Риски здоровью детей школьного возраста при дистанционном обучении в первые месяцы распространения COVID-19
- Авторы: Мингазова Э.Н.1, Акимова Л.В.2, Пожарская Е.Н.3, Мингазов Р.Н.4
- Учреждения:
- ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
- ГБОУ ДПО «Московский центр «Патриот. Спорт»
- ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
- ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина»
- Выпуск: 2021: ТОМ 29 (2021), Специальный выпуск 1
- Страницы: 588-592
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/586
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-588-592
- Цитировать
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
По сведениям Организации Объединенных наций, из-за объявленной ВОЗ в начале 2020 г. пандемии COVID-19 с марта 107 стран приостановили работу государственных школ, что кардинально повлияло на привычную жизнь более 800 млн школьников всего мира. Введение в России дистанционного обучения детей школьного возраста в первые месяцы распространения коронавирусной инфекции, в период так называемой самоизоляции, привело к вовлечению в данный процесс значительной части населения 21. Более 16 млн школьников (на начало 2019/20 учебного года), их родителей, а также более 1 млн педагогов по всей стране 22 столкнулись с объективно-субъективными стресс-факторами, возникшими при переводе детей школьного возраста на новый образовательный формат. Цель исследования: посредством социологического исследования родителей оценить факторы риска здоровью детей при переводе их обучения на дистанционную форму в условиях распространения коронавирусной инфекции и самоизоляции. Материалы и методы В социологическом исследовании, проведенном в мае 2020 г. в режиме онлайн-опроса, приняли участие 10 237 респондентов - родителей детей школьного возраста, проживающих в 45 субъектах Российской Федерации. Участие в исследовании было добровольным и анонимным. Применялись социологический, статистический и аналитический методы исследования. Результаты исследования По результатам данного социологического исследования определено, что наибольшую часть респондентов составили родители детей младшего (1-4-е классы) и среднего школьного возраста (5-8-е классы): 43 и 40% соответственно. Большинство родителей называли самыми острыми проблемы технического обеспечения при переводе детей на дистанционное обучение. Так, 63% всех опрошенных родителей не устраивало низкое качество интернета (слабая скорость, технические неполадки, «зависание», неправильная работа гиперссылок) и в целом доступность интернета. Эти проблемы, безусловно, являлись основным препятствием своевременному и успешному усвоению программного учебного материала, фактором отрицательных эмоций, частых раздражений и даже «психологических срывов» со стороны детей, родителей и педагогов, а 39% респондентов констатировали в целом ухудшение психологического климата в семье. Была выявлена низкая обеспеченность детей техническими средствами обучения: лишь у 18% были в домашнем доступе стационарные компьютеры, у 12% детей - планшеты, у трети детей опрошенных родителей - ноутбуки. При этом в 56% случаев ребенку приходилось «делиться» ноутбуком или компьютером с другими членами семьи, в том числе со своими братьями и сестрами. Основным гаджетом, имеющимся в наличии для обучения детей, родители в 42% случаев называли смартфон. Значительное число родителей-респондентов (16,5%) указали на возникшие при дистанционном обучении сложности во взаимоотношениях ребенка с педагогом: трудности усвоения учебного материала в режиме онлайн в связи со сложностью восприятия содержания, отсутствие обратной связи и возможности спросить, нет «живого» общения с учителями, только домашние задания. В значительной степени такая критичность родителей была связана прежде всего с отсутствием в учебном процессе их ребенка опыта применения дистанционных образовательных технологий. Лишь незначительная доля респондентов дала положительную оценку переходу на дистанционное обучение, выделяя в качестве приоритетов: «безопасность детей, не заболеют», «больше времени с семьей», «больше самостоятельности», «возможность заниматься в удобное время», «возможность родителям присутствовать на уроке», «всегда под присмотром», «не тратят деньги на дорогу, экономия на одежде, еде» и др. Дистанционное обучение, по мнению родителей, значительно увеличило длительность работы детей с использованием гаджетов. Так, суммарное время их использования в образовательных целях превышало 8 ч у 6% обучающихся, продолжалось 6-7 ч у 14% и 4-5 ч у 31% детей опрошенных родителей, что в несколько раз превышало рекомендуемые гигиенические нормы длительности работы с гаджетами 23 [1, 2]. Особенно значимое увеличение времени использования гаджетов старшеклассниками обусловлено усиленной их подготовкой к государственной итоговой аттестации (табл.). Ситуация усугублялась тем, что гаджеты активно используются детьми и в личных целях, по интересам (игры, чтение, социальные сети и т. п.). На личные цели и развлечения с гаджетами дети тратят значительное время: по мнению 31% родителей, - 1-2 ч в день, 17% - 3-4 ч, 8% - более 5 ч. Большинство родителей не были осведомлены о количестве времени, проведенного ребенком с гаджетом, в силу своей занятости. ps2021s1.4htm00005.jpg С учетом того, что большое физиологическое значение имеет положение тела ребенка при использовании гаджета, родителям задавался вопрос о позе ребенка в период использовании гаджета. Лишь 60% опрошенных родителей указали, что ребенок при работе с гаджетом сидит за столом, 24% - ребенок чаще сидит в кресле или на диване, 16% - чаще ребенок находится в позе «полулежа» на диване или кровати. Небольшие перерывы в работе с гаджетами (в среднем через 30-40 мин) в ходе дистанционного обучения делали лишь 44% детей, и то, как правило, лишь по рекомендациям педагогов. А 25% родителей указали на то, что перерывы детьми вообще не делаются либо делаются очень редко. О 3-4-кратном питании обучающихся в течение дня в условиях самоизоляции заявили родители 71% детей. Настораживает тот факт, что 12% респондентов указали на 1-2-кратный прием пищи ребенком в день. Низкая физическая активность детей в условиях дистанционного обучения вызывала серьезную обеспокоенность родителей. Четверть детей вообще не выполняли физические упражнения, столько же выполняли их около 1 ч в день, 35% детей - менее 30 мин в день. Абсолютное большинство родителей понимали, что физическая активность непременно должна быть в жизни ребенка каждый день, т. к. процесс роста и формирования организма еще не завершен. Значительное число родителей (17%) отметили, что в ходе дистанционного обучения появились «неблагоприятные проявления» в виде психосоматических симптомов: головные боли, раздраженность, апатичность, агрессивность, психологическая подавленность от нехватки общения, отсутствие желания учиться, нервные срывы и др. По мнению родителей, сложнее всего переносился режим самоизоляции детьми младшего школьного возраста, что, скорее всего, вызвано психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста и отсутствием двигательной активности. Обсуждение В связи с пандемией COVID-19 весной 2020 г. большинство стран мира вынуждены были перейти на дистанционное обучение детей школьного возраста. Однако в США дистанционное обучение возникло еще в 1980-е гг. и эффективно развивается на протяжении последних 30 лет в разных сегментах образовательного процесса. В Великобритании дистанционное обучение детей уже долгие годы используется как в государственных, так и в частных образовательных организациях. В основном онлайн-обучение применяется в учебных программах для обучающихся среднего и старшего школьного возраста. При этом структура обучения включает все предметы из общенациональных программ, за исключением (по понятным причинам) химии. В Канаде онлайн-обучение является достаточно востребованным, около 4 млн школьников и студентов предпочитают такую форму обучения. Связано это, в основном, с отдаленностью территорий друг от друга. Также к странам, где активно развит так называемый хоумскулинг, можно отнести Израиль, Францию (активно действует CNED - национальный центр дистанционного образования), Австралию (много разноудаленных малонаселенных территорий) [3]. В России на протяжении нескольких лет успешно функционируют 15 онлайн-школ, где ученики получают среднее образование (например, «Экстернат и домашняя школа Фоксфорда» 24). В этих школах обучение ведут в том числе преподаватели таких высокопрестижных высших учебных заведений страны, как МГУ, МФТИ, ВШЭ и др. Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентировано использование дистанционных образовательных технологий, электронного обучения при реализации образовательных программ. При этом статья 16 настоящего Закона указывает на необходимость создания условий «для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» 25. Анализ результатов социологического исследования родителей обучающихся свидетельствует о четких закономерностях по некоторым позициям: •чем старше дети, тем больше процент обеспеченных гаджетом; •чем старше дети, тем больше времени они проводят с гаджетом в образовательных и личных целях; •чем младше школьники, тем сложнее им переносить режим самоизоляции, тем больше возникает затруднений у родителей; •чем больше проблем с интернетом, его доступностью и качеством, тем хуже психологический климат в семье. Однако в сложившихся экстремальных условиях с целью снижения рисков распространения коронавирусной инфекции и сохранения здоровья обучающихся переход на дистанционное обучение в нашей стране был оперативным и массовым. Он стал вынужденной мерой для всей системы образования, но в то же время и обеспечивающей непрерывность образовательного процесса. Основные проблемы этого периода со стороны педагогов - недостаточное владение цифровыми технологиями; со стороны родителей - неудовлетворенность организацией самого образовательного процесса, недостаточные ресурсы домашнего интернета, необходимость использования гаджетов детьми в течение длительного времени и сложность в их приобретении для малоимущих групп населения; со стороны обучающихся - отчетливо выраженное появление/проявление стрессогенных факторов в процессе дистанционного обучения. В связи с этим особую значимость в данный период приобрели вопросы социально-психологического сопровождения обучающихся. Как никогда значимыми стали процедуры медико-социального мониторинга обучающихся средствами информационных систем, позволяющие гибко и оперативно обеспечивать сбор данных об актуальных состояниях обучающихся, их текущих потребностях. Комплексный подход к построению программы медико-социального и психолого-педагогического мониторинга обучающихся дает возможность реализовать средствами информационной системы (ИС) «Информационные технологии в образовании», которая прошла апробацию в рамках пилотного проекта по здоровьесбережению и социально-психологическому сопровождению обучающихся в одном из субъектов РФ. Данная система дала возможность дистанционного компьютеризированного мониторинга по ряду значимых для системы образования направлений: •мониторинг актуальной ситуации и состояний обучающихся, их семей; •медико-социально-психологическое тестирование - выявление личностных особенностей, эмоциональных проблем при организации дистанционной обучения детей, его технических и организационных аспектов (более 80 оценочных шкал); •организация питания и в целом образа жизни обучающихся, выявление направлений расширения предоставляемых дополнительных услуг в сфере образования для своевременного реагирования на актуальные запросы обучающихся, их родителей и педагогов; •организация просветительской работы с родителями (программа «Электронный всеобуч родителей») и др. [4, 5]. Заключение По результатам социологического опроса 10 237 родителей детей школьного возраста в период экстренного перевода обучающихся на дистанционную форму в начальный период распространения коронавирусной инфекции была выявлена низкая обеспеченность детей техническими средствами обучения: лишь у 18% детей был в домашнем доступе стационарный компьютер, у 42% детей основным гаджетом был смартфон. При этом гаджеты активно используются детьми и в личных целях (развлечение, игры), на что они тратят значительное время. Значительное число родителей-респондентов (16,5%) указали на возникшие при дистанционном обучении сложности во взаимоотношениях ребенка с педагогом. Лишь 60% опрошенных родителей указали, что ребенок при работе с гаджетом сидит за столом, 24% -в кресле или на диване, 16% - в позе «полулежа» на диване или кровати. Все это определяет риски здоровью обучающихся и свидетельствует о необходимости проработки навыков и путей их нивелирования. С учетом того, что с проблемами, возникшими при дистанционном обучении, приходится сталкиваться всем участникам образовательного процесса: обучающимся, их родителям и педагогам, вполне обоснованы рекомендации по внедрению в практику системы общего образования медико-социально-психологического сопровождения обучающихся и их семей, оперативного сбора данных для обеспечения быстрого реагирования, что возможно только средствами технологически современных информационных систем медико-социально-психологического назначения. Достаточный опыт, полученный профессиональным международным сообществом в области дистанционного обучения, может быть рекомендован с целью формирования эффективных контент-стратегий в образовательной сфере «постпандемической эпохи». Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
Э. Н. Мингазова
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России
Email: elmira_mingazova@mail.ru
Л. В. Акимова
ГБОУ ДПО «Московский центр «Патриот. Спорт»
Е. Н. Пожарская
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
Р. Н. Мингазов
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина»
Список литературы
- Мингазова Э. Н., Самойлов А. Н., Шиллер С. И. Роль медико-социальных факторов в развитии миопии // Казанский медицинский журнал. 2012. Т. 93, № 6. С. 958-961.
- Мингазова Э. Н., Шиллер С. И. Применение метода прогнозирования в построении индивидуальных программ профилактики миопии среди школьников // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. С. 83.
- Viner R. M., Russell S. J., Croker H. et al. School closure and management practices during coronavirus outbreaks including COVID-19: a rapid systematic review // Lancet Child Adolesc. Health. 2020. Vol. 4, N 5. P. 397-404.
- Балина Л. В., Безруких М. М., Пожарская Е. Н. Единое информационное образовательное пространство Ростовской области - современные подходы к развитию региональной системы здоровьесбережения в образовании // Вестник образования. 2016. № 11. С. 22-32.
- Пожарская Е. Н. Психологическое и социально-педагогическое тестирование обучающихся средствами информационных технологий. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону. 2018. 245 с.