The Medical Demographic Problems of Rural Population
- Authors: Kalininskaya A.A.1,2, Bayanova N.A.3, Muftahova A.V.3, Sulkina F.A.2, Rassoha D.V.4
- Affiliations:
- N. A. Semashko National Research Institute of Public Health
- The Federal State Budget Institution «The Central Research Institute for Health Organization and Informatics» of Minzdrav of Russia
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Orenburg Medical University” of Minzdrav of Russia
- The Society with Limited Liability “Empathy”
- Issue: Vol 28, No 6 (2020)
- Pages: 1247-1251
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/439
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1247-1251
- Cite item
Abstract
Full Text
Введение Несколько десятилетий назад понятие демографического постарения, или увеличение доли людей старших возрастов в общей численности населения, имело место только в развитых странах. В настоящее время оно уже охватывает весь мир, в том числе Россию, и особенно ее сельские территории. В развитых странах численность людей старших возрастов впервые превысила число детей с 90-х годов прошлого столетия. В России подобная ситуация прослеживается только с 2002 г. Модель демографического развития России в настоящее время сочетает низкий уровень рождаемости с более низкой средней продолжительностью жизни, большим числом преждевременных смертей, особенно среди мужчин и в первую очередь на селе [1]. Демографические процессы существенно влияют на демографическую нагрузку общества. По среднему варианту прогноза Росстата, число иждивенцев в 2031 г. составит 832 человека на 1 тыс. населения трудоспособного возраста, причем 2/3 составят лица 60 лет и старше. Это весьма усложняет экономическую ситуацию в стране в сфере занятости и оказания медико-социальной помощи населению [2]. К 2020 г., по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в экономически развитых странах каждый третий работающий будет старше 50 лет. В настоящее время в развитых европейских странах доля работающего населения 55-64 лет составляет около половины, а в странах Европейского союза - около 40% [3]. Геополитическое положение в России с преобладанием сельских территорий определяет необходимость разработки особой модели медико-демографической политики на селе. Определенные сложности в оказании медицинской помощи жителям села связаны с низкой плотностью населения, плохой доступностью медицинской помощи, недостаточной обеспеченностью ресурсами и объектами здравоохранения [4]. На протяжении последних десятилетий особенно сложной остается ситуация со здоровьем населения и системой его охраны в сельской местности в силу сложившихся демографических, экономических, территориальных, медико-социальных и организационно-управленческих факторов сельской жизни [5, 6]. Здоровье сельских жителей имеет выраженную негативную направленность, поэтому проблема охраны здоровья сельского населения выходит за уровень государственной социально-экономической политики. Сельские территории в России являются важнейшим ресурсом страны, значение которого стремительно растет в условиях усиления значимости природных ресурсов в развитии страны [7]. Проблема села - массовая бедность населения, которая обусловлена низкой оценкой сельскохозяйственного труда и крайне низкой заработной платой [8, 9]. Важной задачей сохранения и укрепления здоровья сельского населения является обеспечение медико-социальной поддержки незащищенных слоев населения со стороны органов управления. Необходимы управленческие решения, нацеленные на ликвидацию социальной неоднородности здоровья. В первую очередь эти проблемы касаются здравоохранения села. Целью исследования явилась разработка предложений по совершенствованию организации здравоохранения на селе на основе анализа медико-демографических показателей заболеваемости и доступности медицинской помощи сельским жителям. Задачей исследования стал анализ медико-демографических показателей здравоохранения села в России, заболеваемости сельского населения и разработка предложений по совершенствованию организационных форм работы здравоохранения села. Материалы и методы Использованы статистический, непосредственного наблюдения, аналитический методы исследования. Информационную базу исследования составили данные Росстата, а также отчетная форма федерального статистического наблюдения № 12 2 по РФ и федеральным округам в динамике за период 2005-2018 гг. Результаты исследования Сельское население в Российской Федерации (2018) составляет 25,6% населения страны, или 37,553 млн. Доля лиц трудоспособного возраста в Российской Федерации составила 53,5%, старше трудоспособного возраста на селе - 25,6%. Численность женского населения старше трудоспособного возраста превосходит численность мужчин в 2,2 раза. По прогнозам Росстата, процесс демографического старения населения будет в ближайшей перспективе только усиливаться. За период до 2035 г. (низкий вариант прогноза) в возрастной структуре населения нашей страны будет прослеживаться процесс демографического старения населения. Долговременная тенденция снижения рождаемости и рост ожидаемой продолжительности жизни увеличат долю лиц старших возрастов в структуре населения в сравнении (25,1% в 2017 г., 26% в 2019 г., 27,7% в 2025 г., 28,8% в 2030 г., 30,2% в 2035 г.). ps202006.4htm00013.jpg Сравнительный анализ численности сельского и городского населения Российской Федерации показал, что на 1 января 2019 г. доля населения трудоспособного возраста (мужчин 16-59 и женщин 16-54 лет) составила 55,4%, а доля лиц старше трудоспособного возраста - 25,9% (табл. 1). Для городского населения эти показатели составили 56,2 и 25,6%, для сельского - 53,1 и 26,8% соответственно. Доля мужчин трудоспособного возраста на селе составила 60,7%, женщин - 46%, в городе эти показатели соответственно выше - 63,2 и 50,4%. При этом на селе мужского населения трудоспособного возраста в 1,23 раза больше, чем женского, для городского населения этот показатель ниже в 1,06 раза. Проведенный анализ свидетельствует о необходимости медико-социальной защиты трудоспособного потенциала на селе и разработки программ их здоровьесбережения. Сложившаяся медико-демографическая ситуация в стране определила выход федерального закона № 350-ФЗ, который был подписан 3 октября 2018 г. Владимиром Путиным. Законом внесены изменения, касающиеся увеличения возраста выхода на пенсию для россиян на 5 лет, т. е. с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин. Переход к новым значениям будет происходить постепенно, процесс начался это уже с 1 января 2019 г. Увеличение пенсионного возраста требует разработки комплекса мероприятий по охраносбережению здоровья населения предпенсионного возраста, в особенности для жителей села. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении сельского населения, по данным Росстата (2018), составила 71,7 года, что на 1,6 года меньше, чем городского (73,3 года). При этом на селе мужчины стали доживать до 66,7 года, женщины - до 76,9 года. В городе показатели выше: 68,1 и 78,1 года соответственно. Анализ показал, что коэффициент рождаемости сельского населения был выше, чем городского, до 2015 г. За период до 2013 г. рождаемость сельского населения росла, а затем стала снижаться и составила соответственно в 2018 г. 10,7 на 1 тыс. родившихся живыми; для городского населения показатель составил 11,0. Показатель смертности сельского населения превышал таковой городского за весь период анализа (2005-2018). При этом за последние годы разрыв в уровнях смертности между городом и селом незначительно снизился и в 2018 г. показатель смертности сельского населения составил 13,6, а городского - 12 на 1 тыс. соответствующего населения. Анализируя демографическую ситуацию на селе, можно говорить о вымирании деревни. До пенсии и до более старших возрастов мужчины на селе доживают главным образом в южных республиках. Для выхода из демографического кризиса на селе необходима модернизация демографической и экономической политики села, привлечение инвестиционных и предпринимательских потоков, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, развитию здравоохранения и социальной сферы. Задачами муниципальной и федеральной власти, определяющих развитие сельских поселений, являются обеспечение не только декларативным «программным» сопровождением, но и ресурсами, а также практикой решения стратегических задач сельских территорий. ps202006.4htm00015.jpg В процессе исследований нами проанализирована общая заболеваемость (по обращаемости) и впервые выявленная заболеваемость сельского и всего населения Российской Федерации по федеральным округам в динамике за 2010-2018 гг. Анализ показал, что наиболее высокие показатели общей заболеваемости (по обращаемости) сельского населения в Российской Федерации были отмечены в классах болезней органов дыхания, на втором месте - болезни системы кровообращения, последующие места занимали болезни органов пищеварения, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, мочеполовой системы, болезни глаз и придаточного аппарата. При этом распределение ранговых мест общей заболеваемости сельского и всего населения РФ идентично по двум первым классам болезней (табл. 2). Показатели общей заболеваемости сельского населения колебались в федеральных округах (ФО) РФ от 1054,4 на 1 тыс. сельского населения в Северо-Кавказском ФО до 1503,5‰ в Приволжском ФО, что свидетельствует о разной доступности медицинских услуг жителям села. Анализ показал, что первичная заболеваемость сельского населения в РФ составила 578,6 на 1 тыс. сельского населения, что значительно ниже, чем всего населения в РФ - 781,9‰. Первое место по частоте первичной заболеваемости сельского населения занимает класс болезней органов дыхания, на втором - травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, на третьем - беременность, роды и послеродовой период, последующие места занимают болезни органов пищеварения, болезни системы кровообращения, мочеполовой системы и др. Ранговые места впервые выявленной заболеваемости всего населения в РФ по трем ведущим классам болезней распределяются идентично. Более низкий показатель впервые выявленной заболеваемости сельского населения свидетельствует о плохой выявляемости и низкой доступности медицинской помощи на селе, недостаточной профилактической и диспансерной работе, низкой медицинской активности сельского населения. ps202006.4htm00017.jpg Анализ показал, что за период 2010-2018 гг. общая заболеваемость сельского населения в РФ снизилась с 1296,0 до 1235,0 на 1 тыс. сельского населения. Показатель первичной заболеваемости за те же годы снизился более значительно: с 630,1 до 578,6‰ (табл. 3). Уменьшение показателя первичной заболеваемости является результатом снижения выявляемости, ухудшения профилактической и диспансерной работы, недостаточной доступности медицинской помощи на селе. Обсуждение Причинами плохого медицинского обеспечения жителей села и показателей здоровья селян являются ограниченное финансирование, слабая материально-техническая база, устаревшие организационные формы оказания медицинской помощи, низкая обеспеченность кадрами, транспортом, средствами связи, высокая стоимость лекарств, нарушение преемственности на разных этапах оказания медицинской помощи, несбалансированная сеть медицинских организаций, нерациональное использование ресурсов здравоохранения. Особенности геополитического положения России с преобладанием сельских территорий обусловливают необходимость выработки особой модели демографического развития и медико-демографической политики на селе. Заключение Для выхода из медико-демографического кризиса на селе требуется решение следующих задач: осуществление всесторонней дифференциации сельской экономики, увеличение трудовой занятости сельского населения, развитие инфраструктуры, позволяющей получить населению достойное жизнеобеспечение. Для укрепления материально-технической базы медицинских организаций в сельских районах необходимо предусмотреть целевое финансирование из регионального бюджета на строительство зданий, сооружений, а также транспортное обеспечение, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) для оказания неотложной медицинской помощи. Необходим комплексный межведомственный подход к решению задач охраны здоровья сельского населения, повышение ответственности муниципальной власти за охрану здоровья и жизнеобеспечение сельского населения. В связи с ФЗ от 03.10.2018 № 350 «О повышении пенсионного возраста россиян» разработать комплекс мероприятий здоровьесбережения населения предпенсионного возраста, учитывая особенности их труда и его оплату. В целях устранения кадрового дефицита на селе необходимо активно развивать общие врачебные (семейные) практики, укреплять и расширять сеть ФАП, обеспечивать предоставление первичной медицинской помощи на расстоянии не более 5 км, внедрять механизмы активизации профилактической работы врачей и среднего медицинского персонала; организовывать стационарзамещающие формы работы для населения старших возрастных групп (в том числе предпенсионного возраста), внедрить телемедицинские технологии, организовать консультационно-диагностическую помощь посредством дистанционных форм работы. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.About the authors
A. A. Kalininskaya
N. A. Semashko National Research Institute of Public Health; The Federal State Budget Institution «The Central Research Institute for Health Organization and Informatics» of Minzdrav of Russia
Email: akalininskya@yandex.ru
N. A. Bayanova
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Orenburg Medical University” of Minzdrav of Russia
A. V. Muftahova
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Orenburg Medical University” of Minzdrav of Russia
F. A. Sulkina
The Federal State Budget Institution «The Central Research Institute for Health Organization and Informatics» of Minzdrav of Russia
D. V. Rassoha
The Society with Limited Liability “Empathy”
References
- Прошакова М. А., Тарасова В. В., Корженко С. В., Сидорова Н. В. Основные медико-социальные проблемы пациентов старших возрастных групп. Евразийское научное объединение. 2019;52(6-3):201-4.
- Башкарева А. С. Инновационные геронтотехнологии в развитии стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ. Вестник Росздравнадзора. 2016;(4):19-24.
- Шубанова А. А., Барсуков В. Н. Тенденции демографичекского старения населения Российской Федерации и пути их преодоления. Проблемы развития территории. 2015;75(1):76-87.
- Серафимов С. В. Современные проблемы кадровой архитектуры медицинских организаций в сельской местности. Архивариус. 2017;(16):25-8.
- Чижикова Т. В. Заболеваемость сельских жителей. В сб.: Медико-организационные аспекты медицинской помощи в новых экономических условиях. Материалы научной конференции с международным участием, посвященной 105-летию со дня рождения академика АМН СССР, профессора А. А. Минха. Часть I. 28 августа 2009 г. М.: ГОУ ВПО МГМСУ Росздрава; 2009. С. 22-3.
- Щепин В. О. Структурно-функциональные преобразоания системы лечебно-профилактической помощи населению Российской Федерации в последнее десятилетие. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013;(1):34-8.
- Чекмарева Е. А., Устинова К. С., Лихачева Т. Н. Теоретико-методологические подходы к исследованию человеческого потенциала сельских территорий. Проблемы развития территорий. 2017;90(4):96-111.
- Скальная М. М. Доходы сельского населения как фактор социальной устойчивости сельских территорий. АПК: экономика, управление. 2018;(1):62-71.
- Колоскова Ю. И., Бордаченко Н. С. Человеческий капитал как фактор устойчивого развития сельских территорий. Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2018;(1):81-91.