The characteristics of repeated medical social expertise of adult population of the Russian Federation in 2018-2020

  • Authors: Horkova O.V.1, Puzin S.N.2,3, Bogova O.T.2
  • Affiliations:
    1. The Federal State Budget Institution of Additional Professional Education “The St. Petersburg Institute of Advanced Training of Physicans-Experts” of Mintrud of Russia
    2. The Federal State Budget Educational Institution of Additional Professional Education “The Russian Medical Academy of Continuous Professional Education” of Minzdrav of Russia
    3. The Federal State Research Institution “The Federal Scientific Clinical Center of Reanimatology and Rehabilitology” of Minobrnauka of Russia
  • Issue: Vol 29, No 6 (2021)
  • Pages: 1542-1546
  • Section: Articles
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/780
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-6-1542-1546
  • Cite item

Abstract


The medical social expertise is considered as recognition of a person as the disabled and specification, in accordance with established procedure, of needs of examined person in social protection measures, including rehabilitation, based on evaluation of disabilities caused by persistent dysfunction of organism. The main normative legal acts governing activities of institutions of medical social expertise are the Federal Law of November 24, 1995 “On social protection of disabled people in the Russian Federation”, the Decree of the Government of the Russian Federation of February 20, 2006 № 95 “On the procedure and conditions for recognition disabled person”. Because of COVID-19 pandemic conditions, the normative legal base has undergone a number of changes. In particular, on 09.04. 2020, the Resolution of the Government of the Russian Federation № 467 “On the temporary procedure for recognizing a person as disabled” came into force. The actual article considers the features of this temporarily order related to the repeated medical and social examination and its results as of 2020. The qualitative analysis of permitted to get patterns of increasing and decreasing (improvement or deterioration) of particular statistical indices.

Full Text

Введение Современный этап охраны здоровья и социальной защиты населения ставит перед учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) новые задачи: повышения качества экспертизы, решения вопросов профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов. Несомненно, что в их реализации важное место по-прежнему занимает статистический анализ инвалидности. Существующая система государственной статистики МСЭ функционирует как система, целью которой является сбор информации о деятельности учреждений МСЭ и сведений о результатах медико-социальной экспертизы детей и лиц в возрасте 18 лет и старше. На основе сводной статистической информации формируются сведения о таком показателе общественного здоровья, как инвалидность и реабилитация инвалидов. Статистические показатели используются для анализа социально значимых процессов в стране, в том числе оценки эффективности системы реабилитации, что влияет на организацию социально-экономической политики государства [1-7]. Целью исследования явилось изучение особенностей отдельных результатов переосвидетельствования и реабилитации взрослого населения за 2018-2020 гг. Материалы и методы Исследование выполнялось по двум направлениям: социально-гигиеническому и организационному. Использованы методы статистический, аналитический, метод экспертных оценок. Материалом для исследования послужили данные федерального статистического наблюдения за деятельностью бюро МСЭ (формы № 7-собес) по РФ, а также официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики за период 2018-2020 гг. Результаты исследования Изучены и проанализированы нормативно-правовые акты, показатели состояния и динамики переосвидетельствований (повторных обращений) инвалидов в Российской Федерации за 2018-2020 гг. в возрастном аспекте (трудоспособного и пенсионного возраста), также проанализированы состав инвалидов по группам инвалидности, показатели полной реабилитации взрослого населения. По результатам статистической обработки, расчета и анализа основных показателей повторной инвалидности взрослого населения получены следующие результаты. ps202106.4htm00102.jpg Среди инвалидов трудоспособного и старше трудоспособного (по данным формы 7-собес, пенсионный возраст у женщин - 55 лет и старше, у мужчин - 60 лет и старше) наблюдалось увеличение уровня переосвидетельствований с целью установления группы инвалидности с 85,9 на 10 тыс. населения в 2018 г., до 96,9 в 2020 г., при показателе 76,1 в 2019 г. (табл. 1). Особенностью переосвидетельствований взрослого населения в 2020 г. явился значительный темп прироста по сравнению с 2019 г. Среди лиц пенсионного возраста статистической особенностью явилось то, что в 2018 г. уровень повторных освидетельствований (повторных обращений) составил 39,2 на 10. тыс. населения, а в 2020 г. - 47,4 на 10 тыс. населения, с темпом прироста 30,2%. Таким образом, наблюдается резкое увеличение уровня переосвидетельствований в трудоспособном и пенсионном возрасте. В пенсионном возрасте темп роста более выражен и составляет 30,2%, в трудоспособном - 24,7%. За период 2018-2020 гг. наблюдалась изменение структуры результатов переосвидетельствований по группам инвалидности (табл. 2). Уровень переосвидетельствований (повторных обращений) инвалидов I группы в рассматриваемом периоде практически не изменился, среди инвалидов II и III группы в 2020 г. произошло значительное увеличение показателя случаев обращения. Из представленных данных можно сделать вывод, что в 2020 г. по сравнению с 2018-2019 гг. наблюдался выраженный прирост переосвидетельствований инвалидов II и III группы с годовым темпом роста 35,7 и 29,4% соответственно. Наблюдалась неоднозначная динамика результатов переосвидетельствований по группам инвалидности среди трудоспособного населения. Динамика переосвидетельствований инвалидов трудоспособного возраста представлена в табл. 3. Уровень переосвидетельствований инвалидов I группы в 2020 г. вырос на 3,3%. Темп роста уровня переосвидетельствований инвалидов II и III группы составляет 26,9 и 26,2%. ps202106.4htm00104.jpg ps202106.4htm00106.jpg Среди населения трудоспособного возраста наиболее выражен рост уровня переосвидетельствований III группы с 23,7% в 2019 г. до 29,9% в 2020 г. Динамика результатов переосвидетельствований по группам инвалидности лиц пенсионного возраста за указанный период также имеет особенности. ps202106.4htm00108.jpg Особенностью повторной медико-социальной экспертизы среди лиц пенсионного возраста является рост доли инвалидности II и III группы при снижении ее в I группе. Наиболее значителен темп роста уровня переосвидетельствований инвалидов II группы (45,4%) при том, что в 2019 г. наблюдался темп убыли (-9,2%). Уровень переосвидетельствований инвалидов III группы возрос на 33,7%, тогда как в 2019 г. наблюдался темп убыли -8,4%. Уровень переосвидетельствований инвалидов I группы имел темп убыли -4,3%, тогда как в 2018-2019 гг. показатели переосвидетельствования оставались без изменений (табл. 4). Особенностью повторной медико-социальной экспертизы у лиц пенсионного возраста в 2020 г. в сравнении с 2018-2019 гг. явился рост удельного веса инвалидов II группы. ps202106.4htm00110.jpg По результатам переосвидетельствования инвалидов взрослого населения рассчитан показатель полной реабилитации, характеризующий отношение числа лиц, которым инвалидность не установлена при переосвидетельствовании, к общему числу переосвидетельствованных инвалидов (табл. 5). В 2020 г. наблюдалось резкое (в 6 раз) снижение показателя полной реабилитации до 0,8%, которое происходило среди лиц трудоспособного и пенсионного возраста. Не вызывает сомнения, что данные показатели отчасти обусловлены объективными причинами ситуации 2020 г. Особенности динамики показателей инвалидности за 2018-2020 гг. можно объяснить следующими фактами. В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также для принятия мер по реализации прав инвалидов на социальную защиту Правительство Российской Федерации в 2020 г. приняло ряд постановлений, утвердивших Временный порядок признания лица инвалидом. Нормативно-правовые акты распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2020 г., и действуют до 1 октября 2021 г. включительно. Настоящий Временный порядок устанавливает особенности признания лица инвалидом, в том числе особенности реализации в период действия настоящего Временного порядка отдельных положений Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее - Правила). Так, признание инвалидом гражданина, срок переосвидетельствования которого наступает в период действия настоящего Временного порядка, осуществляется в заочной форме на основании медицинских документов, которые передаются из медицинских организаций. Гражданам, срок инвалидности которых заканчивается в указанный период, при отсутствии направления на медико-социальную экспертизу проводится автоматическое продление ранее установленной группы инвалидности, а также разработки новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), включающей ранее рекомендованные реабилитационные мероприятия. Инвалидность фактически продлевается на срок 6 мес и устанавливается с даты, до которой была установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании. Таким образом, в Порядок внесены изменения в части сроков установления инвалидности, что нашло отражение в статистической отчетности. Несмотря на то что заочная форма проведения МСЭ нашла позитивный отклик среди представителей общественных организаций (сегодня рассматривается возможность и в дальнейшем, в «обычных» условиях, устанавливать инвалидность и определять потребность в мерах социальной защиты, включая реабилитацию заочно), заочной медико-социальной экспертизы. Серьезная своевременная методическая помощь федерального бюро МСЭ, адаптация государственной информационной системы «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы» (ГИС ЕАВИИАС МСЭ) к вопросам продления инвалидности и Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалидов позволили эффективно реализовать постановления Правительства РФ в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки и найти решение возникших организационных проблем. Однако следует учитывать, что при существующей практике заочного проведения экспертизы оценить экспертно-значимую степень выраженности нарушенных функций организма, структуру и степень ограничений жизнедеятельности, профессионально-трудовые, социальные, психологические и другие особенности человека по представленным из медицинской организации документам не всегда представляется возможным из-за недостаточно качественной информации либо ее полного отсутствия. Под качеством информации понимается совокупность таких свойств, как достоверность, объективность, полнота и адекватность. В случае предоставления медицинской организацией некачественной информации о пациенте специалистам по МСЭ не всегда удается подтвердить или установить причинно-следственную связь между потребностью в мерах социальной защиты и имеющимися в настоящее время ограничениями жизнедеятельности. Оценить эффективность реализации ранее рекомендованных реабилитационных мероприятий, определить реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз инвалида также не всегда представляется возможным. Инвалидность и ИПРА продлеваются по «формальному» признаку. Заключение Сведения об инвалидности по различным возрастным группам населения необходимы для оценки тенденций и состояния здоровья населения, эффективности реабилитационных мероприятий, планированию различных видов медико-социальной помощи, рационального использования материальных ресурсов, прогнозированию инвалидности. В данной работе проведено обобщение особенностей повторной медико-социальной экспертизы, выделена специфика инвалидности взрослого населения РФ за 2018-2020 гг. с учетом принятия организационно-управленческих решений. Проблемные вопросы заочной экспертизы нашли отражение в статистической отчетности, что и представлено в данном исследовании. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

O. V. Horkova

The Federal State Budget Institution of Additional Professional Education “The St. Petersburg Institute of Advanced Training of Physicans-Experts” of Mintrud of Russia

Email: spbkafedra@inbox.ru

S. N. Puzin

The Federal State Budget Educational Institution of Additional Professional Education “The Russian Medical Academy of Continuous Professional Education” of Minzdrav of Russia; The Federal State Research Institution “The Federal Scientific Clinical Center of Reanimatology and Rehabilitology” of Minobrnauka of Russia


O. T. Bogova

The Federal State Budget Educational Institution of Additional Professional Education “The Russian Medical Academy of Continuous Professional Education” of Minzdrav of Russia


References

  1. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2020 г. № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом». Гарант.ру: информационно-правовой портал. М.: НПП «Гарант сервис»; 2021. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73769784/(дата обращения 22.03.2021).
  2. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2020 г. № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом». Гарант.ру: информационно-правовой портал. М.: НПП «Гарант сервис»; 2021. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74671228/(дата обращения 22.03.2021).
  3. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб./Росстат. Р76. М.; 2018. Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/year/year18.pdf
  4. Российский статистический ежегодник. 2019: Стат. сб./Росстат. Р76. М.; 2019. Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2019/year/year2019.pdf
  5. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат.сб./Росстат. Р76. М.; 2020. Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2020year/year2020.pdf
  6. Пузин С. Н., Шевченко С. Б., Диделев А. В., Богова О. Т. Модернизация процесса реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности при обеспечении их ТСР. Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2016;(4):5-11.
  7. Хорькова О. В. Вопросы совершенствования межведомственного взаимодействия в рамках разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидам пожилого возраста. В сб.: Материалы научно-практической конференции «Организационные и методические аспекты реализации ИПРА инвалида с нарушением функции опоры и движения». Новокузнецк; 2017. С. 31-2.

Statistics

Views

Abstract - 401

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies