The analysis of achievement of prognostic indices of the Concept of the Federal system of training of citizen to military service

Abstract


The article analyzes the achievement of the prognostic indices of the Concept of the federal system of training citizens for military service for the period up to 2020 (to reduce the number of citizens who do not meet the requirements of military service due to health and physical conditions; to increase the rate of fitness for military service of citizens who have arrived at draft commissions; to ensure the availability of the first sports category or sports rank for citizens who are subject to military service draft). The causes and factors preventing the achievement of the target values of the Concept are considered. The set of measures targeting to improve medical support of the youth of military draft age is proposed.

Full Text

Введение Подготовка к военной службе, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время являются приоритетными направлениями государственной политики, о чем свидетельствуют Военная доктрина Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 г., Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В рамках реализации задач по подготовке граждан к военной службе в 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 № 134-р разработана и утверждена «Концепция федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года» (далее - Концепция). Этим документом были определены цели, принципы, задачи, механизмы реализации, источники финансирования мероприятий по подготовке граждан к военной службе. Учитывая государственную важность предусмотренных мероприятий, их высокую значимость для отечественного здравоохранения, целью данной статьи были проведение анализа достижения прогнозных показателей Концепции, оценка эффективности ее реализации, разработка предложений по дальнейшей оптимизации. Материалы и методы Представлены анализ новой редакции Концепции, сравнительная оценка в сравнении по годам (2010, 2012, 2020) уровня выполнения поставленных целей, динамика достигнутых показателей в различных редакциях. Для оценки эффективности проводимых мероприятий приведена динамика первичной и общей заболеваемости у юношей предпризывного возраста (15-17 лет), по данным Росстата, в 2010-2019 гг. Результаты исследования За 2010-2020 гг. в рассматриваемую Концепцию неоднократно вносились изменения и дополнения (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 № 1742-р «Об изменении Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.02.2020 № 362-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 № 134-р». Именно последним изменением в декабре 2020 г. действие данного документа было пролонгировано до 2024 г. Одни из основных целей Концепции в новой редакции: 1. Снизить количество граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы. 2. Увеличить показатель годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии. 3. Обеспечить наличие первого спортивного разряда или спортивного звания у граждан, подлежащих призыву на военную службу. При анализе обновленного текста Концепции обращает на себя внимание, что исходные данные о состоянии здоровья молодежи призывного возраста, на которых базируются положения документа (раздел 2), остались на уровне 2009 г., проведена только актуализация терминологии: внутренние войска заменены на Национальную гвардию, учреждения среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования - на общеобразовательные и профессиональные образовательные организации. Тем временем демографические показатели и состояние здоровья граждан призывного возраста за последнее десятилетие имеют существенные негативные тенденции [1-4]. По сравнению с 2005 г. общая заболеваемость молодежи 15-17 лет за этот период увеличилась на 21,4%, составляя 2256,3‰, а первичная заболеваемость данных контингентов возросла на 21,8%, достигнув 1371,8‰ (Росстат, 2020). Выявленные отрицательные тренды в показателях состояния здоровья подтверждаются и исследованиями, проводимыми в отдельных регионах: Новосибирской области [2], Республике Саха (Якутия) [3] и др. Эти негативные тенденции усугубляются дальнейшим снижением количества призывного ресурса в Российской Федерации (41%, по сравнению с 2012 г.) [1]. В структуре основных заболеваний, послуживших причиной освобождения от военной службы, по-прежнему лидирующие места занимают заболевания костно-мышечной системы, психические расстройства и расстройства поведения, заболевания органов пищеварения. ps202103.4htm00017.jpg При анализе достижения целей, заложенных в первоначальной Концепции, обращает на себя внимание факт многократной коррекции данных показателей (см. таблицу). Так, расчетный показатель количества граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, с планируемых 10% от общего количества юношей призывного возраста к 2020 г. вырос до 21%, т. е. более чем в 2 раза. Увеличить показатель годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии в планируемом объеме, также не удалось. В 2010 г. планировалось достичь показателя в 24% к 2020 г., а в последней редакции - уже 14%. Совсем печально обстоит дело с повышением уровня физической подготовки граждан призывного возраста. Так, изначально планировалось обеспечить наличие первого спортивного разряда или спортивного звания к 2020 г. у 15% граждан, подлежащих призыву на военную службу. Однако это сделать не удалось: по состоянию на 2009 г. только 3% юношей имели такой уровень физической подготовки, в 2016 г. он не изменился, составив те же 3%. В результате было принято решение о замене этого показателя на критерий, отражающий долю граждан призывного возраста (в возрасте 19-29 лет), ведущих здоровый образ жизни, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Планируется повышение данной категории молодежи с 45% в 2020 г. до 82% к 2024 г., причем порядок исчисления данного показателя не указан и, вероятно, будет базироваться на результатах социологических опросов. В результате продления действия Концепции до 2024 г. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.02.2020 № 362-р) определены обновленные цели развития системы подготовки граждан к военной службе, которые должны быть достигнуты в 2021-2024 гг. (пятый этап): 1. До 82% увеличить долю граждан призывного возраста, ведущих здоровый образ жизни, систематически занимающихся физкультурой и спортом. 2. Организовать систему непрерывного образования врачей отделов военных комиссариатов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). 3. Сформировать систему подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, участвующих в реализации системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе. 4. Снизить количество юношей призывного возраста, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, до 19%. 5. Увеличить показатель годности к военной службе молодых людей, прибывших на призывные комиссии, на 16%. Обсуждение Таким образом, достичь первоначальных целевых показателей не удалось ни по одной из намеченных в 2010 г. целей. Планируемого снижения до 10% граждан, не соответствующих требованиям военной службы, не произошло. В настоящее время этот показатель составляет 21%. Увеличить показатель годности молодежи призывного возраста на 28% тоже не получилось (по состоянию на 2020 г. он вырос только на 14%). Стоит отметить, что добиться положительной динамики удалось в основном за счет снижения требований к состоянию здоровья будущих воинов. По третьему показателю (наличие первого спортивного разряда или спортивного звания) позитивных сдвигов не было совсем, и его заменили на другие цели (отражающие долю граждан призывного возраста, ведущих здоровый образ жизни, систематически занимающихся физической культурой и спортом). Помимо цифровых показателей, не были выполнены и некоторые иные мероприятия: не создана система учета персональных данных о состоянии здоровья призывника (персональная электронная карта или «электронный паспорт»), не разработаны и не утверждены региональные программы по подготовке молодежи к военной службе практически во всех субъектах России (за исключением г. Москвы), до сих пор не проведены мероприятия по приведению отделов военных комиссариатов к лицензионным требованиям по профилю «военно-врачебная экспертиза», не разработаны стандарт (порядок) оказания медицинской услуги по данному профилю [1, 5]. Исходные положения пролонгированной Концепции базируются на данных о состоянии здоровья десятилетней давности и не учитывают современные реалии состояния здоровья подрастающего поколения. Таким образом, мероприятия, заложенные при формировании документа в 2010 г., не позволили достичь первоначальных задач и целей по укреплению состояния здоровья и повышению уровня физического развития будущих воинов ни по одному из критериев. Заключение Анализ результатов реализации Концепции за 2010-2020 гг. показывает, что достичь целевых показателей не удалось ни по одному из направлений деятельности. Мероприятия, заложенные при формировании этого важнейшего документа в 2010 г., не позволили достичь первоначальных задач и целей по укреплению состояния здоровья и повышению уровня физического развития будущих воинов. При этом анализ причин данной ситуации не проводился, его результаты не были учтены при пролонгации Концепции до 2024 г. Кроме того, обоснование документа базируется на устаревших данных 2009-2012 гг. и, по нашему мнению, утратило свою актуальность. Учитывая вышесказанное, очевидны необходимость пролонгации научных исследований по проблеме, важность разработки мероприятий по оптимизации системы медицинского обеспечения граждан призывного возраста. Сохраняется потребность в создании системы учета персональных данных о состоянии здоровья призывника (персональная электронная карта или «электронный паспорт»), разработке региональных программ по подготовке молодежи к военной службе в субъектах, в осуществлении мероприятий по приведению отделов военных комиссариатов к лицензионным требованиям по профилю «военно-врачебная экспертиза», разработке стандарта (порядка) оказания медицинской услуги по данному профилю. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

A. A. Sogiyaynen

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health

Email: sogalex@ya.ru

L. P. Chicherin

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health


V. O. Shchepin

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health


References

  1. Согияйнен А. А., Чичерин Л. П., Щепин В. О. Пути совершенствования реализации Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(1):29-33.
  2. Юрьев В. К., Жирков П. Г. Самооценка здоровья и готовности к воинской службе старшеклассниками Якутска. Педиатр. 2018;9(3):72-6.
  3. Шведов Е. Г., Бабенко А. И. Комплексная оценка распространенности патологии среди лиц допризывного и призывного возраста. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2019;(4):381-95.
  4. Бударин С. С., Эльбек Ю. В. Анализ результатов диспансеризации определенных групп взрослого населения на основе форм отраслевой статистической отчетности. Вестник Росздравнадзора. 2020;(1):66-74.
  5. Согияйнен А. А., Щепин В. О., Тельнова Е. А., Чичерин Л. П. Актуальные правовые и организационные проблемы лицензирования военно-врачебной экспертизы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(5):290-5.

Statistics

Views

Abstract - 83

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2021 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies