АНАЛИЗ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Аннотация


Проведен анализ достижения прогнозных показателей Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства России в 2010 г. К этому периоду предполагалось снизить количество граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, увеличить показатель годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии; обеспечить наличие первого спортивного разряда или спортивного звания у граждан, подлежащих призыву.Рассмотрены причины и факторы, которые препятствуют достижению целевых значений Концепции. Предложен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование медицинского обеспечения молодежи призывного возраста.

Полный текст

Введение Подготовка к военной службе, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время являются приоритетными направлениями государственной политики, о чем свидетельствуют Военная доктрина Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 г., Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В рамках реализации задач по подготовке граждан к военной службе в 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 № 134-р разработана и утверждена «Концепция федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года» (далее - Концепция). Этим документом были определены цели, принципы, задачи, механизмы реализации, источники финансирования мероприятий по подготовке граждан к военной службе. Учитывая государственную важность предусмотренных мероприятий, их высокую значимость для отечественного здравоохранения, целью данной статьи были проведение анализа достижения прогнозных показателей Концепции, оценка эффективности ее реализации, разработка предложений по дальнейшей оптимизации. Материалы и методы Представлены анализ новой редакции Концепции, сравнительная оценка в сравнении по годам (2010, 2012, 2020) уровня выполнения поставленных целей, динамика достигнутых показателей в различных редакциях. Для оценки эффективности проводимых мероприятий приведена динамика первичной и общей заболеваемости у юношей предпризывного возраста (15-17 лет), по данным Росстата, в 2010-2019 гг. Результаты исследования За 2010-2020 гг. в рассматриваемую Концепцию неоднократно вносились изменения и дополнения (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 № 1742-р «Об изменении Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.02.2020 № 362-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 № 134-р». Именно последним изменением в декабре 2020 г. действие данного документа было пролонгировано до 2024 г. Одни из основных целей Концепции в новой редакции: 1. Снизить количество граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы. 2. Увеличить показатель годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии. 3. Обеспечить наличие первого спортивного разряда или спортивного звания у граждан, подлежащих призыву на военную службу. При анализе обновленного текста Концепции обращает на себя внимание, что исходные данные о состоянии здоровья молодежи призывного возраста, на которых базируются положения документа (раздел 2), остались на уровне 2009 г., проведена только актуализация терминологии: внутренние войска заменены на Национальную гвардию, учреждения среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования - на общеобразовательные и профессиональные образовательные организации. Тем временем демографические показатели и состояние здоровья граждан призывного возраста за последнее десятилетие имеют существенные негативные тенденции [1-4]. По сравнению с 2005 г. общая заболеваемость молодежи 15-17 лет за этот период увеличилась на 21,4%, составляя 2256,3‰, а первичная заболеваемость данных контингентов возросла на 21,8%, достигнув 1371,8‰ (Росстат, 2020). Выявленные отрицательные тренды в показателях состояния здоровья подтверждаются и исследованиями, проводимыми в отдельных регионах: Новосибирской области [2], Республике Саха (Якутия) [3] и др. Эти негативные тенденции усугубляются дальнейшим снижением количества призывного ресурса в Российской Федерации (41%, по сравнению с 2012 г.) [1]. В структуре основных заболеваний, послуживших причиной освобождения от военной службы, по-прежнему лидирующие места занимают заболевания костно-мышечной системы, психические расстройства и расстройства поведения, заболевания органов пищеварения. ps202103.4htm00017.jpg При анализе достижения целей, заложенных в первоначальной Концепции, обращает на себя внимание факт многократной коррекции данных показателей (см. таблицу). Так, расчетный показатель количества граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, с планируемых 10% от общего количества юношей призывного возраста к 2020 г. вырос до 21%, т. е. более чем в 2 раза. Увеличить показатель годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии в планируемом объеме, также не удалось. В 2010 г. планировалось достичь показателя в 24% к 2020 г., а в последней редакции - уже 14%. Совсем печально обстоит дело с повышением уровня физической подготовки граждан призывного возраста. Так, изначально планировалось обеспечить наличие первого спортивного разряда или спортивного звания к 2020 г. у 15% граждан, подлежащих призыву на военную службу. Однако это сделать не удалось: по состоянию на 2009 г. только 3% юношей имели такой уровень физической подготовки, в 2016 г. он не изменился, составив те же 3%. В результате было принято решение о замене этого показателя на критерий, отражающий долю граждан призывного возраста (в возрасте 19-29 лет), ведущих здоровый образ жизни, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Планируется повышение данной категории молодежи с 45% в 2020 г. до 82% к 2024 г., причем порядок исчисления данного показателя не указан и, вероятно, будет базироваться на результатах социологических опросов. В результате продления действия Концепции до 2024 г. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.02.2020 № 362-р) определены обновленные цели развития системы подготовки граждан к военной службе, которые должны быть достигнуты в 2021-2024 гг. (пятый этап): 1. До 82% увеличить долю граждан призывного возраста, ведущих здоровый образ жизни, систематически занимающихся физкультурой и спортом. 2. Организовать систему непрерывного образования врачей отделов военных комиссариатов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). 3. Сформировать систему подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, участвующих в реализации системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе. 4. Снизить количество юношей призывного возраста, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, до 19%. 5. Увеличить показатель годности к военной службе молодых людей, прибывших на призывные комиссии, на 16%. Обсуждение Таким образом, достичь первоначальных целевых показателей не удалось ни по одной из намеченных в 2010 г. целей. Планируемого снижения до 10% граждан, не соответствующих требованиям военной службы, не произошло. В настоящее время этот показатель составляет 21%. Увеличить показатель годности молодежи призывного возраста на 28% тоже не получилось (по состоянию на 2020 г. он вырос только на 14%). Стоит отметить, что добиться положительной динамики удалось в основном за счет снижения требований к состоянию здоровья будущих воинов. По третьему показателю (наличие первого спортивного разряда или спортивного звания) позитивных сдвигов не было совсем, и его заменили на другие цели (отражающие долю граждан призывного возраста, ведущих здоровый образ жизни, систематически занимающихся физической культурой и спортом). Помимо цифровых показателей, не были выполнены и некоторые иные мероприятия: не создана система учета персональных данных о состоянии здоровья призывника (персональная электронная карта или «электронный паспорт»), не разработаны и не утверждены региональные программы по подготовке молодежи к военной службе практически во всех субъектах России (за исключением г. Москвы), до сих пор не проведены мероприятия по приведению отделов военных комиссариатов к лицензионным требованиям по профилю «военно-врачебная экспертиза», не разработаны стандарт (порядок) оказания медицинской услуги по данному профилю [1, 5]. Исходные положения пролонгированной Концепции базируются на данных о состоянии здоровья десятилетней давности и не учитывают современные реалии состояния здоровья подрастающего поколения. Таким образом, мероприятия, заложенные при формировании документа в 2010 г., не позволили достичь первоначальных задач и целей по укреплению состояния здоровья и повышению уровня физического развития будущих воинов ни по одному из критериев. Заключение Анализ результатов реализации Концепции за 2010-2020 гг. показывает, что достичь целевых показателей не удалось ни по одному из направлений деятельности. Мероприятия, заложенные при формировании этого важнейшего документа в 2010 г., не позволили достичь первоначальных задач и целей по укреплению состояния здоровья и повышению уровня физического развития будущих воинов. При этом анализ причин данной ситуации не проводился, его результаты не были учтены при пролонгации Концепции до 2024 г. Кроме того, обоснование документа базируется на устаревших данных 2009-2012 гг. и, по нашему мнению, утратило свою актуальность. Учитывая вышесказанное, очевидны необходимость пролонгации научных исследований по проблеме, важность разработки мероприятий по оптимизации системы медицинского обеспечения граждан призывного возраста. Сохраняется потребность в создании системы учета персональных данных о состоянии здоровья призывника (персональная электронная карта или «электронный паспорт»), разработке региональных программ по подготовке молодежи к военной службе в субъектах, в осуществлении мероприятий по приведению отделов военных комиссариатов к лицензионным требованиям по профилю «военно-врачебная экспертиза», разработке стандарта (порядка) оказания медицинской услуги по данному профилю. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

А. А. Согияйнен

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России

Email: sogalex@ya.ru

Л. П. Чичерин

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России


В. О. Щепин

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России


Список литературы

  1. Согияйнен А. А., Чичерин Л. П., Щепин В. О. Пути совершенствования реализации Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(1):29-33.
  2. Юрьев В. К., Жирков П. Г. Самооценка здоровья и готовности к воинской службе старшеклассниками Якутска. Педиатр. 2018;9(3):72-6.
  3. Шведов Е. Г., Бабенко А. И. Комплексная оценка распространенности патологии среди лиц допризывного и призывного возраста. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2019;(4):381-95.
  4. Бударин С. С., Эльбек Ю. В. Анализ результатов диспансеризации определенных групп взрослого населения на основе форм отраслевой статистической отчетности. Вестник Росздравнадзора. 2020;(1):66-74.
  5. Согияйнен А. А., Щепин В. О., Тельнова Е. А., Чичерин Л. П. Актуальные правовые и организационные проблемы лицензирования военно-врачебной экспертизы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(5):290-5.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 85

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах