The awareness and attitude of adolescents concerning healthy life-style

  • Authors: Kutyrina I.M.1, Filkina O.M.2, Kocherova O.Y.2, Rudenko T.E.1, Malyshkina A.I.2, Savel'eva S.A.3, Vorobyeva E.A.2, Shvetsov M.Y.1, Dolotova N.V.2, Shestakova M.V.3
  • Affiliations:
    1. First Moscow State Medical University, Moscow
    2. The Federal State Budget Institution “The V. N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood” of Minzdrav of Russia
    3. Endocrinology Research Centre, Moscow
  • Issue: Vol 30, No 1 (2022)
  • Pages: 33-38
  • Section: Articles
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/822
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-1-33-38
  • Cite item

Abstract


The authorship's questionnaire “Awareness of adolescents about healthy lifestyle” was applied to carry out sociological survey. The sampling consisted of 183 teenagers aged 15-17 years studying in secondary schools of Ivanovo. It is established that the majority of adolescents are aware of healthy lifestyle. However, for for healthy life-style they take low preventive medical activity, presence of harmful habits, violations of rules of healthy diet and daily regimen, safe life activities, long-term use of gadgets with preference for passive pastime. Only one-third of respondents maintain active lifestyle that denotes the necessity to include these issues in programs of improving competence of adolescents in healthy lifestyle. The revealed absence of conviction in necessity to maintain one's own health and physical conditions conditions necessity to expand information that “unhealthiness” always means restriction of in active lifestyle, sport activities, career choice, future procreation and social activities. The revealed difficulties of observing day regimen, proper diet, sufficient staying outdoor and duration of computer use testify not only higher academic load and poor orderliness, but also weak motivation to observe healthy lifestyle that must be considered in motivation development. The choice of sources informing adolescents about healthy lifestyle issues is to consider that for adolescents the most frequent information sources are the Internet and parents. Besides, it is important to increase role of medical personnel of polyclinics and schools in increasing knowledge of adolescents about healthy lifestyle.

Full Text

Введение По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), состояние здоровья подростков является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Сегодня формирование здоровья детей происходит в условиях проблем, обусловленных изменением условий и образа жизни, информационными перегрузками и психоэмоциональным напряжением, ухудшением экологической обстановки [1-4]. Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно имеет негативную тенденцию с ухудшением показателей здоровья по большинству классов заболеваний. За последние 15 лет общая заболеваемость подростков и молодежи в нашей стране увеличилась в 1,7 раза [5-7]. В старшем школьном возрасте (15-17 лет) на фоне возрастающей учебной нагрузки и сложностей пубертатного периода отмечается наиболее значимое ухудшение показателей здоровья, повышение частоты школьно-обусловленных заболеваний. Именно в этом возрасте важны профилактические мероприятия и здоровый образ жизни (ЗОЖ) [8-12]. При этом большое значение имеют и поведенческие факторы риска здоровью, связанные с модифицируемыми формами поведения: нерациональным питанием, низким уровнем физической активности, курением, употреблением алкоголя, рискованным сексуальным поведением. Эти и другие неблагоприятные факторы, обусловленные образом жизни, будут в дальнейшем «определять уровень, динамику заболеваемости и смертности взрослого населения» [13-15]. Полностью устранить поведенческие факторы риска здоровью нельзя, однако то, насколько они будут минимизированы, во многом зависит от благополучия среды обитания и осведомленности подрастающего поколения по вопросам здоровья [16-18]. Здоровье будущего поколения - управляемый фактор. Для его сохранения необходимо существенно изменять в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье, воспитывать в детях культуру ЗОЖ [19-22]. Одним из приоритетных проектов Государственной программы «Развитие здравоохранения» является совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование ЗОЖ (укрепление общественного здоровья), направленного на увеличение доли граждан, приверженных ЗОЖ, путем формирования ответственного отношения к своему здоровью [17-19]. В настоящее время, помимо традиционных показателей, существуют социальные характеристики здоровья, включая субъективное отношение личности к своему здоровью, социальные установки и самосохранительное поведение людей [22-25]. Ответственное отношение к своему здоровью и правильная интерпретация его состояния (самооценка здоровья) могут выступать в качестве критериев оценки приверженности граждан ЗОЖ [26-28]. Самосохранительное поведение проявляется в готовности личности к сохранению собственной жизни и здоровья, характеризуется приверженностью профилактическим мероприятиям. Проблема формирования ценностного отношения к здоровью на сегодняшний день отличается достаточно высоким уровнем теоретических и эмпирических разработок [23, 27, 28]. Ценностное отношение к здоровью представляет собой «интегративное образование личности», критериями которого являются: система знаний и представлений о здоровье, ЗОЖ, здоровьесберегающих правилах и поведении с последующей трансформацией в ежедневную деятельность (игровую, учебную, трудовую), мотивация и потребность в сохранении и укреплении здоровья, здоровьесберегающее поведение, в основе которого формируется акме-здоровье (наивысшая ценность в ряду общечеловеческих ценностей), а сам человек выступает субъектом здоровьесозидания [28-30]. Государственная политика в области формирования здоровья подростков должна быть направлена на создание единой профилактической среды, формирование ЗОЖ подростков, повышение их знаний о возможности формирования своего здоровья, факторах риска здоровью, участие самих подростков в сохранении своего здоровья [12-14, 17, 18]. Все это указывает на необходимость проведения научных исследований с изучением информированности и отношения подростков к ЗОЖ для разработки программ, направленных на оптимизацию их здоровья. Материалы и методы По разработанной нами анкете «Информированность подростков о здоровом образе жизни» проведено анкетирование 183 подростков 15-17 лет (93 девушки, 90 юношей), обучающихся в общеобразовательной школе № 65 и школе-лицее № 23 города Иваново. Используемые методы - анкетирование, опрос, аналитические методы. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием стандартного пакета программ статистического анализа Statistica 6.0. Результаты исследования При определении информированности подростков о том, что такое ЗОЖ, 80% респондентов ответили «знаю хорошо», 16,2% - «знаю неплохо» и только 3,8% - «знаю, но недостаточно». Половина (49,7%) подростков не хотели бы узнать больше по этому вопросу, 22,7% хотели бы узнать больше по вопросам правильного питания, 17,8% - по общим вопросам ЗОЖ, 14,6% - по факторам риска нарушения здоровья, 6,5% - по вопросам репродуктивного здоровья. Выявляли представления подростков о составляющих ЗОЖ. Составляющими ЗОЖ 96,2% подростков считают соблюдение навыков личной гигиены, 93% - здоровое питание, 91,3% - отсутствие вредных привычек, 90,2% - соблюдение оптимального двигательного режима, 89,7% - прохождение профилактических осмотров специалистами при необходимости, проведение оздоровительных мероприятий и безопасное репродуктивное поведение, 87,4% - соблюдение правил личной безопасности, 86,8% - полное выполнение врачебных рекомендаций, 81,8% - обращение к врачу при первых признаках заболевания, 83% - соблюдение режима дня. Вместе с тем 10,3% подростков не считают составляющими ЗОЖ безопасное репродуктивное поведение, прохождение профилактических осмотров, проведение оздоровительных мероприятий, 18,2% - обращение к врачу при первых признаках заболевания, 13,2% - полное выполнение врачебных рекомендаций,17% - соблюдение режима дня. Чуть более половины (56,4%) подростков допускают обращение к врачу только при ухудшении самочувствия, не в первый день заболевания; 24,3% подростков считают составляющей ЗОЖ лечение при заболевании с учетом советов друзей и родителей. Большинство (75,1%) подростков считают, что для здоровья необходим спокойный, пассивный образ жизни, с времяпрепровождением за гаджетами, книгой или у телевизора (59,6%), только 24,9% относят активный, подвижный образ жизни к здоровому, 28,4% подростков указывают, что к ЗОЖ относится редкое курение и редкое употребление алкоголя. Однако 71,6% подростков считают, что даже редкий прием алкоголя и курение являются вредными для здоровья. Выявляли знания и отношение подростков к здоровому питанию. Подавляющее большинство (97,8%) подростков знают, что к здоровому питанию относится употребление свежих фруктов и овощей, регулярное употребление мяса птицы и рыбы (91,3%), ежедневные, не реже 2-3 раз в день, приемы горячей пищи (88%), регулярное употребление молочных продуктов (85,2%). «Не здоровым» питанием подростки считают частое употребление соленых и жирных блюд и нерегулярное питание (87,4%), сухоедение (86,7%) употребление газированных напитков (80,8%), чипсов, гамбургеров (78,6%). Однако часть из них к здоровому питанию относят употребление чипсов, гамбургеров (21,4%), газированных напитков (19,2%), сухоедение (13,3%), употребление соленых и жирных блюд (14,8%), нерегулярное питание (12,6%), нерегулярное употребление молочных продуктов (14,8%) и горячей пищи (12%). Определяли информированность подростков о режиме дня. Установили, что большинство (96,2%) подростков правильно полагают, что для здоровья полезны ежедневные прогулки на свежем воздухе, продолжительность ночного сна не менее 8-9 ч (87,4%), выполнение домашнего задания не долее 3,5 ч (80,9%), ежедневная утренняя гимнастика (75,5%), использование гаджетов не более 2 ч в день (62,8%). При этом 1/3 опрошенных считают, что использовать гаджеты более 5 ч в день, ночной сон менее 8 ч и прогулки 1-2 раза в неделю (42,9%) - это ЗОЖ. Многие подростки считают безвредным для здоровья затрачивать на выполнение домашнего задания более 3,5 ч (19,1%) и более 5 ч (16,6%) ежедневно. При гиподинамии современных школьников важно определить, что подростки относят к оптимальной двигательной активности. Большинство респондентов считают, что оптимальная двигательная активность - это занятия в спортивных секциях (94%), ежедневные утренние пробежки (90,2%), утренняя гимнастика (89,1%), двигательная активность на переменах (74,9%), регулярное проведение физкультминуток (69,6%), занятия «большим» спортом (64,6%), игра в теннис, занятия на спортивных площадках на переменах (25,%). Не относят к оптимальной двигательной активности регулярное проведение физкультминуток 1/3 подростков. Оптимальной двигательной активностью 67% подростков считают спокойное времяпрепровождение на переменах. При выявлении знаний по личной гигиене определили, что 98,4% подростков знают о необходимости мытья рук после возвращения с улицы, посещения туалета (97,8%), перед едой (93,4%), о необходимости смены нательного белья ежедневно (92,9%), чистки зубов 2 раза в день (91,8%). Но 28,9% считают, что чистить зубы нужно 1 раз в день, а 4,5% - 3 раза в неделю и реже. Большинство (84,6%) респондентов считают важным ежедневно принимать душ и мыть волосы не реже 2 раз в неделю (76,7%). Но 24,9% подростков считают, что принимать душ нужно 1-2 раза в неделю, реже 2 раз в неделю мыть волосы (23,3%), менять нательное белье 1-2 раза в неделю (19,9%). Почти все подростки знают правила личной гигиены, но расходятся во мнении о частоте гигиенических процедур. Знание вопросов личной безопасности и профилактики травматизма является важным не только для профилактики заболеваний, но и для сохранения жизни детей. Почти все подростки (97,8%) знают, что для личной безопасности и профилактики травматизма надо соблюдать правила техники безопасности на уроках труда и физкультуры, при обращении с огнем и взрывчатыми веществами (92,4%), всегда переходить дорогу по пешеходному переходу (91,8%), пристегивать ремни безопасности на переднем (90,7%) и на любом (89,7%) сиденье автомобиля, купаться только в разрешенных местах (89,1%). Однако 21,9% подростков считают допустимым переходить дорогу в любом месте при отсутствии автомобиля, 19,8% - не пристегивать ремни безопасности во время езды в автомобиле по проселочным дорогам, на любом сиденье (10,3%), купаться не только в разрешенных местах (10,9%). Важно знать, информированы ли подростки о том, что нужно делать для сохранения и улучшения своего здоровья. Почти все подростки (99,4%) знают о необходимости соблюдать навыки личной гигиены, правила личной безопасности (97,8%), правильно питаться (95,6%), соблюдать правильный режим дня, спать не менее 8-9 ч, гулять, принимать витамины по назначению врача (93,5%), повышать свои знания по вопросам ЗОЖ (91,8%), отказаться от вредных привычек (90,6%), заниматься в спортивных секциях (87,9%), участвовать в спортивных мероприятиях школы (78,6%), физкультминутках (76,2%), заниматься фитнесом (75,1%), закаливаться (74,3%), меньше времени проводить за компьютером (70%). Однако 1/3 респондентов не считают, что им для здоровья нужно меньше времени проводить за компьютером, закаливаться (25,7%), заниматься аэробикой и фитнесом (24,9%), участвовать в физкультминутках (23,8%), в спортивных мероприятиях в школе (21,4%), заниматься в спортивных секциях (12,1%), отказаться от вредных привычек (9,4%). Необходимо обратить внимание на 11,6% подростков, которые считают, что для поддержания своего здоровья ничего делать не надо. Подростки указали на школьные факторы, негативно влияющие на здоровье. Среди них наиболее часто называли высокие педагогические нагрузки (87,9%), отсутствие медицинских работников в школе (79,4%), отсутствие спортплощадок, бассейна (75,8%), сложности во взаимоотношениях учителей и учеников (75,4%), с одноклассниками (70,5%), отсутствие психолога в школе (70,8%), пропуски уроков физкультуры (60,6%). Подростки указали, что неблагоприятное влияние на здоровье оказывает успеваемость. Влияние неудовлетворительной успеваемости на здоровье отметили 40,1% подростков, кроме того, 32,6% считают, что отличная успеваемость также неблагоприятно отражается на формировании здоровья. Источником информации о ЗОЖ подростки наиболее часто называют интернет (76,8%), родителей (66,5%), а также медицинских работников лечебно-профилактических учреждений (58,4%) и учителей (54,6%). Только 1/3 указывают в качестве источника информации медработников школы и телевидение, 1/4 - сверстников. По мнению школьников, в большей степени формируют свое здоровье они сами (77,3%), а также их семья (65,4%), 1/3 указывают медработников, 1/4 - родственников и друзей, 10,8% - психологов. Отмечая сложности в стремлении к ЗОЖ, наиболее часто подростки указывают на трудности соблюдения режима дня (64,3%), сокращение времени использования компьютера (62,7%), правильное питание (42,2%), достаточное пребывание на свежем воздухе (31,9%), соблюдение оптимального двигательного режима (28,6%) и адекватное общение со сверстниками и взрослыми (23,2%), обращение к специалистам (врачам, психологам) при необходимости (28,1%) или с профилактической целью (22,7%), проведение оздоровительных мероприятий (20,5%), отказ от вредных привычек (17,8%). Кроме того, они считают, что более всего им мешает соблюдать ЗОЖ лень (52,4%), недостаток времени (46,5%), отсутствие интереса (18,4%), материальные затруднения (13,5%). Примерно 1/5 (20,5%) подростков не считают это нужным, так как они здоровы и не имеют физических недостатков. Подростки считают, что для соблюдения ЗОЖ им необходимо желание (87,6%), собственное убеждение в необходимости этого (67,6%), время (57,3%), информация (55,7%), а также примеры в семье (46,5%), друзей, известных людей (45%), условия (41,6%), деньги (29,2%). По мнению подростков, самое важное в мотивации к ЗОЖ - желание быть здоровым (80%), стремление совершенствовать свое тело (70,3%), а также доступность оздоровительных объектов (48,1%), 1/3 отмечают необходимость примера родителей и друзей, 1/4 - пример известных людей и информированность. Среди жизненных ценностей большинство (73,4%) респондентов на первое место поставили семью, на второе - друзей (28,3%), здоровье подростки поставили на третье место (22,8%). Заключение При анкетировании установлено, что большинство подростков информированы о ЗОЖ, но только 1/3 из них поддерживают активный образ жизни. Это указывает на необходимость включения данных вопросов в программы повышения компетенции подростков о ЗОЖ. Выявленное отсутствие убежденности подростков в необходимости поддерживать свое здоровье указывает на необходимость расширения информации по этому вопросу. Трудности с соблюдением режима дня, правильного питания, достаточного пребывания на свежем воздухе и длительности использования компьютеров свидетельствуют о высокой учебной нагрузке, слабой организованности и слабой мотивации к соблюдению ЗОЖ. Необходимо учитывать, что наиболее частые источники информации о ЗОЖ для современных подростков - интернет и родители. Важно повышать роль медицинских работников поликлиник и школ в повышении знаний подростков о ЗОЖ. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

Irina Mikhailovna Kutyrina

First Moscow State Medical University, Moscow

Email: atatianaer@yandex.ru

Russian Federation

д.м.н., проф., в.н.с. отдела нефрологии НИИ Уронефрологии и репродуктивного здоровья человека, ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва

O. M. Filkina

The Federal State Budget Institution “The V. N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood” of Minzdrav of Russia

Email: omfilkina@mail.ru

O. Yu. Kocherova

The Federal State Budget Institution “The V. N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood” of Minzdrav of Russia


Tatiana Evgen'evna Rudenko

First Moscow State Medical University, Moscow

Author for correspondence.
Email: atatianaer@yandex.ru

Russian Federation

к.м.н., с.н.с. отдела нефрологии НИИ уронефрологии и репродуктивного здоровья человека, ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва

A. I. Malyshkina

The Federal State Budget Institution “The V. N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood” of Minzdrav of Russia


Svetlana Alekseevna Savel'eva

Endocrinology Research Centre, Moscow

Email: atatianaer@yandex.ru

Russian Federation к.м.н., ФГБУ Эндокринологический научный центр, Москва

E. A. Vorobyeva

The Federal State Budget Institution “The V. N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood” of Minzdrav of Russia


Mikhail Yur'evich Shvetsov

First Moscow State Medical University, Moscow

Email: atatianaer@yandex.ru

Russian Federation

к.м.н., в.н.с. отдела нефрологии НИИ уронефрологии и репродуктивного здоровья человека, ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва

N. V. Dolotova

The Federal State Budget Institution “The V. N. Gorodkov Ivanovo Research Institute of Maternity and Childhood” of Minzdrav of Russia


Marina Vladimirovna Shestakova

Endocrinology Research Centre, Moscow

Email: nephro@endocrincentr.ru

Russian Federation

член-корр. РАМН, директор Института диабета ФГБУ Эндокринологический научный центр, Москва

References

  1. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления. Казанский медицинский журнал. 2018;99(4):698-705.
  2. Онищенко Г. Г., Зайцева Н. В., Май И. В., Шур П. З., Попова А. Ю., Алексеев В. Б., Долгих О. В., Землянова М. А. Анализ риска здоровью в стратегии государственного социально-экономического развития: монография. Москва - Пермь: Изд-во Пермского национального исследовательского политехнического университета; 2014. 738 с.
  3. Кучма В. Р., Соколова С. Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья. Анализ риска здоровью. 2019;(2):4-13. doi: 10.21668/health.risk/2019.2.01
  4. Фисенко А. П., Тимофеева А. Г., Терлецкая Р. Н., Конова С. Р., Лазуренко С. Б. Смертность детского населения Российской Федерации от внешних причин. Российский педиатрический журнал. 2020;23(2):116-25.
  5. Кучма В. Здоровье детей - здоровье взрослых: беседа с членом-корреспондентом РАН В. Кучмой и заведующим отделением научных основ организации амбулаторной помощи Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения проф. В. Евдаковым. Медицинская газета. 2018;(22):4.
  6. Богданова Е. Н. Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы. Молодой ученый. 2019;(35):59-62.
  7. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Ильин А. Г. Сохранение и укрепление здоровья подростков - залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы). Вестник Российской академии медицинских наук. 2014;69(5-6):65-70.
  8. Кучма В. Р. Факторы риска здоровью обучающихся в современной российской школе: идентификация, оценка и профилактика средствами гигиены. В сб.: Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях: Сборник статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. Екатеринбург; 2018. С. 20-5.
  9. Кучма В. Р. Роль гигиенической науки в профилактике болезней и состояний детей, обусловленных обучением и воспитанием. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015;(3):4-9.
  10. Васильев В. В., Перекусихин М. В. Гигиеническая оценка реализации мероприятий по снижению рисков, сохранению и укреплению здоровья детей в общеобразовательных организациях. Анализ риска здоровью. 2018;(3):128-35.
  11. Соколова С. Б., Кучма В. Р. Формирование здорового образа жизни российских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013;(3):27-33.
  12. Кучма В. Р. 2018-2027 годы - Десятилетие детства в России: цели, задачи и ожидаемые результаты в сфере здоровьесбережения обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017;(3):4-14.
  13. Кучма В. Р., Фисенко А. П. Основные мероприятия Десятилетия детства (2018-2027 гг.) в сфере укрепления здоровья детей России. В сб.: Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях: Сборник статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. Екатеринбург; 2018. С. 10-4.
  14. Князева А. М., Крючкова А. В., Кондусова Ю. В., Семынина Н. М. Анализ состояния здоровья детей и подростков на современном этапе. В сб.: Новой школе - здоровые дети: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж; 2018. С. 75-6.
  15. Кучма В. Р., Саньков С. В. Основные предикторы нарушений здоровья старшеклассников на современном этапе. В сб.: Еuropeanresearch: Сборник статей XXII Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение; 2019. С. 175-9.
  16. Ходакова О. В., Кошевая Н. В. Самооценка здоровья, как элемент самосохранительного поведения и приверженности к диспансеризации взрослого населения. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2019;(4):309-26.
  17. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения. Режим доступа: https://www.who.int/governance/eb/who_constitution_ru.pdf
  18. Постановление Правительства РФ № 1640 от 26.12.2017 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286834/
  19. Орлова И. А., Ломоносов М. В. О сохранении российского народа и здоровье нации. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. 2016;(4):73-5.
  20. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. Институт социологии РАН. М.: Наука; 2006. 238 с.
  21. Рахинский Д. В., Король Л. Г., Малимонов И. В. Социологическое исследование самосохранительного поведения студенческой молодежи: актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. М.; 2015. С. 332-7.
  22. Шабунова А. А., Корчагина П. С. Влияние самосохранительных компонентов на наличие хронических заболеваний и самооценку здоровья населения. Здравоохранение Российской Федерации. 2014;(3):40-3.
  23. Сурмач М. Ю., Епифанова А. К. Возможности применения самооценки здоровья как критерия связанного со здоровьем качества жизни в разработке и оценке эффективности профилактических программ охраны материнства и детства. Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2019;98(1):17-22.
  24. Соколов А. В., Шумова А. Л. О роли самооценки в диагностике резервов здоровья. Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2003;(1-2):48-53.
  25. Цергой Т. А. Самооценка состояния здоровья воспитанников учреждений интернатного типа. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014;5(78):84-7.
  26. Волкова Л. М. Cамооценка психического здоровья студентов гражданской авиации. В сб.: Инновационное развитие современной науки: теория, методология, практика: Сборник статей Международной научно-практической конференции. М.; 2020. С. 82-5.
  27. Шебеко В. Н., Латыговская О. В. Содержательные характеристики формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего дошкольного возраста. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2017;3(1):258-69.
  28. Костов Ф. Ф., Пономарев Г. Н., Родичкин П. В. Коррекция самооценки здоровья в системе профилактики реактивной астении у спортсменов 13-15 лет. Теория и практика физической культуры. 2018;(8):9-11.
  29. Добош Д. Эмпирическая проверка положительной самооценки здоровья (соматического измерения) у женщин с профессиональной компетентностью в области оздоровительного обучения. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2019;(2):66-75.
  30. Global Strategy on Diet, Physical Activity and Health. World Health Organization. Режим доступа: https://www.who.int/dietphysicalactivity/childhood_why/ru/(дата обращения 10.05.2019).

Statistics

Views

Abstract - 71

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2022 Kutyrina I.M., Rudenko T.E., Savel'eva S.A., Shvetsov M.Y., Shestakova M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 (495) 916-29-60

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
National research Institute of public health named after N. A. Semashko

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 (495) 916-29-60
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies