Организационно-методические проблемы дистанционного обучения студентов-медиков в условиях пандемии COVID-19

  • Авторы: Абрамов А.Ю.1, Зорин К.В.2, Силкина С.В.1
  • Учреждения:
    1. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Министерства науки и высшего образования России
    2. ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» Минздрава России
  • Выпуск: 2021: ТОМ 29 (2021), Специальный выпуск 1
  • Страницы: 625-629
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/593
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-625-629
  • Цитировать

Аннотация


В связи с пандемией COVID-19 с марта 2020 г. медицинские вузы разных стран были вынуждены перейти на дистанционный или смешанный формат обучения. Авторами проведен метаанализ результатов исследований и собственных данных, рассматриваются ограничения и преимущества дистанционного обучения. Описаны разные варианты проведения текущих занятий, промежуточной и итоговой онлайн-аттестации, особенности налаживания новых способов коммуникации и изменения в общении студент-преподаватель. Предложены практические рекомендации по решению организационно-методических, образовательных, технических и информационных проблем РУДН и МГМСУ имени А. И. Евдокимова, связанных с дистанционным обучением будущих врачей.

Полный текст

Введение Дистанционное обучение происходит в реальном времени (чат, видеосвязь, общие для удаленных обучающихся виртуальные диски, иные онлайн-ресурсы и пр.), а также асинхронно (видеоконференции, выложенные на порталах лекции и т. д.) [1]. Дистанционное обучение может быть результативно при повышении квалификации в соответствии с областью знаний, когда состоявшийся профессионал хочет овладеть новой специализацией или пополнить багаж знаний. Преимущества дистанционного обучения медицинским дисциплинам точно такие же, как и для любых других: гибкость, модульность, дальнодействие, асинхронность, охват, рентабельность и т. д. По причине пандемии COVID-19 с марта 2020 г. по настоящее время системы высшего медицинского образования разных стран перешли на дистанционный или смешанный формат обучения [2-5]. РУДН и МГМСУ имени А. И. Евдокимова также приступили к дистанционному обучению. Цель настоящего исследования - определение организационно-методических, образовательных, технических и информационных проблем дистанционного обучения будущих врачей и путей их решения. Материал и методы В работе применялись следующие методы исследования: метаанализ результатов исследований и собственных данных авторов, изучение и контент-анализ специальной литературы, синтез, сравнение, обобщение, наблюдение, системный анализ и теоретическое познание. Результаты и обсуждение Пандемия COVID-19 вскрыла ограничения и изъяны, а также положительные моменты и преимущества дистанционного обучения медицинским специальностям. Вполне понятно, что можно виртуально изучить теоретические факты и наблюдения - этиологию, патогенез, симптоматику, диагностику, лечение и профилактику какой-либо патологии. Но этого явно недостаточно для освоения клинических разделов медицинских специальностей, работы в лабораториях и ведения пациентов. То же касается воспитательного процесса. Грамотное этико-деонтологическое воспитание предполагает особый уклад жизни, систему ценностей и организацию взаимоотношений, неразрывно связанные с духовно-нравственной культурой. Достичь этого лишь дистанционно нельзя. Также и клиническое мышление формируется только «у постели больного» и является следствием персонального и очного наставничества со стороны более опытного специалиста. Профессиональные стандарты любого медицинского профиля призывают врача к личностному росту и профессиональному развитию. В первую очередь это происходит путем саморазвития и самосовершенствования [6]. Однако воспитание личности и профессиональное развитие студента не входят в декларируемые цели и задачи дистанционного обучения. Наиболее недовольными дистанционным режимом оказались студенты практикоориентированных вузов - медицинских, сельскохозяйственных, военных, транспорта, культуры/искусства и пр. По данным исследований, среди студентов-медиков таких было 53%; среди студентов, связанных с искусством/культурой, - 49%; среди изучающих технические науки - 45% [7]. На этих направлениях также наблюдалась сравнительно большая доля респондентов, неудовлетворенных организацией дистанционного обучения. Пандемия COVID-19 оказала существенное негативное влияние и на зарубежное медицинское образование. В исследованиях H. Ahmed и соавт. показано, что тесная взаимосвязь клинических баз и обучающихся делает студентов-медиков потенциальными переносчиками новой коронавирусной инфекции [8]. Острая эпидемиологическая ситуация требует ограничения или даже отстранения студентов-медиков от посещения клинических больниц и кафедр, находящихся на их территории. Учебный процесс приобретает очно/дистанционный (смешанный) или исключительно дистанционный формат. Это снижает мотивацию и качество обучения клиническим специальностям, что негативно отражается на сдаче экзаменов и профессиональной компетентности будущих врачей. Некоторые медицинские школы официально отменили обучение в больничных палатах, сократили время пребывания студентов на клинических базах, а экзамены отложили на неопределенное время или перевели в онлайн [8-10]. Наиболее сложная ситуация сложилась для студентов-медиков последнего года обучения, которые готовятся к выпускным экзаменам Анализируя дистанционное обучение, зарубежные ученые из Эдинбургского университета T. Fawns и соавт. выделили ряд проблем, связанных с переходом в онлайн-формат, и показали пути, как «избежать некоторых ошибок, снижающих качество обучения» [11]. Выводы авторов основаны на коллективном опыте медицинских работников в клинических и академических условиях, а также практике онлайн-подготовки. По мнению G. Aitken, перепроектирование стратегий обучения и загрузка существующего контента на онлайн-платформы требуют времени и особых технических навыков педагогов [12]. Какую-либо учебную дисциплину нельзя автоматически переместить в онлайн, поскольку это не статичная информация. D. Taylor и соавт. сбалансировали теоретические советы и практические рекомендации в свете организационных изменений по управлению дистанционным обучением в разгар пандемии COVID-19 [13]. Авторы ставили цель - предложить студентам и преподавателям высококачественные онлайн-ресурсы, чтобы извлечь из них пользу, а также оптимизировать использование доступных онлайн-приложений и систем управления обучением. Также описывается эволюция подходов к онлайн-обучению. D. M. Torre и соавт. указывают на важность установления обратной связи между студентами и педагогами [14]. Как следует из их статьи, дистанционное обучение должно строиться на более системной основе, чем обучение на территории кампуса в вузовской среде. Авторы предложили несколько способов добиться этого, например, путем конструктивной реакции на полученные отзывы и критические замечания, в том числе с помощью формирующих заданий для преподавателей, виртуальных руководств, реальных и виртуальных групп студентов, онлайн-поддержки и дискуссионных форумов (чатов). C. Halbert и соавт. подчеркивают, что дистанционное обучение должно постоянно привлекать, направлять и удерживать внимание студента. В отличие от аудиторной подготовки, дистанционное обучение требует более четких представлений студентов о том, как выстроен учебный процесс. Иначе они будут дезориентированы и «могут просто потеряться» [15]. ЮНЕСКО разработала 10 рекомендаций по обеспечению непрерывности обучения в период пандемии COVID-19 42: 1. Изучите готовность и выберите наиболее приемлемые высокотехнологичные или низкотехнологичные решения, основываясь на возможности подключения к Интернету и наличии цифровых навыков у педагогов и студентов. 2. Обеспечьте дистанционное обучение всем желающим, включая людей с ограниченными возможностями или из малообеспеченных семей. 3. Защитите конфиденциальность и безопасность личной информации при загрузке в веб-пространства и совместном использовании. 4. Перед началом обучения определите приоритеты для решения психосоциальных проблем. Создавайте сообщества для обеспечения регулярного взаимодействия между людьми, включая меры социальной защиты и психологической поддержки. 5. Составьте расписание занятий по программам дистанционного обучения. Планируйте расписание в зависимости от эпидемической ситуации в пострадавших зонах, уровня обучения, потребностей студентов и т. д. 6. Оказывайте поддержку педагогам и обучающимся в использовании цифровых технологий. Организуйте краткие тренинги или ознакомительные занятия. 7. Совместите подходы для синхронного и асинхронного обучения. Избегайте информационных перегрузок и замедления работы различных порталов. 8. Разработайте четкие и понятные правила дистанционного обучения, корректируйте учебный процесс, исходя из отзывов преподавателей, студентов и их родителей. 9. Определите продолжительность занятий в зависимости от навыков саморегуляции и когнитивных способностей обучающихся. 10. Создавайте сообщества педагогов, студентов, родителей и руководства образовательных учреждений для преодоления чувства социальной изоляции, одиночества или беспомощности. Эти положения были учтены в деятельности РУДН и МГМСУ им. А. И. Евдокимова. Теперь рассмотрим конкретные пути решения ряда острых организационно-методических проблем. В специальной литературе активно обсуждаются следующие вопросы: как в условиях пандемии COVID-19 продолжить эффективное обучение студентов, помогая усвоить профессиональные знания, умения и навыки; как проводить экзамены в онлайн-формате? [16-22]. Как следует из публикации А. Ю. Алексеевой и соавт. [19], автоматический перенос образовательного контента в онлайн не всегда эффективен. Поэтому преподаватель должен творчески подойти к разработке дизайна занятия, подбору источников информации (видеозаписи, печатные статьи, ссылки на ресурсы интернета). В Медицинском институте РУДН и в МГМСУ им. А. И. Евдокимова специальные службы сначала протестировали новые онлайн-платформы, опрашивая студентов, могут ли они подключить звук и видео. На случай технических неполадок, преподаватели разработали текстовые документы. Для перехода к онлайн-обучению по учебной рабочей программе какой-либо дисциплины разработаны четкие и простые пути, которые помогают сотрудникам и студентам ориентироваться в материалах. Внедрены «руководство для обучающихся» и «руководство для преподавателей», чтобы помочь каждому ориентироваться в информационном потоке, знать свои права и обязанности. Этот тщательно организованный поток включает в себя справочники по программе и ее отдельным модулям, онлайн-доступ к Wi-Fi, библиотекам и обсуждениям в небольших группах, предварительно подготовленные лекции и подкасты, ссылки на научную литературу и тестовые задания. Также предоставлены интерактивные доски для обсуждений и блоги, где студенты задают вопросы, уточняют свои идеи и учатся систематизировать материал. Наш опыт показал, что системы управления процессом обучения смягчают трудности перехода в онлайн-формат, поскольку снабжены встроенной аналитикой, отслеживают успехи и неудачи студентов, помогают контролировать посещаемость занятий, отсекают посторонних слушателей и т. п. Оценки в онлайн-обучении, как правило, не точно отражают уровень профессиональных знаний, умений и навыков студентов. Предстоит проработать и еще один серьезный аспект - создать системы контроля над проведением онлайн-экзаменов. Чтобы поддерживать высокую концентрацию внимания и вовлеченность студентов, полезно в ходе занятий сочетать различные методы обучения. Наиболее востребованы интерактивные видеолекции. А студийные видеолекции - это отредактированный и отрежиссированный материал с визуальным сопровождением. Согласно разработанным методическим рекомендациям онлайн-материалы разбивали на небольшие разделы, чтобы дать обучающимся возможность лучше усвоить профессиональные знания, умения и навыки. По нашему мнению, учитывая традиции и современные новации в образовании, а также особенности познавательной сферы студентов-медиков, одним из лучших способов организации учебного процесса является сочетание цифрового/мобильного обучения и занятий в форме контактной работы, предполагающих непосредственное общение врача-педагога со студентом [23]. Для формирования не только теоретических знаний, но и практических навыков и умений были созданы эффективные онлайн-тренинги, что согласуется с рекомендациями других авторов [24-26]. Как в ряде вузов, в РУДН и МГМСУ им. А. И. Евдокимова функционируют высокотехнологичные симуляционные центры, где с помощью современных тренажеров и симуляторов создаются обучающие видеоматериалы по выполнению алгоритмов оказания разных видов медицинской помощи на догоспитальном и клиническом этапах лечения. В целях подготовки профессорско-преподавательского состава и студенчества к дистанционному формату повышается методическая компетентность, проводятся обучающие тренинги, помогающие внедрению новых и эффективных цифровых технологий в учебный процесс. Разрабатывается система поощрения преподавателей, активно проектирующих и использующих цифровые ресурсы и практики, формулируются показатели и критерии эффективности учебно-методической деятельности кафедр. Внедряются инновационные образовательные модули, например, обучающие врачей навыкам конструктивного общения с пациентами и повышающие уровень коммуникативной компетентности путем использования технологий виртуальной реальности. В период вынужденной самоизоляции возрастает важность профилактических и просветительских образовательных программ, пропагандирующих позитивное мышление. Этому способствуют психологическое сопровождение учебного процесса и онлайн-консультации. Обучающиеся и преподаватели приобретают полезные знания, умения и навыки для создания благоприятной психологической среды в условиях социального стресса. Дистанционное обучение, карантин и самоизоляция требуют разработки программ, обеспечивающих здоровьесберегающее поведение, стрессоустойчивость, профилактику и лечение психических и соматических нарушений, а также социальную адаптацию студенческой молодежи и сотрудников вузов. Эти программы разъясняют методы преодоления возникающих трудностей. С учетом актуальных запросов студентов корректируется ход учебных занятий. К примеру, во время особого профессорского онлайн-часа происходит активный обмен мнениями со слушателями о том, как построить рацион питания при вынужденной гиподинамии, внимание акцентируется на правильных и неправильных способах преодоления соматических, психических и психологических последствий самоизоляции. Заключение Пандемия COVID-19 стала событием, которое во многом изменило взгляды на формы медицинского образования. Анализируя особенности образовательного процесса в 2020 г. в медицинских вузах, включая РУДН и МГМСУ им. А. И. Евдокимова, можно сделать ряд выводов. Дистанционное обучение медицинским специальностям направлено прежде всего на трансляцию, усвоение и контроль специальных знаний в рамках виртуального образовательного пространства и никогда полностью не заменит очного образования. Огромный объем профессиональных знаний, умений и навыков, а также необходимость апробировать и усовершенствовать их на практике уменьшают возможности применения дистанционного обучения в медицине. Чтобы сделать обучение более эффективным и гибким, оперативно решались возникающие организационно-методические, образовательные, технические и информационные проблемы, предложены разные варианты проведения текущих занятий, промежуточной и итоговой онлайн-аттестации, рассмотрены особенности налаживания новых способов коммуникации. Анализ обсуждаемых статей отечественных и зарубежных ученых, а также собственный опыт учебной деятельности показывают, что проблемы дистанционного обучения нужно рассматривать в единой связи с медико-социальной, этико-психологической и организационно-методической точек зрения. Тогда можно разработать и внедрить полезные практические предложения, позволяющие педагогам и студентам работать в онлайн-формате. Чтобы обеспечить эффективную траекторию подготовки студентов-медиков, дистанционное обучение должно быть четким по организации и целям, увлекательным и доступным. Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

А. Ю. Абрамов

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Министерства науки и высшего образования России


К. В. Зорин

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» Минздрава России

Email: zkv1000@yandex.ru

С. В. Силкина

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Министерства науки и высшего образования России


Список литературы

  1. Кудрявая Н. В., Уколова Е. М., Смирнова Н. Б. и др. Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: Академия, 2012. С. 123.
  2. Gill D., Whitehead C., Wondimagegn D. Challenges to medical education at a time of physical distancing // Lancet. 2020. Vol. 396, N 10244. P. 77-79. doi: 10.1016/S0140-6736(20)31368-4
  3. Dornan T., Pearson E., Carson P. et al. Emotions and identity in the figured world of becoming a doctor // Med. Educ. 2015. Vol. 49, N 2. P. 174-185. doi: 10.1111/medu.12587
  4. Kachra R., Brown A. The new normal: medical education during and beyond the COVID-19 pandemic // Can. Med. Educ. J. 2020. Vol. 11, N 6. P. e167-e169. doi: 10.36834/cmej.70317
  5. Grønnebæk Tolsgaard M., Cleland J., Wilkinson T., Ellaway R. H. How we make choices and sacrifices in medical education during the COVID-19 pandemic // Med. Teach. 2020. Vol. 42, N 7. P. 741-743. doi: 10.1080/0142159X.2020.1767769
  6. Психология и педагогика. Учебник для студентов стоматологических факультетов / Под ред. Н. В. Кудрявой, А. С. Молчанова. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2015. С. 319.
  7. Авксентьев Н. А., Агранович М. Л., Акиндинова Н. В. и др. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М.: РАНХиГС, 2020. С. 235, 237.
  8. Ahmed H., Allaf M., Elghazaly H. COVID-19 and medical education // Lancet Infect. Dis. 2020. Vol. 20, N 7. P. 777-778. doi: 10.1016/S1473-3099(20)30226-7
  9. Patil N. G., Chan Y., Yan Ho. SARS and its effect on medical education in Hong Kong // Med. Educ. 2003. Vol. 37. P. 1127-1128. doi: 10.1046/j.1365-2923.2003.01723.x
  10. Clark J. Fear of SARS thwarts medical education in Toronto // BMJ. 2003. Vol. 326, N 7393. P. 784. doi: 10.1136/bmj.326.7393.784/c
  11. Fawns T., Jones D., Aitken G. Challenging assumptions about «moving online» in response to COVID-19, and some practical advice // MedEdPublish. 2020. Vol. 9, N 1. P. 83. doi: 10.15694/mep.2020.000083.1
  12. Aitken G. A postdigital exploration of online postgraduate learning in healthcare professionals: a horizontal conception // Postdigital Science and Education. 2020. Vol. 3. P. 181-197. doi: 10.1007/s42438-020-00103-w
  13. Taylor D., Grant J., Hamdy H. et al. Transformation to learning from a distance // MedEdPublish. 2020. Vol. 9, N 1. P. 76. doi: 10.15694/mep.2020.000076.1
  14. Torre D. M., Schuwirth L., Van der Vleuten C. Theoretical considerations on programmatic assessment // Medical Teacher. 2020. Vol. 42, N 2. P. 213-220. doi: 10.1080/0142159X.2019.1672863
  15. Halbert C., Kriebel R., Cuzzalino R., Coughlin P. et al. Self-assessed learning style correlates to use of supplemental learning materials in an online course management system // Medical Teacher. 2011. 33. P. 331-333. doi: 10.3109/0142159X.2011.542209
  16. Sandars J., Correia R., Dankbaar M., de Jong P. et al. Twelve tips for rapidly migrating to online learning during the COVID-19 pandemic // MedEdPublish. 2020. Vol. 9, N 1. P. 82.
  17. Wadi M., Abdalla M., Khalafalla H., Taha M. The assessment clock: A model to prioritize the principles of the utility of assessment formula in emergency situations, such as the COVID-19 pandemic // MedEdPublish. 2020. Vol. 9, N 1. P. 86.
  18. Boursicot K., Kemp S., Ong T., Wijaya L. et al. Conducting a high-stakes OSCE in a COVID-19 environment // MedEdPublish. 2020. Vol. 9, N 1. P. 54.
  19. Алексеева А. Ю., Балкизов З. З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 8-24.
  20. Буш Е. Уйти «в онлайн» и вернуться // Медицинская газета. 2020. № 42. С. 12.
  21. Балахонов А. В., Бубнова Н. А., Варзин С. А. и др. Современные проблемы медицинского образования как угроза национальной безопасности России // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2020. Т. 29, № 1. С. 40-46.
  22. Амлаев К. Р., Кошель В. И., Ходжаян А. Б. и др. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 176-185.
  23. Зорин К. В. Практико- и личностно-ориентированная модель изучения инфекционных болезней в контексте цифровизации медицинского образования // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020. Т. 9, № 2. С. 115-119.
  24. Dieckmann P., Torgeirsen K., Qvindesland A. et al. The use of simulation to prepare and improve responses to infectious disease outbreaks like COVID-19: practical tips and resources from Norway, Denmark, and the UK // Adv. Simul. (Lond.). 2020. Vol. 5. P. 3. doi: 10.1186/s41077-020-00121-5
  25. Argintaru N., Li W., Hicks C. et al. An active shooter in your hospital: a novel method to develop a response policy using in situ simulation and video framework analysis // Disaster Med. Public Health Prep. 2020. P. 1-9. doi: 10.1017/dmp.2019.161
  26. Хайруллин И. И., Парамонова Д. Р., Казанфарова М. А. и др. Роль обучения с использованием симуляционных технологий в период пандемии: практические шаги и ресурсы на примере проекта Выездного симуляционного центра Фонда международного медицинского кластера // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 68-83.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 156

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах