The main indices of functioning of the centers of social support of citizen of elderly age and disabled persons in Russia

Abstract


The main causes of aging of the population are decreasing of birth rate, increasing of life expectancy, increasing of mortality rate of population of able-bodied age. The continuing aging of population results in increasing of number of elderly people requiring social and medical care. The role of social service institutions is increasing. The purpose of study is to assess activities of the division’s centers of social services to elderly age and disabled citizen in the Russia for 2007-2017.The article presents analysis of the indices of functioning of the centers of social support of elderly population and disabled persons in the Russian Federation. In 2007-2017 in the conditions of aging of population most of the indices of divisions of the centers of social support of elderly population and disabled persons decreased except social rehabilitation divisions and divisions of social service at home.The methods. The normative documents regulating activity of the centers of social services and their structural divisions are investigated.The indices of functioning of divisions centers of the social support of elderly population and disabled persons such as day care, temporary residence, social and rehabilitation services, social services at home, specialized social and medical services at home, urgent social services in Russia, were analyzed according to the Federal State Statistics Service (Rosstat) for period of 11 years. The analytical and statistical methods were used.Conclusion. In the Russian Federation, the last decade has been characterized by significant increase in the total proportion number of persons over working age (from 20,8 to 25,0%). At the same time, decreasing of indices of functioning of divisions of temporary residences, day care, specialized divisions of social and medical services at home, urgent social services divisions, reduction in the number of social workers centers of social services to elderly age and disabled citizens was established.

Full Text

Целью исследования явилась оценка деятельности структурных подразделений центров социального обслуживания (ЦСО) граждан пожилого возраста и инвалидов в России за 2007-2017 гг. Методика исследования Проанализированы нормативные документы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, регламентирующие деятельность ЦСО и их отделений. По данным Росстата за 2007-2017 гг. проведено изучение сведений по работе отделений ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов: дневного пребывания, временного проживания, социально-реабилитационных, социального обслуживания на дому, специализированных социально-медицинского обслуживания на дому, срочного социального обслуживания. Использованы аналитический и статистический методы. Выбор периода изучения объясняется тем, что с 2007 г. можно оценить показатели деятельности основных структурных подразделений ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов в стране по данным Росстата. Каждый четвертый житель Российской Федерации относится к возрастной группе старше трудоспособного возраста. За последние 12 лет (2007-2018) отмечено увеличение числа лиц старше трудоспособного возраста на 25,7% (с 29 732 тыс. до 37 362 тыс.), их доли в структуре всего населения на 4,6% (с 20,8 до 25,4%). По сравнению с 1990-2006 гг. численность населения пенсионного возраста увеличилась на 6,5% (с 27 622 тыс. до 29 408 тыс.), а их доля в структуре всего населения - на 1,8% (с 18,7 до 20,5%) [1, 2]. В условиях возрастающих темпов старения населения одной из важнейших задач социальной политики является эффективная организация социального обслуживания граждан [3-5]. Ведущими учреждениями по оказанию социально-медицинской помощи населению являются ЦСО. Структура центров может изменяться в зависимости от численности и специфики обслуживаемого контингента, уровня его потребностей в услугах, наличия других медицинских и социальных учреждений на территории обслуживания [1]. Работа ЦСО регламентирована приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Центр - учреждение, которое осуществляет организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам 2, 2, 3. Задачами центра являются: -выявление совместно с государственными и муниципальными органами здравоохранения, образования, миграционной службы и другими общественными и религиозными организациями и объединениями граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании; -дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании; -оказание им социальных, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера; -трудовая реабилитация граждан в лечебно-трудовых мастерских, надомных производствах, подсобных хозяйствах, находящихся в ведении центра, при соблюдении законодательства о труде и охране труда Российской Федерации; -определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию; -привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности в этом направлении 3 [6]. В состав центра могут входить отделения дневного пребывания, временного проживания, социального обслуживания на дому, срочного социального обслуживания, социально-реабилитационное отделение, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому2. Изучение показателей работы центров социального обслуживания и их подразделений проводилось по данным Росстата за 2007-2017 гг. [7-9]. Полустационарная форма социального обслуживания представлена в ЦСО отделениями дневного пребывания, временного проживания и социально-реабилитационными отделениями [10, 11]. В отделении дневного пребывания оказывают социально-бытовые, культурные услуги гражданам, которые сохранили способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставляют им медицинскую помощь, организацию питания и отдыха, привлекают к посильной трудовой деятельности и поддержанию активного образа жизни. Отделение временного проживания обеспечивает предоставление гражданам на срок до 6 мес благоустроенного жилья и оказывает им социальные услуги (социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые)2, 4. На начало 2017 г. функционировало 1882 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В отделениях центров обслужено 217,1 тыс. человек: 90,6% в отделениях дневного пребывания и 9,4% - в отделениях временного проживания. За 2007-2017 гг. отмечено уменьшение числа ЦСО на 15,3%, числа отделений временного проживания - на 43,3%, отделений дневного пребывания - на 28,2%, числа мест в отделениях временного проживания - на 42,2%, дневного пребывания - на 35,55%. Средняя мощность отделений временного проживания практически не изменилась (22-23 места), отделений дневного пребывания - уменьшилась с 27 до 24 мест [6-9]. За 11 лет определено сокращение числа отделений временного проживания, дневного пребывания и мест в них, что привело к снижению численности обслуженных лиц в отделениях дневного пребывания в 3,33 раза, временного проживания - в 2,74 раза (см. таблицу). На фоне уменьшения показателей работы отделений временного проживания и дневного пребывания увеличилась деятельность социально-реабилитационных отделений [10, 11]. Социально-реабилитационное отделение предназначено для проведения социально-реабилитационных и оздоровительных мероприятий с лицами, сохранившими способность к самообслуживанию или частично ее утратившими, поддержание у граждан возможностей самореализации жизненно важных потребностей путем укрепления их здоровья, повышения физической активности, нормализации психического статуса (см. сноски2, 3). На начало 2017 г. в России работало 818 социально-реабилитационных отделений (кабинетов) на 12 521 место, где было обслужено 506 417 человек. За 11 лет отмечен рост числа отделений (кабинетов) на 51,2%, числа мест на 27,4%, обслуженных граждан в 1,9 раза (см. таблицу). Одной из основных форм социального обслуживания граждан пенсионного возраста и инвалидов является оказание социальных услуг на дому, направленных на продление их пребывания в привычной социальной среде для поддержания социального, психологического и физического статуса, а также на защиту их прав и законных интересов 5 [6]. Данная форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам 6. Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания, предназначено для временного (до 6 мес) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях (см. сноски2, 3). В стране на 1 января 2017 г. функционировало 8609 отделений социального обслуживания на дому, где было обслужено почти 1,14 млн человек пожилого возраста и инвалидов. Большинство (95,3%) граждан, получивших помощь в отделениях социального обслуживания на дому, были старше трудоспособного возраста. За 2007-2017 гг. число отделений социального обслуживания на дому уменьшилось на 27,9%, численность обслуженных в них граждан увеличилось на 3,4% (см. таблицу). Доля обслуженных лиц пожилого возраста от общего числа зарегистрированных для надомного обслуживания увеличилась с 90,6 до 99,9%. Удельный вес лиц старше трудоспособного возраста, обслуженных в отделениях социального обслуживания на дому, был стабильно высоким (95,3-95,7%). Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, которые состоят на учете и ожидают своей очереди для принятия на надомное обслуживание, значительно снизилась - в 128,1 раза (с 114 743 до 896), что связано с реализацией мероприятий по росту эффективности и улучшению качества услуг в сфере социального обслуживания населения 7. Численность социальных работников отделений социального обслуживания на дому уменьшилась на 23,85%, что может быть обусловлено низким уровнем заработной платы и ростом нагрузки на одного социального работника с 6,8 до 8,4 человека (см. таблицу). ps201906.4e00087.jpg Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов предназначено для временного (до 6 мес) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями (см. сноски 2,3). Как видно из таблицы, в Российской Федерации за 2007-2017 гг. определено снижение числа специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому в 3,3 раза, численности зарегистрированных граждан для надомного обслуживания в 3 раза, численности обслуживаемых граждан в 2,6 раза. Отмечается значительное (в 69,5 раза, с 16 535 до 238) уменьшение числа лиц, которые состоят на учете и ожидают своей очереди для принятия на надомное обслуживание, что является результатом выполнения мероприятий по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения6. За изученный период при снижении основных показателей работы специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому определено уменьшение численности социальных работников в 3,1 раза, нагрузка на одного социального работника колебалась от 5,5 до 6,6 человека (см. таблицу). Отделение срочного социального обслуживания обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, которые нуждаются в социальной помощи, направленной на поддержание жизнедеятельности (см. сноску 3). К срочным социальным услугам относятся: обеспечение бесплатным горячим питанием (наборами продуктов), одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, в юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг, экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей, иные срочные социальные услуги 8 [6]. За 11 лет изучения число отделений срочного социального обслуживания сократилось на 15,9%, численность обслуженных лиц - на 32,9%, число оказанных услуг - на 27,3% (см. таблицу). Заключение В Российской Федерации в условиях старения населения за 2007-2017 гг. отмечено: -снижение основных показателей работы структурных подразделений ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов, за исключением социально-реабилитационного отделения (кабинета), что может быть связано с проведением оптимизации структуры организаций социального обслуживания населения в некоторых субъектах страны; -значительное уменьшение численности социальных работников ЦСО в связи с низкой заработной платой и высокой нагрузкой; -стабильно высокая потребность пожилых людей в социальных услугах, которые оказываются в ЦСО. С увеличением в структуре населения России числа пожилых людей требуется совершенствование оказания комплексной социально-медицинской помощи с более активным участием социального сектора и привлечением негосударственных организаций. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

S. I. Shliafer

The Federal State Budget Institution “The Central Research Institute for Health Organization and Informatics” of Minzdrav of Russia

Email: cofya@mail.ru

References

  1. Петрова Н. Г., Филенко А. Б., Эпельман Б. В. Медико-социальная помощь пожилым людям. Медицинская сестра. 2014;(5):7-10.
  2. Распределение населения по возрастным группам. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo14.xls (дата обращения 28.06.2018).
  3. Башкирева А. С., Шестаков В. П., Свинцов А. А., Радуто В. И., Богданов Е. А., Чернова Г. И., Чернякина Т. С. Законодательное закрепление вопросов социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации (обзор литературы). Успехи геронтологии. 2014;27(2):297-301.
  4. Башкирева А. С., Шестак В. П., Свинцов А. А., Чернова Г. И., Чернякин Т. С., Качан Е. Ю. К вопросу о совершенствовании законодательства в области социального обслуживания лиц пожилого возраста в России. Клиническая геронтология. 2015;(5-6):26-30.
  5. Гражданкина Л. Ю., Горбунова В. В. Проблемы социально-экономической поддержки граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности. Фундаментальные исследования. 2018;(6):89-93.
  6. Шляфер С. И. Анализ показателей деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации. Менеджер здравоохранения. 2013;(10):29-37.
  7. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат); 2011.
  8. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат); 2015.
  9. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2017. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат); 2017.
  10. Васильчиков В. М. Успехи и проблемы геронтологической службы системы социальной защиты населения. Успехи геронтологии. 2004;13:7-20.
  11. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. 7-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; 2010.

Statistics

Views

Abstract - 105

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2019 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies