The increasing of the somatic health in students using differently directed fitness

Abstract


The purpose of study is to scientifically substantiate the methodology of applying differently directed fitness tools to increase the level of somatic health, physical and mental workability of students. The experimental sampling consisted of 186 students (106 girls, 80 boys) of the Belgorod State National Research Institute and the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. Two groups of respondents were organized: control group (n=85; 47 girls, 38 boys) that included students involved into officially approved education program of the Chair of Physical Culture and experiment group (n=101; 59 girls, 42 boys) that included students involved into experimental program. It is established that Pilates stabilizes and topes up muscles of entire body, improves coordination abilities of students involved, improves body-build constitution, promotes reducing of back pain, improves cardio-respiratory system functioning and is the most called-for fitness direction for reducing psycho-emotional tension. The step aerobics positively effects on the cardio-respiratory system, the entire musculoskeletal system and physical workability. The level of somatic health in experiment group after the experiment improved from “below average” to “average”. In control group both before and after the experiment, the level of somatic health corresponded to “below average”. After the experiment, the physical performance indices in experiment group improved and remained at the same level in control group. In the experiment group all analyzed indices of mental workability increased and acquired measured character.

Full Text

Введение Как отмечают многие специалисты, с начала XXI в. в среде студенческой молодежи наблюдается снижение уровня соматического здоровья, умственной и физической работоспособности [1]. Ежегодный анализ состояния здоровья поступающих в высшие учебные заведения России показывает неутешительную динамику роста числа первокурсников с различными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, нервной и других систем организма (рис. 1). На последующих курсах наблюдается рост этих показателей, который характеризуется либо прогрессированием старых заболеваний, либо возникновением новых. В последнее время образовательный процесс в вузах претерпел значительные изменения: многократно возросла его интенсивность. Увеличение умственной нагрузки, цифровизация учебного процесса неизбежно влекут за собой снижение не только двигательной активности, но и уровня здоровья студенческой молодежи. У студентов практически не остается свободного времени, что становится одним из основных факторов снижения интереса к занятиям физической культурой и спортом. Многие специалисты утверждают, что двигательная активность - один из важнейших компонентов здорового образа жизни человека, в основе которого лежит разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья систематическое использование средств физической культуры и спорта [2-6]. Необходимо отметить, что в настоящее время перед преподавателями физической культуры стоит важная задача, заключающаяся в повышении не только уровня здоровья студентов, но и их физической и умственной работоспособности. Цель нашего исследования - научное обоснование методики применения разнонаправленных средств фитнеса для повышения уровня соматического здоровья, а также физической и умственной работоспособности студентов. Материалы и методы В эксперименте приняли участие 186 студентов Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») и Белгородского университета кооперации, экономики и права (БУКЭП) (106 девушек, 80 юношей). Все испытуемые относились к основному учебному отделению. Были сформированы две группы: в контрольной группе (КГ; n=85; 47 девушек, 38 юношей) занимались по утвержденной на кафедре физического воспитания учебной программе, в экспериментальной группе (ЭГ; n=101; 59 девушек, 42 юноши) в содержание программы была включена экспериментальная методика. Методика применения разнонаправленных средств фитнеса для повышения уровня соматического здоровья, физической и умственной работоспособности студентов строилась на чередовании занятий с использованием средств пилатеса и степ-аэробики на протяжении всего курса обучения. Разработанная методика применения разнонаправленных средств фитнеса была дополнена эстафетами и подвижными играми для повышения интереса у занимающихся и увеличения эмоциональной составляющей занятий. Студенты, принимавшие участие в исследовании, были ознакомлены с Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации [7] и дали письменное согласие на участие в экспериментальных исследованиях. Статистический анализ полученных данных проведен с помощью лицензированных пакетов электронных таблиц Microsoft Excel (2016), Statgraphics 18.1.08. Определяли показатели описательной статистики (средняя арифметическая величина, стандартное отклонение и ошибка средней величины). Достоверность различий величин оценивали по критерию Стьюдента, различие считалось значимым при p<0,05. Результаты исследования В ходе теоретического анализа научных исследований, посвященных изучению особенностей влияния различных упражнений как на организм занимающихся, так и на их психоэмоциональное состояние, нами были изучены различные виды двигательной активности. Были выбраны наиболее привлекательные, с точки зрения студентов, виды физкультурно-оздоровительной деятельности, которые почти не применяются на обязательных занятиях физической культурой и спортом в вузе: пилатес и степ-аэробика [8-10]: •пилатес стабилизирует и тонизирует мышцы всего организма, совершенствует координационные способности занимающихся, улучшает телосложение, способствует уменьшению болевого синдрома в спине, улучшает работу кардиореспираторной системы, а также является наиболее востребованным фитнес направлением для снижения психоэмоционального напряжения; •степ-аэробика положительно влияет на кардиореспираторную систему и весь опорно-двигательный аппарат, а также оказывает положительное влияние на физическую работоспособность [5, 8]. Для определения динамики физической работоспособности студентов нами были использованы «Проба Руффье», «Степ-тест» и «Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с». Сравнительный анализ результатов студентов до и после проведения эксперимента позволил выявить положительное влияние разработанной методики. Так, в показателях студентов ЭГ произошли достоверные изменения в лучшую сторону, тогда как у студентов КГ эти показатели незначительно улучшились, но не значимо (рис. 2). Анализ результатов исследования физической подготовленности показал, что статистически значимые различия между показателями до и после эксперимента были зафиксированы только у студентов ЭГ. При этом по ряду показателей в КГ выявлены достоверно более низкие результаты, чем в ЭГ (табл. 1). Значимо положительные изменения в показателях функционального состояния были отмечены только в ЭГ. У студентов КГ значимых изменений выявлено не было (табл. 2). Для определения степени влияния разработанной нами методики на соматическое здоровье студентов мы использовали методику Г. Л. Апанасенко (1988). Достоверные различия после проведения эксперимента между группами были выявлены в показателях «Индекс Кетле», «Индекс Робинсона» и «Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с». У студентов ЭГ эти показатели были лучше, чем у студентов КГ. Оценка уровня соматического здоровья, которая выставляется по сумме баллов, у студентов КГ до и после проведения эксперимента соответствовала оценке «ниже среднего». В ЭГ до проведения эксперимента уровень здоровья оценивался «ниже среднего», после эксперимента он повысился до оценки «средний уровень» (рис. 3). Для изучения влияния разработанной методики на умственную работоспособность применяли тесты на внимание, мышление и память (рис. 4). Также нами была использована компьютерная программа «КПФК-99 - Психомат» (табл. 3) С помощью данных тестов мы исследовали динамику умственной работоспособности в разное время суток в недельном цикле. У студентов ЭГ все исследуемые показатели повысились и стали носить размеренный характер. У студентов КГ эти показатели практически не изменились и сохранили неравномерный характер. Все показатели, характеризующие умственную работоспособность (см. табл. 3) у студентов ЭГ достоверно улучшились (рm0,05), у студентов КГ достоверно ухудшились показатели в тестах «Память на числа» и «Арифметический тест» (рm0,05). Между группами по всем проведенным тестам отмечены значимые различия (рm0,05), при этом у студентов ЭГ эти показатели лучше, чем у студентов КГ. Обсуждение В настоящее время недостаточно изучена проблема повышения уровня соматического здоровья, физической и умственной работоспособности студентов в ходе учебно-образовательного процесса. Нами практически не было выявлено научных работ с научным обоснованием целесообразности сочетания разнонаправленных средств фитнеса в образовательной деятельности студентов вузов. Рядом зарубежных авторов изучается влияние отдельных видов фитнеса на различные показатели жизнедеятельности студентов. Влияние занятий пилатесом и степ-аэробикой на мотивацию, стресс и другие психологические процессы рассмотрены в ряде работ [11-17]. Многие специалисты в исследованиях отмечают положительное влияние занятий фитнесом на физическое развитие и физическую подготовленность [18-25]. Выявив положительное влияние различных фитнес-технологий, большинство ученых предлагают использовать отдельные виды фитнеса при разработке учебных программ по физической культуре, для студентов [13, 22, 23, 26-29]. Необходимо отметить, что доказана взаимосвязь между успеваемостью и занятиями пилатесом [11, 15]. Ученые Белгородского государственного национального исследовательского университета А. А. Горелов, В. Л. Кондаков, А. Н. Усатов научно обосновали использование средств физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности, уровня здоровья, а также снижения нервно-эмоционального напряжения студенческой молодежи в процессе повседневной и образовательной деятельности [6]. Все это подтверждает актуальность нашего исследования и свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки и внедрения в образовательное пространство современного вуза инновационных методик и технологий (физкультурно-оздоровительных, педагогических), способствующих повышению уровня соматического здоровья, физической и умственной работоспособности студенческой молодежи. Выводы 1. Уровень соматического здоровья студентов ЭГ после проведения эксперимента улучшился с оценки «ниже среднего» до оценки «среднее». В КГ до и после эксперимента уровень соматического здоровья соответствовал оценке «ниже среднего». 2. После проведения эксперимента показатели физической работоспособности у студентов ЭГ улучшились, у студентов КГ - остались на прежнем уровне. 3. У студентов ЭГ все исследуемые показатели умственной работоспособности повысились и приобрели размеренный характер. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

V. I. Bocharova

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Belgorod State National Research Institute”


V. L. Kondakov

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Belgorod State National Research Institute”

Email: kondakov@bsu.edu.ru

E. N. Kopeikina

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Belgorod State National Research Institute”


D. E. Smirnova

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Belgorod State National Research Institute”


L. V. Verzunova

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Belgorod State National Research Institute”


I. A. Shumakov

The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “The Belgorod State National Research Institute”


References

  1. Горелов А. А., Третьяков А. А. Нервно-эмоциональное напряжение студентов и методы повышения устойчивости студентов к его воздействию: Монография. Белгород; 2012.
  2. Ильинич В. И. Физическая культура студента: Учебник. М.; 2005.
  3. Кондаков В. Л., Копейкина Е. Н., Усатов А. Н. Двигательная активность как основа успешного овладения образовательной программой в современном высшем учебном заведении. Научный поиск. 2014;(1):16-8.
  4. Семенова Т. Н. Динамика показателей физического развития и умственной работоспособности у детей младшего школьного возраста в условиях городской среды. М.; 2006.
  5. WMA Declaration of Helsinki - Ethical Principles for Medical Research Involving Human Subjects. Режим доступа: http://www.ub.edu/recerca/Bioetica/doc/Declaracio_Helsinki_2013.pdf (дата обращения 15.04.2016).
  6. Горелов А. А., Кондаков В. Л., Усатов А. Н. К вопросу об использовании самостоятельной физической тренировки в образовательном пространстве современного вуза. Физическое воспитание студентов. 2013;(1):17-26. doi: 10.6084/m9.figshare.156351
  7. Федорова О. Н. Комплексное применение средств Пилатеса и аквааэробики на занятиях с женщинами второго периода зрелого возраста. СПб.; 2012. 26 с.
  8. Dolzhenko L. P. Physical fitness and functional features of students with different levels of physical health. Kiev; 2007 (in Ukrainian).
  9. Kondakov V. L., Kopeikina E. N., Usatov A. N. On purposefulness of application of physical culturehealth related technology for prophylaxis of students’ respiratory system disorders. Physical Education of Students. 2016;2:4-12. doi: 10.15561/20755279.2016.0201
  10. Pilates J. H., Miller W. J. Return to life through contrology. New York; 1948.
  11. Memmedova K. Impact of Pilates on Anxiety Attention, Motivation, Cognitive function and Achievement of Students: Structural Modeling. In: C. Hursen, ed. Proceedings of 5th World Conference on Learning, Teaching and Educational Leadership. Amsterdam: Elsevier Science Bv.; 2015.
  12. Mora C. A. A. Review of the benefits of physical exercise on psychological stress based on intensity and mode. Pensar En Movimiento-Revista De Ciencias Del Ejercicio Y La Salud. 2018;16(1):21.
  13. Bodnar I., Pavlova I., Dukh T., Wasik J., Mosler D., Svyshch Y. Effects of mutual learning in physical education to improve health indicators of Ukrainian students. Physical Education of Students. 2019;23(5):229-35.
  14. Abavisani M., Lakzian R., Sarchahi Z., Jafariani S., Pourjafar H. The effect of Pilates exercise on anxiety in students of department of medical emergency - a clinical trial. J. Evolut. Med. Dental Sci. Jemds. 2019;8(21):1755-8.
  15. McLoughlin G. M., Bai Y., Welk G. J. Longitudinal associations between physical fitness and academic achievement in youth. Med. Sci. Sports Exercise. 2020;52(3):616-22.
  16. Haible S., Volk C., Demetriou Y., Honer O., Thiel A., Sudeck G. Physical activity-related health competence, physical activity, and physical fitness: analysis of control competence for the self-directed exercise of adolescents. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020;17(1):15.
  17. Tong J. J., Qi X., He Z. H., Chen S. L., Pedersen S. J., Cooley P. D. The immediate and durable effects of yoga and physical fitness exercises on stress. J. Am. Coll. Health. 2020;9. doi: 10.1080/07448481.2019.1705840
  18. Gonzalez-Galvez N., Poyatos M. C., Pardo P. J. M., Vale R. G. D., Feito Y. Effects of a pilates school program on hamstrings flexibility of adolescents. Revista Brasileira De Medicina Do Esporte. 2015;21(4):302-7.
  19. Tinoco-Fernandez M., Jimenez-Martin M., Sanchez-Caravaca M. A., Fernandez-Perez A. M., Ramirez-Rodrigo J., Villaverde-Gutierrez C. The Pilates method and cardiorespiratory adaptation to training. Res. Sports Med. 2016;24(3):281-6.
  20. Kozhurina I. Health-improving physical education programme for university students. Sci. Educat. 2016;(8):85-6.
  21. Kibar S., Yardimci F. O., Evcik D., Saime A. Y., Alhan A., Manco M., et al. Can a Pilates exercise program be effective on balance, flexibility and muscle endurance? A randomized controlled trial. J. Sports Med. Phys. Fitness. 2016;56(10):1139-46.
  22. Atilgan E., Tarakci D., Mutluay F. Examining the postural awareness and flexibility changes in physical therapy students who took clinical Pilates class. Pakistan J. Med. Sci. 2017;33(3):640-4.
  23. Gonzalez-Galvez N., Poyatos M. C., Marcos-Pardo P. J., Feito Y., Vale R. G. D. Pilates training induces changes in the trunk musculature of adolescents. Revista Brasileira De Medicina Do Esporte. 2019;25(3):235-9.
  24. Sereda I., Lavrin H., Kucher T., Grygus I., Muszkieta R., Napierala M., et al. The impact of yoga practice on the development of flexibility among the female student's pedagogical specialities in the process of physical training of higher educational institutions. Int. J. Appl. Exerc. Physiol. 2020;9(1):85-95.
  25. Al Ameer A. Influence of plyometric training program on selected motor fitness components among university males. Int. J. Appl. Exerc. Physiol. 2020;9(1):46-51.
  26. Mulyk K., Maksimova K., Mulyk V., Karpets L., Pustovoit B., Yefimenko P., et al. Motivational principles of using various fitness programs. Res. J. Pharm. Biol. Chem. Sci. 2018;9(6):673-80.
  27. Symonik A. V., Chernenko O. Y., Chernenko A. Y., Serdyuk D. G., Kokarev B. V., Bulakh S. M. Application of fitball aerobics means in the system of physical education of female students of non-sporting specialties. Physical Education of Students. 2018;22(3):159-66.
  28. Masanovic B. Prescribed Physical Education Syllabus vs. Modified Physical Education Syllabus Containing Proprioception Exercises: Comparative Study. Int. J. Appl. Exerc. Physiol. 2020;9(1):149-58.
  29. Kondakov V. L., Kopeikina E. N., Nikulina D. E., Voloshina L. N., Balysheva N. V. The orientation on the student’s identity and its influence on size and nature of physical activity. Amazonia Investiga. 2018;7(13):58-64.

Statistics

Views

Abstract - 141

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies