Health risks of school-age children with distance learning in the first months of the spread of COVID-19

Abstract


According to the results of a sociological survey of 10,237 parents of schoolchildren during the period of emergency transfer of students to distance learning in the initial period of the spread of coronavirus infection, a low provision of children with technical teaching aids was revealed: only 18% of children had a stationary computer at home, 42% of children had a basic gadget available. available for training, there was a smartphone. At the same time, it was determined that children also use gadgets for a considerable time for personal purposes (entertainment, games): according to 17% of parents, 3-4 hours, and 8% of parents answered - more than 5 hours a day. However, most parents are not aware of the amount of time a child spends with a gadget due to their busy schedule. A significant number of parents-respondents (16.5%) pointed to difficulties that arose during distance learning in the relationship between the child and the teacher. Only 60% of the parents surveyed indicated that the child sits at the table while working with the gadget, 24% - the child is more likely to sit in an armchair or on the sofa, 16% - more often the child is in the «reclining» position on the sofa or bed. All this determines the health risks of students and indicates the need to develop skills and ways to level them.Taking into account the fact that all participants in the educational process have to face the problems that have arisen during distance learning: students, their parents and teachers, recommendations for the implementation of the general education system of medical, socio-psychological support of students and their families, operational collection data to ensure a quick response, which is possible only by means of technologically modern information systems for medical, social and psychological purposes.

Full Text

По сведениям Организации Объединенных наций, из-за объявленной ВОЗ в начале 2020 г. пандемии COVID-19 с марта 107 стран приостановили работу государственных школ, что кардинально повлияло на привычную жизнь более 800 млн школьников всего мира. Введение в России дистанционного обучения детей школьного возраста в первые месяцы распространения коронавирусной инфекции, в период так называемой самоизоляции, привело к вовлечению в данный процесс значительной части населения 21. Более 16 млн школьников (на начало 2019/20 учебного года), их родителей, а также более 1 млн педагогов по всей стране 22 столкнулись с объективно-субъективными стресс-факторами, возникшими при переводе детей школьного возраста на новый образовательный формат. Цель исследования: посредством социологического исследования родителей оценить факторы риска здоровью детей при переводе их обучения на дистанционную форму в условиях распространения коронавирусной инфекции и самоизоляции. Материалы и методы В социологическом исследовании, проведенном в мае 2020 г. в режиме онлайн-опроса, приняли участие 10 237 респондентов - родителей детей школьного возраста, проживающих в 45 субъектах Российской Федерации. Участие в исследовании было добровольным и анонимным. Применялись социологический, статистический и аналитический методы исследования. Результаты исследования По результатам данного социологического исследования определено, что наибольшую часть респондентов составили родители детей младшего (1-4-е классы) и среднего школьного возраста (5-8-е классы): 43 и 40% соответственно. Большинство родителей называли самыми острыми проблемы технического обеспечения при переводе детей на дистанционное обучение. Так, 63% всех опрошенных родителей не устраивало низкое качество интернета (слабая скорость, технические неполадки, «зависание», неправильная работа гиперссылок) и в целом доступность интернета. Эти проблемы, безусловно, являлись основным препятствием своевременному и успешному усвоению программного учебного материала, фактором отрицательных эмоций, частых раздражений и даже «психологических срывов» со стороны детей, родителей и педагогов, а 39% респондентов констатировали в целом ухудшение психологического климата в семье. Была выявлена низкая обеспеченность детей техническими средствами обучения: лишь у 18% были в домашнем доступе стационарные компьютеры, у 12% детей - планшеты, у трети детей опрошенных родителей - ноутбуки. При этом в 56% случаев ребенку приходилось «делиться» ноутбуком или компьютером с другими членами семьи, в том числе со своими братьями и сестрами. Основным гаджетом, имеющимся в наличии для обучения детей, родители в 42% случаев называли смартфон. Значительное число родителей-респондентов (16,5%) указали на возникшие при дистанционном обучении сложности во взаимоотношениях ребенка с педагогом: трудности усвоения учебного материала в режиме онлайн в связи со сложностью восприятия содержания, отсутствие обратной связи и возможности спросить, нет «живого» общения с учителями, только домашние задания. В значительной степени такая критичность родителей была связана прежде всего с отсутствием в учебном процессе их ребенка опыта применения дистанционных образовательных технологий. Лишь незначительная доля респондентов дала положительную оценку переходу на дистанционное обучение, выделяя в качестве приоритетов: «безопасность детей, не заболеют», «больше времени с семьей», «больше самостоятельности», «возможность заниматься в удобное время», «возможность родителям присутствовать на уроке», «всегда под присмотром», «не тратят деньги на дорогу, экономия на одежде, еде» и др. Дистанционное обучение, по мнению родителей, значительно увеличило длительность работы детей с использованием гаджетов. Так, суммарное время их использования в образовательных целях превышало 8 ч у 6% обучающихся, продолжалось 6-7 ч у 14% и 4-5 ч у 31% детей опрошенных родителей, что в несколько раз превышало рекомендуемые гигиенические нормы длительности работы с гаджетами 23 [1, 2]. Особенно значимое увеличение времени использования гаджетов старшеклассниками обусловлено усиленной их подготовкой к государственной итоговой аттестации (табл.). Ситуация усугублялась тем, что гаджеты активно используются детьми и в личных целях, по интересам (игры, чтение, социальные сети и т. п.). На личные цели и развлечения с гаджетами дети тратят значительное время: по мнению 31% родителей, - 1-2 ч в день, 17% - 3-4 ч, 8% - более 5 ч. Большинство родителей не были осведомлены о количестве времени, проведенного ребенком с гаджетом, в силу своей занятости. ps2021s1.4htm00005.jpg С учетом того, что большое физиологическое значение имеет положение тела ребенка при использовании гаджета, родителям задавался вопрос о позе ребенка в период использовании гаджета. Лишь 60% опрошенных родителей указали, что ребенок при работе с гаджетом сидит за столом, 24% - ребенок чаще сидит в кресле или на диване, 16% - чаще ребенок находится в позе «полулежа» на диване или кровати. Небольшие перерывы в работе с гаджетами (в среднем через 30-40 мин) в ходе дистанционного обучения делали лишь 44% детей, и то, как правило, лишь по рекомендациям педагогов. А 25% родителей указали на то, что перерывы детьми вообще не делаются либо делаются очень редко. О 3-4-кратном питании обучающихся в течение дня в условиях самоизоляции заявили родители 71% детей. Настораживает тот факт, что 12% респондентов указали на 1-2-кратный прием пищи ребенком в день. Низкая физическая активность детей в условиях дистанционного обучения вызывала серьезную обеспокоенность родителей. Четверть детей вообще не выполняли физические упражнения, столько же выполняли их около 1 ч в день, 35% детей - менее 30 мин в день. Абсолютное большинство родителей понимали, что физическая активность непременно должна быть в жизни ребенка каждый день, т. к. процесс роста и формирования организма еще не завершен. Значительное число родителей (17%) отметили, что в ходе дистанционного обучения появились «неблагоприятные проявления» в виде психосоматических симптомов: головные боли, раздраженность, апатичность, агрессивность, психологическая подавленность от нехватки общения, отсутствие желания учиться, нервные срывы и др. По мнению родителей, сложнее всего переносился режим самоизоляции детьми младшего школьного возраста, что, скорее всего, вызвано психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста и отсутствием двигательной активности. Обсуждение В связи с пандемией COVID-19 весной 2020 г. большинство стран мира вынуждены были перейти на дистанционное обучение детей школьного возраста. Однако в США дистанционное обучение возникло еще в 1980-е гг. и эффективно развивается на протяжении последних 30 лет в разных сегментах образовательного процесса. В Великобритании дистанционное обучение детей уже долгие годы используется как в государственных, так и в частных образовательных организациях. В основном онлайн-обучение применяется в учебных программах для обучающихся среднего и старшего школьного возраста. При этом структура обучения включает все предметы из общенациональных программ, за исключением (по понятным причинам) химии. В Канаде онлайн-обучение является достаточно востребованным, около 4 млн школьников и студентов предпочитают такую форму обучения. Связано это, в основном, с отдаленностью территорий друг от друга. Также к странам, где активно развит так называемый хоумскулинг, можно отнести Израиль, Францию (активно действует CNED - национальный центр дистанционного образования), Австралию (много разноудаленных малонаселенных территорий) [3]. В России на протяжении нескольких лет успешно функционируют 15 онлайн-школ, где ученики получают среднее образование (например, «Экстернат и домашняя школа Фоксфорда» 24). В этих школах обучение ведут в том числе преподаватели таких высокопрестижных высших учебных заведений страны, как МГУ, МФТИ, ВШЭ и др. Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентировано использование дистанционных образовательных технологий, электронного обучения при реализации образовательных программ. При этом статья 16 настоящего Закона указывает на необходимость создания условий «для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» 25. Анализ результатов социологического исследования родителей обучающихся свидетельствует о четких закономерностях по некоторым позициям: •чем старше дети, тем больше процент обеспеченных гаджетом; •чем старше дети, тем больше времени они проводят с гаджетом в образовательных и личных целях; •чем младше школьники, тем сложнее им переносить режим самоизоляции, тем больше возникает затруднений у родителей; •чем больше проблем с интернетом, его доступностью и качеством, тем хуже психологический климат в семье. Однако в сложившихся экстремальных условиях с целью снижения рисков распространения коронавирусной инфекции и сохранения здоровья обучающихся переход на дистанционное обучение в нашей стране был оперативным и массовым. Он стал вынужденной мерой для всей системы образования, но в то же время и обеспечивающей непрерывность образовательного процесса. Основные проблемы этого периода со стороны педагогов - недостаточное владение цифровыми технологиями; со стороны родителей - неудовлетворенность организацией самого образовательного процесса, недостаточные ресурсы домашнего интернета, необходимость использования гаджетов детьми в течение длительного времени и сложность в их приобретении для малоимущих групп населения; со стороны обучающихся - отчетливо выраженное появление/проявление стрессогенных факторов в процессе дистанционного обучения. В связи с этим особую значимость в данный период приобрели вопросы социально-психологического сопровождения обучающихся. Как никогда значимыми стали процедуры медико-социального мониторинга обучающихся средствами информационных систем, позволяющие гибко и оперативно обеспечивать сбор данных об актуальных состояниях обучающихся, их текущих потребностях. Комплексный подход к построению программы медико-социального и психолого-педагогического мониторинга обучающихся дает возможность реализовать средствами информационной системы (ИС) «Информационные технологии в образовании», которая прошла апробацию в рамках пилотного проекта по здоровьесбережению и социально-психологическому сопровождению обучающихся в одном из субъектов РФ. Данная система дала возможность дистанционного компьютеризированного мониторинга по ряду значимых для системы образования направлений: •мониторинг актуальной ситуации и состояний обучающихся, их семей; •медико-социально-психологическое тестирование - выявление личностных особенностей, эмоциональных проблем при организации дистанционной обучения детей, его технических и организационных аспектов (более 80 оценочных шкал); •организация питания и в целом образа жизни обучающихся, выявление направлений расширения предоставляемых дополнительных услуг в сфере образования для своевременного реагирования на актуальные запросы обучающихся, их родителей и педагогов; •организация просветительской работы с родителями (программа «Электронный всеобуч родителей») и др. [4, 5]. Заключение По результатам социологического опроса 10 237 родителей детей школьного возраста в период экстренного перевода обучающихся на дистанционную форму в начальный период распространения коронавирусной инфекции была выявлена низкая обеспеченность детей техническими средствами обучения: лишь у 18% детей был в домашнем доступе стационарный компьютер, у 42% детей основным гаджетом был смартфон. При этом гаджеты активно используются детьми и в личных целях (развлечение, игры), на что они тратят значительное время. Значительное число родителей-респондентов (16,5%) указали на возникшие при дистанционном обучении сложности во взаимоотношениях ребенка с педагогом. Лишь 60% опрошенных родителей указали, что ребенок при работе с гаджетом сидит за столом, 24% -в кресле или на диване, 16% - в позе «полулежа» на диване или кровати. Все это определяет риски здоровью обучающихся и свидетельствует о необходимости проработки навыков и путей их нивелирования. С учетом того, что с проблемами, возникшими при дистанционном обучении, приходится сталкиваться всем участникам образовательного процесса: обучающимся, их родителям и педагогам, вполне обоснованы рекомендации по внедрению в практику системы общего образования медико-социально-психологического сопровождения обучающихся и их семей, оперативного сбора данных для обеспечения быстрого реагирования, что возможно только средствами технологически современных информационных систем медико-социально-психологического назначения. Достаточный опыт, полученный профессиональным международным сообществом в области дистанционного обучения, может быть рекомендован с целью формирования эффективных контент-стратегий в образовательной сфере «постпандемической эпохи». Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

E. N. Mingazova

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health

Email: elmira_mingazova@mail.ru

L. V. Akimova

Moscow Center «Patriot. Sport»


E. N. Pozharskaya

Don State Technical University


R. N. Mingazov

A. N. Kosygin Russian State University


References

  1. Мингазова Э. Н., Самойлов А. Н., Шиллер С. И. Роль медико-социальных факторов в развитии миопии // Казанский медицинский журнал. 2012. Т. 93, № 6. С. 958-961.
  2. Мингазова Э. Н., Шиллер С. И. Применение метода прогнозирования в построении индивидуальных программ профилактики миопии среди школьников // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. С. 83.
  3. Viner R. M., Russell S. J., Croker H. et al. School closure and management practices during coronavirus outbreaks including COVID-19: a rapid systematic review // Lancet Child Adolesc. Health. 2020. Vol. 4, N 5. P. 397-404.
  4. Балина Л. В., Безруких М. М., Пожарская Е. Н. Единое информационное образовательное пространство Ростовской области - современные подходы к развитию региональной системы здоровьесбережения в образовании // Вестник образования. 2016. № 11. С. 22-32.
  5. Пожарская Е. Н. Психологическое и социально-педагогическое тестирование обучающихся средствами информационных технологий. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону. 2018. 245 с.

Statistics

Views

Abstract - 18

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 (495) 916-29-60

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
National research Institute of public health named after N. A. Semashko

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 (495) 916-29-60
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies