The Self-Evaluation of Health and Psycho-Emotional Status of the Young Families and Population of Adolescent Youth Age
- Authors: Leschenko Y.A.1, Boeva A.V.1
- Affiliations:
- The Federal State Budget Institution of Science “The Eastern-Siberian Institute of Medical Ecological Research”
- Issue: Vol 28, No 6 (2020)
- Pages: 1291-1297
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/447
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1291-1297
- Cite item
Abstract
The purpose of the study was to investigate characteristics of health and psycho-emotional status according to self-assessment in young families and contingents of adolescence, residing in the Irkutsk oblast, in the second decade of XXI century. Methods. The study implemented technology of self-assessment of the level of individual health according five-point scale in groups of adolescents, students, and the families. The methodology also considered presence of chronic diseases, manifestations of painful symptoms, rate of cases of diseases during the year, number of visits to physician, causes of disease, treatment costs. The prompt diagnosis was implemented regarding psycho-emotional stress on the basis of method of O. S. Kopina et al. (2004). In families and among students, the degree of satisfaction with various aspects of life was rated. Results. The number of persons among adult family member, who rated their health status as satisfactory, was higher than among adolescents and youths by 2.0 and 1.5 times (χ2 = 11.2, p = 0.02). The highest frequency of self-assessment of health as “bad” and “very poor” was among students. Teenage-girls and student-girls were statistically significantly more likely than young boys to note morphofunctional disorders on the part of various organs and systems. In adolescent groups, 2.3% of boys and 10.9% of girls; in the groups of students - 8.9% of boys and 12.8% of girls reported pathology of reproductive system. The main reasons of visiting patients for medical care are: respiratory and digestive diseases, allergic and neurological diseases. Students and family adult members also suffered of circulatory system diseases. The family adult members experienced high level of psychoemotional stress more frequently than adolescents by 3.4 times, students - 2.9 times (χ2 = 31.3; p < 0.001), which corresponded to lower indicators of satisfaction of the family adult members with living conditions. Findings. The high frequency of morphofunctional disorders, neurotic and psychosomatic manifestations among examined individuals indicate significant prevalence of autonomic nervous system dysfunctions and latent pathological processes.
Full Text
Введение Состояние здоровья населения отражает уровень экономического развития государства и качество жизни населения, а многие проблемы нарушений в состоянии здоровья связаны с региональными аспектами условий и уклада жизни, социально-экономическим статусом территории [1]. В условиях демографической депрессии особого внимания заслуживают проблемы сохранения и развития здоровья населения репродуктивного возраста, в том числе молодых семей, подростков и юношества. По данным многочисленных исследований, в течение 1990-х - начале 2000-х годов в России в условиях системного трансформационного кризиса происходило резкое усиление воздействия негативных социально-экономических и социально-психологических факторов на здоровье населения России [2-10]. В 1990-е годы в России происходил существенный рост соматической заболеваемости, патологии репродуктивной системы (воспалительных заболеваний женских половых органов, расстройств менструального цикла, специфических нейроэндокринных расстройств) не только у женщин, но и у девушек-подростков [1, 4, 11-14]. Данные тенденции предопределили высокий уровень репродуктивной и перинатальной патологии в последующие годы. В начале 2000-х годов у 50-75% девочек-подростков имелись расстройства здоровья, способные оказывать отрицательное влияние на реализацию репродуктивного потенциала в будущем [15]. Соматическое здоровье молодежи ухудшается в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях учебного процесса [16], а также под воздействием негативных факторов социокультурной среды, приводящих к десоциализации личности, формированию девиантного, саморазрушительного поведения (курение, алкоголизм, наркомания) [17]. При этом наблюдаются склонность к хронизации существующих патологических процессов [18-20] и высокий уровень тревожности, снижающий качество жизни, умственную работоспособность и возможность адаптации к учебе [21-23]. Во втором десятилетии XXI в. состояние здоровья населения в регионах России в значительной степени несет последствия негативных явлений, происходивших в общественном здоровье в 1990-е-2000-е годы. Изучение здоровья индивида, семьи возможно не только по общепринятым показателям здоровья, полученным в результате клинических обследований, но и с использованием в качестве самостоятельных показателей субъективной оценки здоровья и психоэмоционального благополучия [24-26]. Данные, полученные по результатам самооценки здоровья, являются полезным маркером, отражающим здоровье популяции, и важны для стратегического планирования при разработке профилактических программ регионального и федерального уровней [27-29]. Субъективные оценки можно рассматривать как один из показателей здоровья населения: с одной стороны, они отражают степень адаптации и восприятие индивидуумом патологических отклонений, с другой - сложный комплекс факторов и условий материального и социально-психологического характера. Именно эти внешние условия на разных уровнях (взаимоотношения в семье, учеба, трудовая деятельность, социальный и материальный статус), являясь средой, в которой формируется здоровье, в значительной степени определяют образ жизни и медицинскую грамотность индивидуума, от которых зависит его поведение в случае заболевания или необходимости обращения за медицинской помощью. Цель исследования - изучить особенности состояния здоровья, психоэмоционального статуса по данным самооценки у молодых семей и контингентов подростково-юношеского возраста, проживающих в Иркутской области, во втором десятилетии XXI в. Материалы и методы В качестве измерителя уровня индивидуального здоровья применили методику его самооценки обследуемыми по пятибалльной шкале от 5 баллов (отличное) до 1 балла (очень плохое) [30, 31]. Несмотря на некоторые ограничения, метод самооценки здоровья признан достаточно надежным и рекомендован ВОЗ для мониторинга здоровья населения. Так, применение метода в 1990 г. в 25 странах позволило выявить сильную корреляционную связь между коэффициентом смертности и самооценкой здоровья населения [32]. Кроме балльной оценки, состояние индивидуального здоровья изучали по следующим характеристикам: наличие хронических заболеваний, проявления болезненных симптомов и плохого самочувствия, частота случаев заболеваний в течение года, количество визитов к врачу, причины заболевания, материальные затраты на лечение. Экспресс-диагностику психоэмоционального напряжения подростков, студентов, взрослого семейного населения проводили по методике О. С. Копиной и соавт. [33]. У всех категорий опрошенных оценивали уровень психосоциального стресса (тест Ридера) по трем критериальным градациям (высокий, средний, низкий уровень стресса). В контингентах студенческой молодежи и семейного населения проводили оценку удовлетворенности жизнью в целом (самочувствие, благополучие, проблемы в течение последнего года), удовлетворенности различными аспектами жизни (жилищно-бытовые условия, экологические, условия труда, деньги, доход, медицинское обслуживание, досуг, социально-политическая стабильность), удовлетворенности основных жизненных потребностей (работа, семья, дети, друзья, перспективы, любовь, сексуальные потребности). Полученные результаты оценивали по специальным критериальным шкалам с оценкой уровней удовлетворенности (высокий, средний, низкий). Вопросы по всем вышеперечисленным разделам были объединены в комплексной анкете «Экспресс-диагностика состояния здоровья и психоэмоционального напряжения». Объекты исследования - выборочные группы населения городов Ангарск и Иркутск: подростки-учащиеся (242 юноши, 200 девушек, средний возраст 15,2±1,7 года), студенты (152 юноши, 458 девушек, средний возраст 19,4±1,8 года), семейные группы, находящиеся в наиболее активном репродуктивном возрасте (18-35 лет) и имеющие детей (158 мужчин, средний возраст 28,8±3,6 года, 292 женщины, средний возраст 28,7±2,7 года). Исследования проведены в 2015-2019 гг. На проведение исследования было получено разрешение этического комитета. В соответствии с требованиями биомедицинской этики исследование проведено с информированного согласия семейных респондентов и студентов и с согласия законных представителей субъектов исследования (подростков). Результаты исследования ps202006.4htm00043.jpg При сравнительном анализе самооценок состояния здоровья установлено, что с возрастом и изменением брачно-семейного статуса число лиц, оценивших свое здоровье как удовлетворительное (3 балла), увеличивается за счет снижения числа лиц, оценивающих свое здоровье как отличное (5 баллов) и хорошее (4 балла). Так, число лиц среди взрослого семейного населения, оценивших состояние здоровья как удовлетворительное, было выше, чем среди подростков и молодежи (в 2 и в 1,5 раза соответственно; различия статистически значимы; табл. 1). Наибольшая частота самооценки здоровья как плохого и очень плохого была среди студенческой молодежи. У студентов-юношей были самые низкие значения среднебалльных самооценок здоровья (3,42 балла). У юношей-подростков среднебалльная оценка составляла 4,02 балла, у семейных мужчин - 3,69 балла, у девушек-подростков, девушек-студенток и семейных женщин - 3,5; 3,46 и 3,47 балла соответственно. В структуре обращений подростков и студентов за медицинской помощью на первом месте стояли случаи серьезных заболеваний. В этих случаях к врачу обращаются 50,3% подростков и 55,3% студентов, на втором месте - эпизодические обращения «от случая к случаю» - 32,2 и 31,4%. Всегда обращаются за медицинской помощью по поводу любого заболевания только 13,7% подростков и 13,3% студентов. Значимых различий между частотой обращений за медицинской помощью среди юношей и девушек не выявлено. Большинство (91,9%) подростков отмечали, что в случае заболевания покупают все необходимые лекарства. Выбирают доступные по цене лекарственные средства только 8,1% опрошенных. Среди студентов 66,9% покупают все необходимое, а 33,1% руководствуются при выборе лекарственных средств их ценовой доступностью и материальными возможностями. ps202006.4htm00045.jpg В результате анализа частоты случаев заболеваний установлено, что юноши-подростки и юноши-студенты в течение года обращаются к врачу реже, чем девушки-подростки и девушки-студентки (табл. 2). В среднем за последние 3 года, число обращений к врачу у девушек-подростков составило 11,1±4,4 случая на 100 опрошенных, что было в 2,3 раза больше (t=5,9; df=93; p<0,001), чем у юношей-подростков (4,8±3,3 случая на 100 опрошенных). Число обращений к врачу у девушек-студенток (7,7±1,5 случая на 100 опрошенных) также было выше, чем у юношей-студентов (4,7±2,9 случая на 100 опрошенных). Обеспокоенность состоянием собственного репродуктивного здоровья выразили 25,5% юношей-подростков и 17,5% девушек-подростков, подозрения на заболевания репродуктивной сферы отметили 2,3% юношей-подростков и 10,9% девушек-подростков. Из числа опрошенных студентов подозревали у себя наличие заболеваний репродуктивной сферы 8,9% юношей-студентов и 12,8% девушек-студенток. Частота случаев заболеваний в течение года среди женщин выше, чем среди мужчин (χ2=48,2; df=2; p<0,001). Мужчины (85,4%) в основном указывали, что болеют 1 раз в год, 13,1% болеют 1-2 раза в полгода, 1,5% - 3-5 раз в полгода и чаще. Женщин, болевших 1 раз в год, было 49,5%, 1-2 раза в полгода - 42,7%, 3-5 раз в полгода и чаще - 7,9%. Женщинам чаще, чем мужчинам, в течение последних 6 мес проводили лекарственную терапию (χ2=8,43; df=1; p=0,004). ps202006.4htm00047.jpg Среди причин обращений за медицинской помощью среди респондентов по данным опроса первые 5 ранговых мест (с небольшой разницей в рангах) занимали аллергические заболевания, заболевания органов дыхания, органов пищеварения, неврологические заболевания, а у студентов и взрослого семейного населения - сердечно-сосудистые заболевания. Первые 2 ранговых места у студентов и взрослого семейного населения занимали аллергические заболевания и заболевания органов пищеварения, у подростков - заболевания органов пищеварения и органов дыхания. Сходство материалов медицинской статистики с результатами проведенного социально-гигиенического исследования указывает на то, что последние достаточно объективно характеризуют медико-биологический статус обследованных лиц. Сравнительный анализ распространенности жалоб и симптомов среди подростков, студентов и взрослого семейного населения выявил более высокую распространенность жалоб среди студенческой молодежи на головные боли (в 1,2-1,3 раза; χ2=5,96; df=2; p=0,05), боли в животе (в 1,9-3,2 раза; χ2=25,49; df=2; p<0,001), боли в спине (в 1,1-1,5 раза; χ2=12,54; df=2; p=0,002), нервозность (в 1,3-1,6 раза; χ2=31,3; df=2; p<0,001) по сравнению с подростками и взрослым семейным населением. У подростков в 2,4 раза чаще, а у студентов в 1,9 раза чаще, чем у взрослого семейного населения, отмечались жалобы на головокружения (χ2 =13,46; df=2; p=0,001). Выявлены статистически значимые гендерные различия по частоте некоторых симптомов и жалоб на состояние здоровья среди взрослого семейного населения. Так, женщины чаще, чем мужчины, предъявляли жалобы на головные боли и головокружения (χ2=5,9; df=1; p=0,015; χ2=9,24; df=1; p=0,002). ps202006.4htm00049.jpg Сравнительная характеристика состояния психоэмоционального напряжения в зависимости от возраста и статуса респондентов показала, что взрослое семейное население испытывало психоэмоциональный стресс высокого уровня чаще подростов в 3,4 раза, чаще студентов в 2,9 раза. Это было связано с более низким уровнем удовлетворенности условиями жизни у взрослого семейного населения (жилищные условия, бытовые условия, доход, экологические условия проживания, медицинское обслуживание, досуг, социально-политическая ситуация) и основных жизненных потребностей (работа, семья, дети, питание, отдых, друзья, любовь, жизненные перспективы), чем у молодежи (различия статистически значимы; табл. 3). Анализ влияния условий жизнедеятельности на уровень самооценки здоровья выявил, что подростки, оценившие свое здоровье как плохое и очень плохое, больше, чем их сверстники, проводят времени за компьютером (χ2=10,94; df=2; p=0,04), меньше гуляют на свежем воздухе (χ2=9,23; df=2; p=0,01) и тратят больше времени на выполнение домашнего задания (χ2=4,72; df=2; p=0,09). Следовательно, низкие самооценки здоровья являются отражением более низкого качества жизни подростков. При оценке семейно-бытовых условий, в том числе материального статуса семьи, установлено, что подростки с низкой самооценкой здоровья чаще проживали в стесненных жилищных условиях и не имели отдельной комнаты (χ2=30,86; df=2; p<0,001). По другим параметрам, характеризующим семейно-бытовые, социально-экономические условия и образ жизни, уровень психоэмоционального напряжения подростков, различий не выявлено. Среди студентов с разным уровнем самооценки здоровья не выявлено значимых различий в образе и условиях жизни и уровне психоэмоционального напряжения. Среди взрослого семейного населения зависимость уровня самооценки здоровья от различных показателей, характеризующих социально-экономический статус, более выражена. Так, среди оценивших свое здоровье как плохое или очень плохое была существенно выше доля лиц с доходом на одного члена семьи меньше прожиточного минимума. Респонденты в группах, охарактеризовавших свое здоровье как удовлетворительное, плохое или очень плохое, чаще, чем в группе с отличной и хорошей самооценкой здоровья, относили свою семью к недостаточно и малообеспеченной, предъявляли жалобы по поводу своего самочувствия (головокружений, нервозности и нарушений сна, чувства усталости с утра), у них чаще регистрировался высокий уровень психоэмоционального напряжения (табл. 4). Обсуждение Обобщая анализ индивидуальных оценок состояния здоровья, следует отметить выявленные половозрастные различия. Девушки-подростки и женщины чаще давали низкие оценки своему здоровью, чем юноши-подростки и мужчины. Самая низкая самооценка здоровья (в среднем) была у юношей-студентов. Студенческая молодежь чаще подростков и взрослых предъявляла жалобы на плохое самочувствие и наличие неблагоприятных симптомов (различия статистически значимы). Особого внимания заслуживают такие симптомы и жалобы, которые могут свидетельствовать о наличии хронической патологии (боли в сердце, в животе). Не менее важны и жалобы, которые свидетельствуют о функциональных нарушениях и психологическом дискомфорте (нервозность, головные боли). Причиной высокой распространенности указанных состояний является саморазрушительное поведение студентов, сочетаемое с психоэмоциональным и умственным напряжением. Низкий материальный статус семьи ограничивает доступность медицинской помощи и возможности приобретения лекарственных средств, что также может способствовать ухудшению состояния здоровья. Девушки-подростки и девушки-студентки чаще юношей отмечали у себя морфофункциональные нарушения со стороны различных органов и систем. Семейные женщины чаще мужчин предъявляли жалобы на головные боли и головокружения (различия статистически значимы). Девушки и женщины чаще мужчин болели в течение года. Девушки-подростки чаще юношей-подростков жаловались на качество сна и трудности с засыпанием. Девушкам-студенткам и женщинам в течение последних 6 мес чаще, чем юношам-студентам и мужчинам, проводилась лекарственная терапия (различия статистически значимы). Высокая частота невротических и психосоматических проявлений является свидетельством наличия дисфункции вегетативной нервной системы с разнообразными функциональными проявлениями и скрыто протекающими патологическими процессами [34]. Сравнительный анализ субъективных оценок состояния здоровья показал, что с возрастом и изменением брачно-семейного статуса снижается число лиц, дающих своему здоровью высокие оценки (5 баллов и 4 балла - отличное и хорошее здоровье). Сравнительная оценка состояния психоэмоционального напряжения в зависимости от возраста и брачно-семейного статуса показала, что семейное население испытывало психоэмоциональный стресс высокого уровня чаще подростков в 3,4 раза, чаще студентов - в 2,9 раза (различия статистически значимы). Это обусловлено более низкой удовлетворенностью семейного населения условиями жизни (жилье, бытовые условия, доход, экологические условия проживания, медицинское обслуживание, досуг, социально-политическая ситуация) и недостаточной реализацией основных жизненных потребностей (работа, семья, дети, питание, отдых, друзья, любовь, жизненные перспективы), различия статистически значимы. Среди взрослого семейного населения с низкой самооценкой здоровья доля лиц с доходом на одного члена семьи ниже ПМ была наибольшей. Высокий уровень психоэмоционального стресса и меньшая удовлетворенность условиями жизни семейных женщин по сравнению с мужчинами мотивируют их к употреблению алкоголя для снятия напряжения и повышения настроения. Заключение Высокая частота морфофункциональных нарушений, невротических и психосоматических проявлений у обследованных лиц указывает на значительную распространенность дисфункций вегетативной нервной системы и скрыто протекающих патологических процессов. Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований». Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
Ya. A. Leschenko
The Federal State Budget Institution of Science “The Eastern-Siberian Institute of Medical Ecological Research”
Email: yaleshenko@gmail.com
A. V. Boeva
The Federal State Budget Institution of Science “The Eastern-Siberian Institute of Medical Ecological Research”
References
- Максимова T. М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. М.: ПЕР СЭ; 2002.
- Величковский Б. Т. Жизнеспособность нации. Взаимосвязь социальных и биологических механизмов в развитии демографического кризиса и изменении здоровья населения России. М.: РАМН; 2012.
- Гундаров А. И. Демографическая катастрофа в России: причины и пути преодоления. В кн.: Почему вымирают русские. М.: ЭКСМО; 2004. C. 109-212.
- Журавлева И. В., Халимова Д. Р. Здоровье детей и подростков как показатель репродуктивного потенциала. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2007;(3):29-33.
- Максимова Т. М., Гаенко О. Н. Здоровье населения и социально-экономические проблемы общества. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. 2003;(1):3-7.
- Щепин О. П., Белов В. Б., Роговина А. Г. Современная медико-демографическая ситуация в России. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009;(6):3-8.
- Azarova A., Irdam D., Gugushvili A., Fazekas M., Scheiring G., Horvat P. The effect of rapid privatisation on mortality in mono-industrial towns in post-Soviet Russia: a retrospective cohort study. Lancet Pub. Health. 2017;2(5):231-8.
- Cherkashin A. K., Leshchenko Ya. A. Mathematical modeling and quantitative analysis of the demographic and ecological aspects of Russian supermortality. Mathematical Modelling of Natural Phenomena. 2010;5(6):243-58.
- Minagawa Y. S. Changing Life Expectancy and Health Expectancy Among Russian Adults: Results from the Past 20 Years. Popul. Res. Policy Rev. 2018;37(5):851-69.
- Stuckler D., King L., McKee М. Mass privatisation and the post-communist mortality crisis: a cross-national analysis. Lancet. 2009;373(9661):399-407.
- Артымук Н. В., Ушакова Г. А., Зуева Г. П. Особенности пубертатного периода у девочек от матерей с гипоталамическим синдромом. Журнал акушерства и женских болезней. 2002;(1):56-60.
- Баранов А. Н. Проблемы репродуктивного здоровья студенток-подростков. Здравоохранение Российской Федерации. 2003;(1):34-5.
- Чечулина О. В., Уварова Е. В. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение девочек-подростков. Прогнозирование осложнений и организация помощи юным беременным. Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2007;(5):6-11.
- Чижова Ж. Г., Никанорова Н. М. Влияние образа жизни и состояния здоровья молодых женщин на развитие потомства. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007;(4):24-7.
- Уварова Е. В. Репродуктивное здоровье девочек России в начале ХХI века. Акушерство и гинекология. 2006;(1):21-30.
- Mi Y. H., Norbäck D., Tao J., Mi Y. L., Ferm M. Current asthma and respiratory symptoms among pupils in Shanghai, China: influence of building ventilation, nitrogen dioxide, ozone, and formaldehyde in classrooms. Indoor Air. 2006; 16(6):454-64.
- Лещенко Я. А. Здоровье современных подростков и факторы, его определяющие. Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2012;(5):72-6.
- Камаев И. А., Васильева О. Л. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов. Здравоохранение Российской Федерации. 2002;(1):26-9.
- Verkoeijen P. P., Rikers R. M., te Winkel W. W., van den Hurk M. M. Do student-defined learning issues increase quality and quantity of individual study? Adv. Health Sci. Educ. Theory Pract. 2006;11(4):337-47.
- Currie C., Nic-Gabhainn S., Godeau E., аnd the International HBSC Network Coordinating Committee. The Health Behaviour in School-aged Children: WHO Collaborative Cross-National (HBSC). Study: origins, concept, history and development 1982-2008. Int. J. Pub. Health. 2009;54:131-9.
- Агаджанян Н. А., Миннибаев Т. Ш., Северин А. Е., Ермакова Н. В., Кузнецова Л. Ю., Силаев А. А. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса. Гигиена и санитария. 2005;(3):48-52.
- Спицин А. П. Оценка адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности. Гигиена и санитария. 2007;(2):54-8.
- Walton K. E., Roberts B. W. On the relationship between substance use and personality traits: abstainers are not maladjusted. J. Res. Personality. 2004;(38):515-35.
- Кавешников В. С., Серебрякова В. Н., Трубачева И. А. Отношение к своему здоровью, его параметры и самооценка среди участников профилактической акции. Сибирский медицинский журнал (Томск). 2014;29(3):115-22.
- Максимова Т. М., Лушкина Н. П. Закономерности формирования самооценок здоровья в различных группах населения. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2014;(1):172-8.
- Соколов А. В., Шумова А. Л. О роли самооценки в диагностике резервов здоровья. Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. 2003;(1-2):48-53.
- Ибрагимов А. Н., Дюкарева А. М. Характеристика здоровья и уровня медицинской активности старшеклассников по их самооценке. Общественное здоровье и здравоохранение. 2007;(3):330-3.
- Синельников А. Б. Влияние семейного и демографического статуса на состояние здоровья и его самооценку. Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». 2012;(6):1-15.
- Бабенко А. И., Томчук А. Л., Бравве Ю. И., Бабенко Е. А., Никифоров Д. Б. Социально-гигиеническая оценка патологической пораженности населения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2012;(5):6-9.
- Римашевская Н. М., ред. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. Проект «Таганрог». М.: Издательство ИСЭПН; 2001.
- Idler E. L., Beniamini Y. Selth-rated health and mortality. A review of twenty seven community studies. J. Health Soc. Behavior. 1998;(38):51-64.
- Carlson Р. An Unhealthy Decade. Stokholm; 2000.
- Копина О. С., Суслова Е. А., Заикин Е. В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников. Вопросы психологии. 1995;(3):119-32.
- Сухарева Л. М., Куинджи Н. Н., Ямпольская Ю. А. Гигиенические аспекты физического развития и формирования репродуктивного здоровья у девочек школьного возраста. Вестник РАМН. 2009;(5):11-5.