The transformation of medical statistic during pandemic of new coronavirus infection (COVID-19)

  • Authors: Kobyakova O.S.1, Polikarpov A.V.1,2, Golubev N.A.1, Ryabkov I.V.1,2, Lisnenko A.A.1,2
  • Affiliations:
    1. The Federal State Budget Institution “The Central Research Institute for Health Organization and Informatics” of Minzdrav of Russia
    2. The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” of Minzdrav of Russia
  • Issue: Vol 29, No 6 (2021)
  • Pages: 1439-1445
  • Section: Articles
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/765
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-6-1439-1445
  • Cite item

Abstract


The pandemic of new coronavirus infection (COVID-19) directly effected medical statistics service. The amendments to the Federal Law “On the Official Statistical Accounting and the System of State Statistics in the Russian Federation” adopted in December 2020, regulated the provision of primary statistical data according forms of Federal and industrial statistical observation in the format of electronic document signed with electronic signature. This required the development of system of collecting and processing statistical data at the Federal level applying new technological solutions.The purpose of the study. To analyze the changes in the system of collecting and processing annual reporting on medical statistics for 2020 during the pandemic of new coronavirus infection COVID-19.The analysis was made concerning both normative legal base regulating implementation of information systems and system of receiving annual reports for current and previous years. Also content analysis was applied and materials distributed Internet were used.In conditions of new coronavirus infection (COVID-19) pandemic, instead of classical system of informational interaction at face-to-face coordination of annual report data, in extremely short terms new model of informational interaction of remote coordination and processing of annual report data was developed. The updated technological scheme was applied that included data transmission, remote coordination in VKS format, informing thriugh Telegram-channels and signing finalized forms with enhanced electronic digital signature.The complicated epidemiological situation regarding morbidity of new coronavirus infection (COVID-19) and as well as adoption of amendments in Federal legislation regarding provision of statistical observation forms in format of electronic document signed with electronic signature, required revision of format of statistical reports reception in 2020. The application of developed technology of collecting and processing annual reports data on medical statistics in online format permitted to dispense with both provision of hard copies versions of forms and reports and business trips of specialists from the subjects of the Russian Federation to Moscow that reduced expenses of the subjects of the Russian Federation when submitting annual reports. The developed mechanism of signing with unqualified electronic digital signature permitted to control data integrity. The applied mechanism for signing finalized concerted forms with enhanced electronic digital signature of public authority of the subject of the Russian Federation in the field of health protection ensured juridical significance of document provided. The establishment of base for further modernization of system of collecting statistical information from primary data, including subsequent implementation of structured electronic medical documents is proposed.

Full Text

Введение Весной 2020 г. в России был реализован уникальный опыт внедрения дистанционного формата в деятельность множества самых различных организаций и ведомств, обусловленный беспрецедентными внешними обстоятельствами, потребовавшими экстренного применения карантинных мер. Необходимость соблюдения режима изоляции вынудила работодателей в срочном порядке переводить сотрудников на удаленную работу (полностью или частично) практически во всех отраслях и организациях, где это можно было сделать, поскольку такое решение зачастую было единственно возможным для функционирования в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Сотрудниками организаций, где это возможно, была налажена дистанционная работа в условиях самоизоляции. Были использованы технологии удаленного доступа. Согласно данным ВЦИОМ, в период пандемии в России число работающих удаленно выросло в 8 раз [1]. При этом более половины из них относятся к специалистам с высшим образованием, работающим в бюджетной сфере. Новые обстоятельства заставили проявить ответственность и самоорганизацию и самостоятельно структурировать свой рабочий день. В новых условиях стало не нужно день тратить время на дорогу, исчезли привычные рабочие перерывы на обед и чай с коллегами. Рабочий день может быть и ранним утром, и поздним вечером. Потребовалась адаптация к ежедневному общению в формате письменных или голосовых сообщений как основному способу рабочей коммуникации. Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) оказала влияние и на службу медицинской статистики. В конце 2020 г. был принят Федеральный закон, предусматривающий предоставление первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения исключительно в форме электронного документа, подписанного электронной подписью [2]. Эта обязанность вводилась для всех юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), со дня принятия данного Федерального закона, а для субъектов малого предпринимательства - с 1 января 2022 г. Необходимо отметить, что до настоящего времени сохраняются организационные и методологические проблемы формирования статистической информации [3]. Так, существуют отчетные формы, перегруженные невостребованной информацией при отсутствии необходимых данных в учетной документации. При частом пересмотре отчетных форм нарушаются динамические ряды показателей, что затрудняет проведение их ретроспективного сравнительного анализа. Недостаток инструктивных указаний к заполнению форм может приводить к искажению методологии данных, присутствует дублирование одних и тех же показателей в разных отчетных формах [3]. Имеющиеся сложности были обострены эпидемиологической обстановкой, потребовавшей перестройки системы сбора и обработки статистических данных на федеральном уровне. Цель исследования - проанализировать изменения системы сбора и обработки годовой отчетности по медицинской статистике за 2020 г. во время пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Материалы и методы Проведен анализ нормативной правовой базы, регламентирующей внедрение информационных систем, анализ системы приема годовых отчетов за текущий и предыдущий годы, использован контент-анализ, а также материалы, размещенные в сети Интернет. Результаты исследования Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) оказала влияние на систему сбора и обработки годовой отчетности по медицинской статистике за 2020 г. в Российской Федерации в 2021 г., которая была разработана с применением новых технологических решений. Сложная эпидемиологическая обстановка не позволяла использовать традиционный формат сбора данных [4-7]. ps202106.4htm00005.jpg Классический порядок сбора и обработки форм федерального и отраслевого статистического наблюдения многие годы включал в себя получение базы данных в электронном формате и бумажного экземпляра форм за подписью руководителя органа государственной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации (рис. 1). Контроль качества предоставляемых данных, в том числе сопоставительный межформенный анализ, проводили в формате очной защиты форм руководителями службы медицинской статистики субъектов Российской Федерации [8]. При выявлении ошибок согласованные изменения вносились в базу данных и бумажный бланк формы отчетности. После согласования всех форм годового отчета база данных с учетом исправлений направлялась в адрес субъектов Российской Федерации для предоставления в территориальный орган статистики, а сводная информация по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации передавалась в Минздрав России. Изменения в системе медицинской статистики были обусловлены рядом причин и непосредственно связаны с текущей ситуацией в стране [9]: •Возросшей потребностью в объеме статистических данных. •Синхронизацией данных с международными стандартами. •Переходом на электронные каналы передачи статистической отчетности. •Развитием цифрового здравоохранения. •Переходом статистических инструментов на МКБ-11. •Сжатыми сроками предоставления данных в режиме онлайн. •Повышением требований к качеству статистических данных. Для осуществления приема сводных годовых статистических отчетов за 2020 г. была разработана модель согласования и защиты форм в дистанционном режиме (рис. 2). Данная модель включает в себя: -транспортную информационную систему для осуществления взаимодействия между специалистами Минздрава России и специалистами субъектов Российской Федерации, предоставляющими отчетность; -организацию дистанционных рабочих мест для специалистов профильных Национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ) на базе собственных организаций; -обеспечение юридической значимости передаваемых документов в соответствии с нормативными документами. В целях обсуждения замечаний между специалистами Минздрава России и службы статистики субъекта Российской Федерации по ключевым формам применена система совместного редактирования документов с поддержкой отслеживания и записи изменений. Разработанная в крайне ограниченные сроки, транспортная информационная система «МЕДСТАТ-WEB - Согласование» позволила организовать передачу баз данных, бланков форм в виде сканированного документа и пояснительных записок к формам от субъектов Российской Федерации, а также возможность направления в адрес субъектов выявленных замечаний или методологических вопросов. Таким образом был выстроен двусторонний обмен информацией. ps202106.4htm00007.jpg Доступ в данную информационную систему был строго персонализирован для специалистов, назначенных органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, ответственными за координацию в рамках годового отчета за 2020 г. Система видео-конференц-связи (ВКС) для очной защиты форм была развернута на платформе TrueConf на собственных мощностях ЦНИИОИЗ. Для реализации разработанной модели был проведен ряд организационных мероприятий: -Определение в каждом субъекте Российской Федерации единого координатора работы в логистической системе «МЕДСТАТ-WEB - Согласование», включение координаторов в единый чат. -Проведение нескольких циклов обучения специалистов работе в системе, размещение видеоинструкций и презентационных материалов. -Назначение специалистов технической поддержки каждой из систем («МЕДСТАТ-WEB», ВКС, «МЕДСТАТ» и др.), удаленное подключение к рабочему столу специалиста. -Максимальное упрощение работы интерфейса за счет минимизации выполняемых действий пользователями. -Привлечение студентов-второкурсников международной школы «Медицина будущего» Сеченовского Университета для оказания информационно-технической поддержки пользователям (в качестве первой линии технической поддержки). -Организационная поддержка от Минздрава России в случае нарушения сроков и порядка сдачи форм отчетности. Специалистами ЦНИИОИЗ Минздрава России было проведено обучение для региональных координаторов, объяснен порядок работы с модернизированной системой. В рамках онлайн-семинаров специалистам показали общую систему работы и технологическую схему передачи данных и согласования. В целях оперативной координации создан единый чат в мессенджере. Была разработана технологическая схема информационного взаимодействия (рис. 3). Для обеспечения целостности передаваемых данных применен механизм подписания каждого сообщения неквалифицированной электронной цифровой подписью. С точки зрения пользователя процесс был реализован максимально просто, кнопкой «отправить и подписать». По результату подписания формировался протокол с указанием подписанта и реквизитов, включая хеш-суммы. Поскольку годовые данные форм федерального и отраслевого статистического наблюдения являются основой статистической информации в Российской Федерации и источником для предоставления страновых данных в ВОЗ и иные международные организации, для обеспечения юридической значимости документов был реализован механизм подписания итоговых согласованных форм усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. ps202106.4htm00009.jpg Данный механизм был реализован посредством отсоединенной электронной подписи. При этом сертификат подписи для расшифровки располагается в отдельном файле и содержит метаданные, ссылающиеся на подписанный файл. Соответственно, со стороны личного кабинета субъекта были реализованы система логистики с оперативным информированием о событиях в системе через Telegram-каналы, система ВКС, система совместного редактирования документов, подписание электронной цифровой подписью. Проверка валидности усиленной ЭЦП осуществлялась с использованием Единого портала государственных услуг (ЕПГУ). Обсуждение Корни нынешней трансформации медицинской статистики относятся к 1992 г., когда была разработана автоматизированная система сбора и обработки значений форм федерального и отраслевого статистического наблюдения в сфере охраны здоровья по субъектам, федеральным округам и Российской Федерации («МЕДСТАТ»), и по настоящее время поддерживаемая силами специалистов ЦНИИОИЗ Минздрава России. До 2014 г. при сборе и обработке статистической отчетности от субъектов Российской Федерации на федеральном уровне использовалась большая доля ручной обработки материалов. Каждый субъект Российской Федерации представлял 37 отчетов в электронном виде и на бумажном носителе в двух экземплярах. Специалистам, ответственным за прием форм, материалы выдавались в форме распечатки базы данных этих отчетов с ведомостью условий контроля, аннотациями и методикой описания условий контроля. Большому числу технических сотрудников приходилось считывать отчет на бумажном носителе в двух экземплярах между собой, а также с массивом, записанным на магнитном носителе, затем отчет передавался на предварительный визуальный просмотр специалистам, ответственным за прием форм. После работы с представителями территорий и выявления ошибок в их отчете вручную писались соответствующие корректуры и передавались техническим специалистам, где вносились исправления в базу данных с последующей передачей исправленных материалов специалисту, ответственному за прием формы. Если ошибка была не проработана, то корректуры писались до тех пор, пока ошибка не снималась, что могло занимать от 15 мин до 2 ч и более. Когда специалист, ответственный за прием форм, проработал все ошибки в отчетах по субъектам, он получал готовую компьютерную распечатку базы данных этого федерального округа со всеми видами контроля и работал с ней так же, как и с отчетом каждого субъекта. Только после снятия всех ошибок на уровне субъекта и на уровне федерального округа формировалась распечатка массива данных по Российской Федерации с ведомостями контроля. Если данные о форме не содержали ошибок, то делалась распечатка годового отчета в виде бланков формы. Такая организация процесса была крайне трудоемка, затратна и не исключала технических ошибок. В 2014 г. система сбора и обработки медико-статистической информации на федеральном уровне подверглась модернизации на основе применения современных информационных технологий [9]. Внедрение протоколов «контрольных сумм» позволило исключить трудоемкий процесс считывания отчетов на бумажных носителях с информацией в базе данных. Для координации, организации и оперативного мониторинга процесса предоставления информации специалистами ЦНИИОИЗ Минздрава России была разработана система «МЕДСТАТ-WEB». В системе «МЕДСТАТ-WEB» был организован персонифицированный доступ по уникальному логину и паролю для каждого из субъектов Российской Федерации и предоставлялся на основании письма органа управления здравоохранением субъекта. Также была проведена модернизация программных средств, применяемых при проверке достоверности статистической информации [10]. Это позволило защитить формы статистической отчетности от внесения случайных исправлений, оптимизировать интерфейс системы «МЕДСТАТ» для работы на современных персональных компьютерах с высоким разрешением экрана, разработать алгоритм обмена базами данных в части выгрузки отдельных наборов таблиц из одной формы, существенно расширить функционал методологической проверки достоверности данных. Уникальность обработки годовых отчетов на федеральном уровне заключается в прохождении медико-статистической информации через многоуровневую систему контроля (внутриформенный, межформенный, межгодовой, форматный), которые позволяют выявить и исключить неточности в данных. Немало в последние годы говорилось о переходе на цифровую экономику. Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) заметно ускорила этот переход. В 2021 г. применение новой модели сбора и формирования статистической отчетности позволило отказаться от командировок специалистов службы статистики субъектов Российской Федерации для сдачи годовых отчетов в Москву, что позволило снизить расходы субъектов. Дальнейшая цифровая трансформация системы здравоохранения предполагает отказ от применения форм государственной статистической отчетности. Вместо этого будет развиваться управление здравоохранением на основе первичных данных. В результате этого будут снижаться время и трудозатраты на получение информации, повышаться качество и достоверность информации, проводиться многофакторный анализ данных, появится возможность определять причины отклонений и взаимосвязи между показателями [11]. В Решении заседания коллегии Министерства здравоохранения от 14 декабря 2020 г. указано, что «переход на реестровый принцип ведения государственных регистров и реестров, управление на основе первичных данных, а также внедрение МКБ-11 в цифровом виде, создание благоприятных условий для реализации и развития сервисов, в том числе на основе технологий искусственного интеллекта, - стратегические цели, способствующие повышению качества медицинских услуг и реализации национального проекта „Здравоохранение“, цифровой трансформации отрасли» [12]. Однако данный процесс невозможен без методологической проработки, паспортизации каждой графоклетки отчетной формы на основании учетной документации и внедрения структурированных электронных медицинских документов (СЭМД) по всем видам медицинской помощи. Таким образом, в рамках годового отчета за 2020 г.: -изменена система взаимодействия со специалистами службы статистики субъектов Российской Федерации с применением транспортной информационной системы, системы ВКС, системы совместного редактирования документов с поддержкой отслеживания и записи изменений; -реализована возможность использования неквалифицированной электронной цифровой подписи для гарантированной доставки всех сообщений в системе, а также применен механизм отправки и получения согласованных бланков форм, подписанных руководителем органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъекта Российской Федерации усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью, с проверкой хеш-суммы и валидности подписи; -на базе ЦНИИОИЗ Минздрава России для принимающих специалистов профильных НМИЦ организованы рабочие места по технологии удаленного рабочего стола по защищенным каналам связи «точка-точка». Специалисту доступна единая база данных со всеми проверками, внесенными в «МЕДСТАТ». Выводы 1. Сложная эпидемиологическая обстановка по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также принятие изменений в федеральное законодательство в части предоставления форм статистического наблюдения в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, потребовало переработки формата приема статистической отчетности за 2020 г. 2. Применение разработанной технологии сбора и обработки годовых отчетов по медицинской статистике в формате онлайн позволило отказаться от предоставления бумажных вариантов форм и командировок специалистов из субъектов в Москву, что сократило расходы субъектов на предоставление годовых отчетов. 3. Разработанный механизм подписания сообщения неквалифицированной электронной цифровой подписью позволил контролировать целостность данных, а примененный механизм подписания итоговых согласованных форм усиленной электронной цифровой подписью органа управления здравоохранением субъекта обеспечил юридическую значимость документа. 4. Была создана база для дальнейшей модернизации системы сбора статистической информации из первичных данных, в том числе с последующим внедрением СЭМД. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

O. S. Kobyakova

The Federal State Budget Institution “The Central Research Institute for Health Organization and Informatics” of Minzdrav of Russia


A. V. Polikarpov

The Federal State Budget Institution “The Central Research Institute for Health Organization and Informatics” of Minzdrav of Russia; The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” of Minzdrav of Russia


N. A. Golubev

The Federal State Budget Institution “The Central Research Institute for Health Organization and Informatics” of Minzdrav of Russia

Email: golubev@mednet.ru

I. V. Ryabkov

The Federal State Budget Institution “The Central Research Institute for Health Organization and Informatics” of Minzdrav of Russia; The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” of Minzdrav of Russia


A. A. Lisnenko

The Federal State Budget Institution “The Central Research Institute for Health Organization and Informatics” of Minzdrav of Russia; The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University” of Minzdrav of Russia


References

  1. СоциоДигер. 2020. Август. Т. 1. Вып. 1: Труд и занятость. Режим доступа: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/podborka/wciom_sociodigger.pdf (дата обращения 28.05.2021).
  2. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 500 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
  3. Гусев А. В. Перспективы дальнейшего развития службы медицинской статистики путем перехода к управлению на основе данных. Врач и информационные технологии. 2018;(2):6-22.
  4. Voskanyan Y., Kidalov F., Shikina I., Kurdyukov S., Andreeva O. Model of Individual Human Behavior in Health Care Safety Management System. (2021) In: Antipova T. (ed.). Comprehensible Science. ICCS 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 186. Springer, Cham. doi: 10.1007/978-3-030-66093-2_40
  5. Voskanyan Y., Shikina I., Kidalov F., Andreeva O., Makhovskaya T. Impact of Macro Factors on Effectiveness of Implementation of Medical Care Safety Management System. In: Antipova T. (ed.). Integrated Science in Digital Age 2020. ICIS 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 136. Springer, Cham. doi: 10.1007/978-3-030-49264-9_31
  6. Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н., Ендовицкая Ю. В., Несветайло Н. Я. Влияние коронавируса СOVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении. Менеджер здравоохранения. 2020;(4):58-71.
  7. Орлов С. А., Соболев К. Э., Александрова О. Ю. Подходы к планированию медицинской инфраструктуры и коечного фонда медицинских организаций в условиях развития и распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(1):25-31. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-1-25-31
  8. Шляфер С. И. Проблемы ведения статистической отчетности скорой медицинской помощи. В сб.: Скорая медицинская помощь - 2020. Материалы 19-го Всероссийского конгресса (Всероссийской научно-практической конференции с международным участием). ПСПбГМУ им. И. П. Павлова; ГБУ СПб НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе. СПб.; 2020. С. 74-5.
  9. Статистические формы годового отчета 2020 г. Для медицинских организаций. Режим доступа: https://www.zdrav.ru/articles/4293662483-statisticheskie-formy-godovogo-otcheta-2020-dlya-medicinskih-organizacij-20-m12-18
  10. Поликарпов А. В., Голубев Н. А., Огрызко Е. В. Оптимизация службы медицинской статистики на различных уровнях в современных условиях. Врач и информационные технологии. 2015;(2):72-80.
  11. Какорина Е. П., Поликарпов А. В., Голубев Н. А., Огрызко Е. В. Оптимизация системы обработки статистической отчетности «МЕДСТАТ» в современных условиях. Менеджер здравоохранения. 2015;(10):31-40.
  12. Башков И. О. Практическая польза цифрового контура здравоохранения: переход к аналитике на основе первичных данных. В сб.: Статистика здравоохранения нового времени: Материалы Второго съезда медицинских статистиков Москвы. Москва, 8-9 октября 2020 г. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ»; 2020. С. 12-6.
  13. В Минздраве обсудили развитие единого цифрового контура. Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/news/2020/12/15/15665-v-minzdrave-obsudili-razvitie-edinogo-tsifrovogo-kontura

Statistics

Views

Abstract - 233

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies