The effect of digital mass media on mental health of children and youth

  • Authors: Besschetnova O.V.1, Volkova O.A.2, Aliev S.I.3, Ananchenkova P.I.4, Drobysheva L.N.4
  • Affiliations:
    1. The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Russian State Social University”
    2. The State Budget Institution of Moscow “The Research Institute of Public Health and Medical Management of the Moscow Health Care Department”
    3. The Dagestan Humanitarian Institute (the Branch) of The Educational Institution of Trade Unions of Higher Education “The Academy of Labor and Social Relations”
    4. N. A. Semashko National Research Institute of Public Health
  • Issue: Vol 29, No 3 (2021)
  • Pages: 462-467
  • Section: Articles
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/561
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-3-462-467
  • Cite item

Abstract


The article considers the impact of digital media on mental health of children and the youth based on the analysis of studies of national and foreign researchers. On the one hand, the application of information technologies by children and the youth is related to requirements of actual reality that allows them to be active and independent in virtual space and contributes to development of special skills and abilities, exchange of knowledge and experience, broadens scope of interests. On the other hand, the information media establish conditions of high risk for health.The article presents the results of an empirical study, carried out in 2019 at the Balashov Institute of the Saratov State University. The questionnaire survey was applied to sampling of 386 respondents to identify the relationship between the amount of time spent online by young people and the feeling of loneliness. The study discovered that the higher is the user Internet activity that is not accompanied by sense of satisfaction, the higher is the level of frustration and loneliness.The problem areas are identified that make it difficult to ensure the effective safety of users and the timely identification of threats to their mental health: the shortage and fragmentation of scientific research; the ambiguity of opinions of expert community regarding the impact of digital technologies on the development of children and adolescents; the complexity of social control of online users due to their social demographic and sociocultural heterogeneity; the conflict of interests between providers, business structures, advertisers and other subjects of virtual reality and underage users; low level of internet literacy of parents and teachers. All these factors hinder the development of adequate technologies of early detection, prevention and support of victims of cyberaggression or cybercrimes.

Full Text

Введение Современное поколение детей и молодежи воспринимает информационные технологии как неотъемлемый атрибут своей жизни, позволяющий коммуницировать не только в реальном, но и в виртуальном пространстве, независимо от местоположения субъектов общения, их возраста, гендера, социального статуса, в любое время суток, посредством мобильных устройств, имеющих доступ к сети Интернет. Сегодня цифровые устройства используются для ведения бизнеса, получения информации, образования, развлечений, межличностного общения в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Facebook, Twitter и др.). С появлением Facebook в 2004 г. его пользователями стали 4/5 подростков 13-16 лет в Великобритании [1]. В США предпочтения современной подростковой аудитории распределись следующим образом: YouTube - 85%, Instagram - 72%, Snapchat - 69%, Facebook - 51%, Twitter -32%, Tumbir - 9%, Reddit - 7%. На начало 2019 г. количество пользователей социальных сетей из 230 стран мира достигло 3,5 млрд [2]. В настоящее время Facebook имеет около 1,6 млрд активных пользователей по всему миру, из которых 34,5% (или 552 млн человек) - это молодые люди в возрасте 18-29 лет. На долю платформы Instagram в 2018 г. приходилось 55% молодежи от 18 до 24 лет [2]. У россиян наибольшей популярностью пользуются платформы YouTube, ВКонтакте (19 млн подписчиков, 1/4 из них несовершеннолетние), а из мессенджеров - WhatsApp и Viber [3], которые позволяют постоянно находиться на связи в режиме реального времени. В странах Западной Европы за последние несколько лет фиксируется постоянный рост потребителей цифровых медиа, особенно среди подростков и молодежи, а также отмечается интенсивность их использования: если в 2011 г. 52% детей в возрасте до 8 лет имели доступ к мобильному устройству, то к 2013 г. их число увеличилось до 75% [4]. В ходе международного опроса «Риски и безопасность в интернете», в котором приняли участие подростки 9-16 лет (n=25 142) и их родители из 25 стран Европы в рамках проекта «Дети Евросоюза онлайн» (“EU kids online”), было установлено, что 59% опрошенных имели собственный профиль в социальной сети, из них: 26% - в возрасте 9-10 лет, 49% - 11-12 лет, 73% - 13-14 лет, 82% - 15-16 лет [1]. По данным российских исследователей, 72% подростков создали аккаунт в социальной сети до достижения ими 14-летнего возраста [5, c. 33]. Большинство (80-97%) детей выходят в сеть с домашних устройств, реже в школе и общественных местах, оснащенных точками Wi-Fi. Частота использования цифровых медиа варьирует в зависимости от демографических, экономических и социокультурных показателей. Согласно опросу 2010 EU Kids Online survey, 93,4% детей и подростков в Болгарии пользовались сетью Интернет ежедневно, 4,3% - 1 или 2 раза в неделю, 0,7% - 1 или 2 раза в месяц, 1,2% - еще реже [6]. Наиболее популярными целями использования онлайн-ресурсов являлись: подготовка домашнего задания, учеба (85%), досуг (видеоигры, просмотр видеоклипов; 83%), общение (отправления сообщений, постов, изображений; 62%), использование файлообменных сайтов (16%) или ведение блогов (11%). Кроме того, примерно у ⅓ подростковой аудитории довольно популярны участие в онлайн-группах по интересам, скачивание фильмов, музыки, посещение интернет-магазинов, чтение новостей, сравнение цен на разные товары, а также общение с членами семьи и/или друзьями в случае раздельного местопребывания. Согласно российским исследованиям, 16% подростков в возрасте 14-16 лет проводили в социальной сети менее 1 ч в день, 44% - 1-3 ч в день, 21% - 3-5 ч в день, 11% - 5-8 ч в день, 5% - 8-12 ч в день, 3% - более 12 ч в день [5, c. 34]. Психическое здоровье определяется как гармония человека с самим собой и с окружающей средой - другими людьми, природой, космосом [7]. В настоящее время меры по охране психического здоровья подрастающего поколения россиян, в том числе в медиапространстве, отражены в следующих государственных правовых документах: подпрограмме «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» в рамках реализации государственной программы «Развитие здравоохранения» от 26.12.2017 № 1640, в государственной программе «Доступная среда» на 2011-2020 гг. от 01.12.2015 № 1297, в Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г. от 28.12.2012 № 2580-р и Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 гг. от 27.02.2018 № 88, что говорит о важности и актуальности данной проблемы. К приоритетным задачам охраны здоровья несовершеннолетних в медиапространстве отнесены усиление степени защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, повышение безопасности в информационной среде, актуализация медиаграмотности детей и родителей, внедрение новых информационных технологий в систему образования, обеспечение равного доступа к онлайн-ресурсам независимо от места проживания, выработка алгоритма действий по противодействию и профилактике детских суицидов, кибербуллинга, террора в сети Интернет. Представители международного научного сообщества из разных областей знания выражают озабоченность по поводу влияния цифровых технологий на здоровье детей и молодежи, приводящих к торможению развития поведенческой, когнитивной, эмоционально-волевой сфер, возникновению синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), ожирению, нарушению сна. СДВГ представляет собой неврологическо-поведенческое расстройство у детей и подростков, характеризующееся невнимательностью, низким самоконтролем, импульсивностью, повышенной двигательной активностью. Дети 6-17 лет с диагнозом СДВГ, злоупотребляющие времяпрепровождением онлайн, в большей степени демонстрируют склонность к формированию интернет-зависимости [8], антисоциального поведения под влиянием агрессивного, жестокого телеконтента [9], проявлению противоправного/криминального поведения в настоящем и в будущем, возникновению диссоциального расстройства личности, виктимности [10], депрессии, нарушений привязанности [11]. Малоподвижный образ жизни, длительные перерывы между приемами пищи, нездоровое питание, неконтролируемое поглощение пищи, переедание, связанные с погружением в виртуальную реальность, часто являются причинами ожирения. По данным Международной ассоциации по изучению ожирения и Международной целевой группы по ожирению - The International Association for the Study of Obesity (IASO) and International Obesity Task Force (IOTF),- в настоящее время у 40-50 млн детей школьного возраста в мире диагностирована увеличенная масса тела [12]. По оценкам ВОЗ, количество детей с ожирением к 2025 г. возрастет до 70 млн. Распространенность ожирения в детской популяции России в 2017 г. составила 363,3 на 100 тыс. детей в возрасте до 14 лет и 733,4 на 100 тыс. детей в возрасте от 15 до 17 лет [13]. Подростки и молодые люди с избыточной массой тела часто не только страдают от сопутствующих соматических и психосоматических заболеваний, но и имеют более низкую самооценку, высокий уровень тревожности, склонность к депрессии по сравнению со сверстниками с нормальной массой тела [12]. Помимо этого, время, проведенное пользователями онлайн, сокращает их физическую активность, провоцирует развитие гиподинамии, ожирения, увеличение продолжительности пассивного досуга как в финансово благополучных, так и в малоресурсных семьях: во-первых, в связи с использованием более дорогих мощных устройств, их количества, безлимитного доступа в интернет, во-вторых, из-за увеличения времени просмотра телевизионных передач в ночное время [14]. Кроме того, воздействие яркого света ночью подавляет выработку мелатонина, что приводит к нарушению режима сна, а в период бодрствования - к сонливости, апатии, рассеянности внимания, утомляемости, снижению умственной активности и успеваемости [12, 14]. Доказано, что просмотр содержания SMS-, MMS-сообщений, агрессивных видеосюжетов, фильмов ужасов, участие в видеоиграх непосредственно перед сном способны усиливать психофизиологическое возбуждение и приводить к бессоннице. Рассылка рекламы, уведомлений в чатах и группах в ночное время, сопровождаемых звуковыми сигналами, вызывают незапланированные пробуждения, кошмары [15]. Симптомы нарушения сна предшествуют развитию депрессивных расстройств и склонности к самоубийству. Японские исследователи обращают внимание на взаимосвязь между недостатком сна и депрессией как одним из факторов суицидального поведения среди младших школьников, обусловливая завершенный суицид компьютерной зависимостью, частотой отправки текстовых сообщений, временем ожидания ответа, возрастающим чувством тревоги и беспокойства по поводу его отсутствия, особенно во время подготовки ко сну [15]. Материалы и методы С целью изучения взаимосвязи виртуального общения в социальных сетях и состояния одиночества молодежи в ноябре-декабре 2019 г. на базе Балашовского института Саратовского университета было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 386 студентов I-IV курсов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование», из которых девушек было 250, юношей - 136. Цель была реализована в следующих задачах: осуществить теоретический анализ современных отечественных и зарубежных исследований, освещающих различные аспекты влияния цифровых медиа на психическое здоровье детей и молодежи, установить взаимосвязь между количеством времени, проводимого в социальных сетях, и чувством одиночества, переживаемым молодыми людьми. Основным методом исследования было анкетирование, которое проводилось в Саратовском государственном университете на принципах конфиденциальности и добровольного участия. Анкета состояла из четырех блоков, отражающих следующие аспекты: количество времени в сети, субъективное отношение к виртуальной дружбе/виртуальному общению, характеристика коммуникативных качеств субъектов в онлайн-пространстве, отношение молодежи к общению в сети как способу преодоления одиночества. Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics v. 22.0 с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты исследования На момент опроса 59,6% опрошенных имели в сети от 100 до 300 и более виртуальных друзей, при этом лично знакомы были с 35-67 из них, остальные - это малознакомые или незнакомые в реальной жизни люди. К основным мотивам виртуального общения информанты отнесли следующие: -«занять время» (51%); -«справиться с одиночеством» (23,6%); -«показать лучшие стороны своей жизни» (10,6%); -«найти работу / самореализоваться» (7,8%); -«высказать свое мнение» (7,1%). Отметили, что анонимность дает возможность отыграть роли, недоступные в реальной жизни, ¼ студентов, однако 73,1% согласились с тем, что виртуальным друзьям не всегда следует доверять. По мнению респондентов, с виртуальным другом не обязательно знакомиться лично, такое общение служит для социальной и/или психологической поддержки, помощи, совета, проведения досуга или возможности выговориться (синдром «попутчика»). В случае разных интересов или нежелательности общения с ним можно безболезненно расстаться, удалить, заблокировать. Относительно времени, проводимого онлайн, 84% информантов выбрали ответ «более двух часов в день» и «в течение дня всегда». Установлена обратная корреляция (-0,418; рm0,05) между наличием друзей обоих полов в реальной жизни и началом виртуального общения: молодые люди, имеющие реальных друзей и романтические отношения, позже создали аккаунт в социальных сетях, по сравнению с теми, кто начал общаться в сети раньше наступления подросткового возраста, т. е. чем раньше несовершеннолетние пользователи проявляют активность в виртуальном пространстве, тем меньше они имеют друзей и романтических партнеров в реальной жизни. Юноши демонстрируют более высокий уровень одиночества по сравнению с девушками (74,4 и 65,3% соответственно), 84,5% респондентов обоих полов считают, что виртуальное общение помогает только на время забыть о состоянии одиночества. Поведение молодых людей, испытывающих негативные виды одиночества, в виртуальном пространстве преимущественно повторяет поведение в реальной жизни, при этом оно не выполняет ожидаемую компенсаторную функцию, а еще более усиливает фрустрацию. Социальные сети способны спровоцировать возникновение негативных переживаний в связи с оценкой собственной популярности на основании количества «лайков» и положительных комментариев, по сравнению с другими. Несмотря на то что такие системные образования, как ущербность, несостоятельность, неспособность эффективно справиться с трудностями в той или иной мере характерны для любого человека, в подростковом и юношеском возрасте эти состояния переживаются особенно остро, требуя особых мер для их изучения и преодоления с целью полноценного включения молодежи в социум [16]. Для поддержания и усиления собственного онлайн-имиджа молодым людям приходится постоянно находиться в контакте с аудиторией вербально и визуально. Пытаясь преодолеть чувство одиночества, расширить круг общения, упрочить свое социальное положение, молодые люди стремятся компенсировать это более активным общением в социальных сетях: менять статус, ставить лайки, писать сообщения, отправлять открытки и подарки, выставлять «селфи», шокирующие, неординарные фотографии, часто сделанные с риском для жизни (на крышах высотных зданий, поездов, на краю пропасти, рядом с высоковольтными линиями передач) или репутации, изображающие акты агрессии, насилия, эротические сцены. Вместе с тем импульсивное, необдуманное, эмоциональное поведение может иметь долгосрочные последствия и отразиться на их будущей профессиональной деятельности, карьере или семейных отношениях. Однако, по мнению самих участников опроса (82,1% юношей и 67% девушек), длительное пребывание в сети занимает слишком много времени, утомляет, разочаровывает. Гендерный аспект наиболее дифференцирован в цифровом пространстве: девушки чаще используют интернет для общения, в то время как юноши - для инструментальных целей, для сетевых и видеоигр (67,7 и 32,3% соответственно). Визуальная самопрезентация собственного тела онлайн более характерна для девушек. Одна из причин - существование социальных стереотипов о женщине как объекте сексуального влечения, созданных и поддерживаемых модой, рекламой, СМИ, которые формируют и транслируют определенные стандарты женской красоты, внешности, лица, фигуры, приводя к ранней сексуализации, возникновению страхов и комплексов в сфере телесности, к отклонениям в пищевом поведении (анорексии или булимии) и психическом здоровье. Результаты авторского исследования показывают, что онлайн-активность молодых людей не приводит к развитию коммуникабельности, выстраиванию реальных дружеских или романтических отношений, занимает много времени, усиливая чувство одиночества и провоцируя возникновение депрессивных состояний (70,7% - девушки, 48,2% - юноши). Другими словами, чем выше интернет-активность пользователя, которая не сопровождается чувством удовлетворения, тем выше уровень фрустрации и одиночества (коэффициент ранговой корреляции 0,382; рm0,05). По мнению английских исследователей, за последнюю декаду заболевания, сопровождающиеся высоким уровнем тревожности и депрессивными расстройствами в подростковом и юношеском возрасте, увеличились на 10%. Одной из основных причин эксперты называют агрессивную пропаганду массмедиа. Согласно ежегодному исследованию Департамента здравоохранения Великобритании, девочки 14-15 лет в 2 раза чаще мальчиков того же возраста страдают психопатологией (37 и 15% соответственно) [17]. Ухудшение психического здоровья молодежи фиксируют и отечественные ученые. Результаты исследования студентов медиков в возрасте от 18 до 23 лет (n=96), проведенного В. В. Руженковой и коллегами с целью верификации распространенности и клинической структуры деперсонализационных симптомов, позволили выявить высокий уровень деперсонализации в эффекторно-волевой сфере, мышлении и самосознании, а также наличие психосенсорных расстройств у молодых людей обоих полов: у девушек - в 96%, у юношей - в 89% случаев, что свидетельствует о наличии дистресса, высоком риске развития психических расстройств [18]. Чрезмерное погружение в виртуальную реальность наносит ущерб процессу формирования личной идентичности. Переход от детства к взрослости сопровождается внешними и внутренними изменениями, сложной внутренней борьбой, самопознанием, усилением влияния группы сверстников, появлением сексуального интереса к лицам противоположного/своего пола. В данный период происходит зарождение романтических, дружеских отношений, которые требуют конфиденциальности, внутренней работы личности, в то время как социальные сети, напротив, призывают к открытости и доступности личной информации, транслируемой через посты, комментарии, фотографии, что входит в прямое противоречие с процессом формирования личной идентичности на данном возрастном этапе. Заключение В современном мире преобладает визуальный канал потребления и передачи информации, чему способствует быстрое развитие цифровых медиа: мобильных телефонов, компьютеров, планшетов с доступом в интернет, ежегодное увеличение количества пользователей социальных сетей, мессенджеров, значительную долю которых составляют молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. Размывание границ между детством и взрослостью, усиление влияния цифровых устройств на процесс социализации современных детей и молодежи, более высокий уровень медиаграмотности у детей по сравнению с их родителями и с представителями старшего поколения приводит к тому, что в настоящее время всемирная паутина становится для детей не только источником информации по целому ряду вопросов, ответы на которые прежние поколения искали у взрослых (родителей, старших по возрасту сиблингов или друзей), но и инструментом, активно и агрессивно конструирующим их сознание и поведение, стиль и образ жизни, ценностные ориентиры и систему морально-нравственных норм. Бесконтрольное потребление цифровых медиа из беспрецедентного ресурса может стать источником опасности для физического и психического здоровья несовершеннолетних. Чрезмерное пребывание детей и молодежи онлайн на сайтах с разным медиаконтентом может спровоцировать формирование интернет-зависимости, отчуждение от реальности, что в старшем подростковом и юношеском возрасте с высокой долей вероятности приведет к трудностям коммуникации, выражения собственных и распознавания чужих эмоций, к неспособности работать в команде, проявлять эмпатию, навыки сотрудничества (недаром сейчас популярны курсы личностного роста, направленные на овладение эмоциональным интеллектом, навыками teambuilding и soft skills), к межличностным конфликтам, с членами нуклеарной и расширенной семьи, со сверстниками и брачными партнерами, к высокому уровню агрессии (ежегодное увеличение доли несовершеннолетних преступников в общей картине преступлений) и виктимности (несовершеннолетние - жертвы преступлений) в реальной и виртуальной среде. В настоящее время можно выделить несколько проблемных зон, затрудняющих обеспечение эффективной безопасности пользователей и своевременное выявление угроз их психическому здоровью. Во-первых, из-за недостатка и фрагментарности научных исследований экспертному сообществу пока не удается однозначно доказать вредное влияние цифровых технологий на процесс развития детей и молодежи. В связи с этим скорее приходится акцентировать внимание на информировании несовершеннолетних о необходимости дозированного их использования как части психофизиологии и гигиены, здорового образа жизни, чередования различных видов деятельности. Во-вторых, дефицит или отсутствие доступа к интернет-ресурсам в эпоху цифровизации также может расцениваться как детское неблагополучие с точки зрения социального неравенства. В-третьих, онлайн-пользователи неоднородны по своему составу: социально-демографическим, социально-культурным, экономическим, гендерным, этническим и другим аспектам, поэтому выбор медиаконтента определяется их индивидуально-личностными, психическими, интеллектуальными, ценностными предпочтениями, которые сложно контролировать, предотвратить или полностью устранить. В-четвертых, пробелы в законодательстве, конфликт интересов провайдеров, бизнеса, рекламодателей и других субъектов виртуальной реальности, преследующих собственные коммерческие цели, часто создают ситуации высокого социального риска, связанные с доступом несовершеннолетних к нежелательному медиаконтенту, в частности призывам к экстремизму, агрессии, суициду. В-пятых, отставание компетенций родителей и педагогов в вопросах интернет-грамотности от современных детей и молодежи препятствует выработке адекватных технологий раннего выявления, профилактики и оказания помощи несовершеннолетним, ставшим реальными или потенциальными жертвами киберпреступлений, что требует проведения дополнительных междисциплинарных научных исследований. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

O. V. Besschetnova

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Russian State Social University”

Email: oksanabesschetnova@yandex.ru

O. A. Volkova

The State Budget Institution of Moscow “The Research Institute of Public Health and Medical Management of the Moscow Health Care Department”


Sh. I. Aliev

The Dagestan Humanitarian Institute (the Branch) of The Educational Institution of Trade Unions of Higher Education “The Academy of Labor and Social Relations”


P. I. Ananchenkova

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health


L. N. Drobysheva

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health


References

  1. Livingstone S., Haddon L., Görzig A. Risks and safety on the internet: The perspective of European children. Full Findings. LSE, London: EU Kids Online; 2011. Режим доступа: http://eprints.lse.ac.uk/33731/1/Risks%20and%20safety%20on%20the%20internet%28lsero%29.pdf
  2. Instagram в цифрах: статистика на 2019 год. Режим доступа: https://lpgenerator.ru/blog/2019/02/28/instagram-v-cifrah-statistika-na-2019-god
  3. Вся популярная статистика на 2019 год в мире и в России. Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/
  4. Chassiakos Y. R., Radesky J., Christakis D. Children and adolescents and digital media. Pediatrics. 2016;138(5). Режим доступа: https://pediatrics.aappublications.org/content/138/5/
  5. Аржаных Е. В., Задорин И. В., Колесникова Е. Ю., Гуркина О. А., Новикова Е. М., Мальцева Д. В. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника. Отчет по итогам НИР. М.; 2014.
  6. Online experience of children in Bulgaria: Risks and safety national representative survey, 2016. Bulgaria. Режим доступа: https://www.safenet.bg/images/sampledata/files/Risks-and-Harm.pdf
  7. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учебное пособие. М.: Академия; 2003.
  8. Charmaine B., Waring M. E., Pagotod S. H. A television in the bedroom is associated with higher weekday screen time among youth with attention deficit hyperactivity disorder (ADD/ADHD). Prevent. Med. Rep. 2015;2:1-3.
  9. Christakis D. A., Zimmerman F. J. Violent television viewing during preschool is associated with antisocial behavior during school age. Pediatrics. 2007;120(5):993-9.
  10. Pagani L. S., Lévesque-Seck F., Fitzpatrick C. Prospective associations between televiewing at toddlerhood and later self-reported social impairment at middle school in a Canadian longitudinal cohort born in 1997-1998. Int. J. Psychiatry Med. 2016;46(16):3329-37.
  11. Reed K. P., Cooper R. L., Nugent W. R. Cyberbullying: a literature review of its relationship to adolescent depression and current intervention strategies. J. Hum. Behav. Soc. Environ. 2015;26(1):37-45.
  12. Atlantis E., Ball K. Association between weight perception and psychological distress. Int. J. Obes. 2008;32:715-21.
  13. Белых Н. А., Блохова Е. Э. Ожирение и микронутриентный дисбаланс у детей. Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2019;7(3):429-38. doi: 10.23888/HMJ201973429-438
  14. Cheung C. H. M., Bedford R., Saez De Urabain I. R. Daily touchscreen use in infants and toddlers is associated with reduced sleep and delayed sleep onset. Int. J. Sci. Rep. 2017;7:1-7.
  15. Oshima N., Mishida A., Shimodera S., et al. The suicidal feelings, self-injury, and mobile phone use after lights out in adolescents. J. Pediatr. Psychol. 2012;37(9):1023-30.
  16. Полякова И. В. Психологические особенности развития в юношеском возрасте: точность восприятия и чувство неполноценности. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019;7(4). doi: 10.23888/humJ20194677-687
  17. Department of Health and NHS England 2015. Режим доступа: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/539167/Annual_Assessment_of_NHS_England.pdf
  18. Руженкова В. В., Руженков В. А., Быкова А. А., Колосова М. А. Деперсонализация и психосенсорные расстройства у лиц молодого возраста, не обращающихся за помощью к психиатру (распространенность, клинические особенности и систематика). Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2019;26(1):70-85.

Statistics

Views

Abstract - 1105

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies