Особенности повторной медико-социальной экспертизы взрослого населения Российской Федерации за период 2018-2020 гг

  • Авторы: Хорькова О.В.1, Пузин С.Н.2,3, Богова О.Т.2
  • Учреждения:
    1. ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России
    2. ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России
    3. ФГБНУ «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии»
  • Выпуск: Том 29, № 6 (2021)
  • Страницы: 1542-1546
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/780
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-6-1542-1546
  • Цитировать

Аннотация


Медико-социальная экспертиза - это признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Ведущими нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность учреждений медико-социальной экспертизы, являются Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». В связи с пандемией COVID-19 нормативно-правовая база претерпела ряд изменений, в частности, 09.04.2020 г. вступило в силу постановление Правительства РФ № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом». В данной работе с учетом принятия «Временного порядка» рассмотрены отдельные аспекты заочной формы освидетельствования граждан и ее результаты. В организации учетно-статистической деятельности важная роль принадлежит специалистам учреждений медико-социальной экспертизы. Материалы об инвалидности и деятельности этих учреждений при адекватном анализе и использовании являются действенным инструментом в работе государственных органов по организации и совершенствованию мер снижения инвалидности, улучшению экспертно-реабилитационной работы. Качественный анализ изучаемого явления позволяет получить ответы на вопрос, почему наблюдается рост или снижение (улучшение или ухудшение) того или иного статистического показателя, и может использоваться в прогностической работе по совершенствованию деятельности медицинских учреждений и учреждений медико-социальной экспертизы.

Полный текст

Введение Современный этап охраны здоровья и социальной защиты населения ставит перед учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ) новые задачи: повышения качества экспертизы, решения вопросов профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов. Несомненно, что в их реализации важное место по-прежнему занимает статистический анализ инвалидности. Существующая система государственной статистики МСЭ функционирует как система, целью которой является сбор информации о деятельности учреждений МСЭ и сведений о результатах медико-социальной экспертизы детей и лиц в возрасте 18 лет и старше. На основе сводной статистической информации формируются сведения о таком показателе общественного здоровья, как инвалидность и реабилитация инвалидов. Статистические показатели используются для анализа социально значимых процессов в стране, в том числе оценки эффективности системы реабилитации, что влияет на организацию социально-экономической политики государства [1-7]. Целью исследования явилось изучение особенностей отдельных результатов переосвидетельствования и реабилитации взрослого населения за 2018-2020 гг. Материалы и методы Исследование выполнялось по двум направлениям: социально-гигиеническому и организационному. Использованы методы статистический, аналитический, метод экспертных оценок. Материалом для исследования послужили данные федерального статистического наблюдения за деятельностью бюро МСЭ (формы № 7-собес) по РФ, а также официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики за период 2018-2020 гг. Результаты исследования Изучены и проанализированы нормативно-правовые акты, показатели состояния и динамики переосвидетельствований (повторных обращений) инвалидов в Российской Федерации за 2018-2020 гг. в возрастном аспекте (трудоспособного и пенсионного возраста), также проанализированы состав инвалидов по группам инвалидности, показатели полной реабилитации взрослого населения. По результатам статистической обработки, расчета и анализа основных показателей повторной инвалидности взрослого населения получены следующие результаты. ps202106.4htm00102.jpg Среди инвалидов трудоспособного и старше трудоспособного (по данным формы 7-собес, пенсионный возраст у женщин - 55 лет и старше, у мужчин - 60 лет и старше) наблюдалось увеличение уровня переосвидетельствований с целью установления группы инвалидности с 85,9 на 10 тыс. населения в 2018 г., до 96,9 в 2020 г., при показателе 76,1 в 2019 г. (табл. 1). Особенностью переосвидетельствований взрослого населения в 2020 г. явился значительный темп прироста по сравнению с 2019 г. Среди лиц пенсионного возраста статистической особенностью явилось то, что в 2018 г. уровень повторных освидетельствований (повторных обращений) составил 39,2 на 10. тыс. населения, а в 2020 г. - 47,4 на 10 тыс. населения, с темпом прироста 30,2%. Таким образом, наблюдается резкое увеличение уровня переосвидетельствований в трудоспособном и пенсионном возрасте. В пенсионном возрасте темп роста более выражен и составляет 30,2%, в трудоспособном - 24,7%. За период 2018-2020 гг. наблюдалась изменение структуры результатов переосвидетельствований по группам инвалидности (табл. 2). Уровень переосвидетельствований (повторных обращений) инвалидов I группы в рассматриваемом периоде практически не изменился, среди инвалидов II и III группы в 2020 г. произошло значительное увеличение показателя случаев обращения. Из представленных данных можно сделать вывод, что в 2020 г. по сравнению с 2018-2019 гг. наблюдался выраженный прирост переосвидетельствований инвалидов II и III группы с годовым темпом роста 35,7 и 29,4% соответственно. Наблюдалась неоднозначная динамика результатов переосвидетельствований по группам инвалидности среди трудоспособного населения. Динамика переосвидетельствований инвалидов трудоспособного возраста представлена в табл. 3. Уровень переосвидетельствований инвалидов I группы в 2020 г. вырос на 3,3%. Темп роста уровня переосвидетельствований инвалидов II и III группы составляет 26,9 и 26,2%. ps202106.4htm00104.jpg ps202106.4htm00106.jpg Среди населения трудоспособного возраста наиболее выражен рост уровня переосвидетельствований III группы с 23,7% в 2019 г. до 29,9% в 2020 г. Динамика результатов переосвидетельствований по группам инвалидности лиц пенсионного возраста за указанный период также имеет особенности. ps202106.4htm00108.jpg Особенностью повторной медико-социальной экспертизы среди лиц пенсионного возраста является рост доли инвалидности II и III группы при снижении ее в I группе. Наиболее значителен темп роста уровня переосвидетельствований инвалидов II группы (45,4%) при том, что в 2019 г. наблюдался темп убыли (-9,2%). Уровень переосвидетельствований инвалидов III группы возрос на 33,7%, тогда как в 2019 г. наблюдался темп убыли -8,4%. Уровень переосвидетельствований инвалидов I группы имел темп убыли -4,3%, тогда как в 2018-2019 гг. показатели переосвидетельствования оставались без изменений (табл. 4). Особенностью повторной медико-социальной экспертизы у лиц пенсионного возраста в 2020 г. в сравнении с 2018-2019 гг. явился рост удельного веса инвалидов II группы. ps202106.4htm00110.jpg По результатам переосвидетельствования инвалидов взрослого населения рассчитан показатель полной реабилитации, характеризующий отношение числа лиц, которым инвалидность не установлена при переосвидетельствовании, к общему числу переосвидетельствованных инвалидов (табл. 5). В 2020 г. наблюдалось резкое (в 6 раз) снижение показателя полной реабилитации до 0,8%, которое происходило среди лиц трудоспособного и пенсионного возраста. Не вызывает сомнения, что данные показатели отчасти обусловлены объективными причинами ситуации 2020 г. Особенности динамики показателей инвалидности за 2018-2020 гг. можно объяснить следующими фактами. В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также для принятия мер по реализации прав инвалидов на социальную защиту Правительство Российской Федерации в 2020 г. приняло ряд постановлений, утвердивших Временный порядок признания лица инвалидом. Нормативно-правовые акты распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2020 г., и действуют до 1 октября 2021 г. включительно. Настоящий Временный порядок устанавливает особенности признания лица инвалидом, в том числе особенности реализации в период действия настоящего Временного порядка отдельных положений Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее - Правила). Так, признание инвалидом гражданина, срок переосвидетельствования которого наступает в период действия настоящего Временного порядка, осуществляется в заочной форме на основании медицинских документов, которые передаются из медицинских организаций. Гражданам, срок инвалидности которых заканчивается в указанный период, при отсутствии направления на медико-социальную экспертизу проводится автоматическое продление ранее установленной группы инвалидности, а также разработки новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), включающей ранее рекомендованные реабилитационные мероприятия. Инвалидность фактически продлевается на срок 6 мес и устанавливается с даты, до которой была установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании. Таким образом, в Порядок внесены изменения в части сроков установления инвалидности, что нашло отражение в статистической отчетности. Несмотря на то что заочная форма проведения МСЭ нашла позитивный отклик среди представителей общественных организаций (сегодня рассматривается возможность и в дальнейшем, в «обычных» условиях, устанавливать инвалидность и определять потребность в мерах социальной защиты, включая реабилитацию заочно), заочной медико-социальной экспертизы. Серьезная своевременная методическая помощь федерального бюро МСЭ, адаптация государственной информационной системы «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы» (ГИС ЕАВИИАС МСЭ) к вопросам продления инвалидности и Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалидов позволили эффективно реализовать постановления Правительства РФ в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки и найти решение возникших организационных проблем. Однако следует учитывать, что при существующей практике заочного проведения экспертизы оценить экспертно-значимую степень выраженности нарушенных функций организма, структуру и степень ограничений жизнедеятельности, профессионально-трудовые, социальные, психологические и другие особенности человека по представленным из медицинской организации документам не всегда представляется возможным из-за недостаточно качественной информации либо ее полного отсутствия. Под качеством информации понимается совокупность таких свойств, как достоверность, объективность, полнота и адекватность. В случае предоставления медицинской организацией некачественной информации о пациенте специалистам по МСЭ не всегда удается подтвердить или установить причинно-следственную связь между потребностью в мерах социальной защиты и имеющимися в настоящее время ограничениями жизнедеятельности. Оценить эффективность реализации ранее рекомендованных реабилитационных мероприятий, определить реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз инвалида также не всегда представляется возможным. Инвалидность и ИПРА продлеваются по «формальному» признаку. Заключение Сведения об инвалидности по различным возрастным группам населения необходимы для оценки тенденций и состояния здоровья населения, эффективности реабилитационных мероприятий, планированию различных видов медико-социальной помощи, рационального использования материальных ресурсов, прогнозированию инвалидности. В данной работе проведено обобщение особенностей повторной медико-социальной экспертизы, выделена специфика инвалидности взрослого населения РФ за 2018-2020 гг. с учетом принятия организационно-управленческих решений. Проблемные вопросы заочной экспертизы нашли отражение в статистической отчетности, что и представлено в данном исследовании. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

О. В. Хорькова

ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России

Email: spbkafedra@inbox.ru

С. Н. Пузин

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России; ФГБНУ «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии»


О. Т. Богова

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России


Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2020 г. № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом». Гарант.ру: информационно-правовой портал. М.: НПП «Гарант сервис»; 2021. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73769784/(дата обращения 22.03.2021).
  2. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2020 г. № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом». Гарант.ру: информационно-правовой портал. М.: НПП «Гарант сервис»; 2021. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74671228/(дата обращения 22.03.2021).
  3. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб./Росстат. Р76. М.; 2018. Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/year/year18.pdf
  4. Российский статистический ежегодник. 2019: Стат. сб./Росстат. Р76. М.; 2019. Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2019/year/year2019.pdf
  5. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат.сб./Росстат. Р76. М.; 2020. Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2020year/year2020.pdf
  6. Пузин С. Н., Шевченко С. Б., Диделев А. В., Богова О. Т. Модернизация процесса реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности при обеспечении их ТСР. Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2016;(4):5-11.
  7. Хорькова О. В. Вопросы совершенствования межведомственного взаимодействия в рамках разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидам пожилого возраста. В сб.: Материалы научно-практической конференции «Организационные и методические аспекты реализации ИПРА инвалида с нарушением функции опоры и движения». Новокузнецк; 2017. С. 31-2.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 338

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах