Clinical and economical aspects of a social support program for the free making and repair dentures in the territory of the Moscow region for 2016-2018

Abstract


The Government of the Moscow Region has approved more than 120 different social support measures for residents of the Moscow Region. Their aim is to help disadvantaged groups. The social support program of making and repair dentures for Moscow region residents provides preservation of dental health and restoration of masticatory effectiveness. A retrospective analysis of program implementation for the period from 2016 to 2018 showed an increase of 19% in the average cost of treatment. We found a correlation between the cost of conventional unit of labor and the exchange rate, an increase in the salaries of doctors and nurses, and tariffs for utilities. Planning the subsidies allocated for the implementation of social support measures is an extremely laborious and responsible process, therefore, proper financing requires taking into account all existing factors affecting the economic situation in the context of not only the Moscow Region, but also the Russian Federation.

Full Text

Введение Экономическое состояние России, как и других государств мирового масштаба, зависит от ряда факторов, таких как глобальное изменение мировой экономики, состояние развития малого и среднего предпринимательства, присутствие картелизации экономики внутри страны и государственно-монополистических тенденций, актуальность нормативной системы тарифного регулирования, законодательства о закупках и обязательных торгах. Согласно Национальному плану развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 гг., утвержденному Указом Президента Российской Федерации № 618, развивающаяся конкуренция в сфере медицины и здравоохранения ожидаемо приведет к следующим результатам: •функционирование рынков лекарственных препаратов для медицинского применения и рынков медицинских изделий на принципах взаимозаменяемости; •снижение цен на лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия с целью повышения их доступности для граждан; •обеспечение недискриминационного распределения финансовых средств системы обязательного медицинского страхования в качестве оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках программы гарантий бесплатной медицинской помощи. Контроль за достижением поставленных задач осуществляется Федеральной антимонопольной службой с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Качество жизни населения напрямую зависит от уровня его здоровья, а соответственно, от уровня доступности медицинской помощи, в том числе и стоматологической [1]. Правительством Московской области утверждено более 120 различных мер социальной поддержки для жителей Подмосковья. Целью любой из них является помощь социально незащищенным слоям населения. Протезирование зубов для восстановления жевательной эффективности обеспечивается программой по изготовлению и ремонту зубных протезов (далее - программа по бесплатному зубопротезированию), которая финансируется из бюджета Московской области. Сведения о каждом лице, получившем услугу бесплатного зубопротезирования, вносятся в утвержденную отчетную форму и предоставляются в Министерство здравоохранения и Министерство социального развития Московской области. Проводимый ежеквартально анализ выработки субсидий, предоставленных медицинским организациям, показал удорожание средней стоимости ортопедической конструкции, что приводит к уменьшению числа лиц, получающих услугу при одновременном увеличении финансирования. Цель исследования - выявить причины удорожания средней стоимости лечения одного пациента в рамках программы бесплатного зубопротезирования для жителей Московской области. Материалы и методы Внутрихозяйственный финансовый анализ - один из методов регулирования финансово-хозяйственного процесса, основанный на разделении его как единого целого на составляющие элементы и дальнейшем изучении каждого из этих элементов в отдельности и во взаимосвязи друг с другом. Он позволяет выявить все факторы, влияющие на экономический результат деятельности. В ходе исследования были использованы годовые статистические отчеты о реализации программы социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов медицинских организаций Московской области за 2016-2018 гг., нормативно-правовые акты, регламентирующие методику расчета условной единицы трудоемкости (УЕТ) и перечень медицинских организаций Московской области, предоставляющих услугу по бесплатному зубопротезированию. В Московской области 28 медицинских организаций, предоставляющих бесплатное зубопротезирование, являются самостоятельными юридическими лицами (22 автономные организации и 6 бюджетных). Для обработки статистических данных была использована программа Microsoft office Excel 2010. В качестве дополнительных источников использовалась информация профильных государственных органов и научно-исследовательских организаций: Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), Министерства здравоохранения РФ, Министерства здравоохранения Московской области, Московской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ, Стоматологической ассоциации России, Центрального банка РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда «Российское здравоохранение», ФГУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения». Результаты Ретроспективный анализ реализации программы бесплатного зубопротезирования в Московской области за период с 2016 по 2018 г. показал удорожание средней стоимости лечения на 19%. Обнаружена корреляция стоимости УЕТ работы врачей-стоматологов с повышением цен на стоматологические материалы, ростом заработной платы врачей и среднего медицинского персонала, повышением тарифов на коммунальные услуги. Повышение цен на стоматологические материалы в определенной мере связано с падением курса рубля по отношению к основным мировым валютам [1]. В сложившейся ситуации основная часть оборудования и расходных материалов в стоматологии импортируется из других стран. «Дешевый рубль» и инфляционные ожидания способствуют высоким закупочным ценам [2]. Ломается рыночный механизм, так как в этих условиях сложно планировать деятельность предприятий и учреждений. Резкое падение биржевого курса рубля в конце 2014 г., напряжение во внешней политике и установление антироссийских санкций привели к росту стоимости стоматологических материалов на 60-80% [3]. После стабилизации валютного рынка их себестоимость можно считать возросшей относительно прежней цены на 20-35%. Это связано с использованием импортных компонентов при производстве, повышением цен на энергоносители и топливо (расходы на логистику и стоимость транспортных перевозок закладываются в цену). Немаловажную роль играют повышенные инфляционные ожидания производителей и продавцов. Изменение в 2019 г. процентной ставки облагаемых НДС товаров с 18 до 20% также явилось причиной роста стоимости стоматологических материалов. Модель развития рынка с уверенностью можно охарактеризовать как инфляционную: при стабилизации или даже падении физического объема оказываемых услуг объем их стоимость продолжает расти [4]. Второй немаловажный компонент ценообразования в медицинской организации - заработная плата врачей-специалистов. Согласно Указу Президента РФ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», изданному в мае 2012 г., заработная плата медицинских работников относительно средней по региону должна быть увеличена на величину до 200% (врачи) и до 100% (средний медицинский персонал. В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса (ТК) РФ индексация заработной платы сотрудников должна производиться в порядке, установленном ТК РФ. В связи сростом потребительских цен на товары и услуги работодатель обеспечивает повышение заработной платы соответственно уровню инфляции, чтобы не допустить снижения реальных доходов сотрудников. В соответствии с указами Президента РФ губернатором Московской области регулярно утверждается повышение заработной платы врачей региона. Так, с 1 сентября 2016 г. размеры должностных окладов врачей, провизоров и специалистов учреждений здравоохранения с высшим профессиональным образованием выросли на 30% [5], с 1 мая 2017 г. - на 5%, а с 1 сентября 2017 г. - на 6% [6]. В 2018 г. повышение заработной платы медикам продолжается, с 1 сентября 2018 г. должностные оклады работников медицинских учреждений, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги, повысились на 15% [7]. Третий аспект, который необходимо учитывать при изучении причин удорожания стоимости стоматологического лечения, - рост стоимости коммунальных услуг. В различных сферах деятельности тарифы могут регулироваться как на федеральном, так и на региональном уровне. Тарифы на энергоносители и их транспортировку устанавливаются Федеральной антимонопольной службой. Стоимость услуг ЖКХ регулируется на уровне региона, однако максимально возможный размер индексации обозначается федеральным органом власти, что способствует централизованному ограничению роста тарифов ЖКХ для физических и юридических лиц. В среднем прирост стоимости жилищно-коммунальных услуг на территории Подмосковья за исследуемый период составил 3,6% ежегодно. Заключение Планирование объема субсидий, выделяемых на реализацию мер социальной поддержки, является крайне трудоемким и ответственным процессом, поэтому для корректного финансирования необходимо учитывать все существующие факторы, влияющие на экономическую ситуацию в разрезе не только Московской области, но и Российской Федерации в целом. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

A. G. Stroganova

M. F. Vladimirsky Moscow Regional Clinical Research Institute (MONIKI im. M. F. Vladimirsky); Moscow Regional Dental Clinic

Email: stroganova1711@mail.ru

M. A. Amkhadova

M. F. Vladimirsky Moscow Regional Clinical Research Institute (MONIKI im. M. F. Vladimirsky)


O. Yu. Alexandrova

M. F. Vladimirsky Moscow Regional Clinical Research Institute (MONIKI im. M. F. Vladimirsky)


M. I. Soykher

Moscow Regional Dental Clinic


M. G. Soykher

Institute of Biotechnologies and Interdisciplinary Dentistry


References

  1. Корнейко О. В., Серова А. А. Оценка проблем региональных предпринимательских структур на рынке стоматологических услуг в условиях кризиса. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015;(8-3):552-5.
  2. Соколова О. Ю., Захарова С. В. К вопросу о состоянии российского валютного рынка. Наука и общество. 2019;(1-33):37-41.
  3. Businessstat - исследование «Анализ рынка стоматологических услуг в России в 2014-2018 гг., прогноз на 2019-2023 гг.». Режим доступа: https://businesstat.ru/russia/services/health/stomatology/
  4. Inventica Consulting & Market Research, 2017 г. - Влияние кризиса на рынок стоматологических услуг. Режим доступа: http://www.inventica.ru/post/влияние-кризиса-на-рынок-стоматологических-услуг
  5. Постановление Правительства Московской области от 31.05.2016 № 409/18 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства МО в сфере оплаты труда». Режим доступа: https://mosreg.ru/upload/iblock/79b/409_18.pdf
  6. Распоряжение Губернатора Московской области от 25.04.2017 № 120-РГ «О повышении в 2017 году заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений Московской области социальной сферы». Режим доступа: https://mosreg.ru/download/document/86024
  7. Постановление Правительства Московской области от 04.09.2018 № 590/32 «О внесении изменений в Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области». Режим доступа: https://mosreg.ru/download/document/872182

Statistics

Views

Abstract - 43

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies