INSTABILITY OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS AND EMPLOYMENT PROBLEMS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Abstract


The article is devoted to the analysis of the consequences in the social and labor sphere, which were caused by the outbreak of the coronavirus infection COVID-19. The changes in labor relations during the pandemic and the benefits of the new regulation norms of the remote work are investigated. The impact of working remotely on the social and labor sphere and the prospects for the development and implementation of effective remote mechanisms over the next ten years are analyzed. In a pandemic situation, remote work has proven to be an important factor for business ongoing activity, with benefits in the form of reduced commuting time, the ability to focus on work tasks away from distracting office aspects, and finding an optimal work-life balance. The study concluded that creating decent job opportunities is only possible with the appropriate socio-economic policies.

Full Text

Введение В начале 2020 г. произошли беспрецедентные трансформационные процессы в мировой экономике и трудовой сфере. Всемирная организация здравоохранения 11 марта 2020 г. объявила вспышку нового коронавируса пандемией и призвала правительства во всем мире со всей серьезностью отнестись к этой проблеме и подготовиться к первой волне чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения с помощью ряда радикальных мер, одной из которых во многих странах стал всеобщий режим самоизоляции. По мере вступления в силу ограничительных мер большая часть работников получила распоряжение от работодателей оставаться дома и продолжать работу в дистанционном режиме, насколько это возможно с учетом выполняемых функций. Организации, которые уже применяли ранее дистанционный режим работы, а также организации, которые не были с ним знакомы, отправляли своих сотрудников домой, создавая тем самым условия для самого масштабного массового эксперимента по удаленной работе в истории. Хотя число работающих в дистанционном режиме неполный и полный рабочий день постепенно увеличивалось на протяжении нескольких лет, пандемия, безусловно, ускорила признание работодателями дистанционного формата работы. В ситуации пандемии удаленная работа зарекомендовала себя как важный фактор, необходимый для обеспечения непрерывности деятельности, при этом в обычных условиях к ее преимуществам относится сокращение времени поездок на работу, возможность сосредоточиться на рабочих задачах вдали от отвлекающих факторов офиса, а также найти оптимальный баланс между работой и личной жизнью. Дистанционный режим предоставляет большую свободу в выборе графика работы, а также альтернативного рабочего места за пределами помещения работодателя. При этом существует ряд рисков, которые необходимо предвидеть и предотвращать, например, риск изоляции (это особенно касается одиноких людей) и риск потери контакта с другими сотрудниками 55. Цель настоящей работы заключается в рассмотрении последствий в социально-трудовой сфере, обусловленных распространением коронавирусной инфекции COVID-19, и изменений в сфере трудовых отношений, характеризующихся преимуществами и недостатками новых норм о дистанционной работе. Материалы и методы Анализ последствий на социально-трудовую сферу, обусловленных распространением COVID-19, проведен по материалам, подготовленным экспертами в трудовой сфере и в области дистанционной работы и обобщающим практический опыт последних месяцев, который необходим для дальнейшей организации дистанционной работы после пандемии. Результаты Привычный и знакомый образ жизни в начале 2020 г. резко изменился у большинства людей во всем мире, и правительства, вооруженные научными знаниями, должны были предпринять решительные действия для спасения жизней. Все мировое сообщество вступило в самый непростой период с точки зрения организации труда. Перед работодателями встала задача по поиску оптимального баланса между необходимостью защитить здоровье и жизнь людей и сохранением экономической стабильности. Меры физического дистанцирования с помощью закрытия образовательных организаций, остановка авиасообщения, отказ от проведения собраний и закрытие рабочих мест выступали лишь первым шагом в борьбе с распространением COVID-19. Дальнейшее ослабление и постепенное снятие ограничений не должно подвергать риску жизни людей или вызвать новую волну эпидемии. До пандемии лишь небольшая часть работников периодически работала в дистанционном режиме. В Европейском союзе распространенность регулярной или эпизодической дистанционной работы (надомной и мобильной вместе взятых) варьировала от 30% и более в Дании, Нидерландах и Швеции до 10% и менее в Чешской Республике, Греции, Италии и Польше. По данным разных исследований, до 20% рабочей силы в США регулярно или периодически работали дома или в другом альтернативном месте, в Японии - 16%, а в Аргентине - всего 1,6% 56. В России в период пандемии из-за необходимости соблюдения режима самоизоляции, а также в целях оптимизации расходов коммерческому сектору предприятий пришлось пересмотреть кадровый состав. Каждый третий работодатель отправлял работников в отпуск без сохранения заработной платы (34%), снижал размер платы труда (32%). В каждой пятой организации (21%) была отменена дополнительная система мотивации. Треть предприятий (33%) перевели сотрудников на удаленный формат работы. Микропредприятиям это удавалось реже (24% в компаниях со штатом до 15 человек), средним и крупным предприятиям - чаще (39% в компаниях со штатом 16-100 человек, 67% - со штатом более 250 человек) 57. Большинство предприятий, которые полностью или частично перевели штат на удаленный формат, отметили снижение эффективности сотрудников - об этом заявили 82% руководителей бизнес-структур. Каждый третий при этом отметил, что эффективность работы снизилась сильно (рисунок). ps2021s1.4htm00033.jpg В настоящее время в большинстве российских компаний существуют определенные трудности с адаптацией рабочих задач к внедрению дистанционной работы и обеспечением при этом благополучия сотрудников и высокого уровня производительности труда. В таблице представлены факторы, влияющие на благополучие и производительность сотрудников и команд, и меры, направленные на их достижение. Таким образом, знание ключевых факторов, влияющих на благополучие сотрудников и производительность отдельных работников и команд, поможет организациям в адаптации рабочих механизмов, что позволит защитить работников и содействовать усилиям правительства по выравниванию кривой новых случаев заболевания и, следовательно, снижению распространения COVID-19. Обсуждение Угроза распространения COVID-19 вызвала серьезные изменения в привычной жизни людей, и, хотя пандемия еще полностью не побеждена, уже на текущем этапе можно отметить некоторые важные результаты. В связи с пандемией, начавшейся в начале 2020 г., правительствами многих стран реализовывались меры в различных направлениях внутренней политики: финансовой, денежно-кредитной и социально-трудовой 58. Меры носили чрезвычайный характер, предусматривали решение в комплексе таких задач, как сохранение бизнеса и поддержка занятости, социальная защита и охрана здоровья населения, на основе активизации взаимодействия центральных и региональных правительств путем как прямой, так и косвенной поддержки граждан и бизнес-структур. Прямая поддержка граждан и домохозяйств предусматривает: •увеличение размеров социальных выплат; •предоставление субсидий, грантов, ваучеров, льготное кредитование; •отсрочку выплаты налогов, иных обязательных платежей; •облегчение условий получения страховых выплат (по безработице, социальному и медицинскому страхованию). Косвенная поддержка граждан и предпринимательской деятельности осуществляется путем поддержки бизнеса, в том числе с целью сохранения рабочих мест и сдерживания безработицы, и осуществляется посредством: •различных финансовых и налогово-кредитных механизмов, ориентированных на наиболее пострадавшие отрасли экономики, малые и средние предприятия, а также на самозанятых (льготные кредиты, гранты, снижение налога на добавленную стоимость, налоговые каникулы и пр.); •стимулирования государством применения нестандартных форм и условий занятости (временная безработица, повременный кредит, кратковременная и удаленная работа); •субсидирования заработной платы работников. Заключение Проведенное исследование последствий на социально-трудовую сферу, которые повлекло за собой распространение COVID-19, позволило сделать вывод, что создание возможностей получения достойных рабочих мест возможно только при условии проведения правильной социально-экономической политики. Необходимость создания рабочих мест и источников средств к существованию для миллионов людей требует баланса при взаимодействии социально-экономической и экологической систем, вложений в повышение квалификации работников, инфраструктуру и технологии производственной сферы, содействии переходу к более ориентированной на человека и всеохватывающей цифровизации, росту инвестиций в деятельность по предоставлению услуг и созданию более экологичной и учитывающей вопросы гендерного равенства экономики для всех. Таким образом, экономический спад, вызванный COVID-19, прервал набиравшие силу позитивные тренды в социально-трудовой сфере, но открыл возможности новым способам организации рабочего процесса, способствуя ускорению цифровизации в сфере труда. Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

I. V. Filimonova

Financial University under the aegis of the Government of the Russian Federation


V. O. Brostrem

Academy of Labor and Social Relations

Email: brostrem@yandex.ru

D. L. Kobozeva

N. A. Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art)


References

Statistics

Views

Abstract - 117

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies