).
  14. Тимченко Т. Н., Тонконог В. В., Погарская А. С., Головань Т. В., Конфино К. В. Оборот лекарственных средств в Российской Федерации: таможенный аспект. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(спецвыпуск):803-9.
  15. Росздравнадзор выдал 302 разрешения на онлайн-торговлю лекарствами. Фармацевтический вестник. Режим доступа: https://pharmvestnik.ru/content/news/Roszdravnadzor-vydal-302-razresheniya-na-onlain-torgovlu-lekarstvami.html (дата обращения 27.04.2021).
  16. Мурзабаева Э. Б., Исмаилов И. З. Маркетинговая оценка препаратов, применяемых в г. Бишкек для лечения заболеваний, связанных с нарушением кислотности. Вестник Авиценны. 2020;22(1):67-73. Режим доступа: https://doi.org/10.25005/2074-0581-2020-22-1-67-73
  17. Эрмекова Д. У., Исмаилов И. З. Контент-анализ фармацевтического рынка нестероидных противовоспалительных препаратов групп производных уксусной кислоты в Кыргызской Республике. Вестник Авиценны. 2020;22(1):74-81. Режим доступа: https://doi.org/10.25005/2074-0581-2020-22-1-74-81

Statistics

Views

Abstract - 31

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 (495) 916-29-60

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
National research Institute of public health named after N. A. Semashko

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 (495) 916-29-60
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies