ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В РОССИИ
- Авторы: Шляфер С.И.1
- Учреждения:
- ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России
- Выпуск: Том 27, № 6 (2019)
- Страницы: 1053-1057
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/221
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-6-1053-1057
- Цитировать
Аннотация
Основными причинами старения населения страны являются снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни, рост уровня смертности лиц трудоспособного возраста. Продолжающееся старение населения приводит к увеличению числа пожилых людей, нуждающихся в социально-медицинской помощи. Повышается роль учреждений социального обслуживания.Цель работы - оценить деятельность структурных подразделений центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в России за 2007-2017 гг.Проанализирована работа центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стране. За 2007-2017 гг. в условиях старения населения определено снижение большинства показателей работы подразделений центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, за исключением социально-реабилитационных отделений.Изучены нормативные документы, регламентирующие деятельность центров социального обслуживания и их структурных подразделений. Проанализированы сведения о работе отделений центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (дневного пребывания, временного проживания, социально-реабилитационных, социального обслуживания на дому, специализированных социально-медицинского обслуживания на дому, срочного социального обслуживания) в России по данным Росстата за 11 лет. Использованы аналитический и статистический методы.Исследование показало, что в Российской Федерации последнее десятилетие характеризуется увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста в структуре всего населения с 20,8 до 25%. В то же время определено уменьшение показателей работы отделений временного проживания, дневного пребывания, специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, отделений срочного социального обслуживания, снижение численности социальных работников центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Полный текст
Целью исследования явилась оценка деятельности структурных подразделений центров социального обслуживания (ЦСО) граждан пожилого возраста и инвалидов в России за 2007-2017 гг. Методика исследования Проанализированы нормативные документы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, регламентирующие деятельность ЦСО и их отделений. По данным Росстата за 2007-2017 гг. проведено изучение сведений по работе отделений ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов: дневного пребывания, временного проживания, социально-реабилитационных, социального обслуживания на дому, специализированных социально-медицинского обслуживания на дому, срочного социального обслуживания. Использованы аналитический и статистический методы. Выбор периода изучения объясняется тем, что с 2007 г. можно оценить показатели деятельности основных структурных подразделений ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов в стране по данным Росстата. Каждый четвертый житель Российской Федерации относится к возрастной группе старше трудоспособного возраста. За последние 12 лет (2007-2018) отмечено увеличение числа лиц старше трудоспособного возраста на 25,7% (с 29 732 тыс. до 37 362 тыс.), их доли в структуре всего населения на 4,6% (с 20,8 до 25,4%). По сравнению с 1990-2006 гг. численность населения пенсионного возраста увеличилась на 6,5% (с 27 622 тыс. до 29 408 тыс.), а их доля в структуре всего населения - на 1,8% (с 18,7 до 20,5%) [1, 2]. В условиях возрастающих темпов старения населения одной из важнейших задач социальной политики является эффективная организация социального обслуживания граждан [3-5]. Ведущими учреждениями по оказанию социально-медицинской помощи населению являются ЦСО. Структура центров может изменяться в зависимости от численности и специфики обслуживаемого контингента, уровня его потребностей в услугах, наличия других медицинских и социальных учреждений на территории обслуживания [1]. Работа ЦСО регламентирована приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Центр - учреждение, которое осуществляет организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам 2, 2, 3. Задачами центра являются: -выявление совместно с государственными и муниципальными органами здравоохранения, образования, миграционной службы и другими общественными и религиозными организациями и объединениями граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании; -дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании; -оказание им социальных, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера; -трудовая реабилитация граждан в лечебно-трудовых мастерских, надомных производствах, подсобных хозяйствах, находящихся в ведении центра, при соблюдении законодательства о труде и охране труда Российской Федерации; -определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию; -привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности в этом направлении 3 [6]. В состав центра могут входить отделения дневного пребывания, временного проживания, социального обслуживания на дому, срочного социального обслуживания, социально-реабилитационное отделение, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому2. Изучение показателей работы центров социального обслуживания и их подразделений проводилось по данным Росстата за 2007-2017 гг. [7-9]. Полустационарная форма социального обслуживания представлена в ЦСО отделениями дневного пребывания, временного проживания и социально-реабилитационными отделениями [10, 11]. В отделении дневного пребывания оказывают социально-бытовые, культурные услуги гражданам, которые сохранили способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставляют им медицинскую помощь, организацию питания и отдыха, привлекают к посильной трудовой деятельности и поддержанию активного образа жизни. Отделение временного проживания обеспечивает предоставление гражданам на срок до 6 мес благоустроенного жилья и оказывает им социальные услуги (социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые)2, 4. На начало 2017 г. функционировало 1882 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В отделениях центров обслужено 217,1 тыс. человек: 90,6% в отделениях дневного пребывания и 9,4% - в отделениях временного проживания. За 2007-2017 гг. отмечено уменьшение числа ЦСО на 15,3%, числа отделений временного проживания - на 43,3%, отделений дневного пребывания - на 28,2%, числа мест в отделениях временного проживания - на 42,2%, дневного пребывания - на 35,55%. Средняя мощность отделений временного проживания практически не изменилась (22-23 места), отделений дневного пребывания - уменьшилась с 27 до 24 мест [6-9]. За 11 лет определено сокращение числа отделений временного проживания, дневного пребывания и мест в них, что привело к снижению численности обслуженных лиц в отделениях дневного пребывания в 3,33 раза, временного проживания - в 2,74 раза (см. таблицу). На фоне уменьшения показателей работы отделений временного проживания и дневного пребывания увеличилась деятельность социально-реабилитационных отделений [10, 11]. Социально-реабилитационное отделение предназначено для проведения социально-реабилитационных и оздоровительных мероприятий с лицами, сохранившими способность к самообслуживанию или частично ее утратившими, поддержание у граждан возможностей самореализации жизненно важных потребностей путем укрепления их здоровья, повышения физической активности, нормализации психического статуса (см. сноски2, 3). На начало 2017 г. в России работало 818 социально-реабилитационных отделений (кабинетов) на 12 521 место, где было обслужено 506 417 человек. За 11 лет отмечен рост числа отделений (кабинетов) на 51,2%, числа мест на 27,4%, обслуженных граждан в 1,9 раза (см. таблицу). Одной из основных форм социального обслуживания граждан пенсионного возраста и инвалидов является оказание социальных услуг на дому, направленных на продление их пребывания в привычной социальной среде для поддержания социального, психологического и физического статуса, а также на защиту их прав и законных интересов 5 [6]. Данная форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам 6. Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания, предназначено для временного (до 6 мес) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях (см. сноски2, 3). В стране на 1 января 2017 г. функционировало 8609 отделений социального обслуживания на дому, где было обслужено почти 1,14 млн человек пожилого возраста и инвалидов. Большинство (95,3%) граждан, получивших помощь в отделениях социального обслуживания на дому, были старше трудоспособного возраста. За 2007-2017 гг. число отделений социального обслуживания на дому уменьшилось на 27,9%, численность обслуженных в них граждан увеличилось на 3,4% (см. таблицу). Доля обслуженных лиц пожилого возраста от общего числа зарегистрированных для надомного обслуживания увеличилась с 90,6 до 99,9%. Удельный вес лиц старше трудоспособного возраста, обслуженных в отделениях социального обслуживания на дому, был стабильно высоким (95,3-95,7%). Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, которые состоят на учете и ожидают своей очереди для принятия на надомное обслуживание, значительно снизилась - в 128,1 раза (с 114 743 до 896), что связано с реализацией мероприятий по росту эффективности и улучшению качества услуг в сфере социального обслуживания населения 7. Численность социальных работников отделений социального обслуживания на дому уменьшилась на 23,85%, что может быть обусловлено низким уровнем заработной платы и ростом нагрузки на одного социального работника с 6,8 до 8,4 человека (см. таблицу). ps201906.4e00087.jpg Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов предназначено для временного (до 6 мес) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями (см. сноски 2,3). Как видно из таблицы, в Российской Федерации за 2007-2017 гг. определено снижение числа специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому в 3,3 раза, численности зарегистрированных граждан для надомного обслуживания в 3 раза, численности обслуживаемых граждан в 2,6 раза. Отмечается значительное (в 69,5 раза, с 16 535 до 238) уменьшение числа лиц, которые состоят на учете и ожидают своей очереди для принятия на надомное обслуживание, что является результатом выполнения мероприятий по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения6. За изученный период при снижении основных показателей работы специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому определено уменьшение численности социальных работников в 3,1 раза, нагрузка на одного социального работника колебалась от 5,5 до 6,6 человека (см. таблицу). Отделение срочного социального обслуживания обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, которые нуждаются в социальной помощи, направленной на поддержание жизнедеятельности (см. сноску 3). К срочным социальным услугам относятся: обеспечение бесплатным горячим питанием (наборами продуктов), одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, в юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг, экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей, иные срочные социальные услуги 8 [6]. За 11 лет изучения число отделений срочного социального обслуживания сократилось на 15,9%, численность обслуженных лиц - на 32,9%, число оказанных услуг - на 27,3% (см. таблицу). Заключение В Российской Федерации в условиях старения населения за 2007-2017 гг. отмечено: -снижение основных показателей работы структурных подразделений ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов, за исключением социально-реабилитационного отделения (кабинета), что может быть связано с проведением оптимизации структуры организаций социального обслуживания населения в некоторых субъектах страны; -значительное уменьшение численности социальных работников ЦСО в связи с низкой заработной платой и высокой нагрузкой; -стабильно высокая потребность пожилых людей в социальных услугах, которые оказываются в ЦСО. С увеличением в структуре населения России числа пожилых людей требуется совершенствование оказания комплексной социально-медицинской помощи с более активным участием социального сектора и привлечением негосударственных организаций. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
С. И. Шляфер
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России
Email: cofya@mail.ru
Список литературы
- Петрова Н. Г., Филенко А. Б., Эпельман Б. В. Медико-социальная помощь пожилым людям. Медицинская сестра. 2014;(5):7-10.
- Распределение населения по возрастным группам. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo14.xls (дата обращения 28.06.2018).
- Башкирева А. С., Шестаков В. П., Свинцов А. А., Радуто В. И., Богданов Е. А., Чернова Г. И., Чернякина Т. С. Законодательное закрепление вопросов социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации (обзор литературы). Успехи геронтологии. 2014;27(2):297-301.
- Башкирева А. С., Шестак В. П., Свинцов А. А., Чернова Г. И., Чернякин Т. С., Качан Е. Ю. К вопросу о совершенствовании законодательства в области социального обслуживания лиц пожилого возраста в России. Клиническая геронтология. 2015;(5-6):26-30.
- Гражданкина Л. Ю., Горбунова В. В. Проблемы социально-экономической поддержки граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности. Фундаментальные исследования. 2018;(6):89-93.
- Шляфер С. И. Анализ показателей деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации. Менеджер здравоохранения. 2013;(10):29-37.
- Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат); 2011.
- Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат); 2015.
- Социальное положение и уровень жизни населения России. 2017. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат); 2017.
- Васильчиков В. М. Успехи и проблемы геронтологической службы системы социальной защиты населения. Успехи геронтологии. 2004;13:7-20.
- Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. 7-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; 2010.