ORGANIZATIONAL AND METHODICAL PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING OF MEDICAL STUDENTS IN THE COVID-19 PANDEMIC

Abstract


In connection with the COVID-19 pandemic, since March 2020, medical universities in different countries have been forced to switch to distance or blended learning formats. The article discusses the limitations and advantages of distance learning through a meta-analysis of the research results and the authors' own experience. The article describes different options for conducting current classes, intermediate and final online certification, the peculiarities of establishing new methods of communication and changes in student-teacher communication. Practical recommendations are offered for solving organizational, methodical, educational, technical and informational problems of RUDN University and A. I. Yevdokimov MSMSU, associated with distance learning of future doctors.

Full Text

Введение Дистанционное обучение происходит в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных обучающихся виртуальные диски, иные онлайн-ресурсы и пр.), а также асинхронно (видеоконференции, выложенные на порталах лекции и т. д.) [1]. Дистанционное обучение может быть результативно при повышении квалификации в соответствии с областью знаний, когда состоявшийся профессионал хочет овладеть новой специализацией или пополнить багаж знаний. Преимущества дистанционного обучения медицинским дисциплинам точно такие же, как и для любых других: гибкость, модульность, дальнодействие, асинхронность, охват, рентабельность и т. д. По причине пандемии COVID-19 с марта 2020 г. по настоящее время системы высшего медицинского образования разных стран перешли на дистанционный или смешанный формат обучения [2-5]. РУДН и МГМСУ имени А. И. Евдокимова также приступили к дистанционному обучению. Цель настоящего исследования - определение организационно-методических, образовательных, технических и информационных проблем дистанционного обучения будущих врачей и путей их решения. Материал и методы В работе применялись следующие методы исследования: метаанализ результатов исследований и собственных данных авторов, изучение и контент-анализ специальной литературы, синтез, сравнение, обобщение, наблюдение, системный анализ и теоретическое познание. Результаты и обсуждение Пандемия COVID-19 вскрыла ограничения и изъяны, а также положительные моменты и преимущества дистанционного обучения медицинским специальностям. Вполне понятно, что можно виртуально изучить теоретические факты и наблюдения - этиологию, патогенез, симптоматику, диагностику, лечение и профилактику какой-либо патологии. Но этого явно недостаточно для освоения клинических разделов медицинских специальностей, работы в лабораториях и ведения пациентов. То же касается воспитательного процесса. Грамотное этико-деонтологическое воспитание предполагает особый уклад жизни, систему ценностей и организацию взаимоотношений, неразрывно связанные с духовно-нравственной культурой. Достичь этого лишь дистанционно нельзя. Также и клиническое мышление формируется только «у постели больного» и является следствием персонального и очного наставничества со стороны более опытного специалиста. Профессиональные стандарты любого медицинского профиля призывают врача к личностному росту и профессиональному развитию. В первую очередь это происходит путем саморазвития и самосовершенствования [6]. Однако воспитание личности и профессиональное развитие студента не входят в декларируемые цели и задачи дистанционного обучения. Наиболее недовольными дистанционным режимом оказались студенты практикоориентированных вузов - медицинских, сельскохозяйственных, военных, транспорта, культуры/искусства и пр. По данным исследований, среди студентов-медиков таких было 53%; среди студентов, связанных с искусством/культурой, - 49%; среди изучающих технические науки - 45% [7]. На этих направлениях также наблюдалась сравнительно большая доля респондентов, неудовлетворенных организацией дистанционного обучения. Пандемия COVID-19 оказала существенное негативное влияние и на зарубежное медицинское образование. В исследованиях H. Ahmed и соавт. показано, что тесная взаимосвязь клинических баз и обучающихся делает студентов-медиков потенциальными переносчиками новой коронавирусной инфекции [8]. Острая эпидемиологическая ситуация требует ограничения или даже отстранения студентов-медиков от посещения клинических больниц и кафедр, находящихся на их территории. Учебный процесс приобретает очно/дистанционный (смешанный) или исключительно дистанционный формат. Это снижает мотивацию и качество обучения клиническим специальностям, что негативно отражается на сдаче экзаменов и профессиональной компетентности будущих врачей. Некоторые медицинские школы официально отменили обучение в больничных палатах, сократили время пребывания студентов на клинических базах, а экзамены отложили на неопределенное время или перевели в онлайн [8-10]. Наиболее сложная ситуация сложилась для студентов-медиков последнего года обучения, которые готовятся к выпускным экзаменам Анализируя дистанционное обучение, зарубежные ученые из Эдинбургского университета T. Fawns и соавт. выделили ряд проблем, связанных с переходом в онлайн-формат, и показали пути, как «избежать некоторых ошибок, снижающих качество обучения» [11]. Выводы авторов основаны на коллективном опыте медицинских работников в клинических и академических условиях, а также практике онлайн-подготовки. По мнению G. Aitken, перепроектирование стратегий обучения и загрузка существующего контента на онлайн-платформы требуют времени и особых технических навыков педагогов [12]. Какую-либо учебную дисциплину нельзя автоматически переместить в онлайн, поскольку это не статичная информация. D. Taylor и соавт. сбалансировали теоретические советы и практические рекомендации в свете организационных изменений по управлению дистанционным обучением в разгар пандемии COVID-19 [13]. Авторы ставили цель - предложить студентам и преподавателям высококачественные онлайн-ресурсы, чтобы извлечь из них пользу, а также оптимизировать использование доступных онлайн-приложений и систем управления обучением. Также описывается эволюция подходов к онлайн-обучению. D. M. Torre и соавт. указывают на важность установления обратной связи между студентами и педагогами [14]. Как следует из их статьи, дистанционное обучение должно строиться на более системной основе, чем обучение на территории кампуса в вузовской среде. Авторы предложили несколько способов добиться этого, например, путем конструктивной реакции на полученные отзывы и критические замечания, в том числе с помощью формирующих заданий для преподавателей, виртуальных руководств, реальных и виртуальных групп студентов, онлайн-поддержки и дискуссионных форумов (чатов). C. Halbert и соавт. подчеркивают, что дистанционное обучение должно постоянно привлекать, направлять и удерживать внимание студента. В отличие от аудиторной подготовки, дистанционное обучение требует более четких представлений студентов о том, как выстроен учебный процесс. Иначе они будут дезориентированы и «могут просто потеряться» [15]. ЮНЕСКО разработала 10 рекомендаций по обеспечению непрерывности обучения в период пандемии COVID-19 42: 1. Изучите готовность и выберите наиболее приемлемые высокотехнологичные или низкотехнологичные решения, основываясь на возможности подключения к Интернету и наличии цифровых навыков у педагогов и студентов. 2. Обеспечьте дистанционное обучение всем желающим, включая людей с ограниченными возможностями или из малообеспеченных семей. 3. Защитите конфиденциальность и безопасность личной информации при загрузке в веб-пространства и совместном использовании. 4. Перед началом обучения определите приоритеты для решения психосоциальных проблем. Создавайте сообщества для обеспечения регулярного взаимодействия между людьми, включая меры социальной защиты и психологической поддержки. 5. Составьте расписание занятий по программам дистанционного обучения. Планируйте расписание в зависимости от эпидемической ситуации в пострадавших зонах, уровня обучения, потребностей студентов и т. д. 6. Оказывайте поддержку педагогам и обучающимся в использовании цифровых технологий. Организуйте краткие тренинги или ознакомительные занятия. 7. Совместите подходы для синхронного и асинхронного обучения. Избегайте информационных перегрузок и замедления работы различных порталов. 8. Разработайте четкие и понятные правила дистанционного обучения, корректируйте учебный процесс, исходя из отзывов преподавателей, студентов и их родителей. 9. Определите продолжительность занятий в зависимости от навыков саморегуляции и когнитивных способностей обучающихся. 10. Создавайте сообщества педагогов, студентов, родителей и руководства образовательных учреждений для преодоления чувства социальной изоляции, одиночества или беспомощности. Эти положения были учтены в деятельности РУДН и МГМСУ им. А. И. Евдокимова. Теперь рассмотрим конкретные пути решения ряда острых организационно-методических проблем. В специальной литературе активно обсуждаются следующие вопросы: как в условиях пандемии COVID-19 продолжить эффективное обучение студентов, помогая усвоить профессиональные знания, умения и навыки; как проводить экзамены в онлайн-формате? [16-22]. Как следует из публикации А. Ю. Алексеевой и соавт. [19], автоматический перенос образовательного контента в онлайн не всегда эффективен. Поэтому преподаватель должен творчески подойти к разработке дизайна занятия, подбору источников информации (видеозаписи, печатные статьи, ссылки на ресурсы интернета). В Медицинском институте РУДН и в МГМСУ им. А. И. Евдокимова специальные службы сначала протестировали новые онлайн-платформы, опрашивая студентов, могут ли они подключить звук и видео. На случай технических неполадок, преподаватели разработали текстовые документы. Для перехода к онлайн-обучению по учебной рабочей программе какой-либо дисциплины разработаны четкие и простые пути, которые помогают сотрудникам и студентам ориентироваться в материалах. Внедрены «руководство для обучающихся» и «руководство для преподавателей», чтобы помочь каждому ориентироваться в информационном потоке, знать свои права и обязанности. Этот тщательно организованный поток включает в себя справочники по программе и ее отдельным модулям, онлайн-доступ к Wi-Fi, библиотекам и обсуждениям в небольших группах, предварительно подготовленные лекции и подкасты, ссылки на научную литературу и тестовые задания. Также предоставлены интерактивные доски для обсуждений и блоги, где студенты задают вопросы, уточняют свои идеи и учатся систематизировать материал. Наш опыт показал, что системы управления процессом обучения смягчают трудности перехода в онлайн-формат, поскольку снабжены встроенной аналитикой, отслеживают успехи и неудачи студентов, помогают контролировать посещаемость занятий, отсекают посторонних слушателей и т. п. Оценки в онлайн-обучении, как правило, не точно отражают уровень профессиональных знаний, умений и навыков студентов. Предстоит проработать и еще один серьезный аспект - создать системы контроля над проведением онлайн-экзаменов. Чтобы поддерживать высокую концентрацию внимания и вовлеченность студентов, полезно в ходе занятий сочетать различные методы обучения. Наиболее востребованы интерактивные видеолекции. А студийные видеолекции - это отредактированный и отрежиссированный материал с визуальным сопровождением. Согласно разработанным методическим рекомендациям онлайн-материалы разбивали на небольшие разделы, чтобы дать обучающимся возможность лучше усвоить профессиональные знания, умения и навыки. По нашему мнению, учитывая традиции и современные новации в образовании, а также особенности познавательной сферы студентов-медиков, одним из лучших способов организации учебного процесса является сочетание цифрового/мобильного обучения и занятий в форме контактной работы, предполагающих непосредственное общение врача-педагога со студентом [23]. Для формирования не только теоретических знаний, но и практических навыков и умений были созданы эффективные онлайн-тренинги, что согласуется с рекомендациями других авторов [24-26]. Как в ряде вузов, в РУДН и МГМСУ им. А. И. Евдокимова функционируют высокотехнологичные симуляционные центры, где с помощью современных тренажеров и симуляторов создаются обучающие видеоматериалы по выполнению алгоритмов оказания разных видов медицинской помощи на догоспитальном и клиническом этапах лечения. В целях подготовки профессорско-преподавательского состава и студенчества к дистанционному формату повышается методическая компетентность, проводятся обучающие тренинги, помогающие внедрению новых и эффективных цифровых технологий в учебный процесс. Разрабатывается система поощрения преподавателей, активно проектирующих и использующих цифровые ресурсы и практики, формулируются показатели и критерии эффективности учебно-методической деятельности кафедр. Внедряются инновационные образовательные модули, например, обучающие врачей навыкам конструктивного общения с пациентами и повышающие уровень коммуникативной компетентности путем использования технологий виртуальной реальности. В период вынужденной самоизоляции возрастает важность профилактических и просветительских образовательных программ, пропагандирующих позитивное мышление. Этому способствуют психологическое сопровождение учебного процесса и онлайн-консультации. Обучающиеся и преподаватели приобретают полезные знания, умения и навыки для создания благоприятной психологической среды в условиях социального стресса. Дистанционное обучение, карантин и самоизоляция требуют разработки программ, обеспечивающих здоровьесберегающее поведение, стрессоустойчивость, профилактику и лечение психических и соматических нарушений, а также социальную адаптацию студенческой молодежи и сотрудников вузов. Эти программы разъясняют методы преодоления возникающих трудностей. С учетом актуальных запросов студентов корректируется ход учебных занятий. К примеру, во время особого профессорского онлайн-часа происходит активный обмен мнениями со слушателями о том, как построить рацион питания при вынужденной гиподинамии, внимание акцентируется на правильных и неправильных способах преодоления соматических, психических и психологических последствий самоизоляции. Заключение Пандемия COVID-19 стала событием, которое во многом изменило взгляды на формы медицинского образования. Анализируя особенности образовательного процесса в 2020 г. в медицинских вузах, включая РУДН и МГМСУ им. А. И. Евдокимова, можно сделать ряд выводов. Дистанционное обучение медицинским специальностям направлено прежде всего на трансляцию, усвоение и контроль специальных знаний в рамках виртуального образовательного пространства и никогда полностью не заменит очного образования. Огромный объем профессиональных знаний, умений и навыков, а также необходимость апробировать и усовершенствовать их на практике уменьшают возможности применения дистанционного обучения в медицине. Чтобы сделать обучение более эффективным и гибким, оперативно решались возникающие организационно-методические, образовательные, технические и информационные проблемы, предложены разные варианты проведения текущих занятий, промежуточной и итоговой онлайн-аттестации, рассмотрены особенности налаживания новых способов коммуникации. Анализ обсуждаемых статей отечественных и зарубежных ученых, а также собственный опыт учебной деятельности показывают, что проблемы дистанционного обучения нужно рассматривать в единой связи с медико-социальной, этико-психологической и организационно-методической точек зрения. Тогда можно разработать и внедрить полезные практические предложения, позволяющие педагогам и студентам работать в онлайн-формате. Чтобы обеспечить эффективную траекторию подготовки студентов-медиков, дистанционное обучение должно быть четким по организации и целям, увлекательным и доступным. Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

A. Yu. Abramov

Peoples' Friendship University of Russia


K. V. Zorin

A. I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

Email: zkv1000@yandex.ru

S. V. Silkina

Peoples' Friendship University of Russia


References

  1. Кудрявая Н. В., Уколова Е. М., Смирнова Н. Б. и др. Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: Академия, 2012. С. 123.
  2. Gill D., Whitehead C., Wondimagegn D. Challenges to medical education at a time of physical distancing // Lancet. 2020. Vol. 396, N 10244. P. 77-79. doi: 10.1016/S0140-6736(20)31368-4
  3. Dornan T., Pearson E., Carson P. et al. Emotions and identity in the figured world of becoming a doctor // Med. Educ. 2015. Vol. 49, N 2. P. 174-185. doi: 10.1111/medu.12587
  4. Kachra R., Brown A. The new normal: medical education during and beyond the COVID-19 pandemic // Can. Med. Educ. J. 2020. Vol. 11, N 6. P. e167-e169. doi: 10.36834/cmej.70317
  5. Grønnebæk Tolsgaard M., Cleland J., Wilkinson T., Ellaway R. H. How we make choices and sacrifices in medical education during the COVID-19 pandemic // Med. Teach. 2020. Vol. 42, N 7. P. 741-743. doi: 10.1080/0142159X.2020.1767769
  6. Психология и педагогика. Учебник для студентов стоматологических факультетов / Под ред. Н. В. Кудрявой, А. С. Молчанова. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2015. С. 319.
  7. Авксентьев Н. А., Агранович М. Л., Акиндинова Н. В. и др. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М.: РАНХиГС, 2020. С. 235, 237.
  8. Ahmed H., Allaf M., Elghazaly H. COVID-19 and medical education // Lancet Infect. Dis. 2020. Vol. 20, N 7. P. 777-778. doi: 10.1016/S1473-3099(20)30226-7
  9. Patil N. G., Chan Y., Yan Ho. SARS and its effect on medical education in Hong Kong // Med. Educ. 2003. Vol. 37. P. 1127-1128. doi: 10.1046/j.1365-2923.2003.01723.x
  10. Clark J. Fear of SARS thwarts medical education in Toronto // BMJ. 2003. Vol. 326, N 7393. P. 784. doi: 10.1136/bmj.326.7393.784/c
  11. Fawns T., Jones D., Aitken G. Challenging assumptions about «moving online» in response to COVID-19, and some practical advice // MedEdPublish. 2020. Vol. 9, N 1. P. 83. doi: 10.15694/mep.2020.000083.1
  12. Aitken G. A postdigital exploration of online postgraduate learning in healthcare professionals: a horizontal conception // Postdigital Science and Education. 2020. Vol. 3. P. 181-197. doi: 10.1007/s42438-020-00103-w
  13. Taylor D., Grant J., Hamdy H. et al. Transformation to learning from a distance // MedEdPublish. 2020. Vol. 9, N 1. P. 76. doi: 10.15694/mep.2020.000076.1
  14. Torre D. M., Schuwirth L., Van der Vleuten C. Theoretical considerations on programmatic assessment // Medical Teacher. 2020. Vol. 42, N 2. P. 213-220. doi: 10.1080/0142159X.2019.1672863
  15. Halbert C., Kriebel R., Cuzzalino R., Coughlin P. et al. Self-assessed learning style correlates to use of supplemental learning materials in an online course management system // Medical Teacher. 2011. 33. P. 331-333. doi: 10.3109/0142159X.2011.542209
  16. Sandars J., Correia R., Dankbaar M., de Jong P. et al. Twelve tips for rapidly migrating to online learning during the COVID-19 pandemic // MedEdPublish. 2020. Vol. 9, N 1. P. 82.
  17. Wadi M., Abdalla M., Khalafalla H., Taha M. The assessment clock: A model to prioritize the principles of the utility of assessment formula in emergency situations, such as the COVID-19 pandemic // MedEdPublish. 2020. Vol. 9, N 1. P. 86.
  18. Boursicot K., Kemp S., Ong T., Wijaya L. et al. Conducting a high-stakes OSCE in a COVID-19 environment // MedEdPublish. 2020. Vol. 9, N 1. P. 54.
  19. Алексеева А. Ю., Балкизов З. З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 8-24.
  20. Буш Е. Уйти «в онлайн» и вернуться // Медицинская газета. 2020. № 42. С. 12.
  21. Балахонов А. В., Бубнова Н. А., Варзин С. А. и др. Современные проблемы медицинского образования как угроза национальной безопасности России // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2020. Т. 29, № 1. С. 40-46.
  22. Амлаев К. Р., Кошель В. И., Ходжаян А. Б. и др. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 176-185.
  23. Зорин К. В. Практико- и личностно-ориентированная модель изучения инфекционных болезней в контексте цифровизации медицинского образования // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020. Т. 9, № 2. С. 115-119.
  24. Dieckmann P., Torgeirsen K., Qvindesland A. et al. The use of simulation to prepare and improve responses to infectious disease outbreaks like COVID-19: practical tips and resources from Norway, Denmark, and the UK // Adv. Simul. (Lond.). 2020. Vol. 5. P. 3. doi: 10.1186/s41077-020-00121-5
  25. Argintaru N., Li W., Hicks C. et al. An active shooter in your hospital: a novel method to develop a response policy using in situ simulation and video framework analysis // Disaster Med. Public Health Prep. 2020. P. 1-9. doi: 10.1017/dmp.2019.161
  26. Хайруллин И. И., Парамонова Д. Р., Казанфарова М. А. и др. Роль обучения с использованием симуляционных технологий в период пандемии: практические шаги и ресурсы на примере проекта Выездного симуляционного центра Фонда международного медицинского кластера // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 68-83.

Statistics

Views

Abstract - 63

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 (495) 916-29-60

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
National research Institute of public health named after N. A. Semashko

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 (495) 916-29-60
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies