The social partnership in sphere of health care modernization
- Authors: Nizova L.M.1, Kislitsyna I.G.1
- Affiliations:
- The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Volga Region State Technological University”
- Issue: Vol 28, No 3 (2020)
- Pages: 428-432
- Section: Articles
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/306
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-3-428-432
- Cite item
Abstract
The article considers the role of interdepartmental cooperation in modernization of health sector at the regional level exemplified by Mari El Republic. Based on data of study monitoring, the dynamics of medical and demographic indicators are determined. Over the past five years, life expectancy increased, patient satisfaction with medical care increased. Its accessibility increased in rural areas. The primary health care is provided in 49 outpatient clinics and in 207 paramedic and midwifery centers, that meets the established standards. Against this background, the birth continues decreasing of birth rate and increasing of mortality because of diseases of blood circulation system and neoplasms.In order to more thoroughly study the state of health care and and taking into account requirements of the National Health Care Project, the sociological survey of two categories of respondents (patients and medical staff of the district hospital) was carried out.The indicators of demographic development are restrained by negative alterations in demographic structure of population, its aging and regressivity, decreasing of percentage of women of most active reproductive age and high mortality of men of able-bodied age.The social partnership of interested bodies and organizations involved in the reform and improvement of health care system can reduce severity of the above-mentioned problems. Statistical monitoring of implementation of requirements to accessibility and quality of medical care was carried out. The article presents original scheme of interaction between twelve ministries and departments of the Republic. The proposals of to improve quality and accessibility of medical care, the prestige of medical profession and implementation of healthy lifestyles are proposed.
Full Text
Введение Впервые в Послании Президента России Федеральному Собранию были поставлены конкретные цели и задачи по увеличению продолжительности жизни за счет модернизации здравоохранения и снижения смертности от новообразований, болезней системы кровообращения и младенческой смертности1. Преследуя цель сбережения населения, Россия должна войти в клуб стран «80 плюс», в котором состоят Японии, Франции, Германии, где продолжительность жизни превышает 80 лет 9. В Российской Федерации (РФ) коэффициент естественного прироста населения имеет отрицательный показатель (-1,5), а фертильность составляет 1,62 [1]. Аналогичные проблемы характерны и для Республики Марий Эл (РМЭ), где естественная убыль населения возросла более чем в 3 раза (с -0,5 до -1,8 на 1 тыс. населения). Поэтому далеко не случайно, что проблемы здравоохранения находятся в центре внимания многих ученых и практиков. С методологической точки зрения интерес представляют научные выводы, содержащие концептуальные положения исследуемой темы. Особо следует отметить работы О. П. Щепина, С. П. Липского, А. Б. Зудина [2-4], посвященные проблемам развития здравоохранения и его модернизации в Российской Федерации. Вопросы межведомственного взаимодействия и социального партнерства в здравоохранении нашли отражение в ряде исследований [5, 6]. Необходимость и возможность использования в системе управления здравоохранением механизмов социального партнерства рассматривает А. Н. Чернышов [7]. Целью настоящего исследования является определение факторов повышения эффективности межведомственного взаимодействия в сфере модернизации здравоохранения на региональном уровне, в рамках которой поставлены следующие задачи: -выявить приоритеты и проблемы на основе проведения социологического опроса медицинских работников и пациентов; -определить роль субъектов межведомственного взаимодействия в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение»; Материалы и методы В качестве методов исследования выступают статистические наблюдения медико-демографических показателей за последние 5 лет, их сравнительный мониторинг в РФ и РМЭ, экспертный опрос и ранжирование мнений респондентов. Актуальность настоящего исследования заключается не только в выявлении приоритетов и проблем, но и в определении мер по улучшению доступности и качества медицинских услуг. Основой для этого являются результаты социологического опроса пациентов и медицинского персонала центральной районной больницы на территории РМЭ. Выборка составила 175 человек. Главными проблемами, по мнению пациентов, являются: -сложно попасть к врачу узкой специальности (24%); -у медицинского персонала много бумажной работы, что сокращает время на живое общение с врачом (20%); -проблемы лекарственного обеспечения (16%); -большие очереди и отсутствие электронных очередей (8%); -трудности вызова скорой помощи (10%); -проблемы в получении квоты на высокотехнологичное лечение (10%); -платность и дороговизна лечения (10%); -пренебрежительное отношение к пациентам со стороны медицинского персонала (2%). Мнения медицинских работников несколько отличаются от мнений пациентов. К основным проблемам они отнесли: -изношенность медицинского оборудования (20%); -недостаточное использование моральных и материальных форм мотивации труда (14%); -дефицит медицинских работников (14%); -платность и дороговизна лечения (12%); -проблемы лекарственного обеспечения (12%); -отсутствие стимулирующих надбавок (10%); -большие очереди и отсутствие электронной очереди (10%); -трудности в получении квоты на высокотехнологичное лечение (4%). Перечисленные мнения подкрепляются и результатами авторского мониторинга. Ожидаемая продолжительность жизни населения в РМЭ ниже, чем по РФ, на 1,18 года (72,9 против 71,72 года). Разница в продолжительности жизни мужчин (64,7 года) и женщин (76,9 года) в РМЭ составляет 12,2 года, а в РФ - 10,5 года [1, 8]. Показатели демографического развития в РМЭ сдерживаются негативными тенденциями в изменении структуры рождаемости и смертности населения. В 2018 г. отмечалось снижение рождаемости на 8,4%, что соответствует российскому показателю 10,9 на 1 тыс. населения. Данное снижение обусловлено сокращением численности женщин фертильного возраста и вступлением в репродуктивный возраст поколения 1990-х годов. Соответственно этому увеличился и показатель смертности населения на 2,4%, составив 12,7 против 12,4 на 1 тыс. населения в 2017 г. Показатель детской смертности составил 58,2 на 100 тыс. населения. Из них 50,5 - это младенческая смертность [8]. Основными причинами смертности в республике, как и по стране в целом, остаются болезни системы кровообращения (44%), новообразования (13,9%), несчастные случаи, травмы и отравления (10,6%; см. таблицу) [8]. Модернизация системы здравоохранения в РМЭ направлена на реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения, со структурой заболеваемости и смертности. ps202003.4el00052.jpg В последние годы законодательными актами в сфере здравоохранения и социальной защиты населения рекомендуется использовать межведомственное взаимодействие заинтересованных органов и организаций. С точки зрения достижения целей и задач в реализации национального проекта «Здравоохранение» особую значимость имеет деловое партнерство как приоритет развития социального взаимодействия. Результаты исследования Исследование социального партнерства в сфере модернизации здравоохранения РМЭ позволило определить 12 субъектов межведомственного взаимодействия, каждый из которых имеет свои функции и направления в реализации национального проекта «Здравоохранение». Ведущим звеном в системе повышения качества медицинских услуг является Министерство здравоохранения, от которого зависит уровень государственного регулирования отрасли. Медицинские услуги населению в республике осуществляют 40 государственных медицинских учреждений, из них 18 - республиканского, 22 - муниципального уровня. В республике функционирует 207 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), планируется дополнительная реконструкция 12 ФАП, что практически закроет полную в них потребность. С 2015 г. внедрена система индивидуального информирования застрахованных лиц, а с 2016 г. начато использование «личных кабинетов» пациентов в региональной медицинской информационной системе. С 2017 г. реализуется программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе с участием медицинских организаций частной системы здравоохранения. С 2018 г. организована трехэтапная система помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями и проводятся четырехкратные Дни открытых дверей для раннего выявления онкологических заболеваний, разработана схема маршрутизации для пострадавших в ДТП. Особая роль в реализации национального проекта принадлежит медицинским организациям, среди которых различают три вида в зависимости от форм собственности и уровня принадлежности: 83,3% являются государственными и подведомственны Министерству здравоохранения республики, 6,3% подведомственны федеральным органам исполнительной власти и 10,4% имеют негосударственные формы собственности. При этом доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС), снизилась с 21,7 до 12,8%. Ответственность за предоставление мер социальной поддержки социально незащищенным категориям граждан, за оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и за социальную реабилитацию детей-инвалидов несет Министерство социального развития РМЭ. Это направление имеет особое значение, поскольку сравнительная динамика нозологии таких детей позволила выявить у них болезни нервной системы и врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения, психологические расстройства и расстройства поведения, наиболее характерные для городской и сельской местности [9, c. 303]. При этом предстоит усилить внимание к социальному сопровождению всех видов социальных услуг в рамках индивидуальных программ. Проблемы в здравоохранении отражаются на уровне инвалидности населения. Так, в 2018 г. данный показатель в республике увеличился с 51,4 до 59,6 на 10 тыс. населения, а за последние 3 года - на 17,3%. Настораживает то, что показатель первичной инвалидности только за 1 год возрос на 16%, в том числе среди лиц трудоспособного возраста - на 5,9%, а среди детского населения - на 19,3%. В связи с этим повышается значимость Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Марий Эл» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В 2018 г. разработано почти 12 тыс. индивидуальных программ реабилитации и абилитации (далее - ИПРА), в которых даны заключения о нуждаемости в медицинской реабилитации (10 476), в реконструктивной хирургии (67), в санаторно-курортном лечении (819). Набирает обороты взаимодействие Главного бюро медико-социальной экспертизы и Департамента труда и занятости населения РМЭ с региональными органами исполнительной власти по вопросам реализации ИПРА инвалидов на основе их социального партнерства. В 2018 г. даны рекомендации по обеспечению профессиональной ориентации 1023 инвалидам, по нуждаемости в трудоустройстве 1180 инвалидам, из них в 1042 случаях - в обычных условиях производства, в 132 случаях - в специально созданных условиях труда и на дому. В развитии системы реабилитации важное место занимает Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл. В 2018 г. их услугами охвачено свыше 13 тыс. инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», в том числе 11,6 тыс. инвалидов и 1,3 тыс. детей-инвалидов. Им предоставлено более 2,4 млн технических средств реабилитации. Социальная инфраструктура для людей с ограниченными физическими возможностями формируется Министерством строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства республики. Оборудовано пандусами 176 зданий медицинских организаций, 72 здания оснащены кнопкой вызова медицинского персонала, 32 здания оборудованы указателями по системе Брайля. Логическим продолжением межведомственного взаимодействия в обеспечении конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи является деятельность Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл. При его участии в республике выполняются 130 методов высокотехнологичной медицинской помощи по 14 профилям, включенным в реестр ОМС. Специализированную медицинскую помощь больным с инфекционной патологией оказывает ГБУ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями». За 2018 г. выявлено 170 случаев ВИЧ-инфекции против 136 случаев в 2017 г., показатель заболеваемости составил 24,8 на 10 тыс. населения. Это аргументирует остроту проблемы. Приоритетным направлением Министерства молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл является формирование здорового образа жизни. С 2019 г. в республике реализуется проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек». Удельный вес граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в республике (41%) превзошел показатели РФ (34,2%) и Приволжского федерального округа (35,5%). Учитывая многоаспектность решения данной проблемы, в стране, как считают С. Б. Дорофеев и А. И. Бабенко, необходимы соответствующие законодательные меры мотивационного и стимулирующего характера в формировании и поддержании здорового образа жизни, в которых были бы заинтересованы и государство, и работодатели, и здравоохранение, а также общественные институты, врачи, население [10]. В целях оказания медицинской помощи спортсменам, тренерам, ветеранам и инвалидам спорта в республике функционирует ГБУ РМЭ «Врачебно-физкультурный диспансер». Оно осуществляет медицинское сопровождение физкультурных и спортивных мероприятий всех уровней, что также имеет значение для модернизации здравоохранения. Одной из задач национального проекта является ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях. В РМЭ он составляет более 400 врачей, коэффициент совмещения равен 1,3, возврат выпускников медицинских вузов не превышает 87%. Для решения этой проблемы в республике функционируют два учебных учреждения: ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский медицинский колледж» и ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Подготовка врачей началась в 2014 г., их первый выпуск позволит закрыть потребность в участковых терапевтах. Однако дефицит врачей узкой специальности и фельдшеров сохранится. Республика активно включилась в программу «Земский доктор», численность ее участников в настоящее время превышает 60 человек, а в 2019 г. планируется дополнительно обеспечить врачами и фельдшерами 19 сельских медицинских учреждений. Важным фактором для достижения цели является профилактика профессионального выгорания медицинских работников. В республике предусмотрены меры их социальной поддержки: решение жилищных проблем, оплата услуг ЖКХ, предусмотрены моральное и материальное стимулирование [11]. Заключение Для усиления межведомственного взаимодействия на этапе реализации национального проекта «Здоровье» авторами разработана подсистема социального партнерства заинтересованных органов и организаций здравоохранения республики. По нашему мнению, Координационный центр должен возглавить первый заместитель председателя Правительства РМЭ по социальным вопросам. Целесообразно иметь скоординированный план действий каждого подразделения с указанием сроков, ответственных, источников финансирования, критериев и индикаторов принятых мер. Скоординированные действия заинтересованных субъектов Центра позволят решить приоритетные задачи национального проекта «Здравоохранение»: •развитие кадрового потенциала медицинских учреждений с использованием программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер»; •активное участие в проекте «Бережливая поликлиника»; •оказание высокотехнологичной помощи на основе модернизации здравоохранения; •повышение доступности медицинских услуг в сельской местности за счет строительства и реконструкции ФАП, врачебных амбулаторий и мобильных медицинских комплексов; •социальное сопровождение получателей медицинских услуг; •стимулирование граждан к здоровому образу жизни. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересовAbout the authors
L. M. Nizova
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Volga Region State Technological University”
Email: nizova@yandex.ru
I. G. Kislitsyna
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Volga Region State Technological University”
References
- Федеральная служба государственной статики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения 25.02.2018).
- Щепин О. П. О развитии здравоохранения Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013;(5):3-7.
- Липский С. П. Модернизация здравоохранения в Российской Федерации: проблемы и возможности развития. Современные проблемы сервиса и туризма. 2013;(2):59-68.
- Зудин А. Б. Различные аспекты измерения российского здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(2):68-72.
- Ситникова В. В., Гостева Л. З. Социальное партнерство в здравоохранении: теоретический аспект. Наука и бизнес: пути развития. 2015;45(3):7-9.
- Хетагурова А. К., Галиулина О. В., Сиденкова А. П., Набойченко Е. С. Актуальность межведомственного взаимодействия для формирования механизмов здорового старения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018;26(2):68-71.
- Чернышов А. Н. Социальное партнерство как основа совершенствования регулирования социально-экономических отношений в здравоохранении. Среднерусский вестник общественных наук (Серия: экономика). 2017;12(2):122-32.
- Федеральная служба государственной статики по Республике Марий Эл. Режим доступа: http://maristat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/maristat/ru/statistics/population/ (дата обращения 27.02.2019).
- Низова Л. М., Кислицына И. Г. Роль врача в повышении качества реабилитации детей-инвалидов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(5):303-7.
- Дорофеев С. Б., Бабенко А. И. Национальные стратегии формирования здорового образа жизни населения. Здравоохранение Российской Федерации. 2015;59(6):44-7.
- Низова Л. М., Кислицына И. Г., Иванова С. И. Зона риска как фактор профессионального выгорания медицинских работников. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018;26(3):137-40.