СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация


Исследована роль межведомственного взаимодействия модернизации сферы здравоохранения на региональном уровне (на примере Республики Марий Эл). На основе авторского мониторинга определена динамика медико-демографических показателей. За последние 5 лет выросла ожидаемая продолжительность жизни, увеличилась удовлетворенность населения медицинской помощью. Возросла ее доступность в сельской местности, первичная медико-санитарная помощь оказывается в 49 врачебных амбулаториях и 207 фельдшерско-акушерских пунктах, что соответствует нормативам. На этом фоне сохраняются снижение рождаемости и рост смертности по причине болезней системы кровообращения и новообразований.В целях более глубокого исследования состояния отрасли с учетом требований национального проекта «Здравоохранение» проведено социологическое исследование двух категорий респондентов (пациенты и медицинский персонал районной больницы).Показатели демографического развития сдерживаются негативными тенденциями в изменении возрастной структуры населения, его постарением и регрессивностью, сокращением численности женщин наиболее активного репродуктивного возраста и сверхсмертностью мужчин трудоспособного возраста.Cоциальное партнерство заинтересованных органов и организаций регионального уровня, участвующих в реформировании и совершенствовании здравоохранения, по мнению авторов, снизит остроту названных проблем. Проведены статистические наблюдения по выполнению критериев доступности и качества медицинской помощи. Авторами разработана схема взаимодействия 12 министерств и ведомств республики и внесены предложения по повышению качества и доступности медицинской помощи, престижа профессии медицинских работников, развитию форм здорового образа жизни. Ключевые слова:здравоохранение

Полный текст

Введение Впервые в Послании Президента России Федеральному Собранию были поставлены конкретные цели и задачи по увеличению продолжительности жизни за счет модернизации здравоохранения и снижения смертности от новообразований, болезней системы кровообращения и младенческой смертности1. Преследуя цель сбережения населения, Россия должна войти в клуб стран «80 плюс», в котором состоят Японии, Франции, Германии, где продолжительность жизни превышает 80 лет 9. В Российской Федерации (РФ) коэффициент естественного прироста населения имеет отрицательный показатель (-1,5), а фертильность составляет 1,62 [1]. Аналогичные проблемы характерны и для Республики Марий Эл (РМЭ), где естественная убыль населения возросла более чем в 3 раза (с -0,5 до -1,8 на 1 тыс. населения). Поэтому далеко не случайно, что проблемы здравоохранения находятся в центре внимания многих ученых и практиков. С методологической точки зрения интерес представляют научные выводы, содержащие концептуальные положения исследуемой темы. Особо следует отметить работы О. П. Щепина, С. П. Липского, А. Б. Зудина [2-4], посвященные проблемам развития здравоохранения и его модернизации в Российской Федерации. Вопросы межведомственного взаимодействия и социального партнерства в здравоохранении нашли отражение в ряде исследований [5, 6]. Необходимость и возможность использования в системе управления здравоохранением механизмов социального партнерства рассматривает А. Н. Чернышов [7]. Целью настоящего исследования является определение факторов повышения эффективности межведомственного взаимодействия в сфере модернизации здравоохранения на региональном уровне, в рамках которой поставлены следующие задачи: -выявить приоритеты и проблемы на основе проведения социологического опроса медицинских работников и пациентов; -определить роль субъектов межведомственного взаимодействия в сфере реализации национального проекта «Здравоохранение»; Материалы и методы В качестве методов исследования выступают статистические наблюдения медико-демографических показателей за последние 5 лет, их сравнительный мониторинг в РФ и РМЭ, экспертный опрос и ранжирование мнений респондентов. Актуальность настоящего исследования заключается не только в выявлении приоритетов и проблем, но и в определении мер по улучшению доступности и качества медицинских услуг. Основой для этого являются результаты социологического опроса пациентов и медицинского персонала центральной районной больницы на территории РМЭ. Выборка составила 175 человек. Главными проблемами, по мнению пациентов, являются: -сложно попасть к врачу узкой специальности (24%); -у медицинского персонала много бумажной работы, что сокращает время на живое общение с врачом (20%); -проблемы лекарственного обеспечения (16%); -большие очереди и отсутствие электронных очередей (8%); -трудности вызова скорой помощи (10%); -проблемы в получении квоты на высокотехнологичное лечение (10%); -платность и дороговизна лечения (10%); -пренебрежительное отношение к пациентам со стороны медицинского персонала (2%). Мнения медицинских работников несколько отличаются от мнений пациентов. К основным проблемам они отнесли: -изношенность медицинского оборудования (20%); -недостаточное использование моральных и материальных форм мотивации труда (14%); -дефицит медицинских работников (14%); -платность и дороговизна лечения (12%); -проблемы лекарственного обеспечения (12%); -отсутствие стимулирующих надбавок (10%); -большие очереди и отсутствие электронной очереди (10%); -трудности в получении квоты на высокотехнологичное лечение (4%). Перечисленные мнения подкрепляются и результатами авторского мониторинга. Ожидаемая продолжительность жизни населения в РМЭ ниже, чем по РФ, на 1,18 года (72,9 против 71,72 года). Разница в продолжительности жизни мужчин (64,7 года) и женщин (76,9 года) в РМЭ составляет 12,2 года, а в РФ - 10,5 года [1, 8]. Показатели демографического развития в РМЭ сдерживаются негативными тенденциями в изменении структуры рождаемости и смертности населения. В 2018 г. отмечалось снижение рождаемости на 8,4%, что соответствует российскому показателю 10,9 на 1 тыс. населения. Данное снижение обусловлено сокращением численности женщин фертильного возраста и вступлением в репродуктивный возраст поколения 1990-х годов. Соответственно этому увеличился и показатель смертности населения на 2,4%, составив 12,7 против 12,4 на 1 тыс. населения в 2017 г. Показатель детской смертности составил 58,2 на 100 тыс. населения. Из них 50,5 - это младенческая смертность [8]. Основными причинами смертности в республике, как и по стране в целом, остаются болезни системы кровообращения (44%), новообразования (13,9%), несчастные случаи, травмы и отравления (10,6%; см. таблицу) [8]. Модернизация системы здравоохранения в РМЭ направлена на реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения, со структурой заболеваемости и смертности. ps202003.4el00052.jpg В последние годы законодательными актами в сфере здравоохранения и социальной защиты населения рекомендуется использовать межведомственное взаимодействие заинтересованных органов и организаций. С точки зрения достижения целей и задач в реализации национального проекта «Здравоохранение» особую значимость имеет деловое партнерство как приоритет развития социального взаимодействия. Результаты исследования Исследование социального партнерства в сфере модернизации здравоохранения РМЭ позволило определить 12 субъектов межведомственного взаимодействия, каждый из которых имеет свои функции и направления в реализации национального проекта «Здравоохранение». Ведущим звеном в системе повышения качества медицинских услуг является Министерство здравоохранения, от которого зависит уровень государственного регулирования отрасли. Медицинские услуги населению в республике осуществляют 40 государственных медицинских учреждений, из них 18 - республиканского, 22 - муниципального уровня. В республике функционирует 207 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), планируется дополнительная реконструкция 12 ФАП, что практически закроет полную в них потребность. С 2015 г. внедрена система индивидуального информирования застрахованных лиц, а с 2016 г. начато использование «личных кабинетов» пациентов в региональной медицинской информационной системе. С 2017 г. реализуется программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе с участием медицинских организаций частной системы здравоохранения. С 2018 г. организована трехэтапная система помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями и проводятся четырехкратные Дни открытых дверей для раннего выявления онкологических заболеваний, разработана схема маршрутизации для пострадавших в ДТП. Особая роль в реализации национального проекта принадлежит медицинским организациям, среди которых различают три вида в зависимости от форм собственности и уровня принадлежности: 83,3% являются государственными и подведомственны Министерству здравоохранения республики, 6,3% подведомственны федеральным органам исполнительной власти и 10,4% имеют негосударственные формы собственности. При этом доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС), снизилась с 21,7 до 12,8%. Ответственность за предоставление мер социальной поддержки социально незащищенным категориям граждан, за оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и за социальную реабилитацию детей-инвалидов несет Министерство социального развития РМЭ. Это направление имеет особое значение, поскольку сравнительная динамика нозологии таких детей позволила выявить у них болезни нервной системы и врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения, психологические расстройства и расстройства поведения, наиболее характерные для городской и сельской местности [9, c. 303]. При этом предстоит усилить внимание к социальному сопровождению всех видов социальных услуг в рамках индивидуальных программ. Проблемы в здравоохранении отражаются на уровне инвалидности населения. Так, в 2018 г. данный показатель в республике увеличился с 51,4 до 59,6 на 10 тыс. населения, а за последние 3 года - на 17,3%. Настораживает то, что показатель первичной инвалидности только за 1 год возрос на 16%, в том числе среди лиц трудоспособного возраста - на 5,9%, а среди детского населения - на 19,3%. В связи с этим повышается значимость Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Марий Эл» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В 2018 г. разработано почти 12 тыс. индивидуальных программ реабилитации и абилитации (далее - ИПРА), в которых даны заключения о нуждаемости в медицинской реабилитации (10 476), в реконструктивной хирургии (67), в санаторно-курортном лечении (819). Набирает обороты взаимодействие Главного бюро медико-социальной экспертизы и Департамента труда и занятости населения РМЭ с региональными органами исполнительной власти по вопросам реализации ИПРА инвалидов на основе их социального партнерства. В 2018 г. даны рекомендации по обеспечению профессиональной ориентации 1023 инвалидам, по нуждаемости в трудоустройстве 1180 инвалидам, из них в 1042 случаях - в обычных условиях производства, в 132 случаях - в специально созданных условиях труда и на дому. В развитии системы реабилитации важное место занимает Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл. В 2018 г. их услугами охвачено свыше 13 тыс. инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», в том числе 11,6 тыс. инвалидов и 1,3 тыс. детей-инвалидов. Им предоставлено более 2,4 млн технических средств реабилитации. Социальная инфраструктура для людей с ограниченными физическими возможностями формируется Министерством строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства республики. Оборудовано пандусами 176 зданий медицинских организаций, 72 здания оснащены кнопкой вызова медицинского персонала, 32 здания оборудованы указателями по системе Брайля. Логическим продолжением межведомственного взаимодействия в обеспечении конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи является деятельность Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл. При его участии в республике выполняются 130 методов высокотехнологичной медицинской помощи по 14 профилям, включенным в реестр ОМС. Специализированную медицинскую помощь больным с инфекционной патологией оказывает ГБУ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями». За 2018 г. выявлено 170 случаев ВИЧ-инфекции против 136 случаев в 2017 г., показатель заболеваемости составил 24,8 на 10 тыс. населения. Это аргументирует остроту проблемы. Приоритетным направлением Министерства молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл является формирование здорового образа жизни. С 2019 г. в республике реализуется проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек». Удельный вес граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в республике (41%) превзошел показатели РФ (34,2%) и Приволжского федерального округа (35,5%). Учитывая многоаспектность решения данной проблемы, в стране, как считают С. Б. Дорофеев и А. И. Бабенко, необходимы соответствующие законодательные меры мотивационного и стимулирующего характера в формировании и поддержании здорового образа жизни, в которых были бы заинтересованы и государство, и работодатели, и здравоохранение, а также общественные институты, врачи, население [10]. В целях оказания медицинской помощи спортсменам, тренерам, ветеранам и инвалидам спорта в республике функционирует ГБУ РМЭ «Врачебно-физкультурный диспансер». Оно осуществляет медицинское сопровождение физкультурных и спортивных мероприятий всех уровней, что также имеет значение для модернизации здравоохранения. Одной из задач национального проекта является ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях. В РМЭ он составляет более 400 врачей, коэффициент совмещения равен 1,3, возврат выпускников медицинских вузов не превышает 87%. Для решения этой проблемы в республике функционируют два учебных учреждения: ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский медицинский колледж» и ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Подготовка врачей началась в 2014 г., их первый выпуск позволит закрыть потребность в участковых терапевтах. Однако дефицит врачей узкой специальности и фельдшеров сохранится. Республика активно включилась в программу «Земский доктор», численность ее участников в настоящее время превышает 60 человек, а в 2019 г. планируется дополнительно обеспечить врачами и фельдшерами 19 сельских медицинских учреждений. Важным фактором для достижения цели является профилактика профессионального выгорания медицинских работников. В республике предусмотрены меры их социальной поддержки: решение жилищных проблем, оплата услуг ЖКХ, предусмотрены моральное и материальное стимулирование [11]. Заключение Для усиления межведомственного взаимодействия на этапе реализации национального проекта «Здоровье» авторами разработана подсистема социального партнерства заинтересованных органов и организаций здравоохранения республики. По нашему мнению, Координационный центр должен возглавить первый заместитель председателя Правительства РМЭ по социальным вопросам. Целесообразно иметь скоординированный план действий каждого подразделения с указанием сроков, ответственных, источников финансирования, критериев и индикаторов принятых мер. Скоординированные действия заинтересованных субъектов Центра позволят решить приоритетные задачи национального проекта «Здравоохранение»: •развитие кадрового потенциала медицинских учреждений с использованием программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер»; •активное участие в проекте «Бережливая поликлиника»; •оказание высокотехнологичной помощи на основе модернизации здравоохранения; •повышение доступности медицинских услуг в сельской местности за счет строительства и реконструкции ФАП, врачебных амбулаторий и мобильных медицинских комплексов; •социальное сопровождение получателей медицинских услуг; •стимулирование граждан к здоровому образу жизни. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Об авторах

Л. М. Низова

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»

Email: nizova@yandex.ru

И. Г. Кислицына

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»


Список литературы

  1. Федеральная служба государственной статики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения 25.02.2018).
  2. Щепин О. П. О развитии здравоохранения Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013;(5):3-7.
  3. Липский С. П. Модернизация здравоохранения в Российской Федерации: проблемы и возможности развития. Современные проблемы сервиса и туризма. 2013;(2):59-68.
  4. Зудин А. Б. Различные аспекты измерения российского здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(2):68-72.
  5. Ситникова В. В., Гостева Л. З. Социальное партнерство в здравоохранении: теоретический аспект. Наука и бизнес: пути развития. 2015;45(3):7-9.
  6. Хетагурова А. К., Галиулина О. В., Сиденкова А. П., Набойченко Е. С. Актуальность межведомственного взаимодействия для формирования механизмов здорового старения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018;26(2):68-71.
  7. Чернышов А. Н. Социальное партнерство как основа совершенствования регулирования социально-экономических отношений в здравоохранении. Среднерусский вестник общественных наук (Серия: экономика). 2017;12(2):122-32.
  8. Федеральная служба государственной статики по Республике Марий Эл. Режим доступа: http://maristat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/maristat/ru/statistics/population/ (дата обращения 27.02.2019).
  9. Низова Л. М., Кислицына И. Г. Роль врача в повышении качества реабилитации детей-инвалидов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;25(5):303-7.
  10. Дорофеев С. Б., Бабенко А. И. Национальные стратегии формирования здорового образа жизни населения. Здравоохранение Российской Федерации. 2015;59(6):44-7.
  11. Низова Л. М., Кислицына И. Г., Иванова С. И. Зона риска как фактор профессионального выгорания медицинских работников. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018;26(3):137-40.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 70

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах