The risk factors of development of behavior disorders in children of early age fostered in surrogate families

  • Authors: Kocherova O.I.1, Antysheva E.N.1, Chubarovskii V.V.2, Filkina O.M.1, Vorobeva E.A.1, Dolotova N.V.1
  • Affiliations:
    1. The Federal State Budget Institution “The V. N. Gorodkov Research Institute of Maternity and Childhood” of Minzdrav of Russia
    2. The Federal State Autonomous Institution “The National R&D Production Center of Health of Children” of Minzdrav of Russia
  • Issue: Vol 27, No 5 (2019)
  • Pages: 827-830
  • Section: Articles
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/181
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-5-827-830
  • Cite item

Abstract


The study established biological and social psychological risk factors of development of emotional and behavioral disorders, usually onsetting in childhood and adolescence (F90-98) in children of early age in a year of fostering in substitute families. The psychological examination of adoptive mothers was carried out using such methods as MINI-SMIL test, parent attitude to child test (A. Ya. Varga, V. V. Stolin), “Family Relationship Analysis” questionnaire, motivation of adopting child choice test. The statistical processing of research data was carried out using MS Excel XP and Statistica 6.0. The relative risk of various factors was rated using software OpenEpi with 95% confidence interval. The Wald's technique of sequential mathematical analysis was used to identify risk factors and to compile predictive tables. It is established that the most important value in formation of this group of disorders is attributed to health of child while transferring to substitute family, motives of adopting child, personal characteristics of substitute mothers and characteristics of child fostering. The algorithm of predicting health disorders in children of early age fostering in substitute families is developed. The identification of children at risk of developing this pathology permits to apply multi-modal approach to successful prevention and habilitation of children at risk, including medical psychological support, considering physical and mental health of child, psychological characteristics of substitute mothers and abnormalities in mother-child system.

Full Text

По данным официальной статистики, в России насчитывается около 1 млн детей и подростков, страдающих психическими и наркологическими заболеваниями, что составляет 2,5-3,5% детского и подросткового населения [1, 2]. В структуре психических расстройств у детей большую долю составляют поведенческие синдромы (54,3%), психические расстройства органического генеза (20,6%) и умственная отсталость (16,4%) [3]. Особого внимания среди детского населения заслуживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (ОБПР), так как они имеют более низкие показатели соматического и психического здоровья по сравнению со сверстниками, воспитывающимися в семьях. По данным диспансеризации детей, оставшихся без попечения родителей, проведенной в Ивановской области в 2016 г., первое место в структуре общей патологии занимают психические расстройства и расстройства поведения [4]. Низкий стартовый потенциал соматического и психического здоровья детей-сирот, обусловленный негативным влиянием биологических и социально-психологических факторов, может привести к затруднению адаптации в новой микросоциальной среде при передаче в замещающие семьи (ЗС) и стать причиной возврата в институциональное учреждение [4-7]. В 2015 г. увеличилось число возвратов детей из ЗС в учреждения для детей-сирот по инициативе замещающих родителей. Ведущими причинами возврата явились неудовлетворительное состояние здоровья приемного родителя или ребенка и отсутствие взаимопонимания между ними [8]. Выявление факторов риска и профилактика реализации риска развития эмоциональных расстройств и расстройств поведения способствуют успешной адаптации ребенка в замещающей семье и дальнейшей его социализации [9-11]. Цель исследования - выявить факторы риска и разработать алгоритм прогнозирования «эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте» (F90-98) у детей раннего возраста через год воспитания в ЗС. Материалы и методы Методом сплошной выборки обследованы 65 детей (29 мальчиков и 36 девочек) раннего возраста, в течение 1 года воспитывавшихся в ЗС. Не подлежали обследованию дети с тяжелой соматической и неврологической патологией. Дети были разделены на две группы: в 1-ю группу вошли 36 детей с эмоциональными расстройствами и расстройствами поведения, начинающимися обычно в детском и подростковом возрасте (F90-98), во 2-ю группу - 29 детей, не имеющих данных расстройств. Сбор данных биологического, социального анамнеза осуществлялся путем выкопировки данных из историй развития ребенка (ф. № 112-1/у), анкетирования и интервьюирования замещающих родителей. Психологическое обследование приемных матерей проводилось с помощью методик: теста МИНИ-СМИЛ [12], теста родительского отношения к ребенку (А. Я. Варга, В. В. Столин) [13], опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) [14], тест-опросника «Мотивация выбора приемного ребенка» [15]. Статистическая обработка материала осуществлялась с использованием программ MS Exсel XP и Statistica 6.0. Относительный риск (ОР) различных факторов рассчитывался в программе OpenEpi с определением 95% доверительного интервала (ДИ). Для составления прогностической таблицы использовался метод последовательного математического анализа Вальда. После доказательства достоверности различия в частоте встречаемости изучаемого фактора в группах детей с эмоциональными расстройствами и расстройствами поведения и без таковых вычислялись прогностические коэффициенты (ПК) для каждой градации фактора. ПК рассчитывали по формуле: ПК=10 lg (Р1/Р2) при наличии фактора, ПК=10 lg (1 - Р1/1 - Р2) при отсутствии фактора, где Р1 и Р2 - частота встречаемости фактора в сравниваемых группах. Положительный знак полученной величины свидетельствовал о неблагоприятном прогнозе. Результаты исследования При обследовании детей раннего возраста через 1 год воспитания в ЗС эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F90-98), выявлены у 55,39%. Они были представлены гиперкинетическим расстройством поведения (F90,1; 13,85%), расстройством поведения, ограниченным рамками семьи (F91,0; 1,54%), другими смешанными расстройствами поведения и эмоций (F92,8; 18,46%), тревожным расстройством у детей, вызванным разлукой (F93.0; 12,31%), социальным тревожным расстройством в детском возрасте (F93,2; 9,23%) и расстройствами привязанностей реактивного и расторможенного типов (F94,1 и F94,2; 6,15%); у 6,15% детей отмечалось сочетание двух нарушений, принадлежащих к данной группе расстройств. На основании анализа данных клинического обследования детей при передаче в ЗС, социального и биологического анамнеза, психологических характеристик замещающих матерей нами выявлены прогностически значимые факторы риска формирования эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте (F90-98), у детей раннего возраста через 1 год воспитания в ЗС. Установлено, что прогностически значимыми биологическими факторами риска развития данной группы расстройств являются атопический дерматит (ОР 2,88; 95% ДИ 1,37-5,84), рахит (ОР 1,98; 95% ДИ 1,35-2,92), низкая длина тела (ОР 1,82; 95% ДИ 1,14-2,99), перинатальные поражения центральной нервной системы (гипертензионный синдром) в неонатальном периоде (ОР 1,81; 95% ДИ 1,06-3,10), расстройство адаптации с преобладанием нарушений других эмоций (F 43,23; ОР 1,72; 95% ДИ 1,03-2,87), IV-V группа нервно-психического развития (ОР 1,71; 95% ДИ 1,05-2,81). Социальными и психологическими факторами риска являются эмоциональная незрелость замещающей матери (ОР 3,55; 95% ДИ 1,83-6,91), негармоничные ведущие мотивационные комплексы принятия ребенка в ЗС (ОР 3,3; 95% ДИ 1,18-9,26), минимальность санкций к ребенку (ОР 1,94; 95% ДИ 1,32-2,84), лишение биологических родителей ребенка родительских прав (ОР 1,83; 95% ДИ 1,13-2,94), чрезмерность требований-обязанностей (ОР 1,81; 95% ДИ 1,27-2,57), амбициозность замещающей матери (ОР 1,80; 95% ДИ 1,23-2,62), игнорирование ею потребностей ребенка (ОР 1,78; 95% ДИ 1,25-2,52), неполная ЗС (ОР 1,75; 95% ДИ 1,17-2,63), недостаточное время, проводимое замещающей матерью с ребенком (до 3 ч в день) (ОР 1,75; 95% ДИ 1,17-2,62), значительная психологическая дистанция с ним (ОР 1,66; 95% ДИ 1,12-2,46), стремление подчеркнуть решительность, мужественность характера у приемной матери (ОР 1,63; 95% ДИ 1,08-2,47), возраст оставления ребенка без попечения родителей старше 1 года (ОР 1,61; 95% ДИ 1,08-2,40), возраст передачи его в ЗС старше 2 лет (ОР 1,6; 95% ДИ 1,07-2,37). Таким образом, наибольшее значение при формировании эмоциональных расстройств и расстройств поведения у детей раннего возраста, воспитывающихся в ЗС, имеют биологические и психологические факторы риска: состояние здоровья ребенка при передаче в ЗС, мотивы принятия ребенка в ЗС, личностные особенности замещающих матерей и особенности воспитания ребенка. Для прогнозирования этих расстройств нами определены ПК. Состояние здоровья ребенка при передаче в ЗС: •ППЦНС (гипертензионный синдром) - да +2,58, нет -3,08; •атопический дерматит - да +3,5, нет -5,07; •рахит - да +8,73, нет -1,19; •осложненное течение ОРВИ - да +1,93, нет -5,23; •низкая длина тела ребенка - да +2,86, нет -2,94; •IV-V группа НПР - да +2,45, нет -2,7; •расстройство адаптации с преобладанием нарушения эмоций (F43.23) - да +2,25, нет -2,83; •III-V группа здоровья - да +1,1, нет -4,46. Социальные факторы: •лишение биологических родителей ребенка родительских прав - да +3,14, нет -2,81; •отказ биологической матери от ребенка в родильном доме - да -3,67, нет +2,07; •ребенок остался без попечения родителей в возрасте до 1 года - да -1,52, нет +3,83; •возраст ребенка при передаче в ЗС старше 2 лет - да +4,18, нет -1,30; до 6 мес - да -4,36, нет +1,44; •время, проводимое приемной матерью с ребенком, более 6 ч в день - да -4,36, нет +1,35; менее 3 ч в день - да +4,38, нет -1,95; •неполная замещающая семья (да +1,31, нет -0,59). Психологические факторы: •эмоциональная незрелость приемной матери - да +5,9, нет -6,11; •амбициозность - да +5,75, нет -1,66; •решительность и мужественность, трудности межличностного общения - да +5,58, нет -1,774; •чрезмерность требований-обязанностей - да +13,47, нет -1,05; •недостаточность требований-запретов - да -6,58, нет +1,79; •минимальность санкций - да +6,33, нет -2,08; •игнорирование потребностей ребенка - да +8,09, нет -0,944; •авторитарный стиль воспитания - да -5,71, нет +1,24; •симбиотическое отношение приемной матери к ребенку - да -5,71, нет +1,24; •значительная психологическая дистанция с ребенком - да +4,50, нет -1,49; •негармоничные ведущие мотивационные комплексы принятия ребенка в ЗС - да +1,94, нет -6,96. При передаче ребенка раннего возраста в ЗС психолог центра сопровождения ЗС проводит тестирование приемной матери с помощью тестов МИНИ-СМИЛ, А. Я. Варга, В. В. Столина, «Анализ семейных взаимоотношений», «Мотивация выбора приемного ребенка» с целью выявления психологических факторов риска развития эмоциональных расстройств и расстройств поведения (F90-98). Педиатр определяет наличие или отсутствие социальных и биологических факторов риска путем выкопировки данных из истории развития ребенка, выписки из родильного дома, дома ребенка, суммирует значения ПК выявленных у ребенка факторов риска. По величине суммы ПК определяется прогноз. Если сумма ПК равна или более +13 баллов - прогноз неблагоприятный, прогнозируют у ребенка через год воспитания в ЗС формирование эмоциональных расстройств и расстройств поведения (F90-98) по сумме ПК во 2-м столбце. Если сумма ПК равна и менее -13 баллов - прогноз благоприятный, прогнозируют отсутствие формирования данных нарушений психического здоровья. Если сумма ПК в интервале от +12 до -12 баллов, то прогноз неопределенный, недостаточно данных для принятия решения о прогнозе (группа внимания). Детей с неблагоприятным прогнозом педиатр включает в группу риска по развитию эмоциональных расстройств и расстройств поведения (F90-98), проводит профилактику и лечение сопутствующей соматической патологии, назначает консультацию психиатра и психотерапевта психоневрологического диспансера. Психолог центра сопровождения ЗС или центра здоровья проводит психокоррекционную работу с ЗС по предупреждению эмоциональных расстройств и расстройств поведения у ребенка. Заключение В ходе исследования выявлены биологические и социально-психологические факторы риска формирования «эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте» (F90-98 по МКБ-10) у детей раннего возраста через 1 год воспитания в ЗС. Наибольшее значение в развитии данной группы нарушений здоровья имеют биологические и психологические факторы риска: состояние здоровья ребенка при передаче в ЗС, мотивы его принятия в ЗС, личностные особенности приемных матерей и воспитание ребенка. Определены прогностические коэффициенты, позволяющие своевременно выявлять детей группы риска формирования данной патологии и осуществлять мультимодальный подход для успешной профилактики и абилитации детей группы риска, включающий медико-психологическое сопровождение с учетом соматического и психического здоровья ребенка, психологических характеристик замещающих матерей, нарушений в системе мать-дитя. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

O. Iu. Kocherova

The Federal State Budget Institution “The V. N. Gorodkov Research Institute of Maternity and Childhood” of Minzdrav of Russia

Email: ivniideti@mail.ru

E. N. Antysheva

The Federal State Budget Institution “The V. N. Gorodkov Research Institute of Maternity and Childhood” of Minzdrav of Russia


V. V. Chubarovskii

The Federal State Autonomous Institution “The National R&D Production Center of Health of Children” of Minzdrav of Russia


O. M. Filkina

The Federal State Budget Institution “The V. N. Gorodkov Research Institute of Maternity and Childhood” of Minzdrav of Russia


E. A. Vorobeva

The Federal State Budget Institution “The V. N. Gorodkov Research Institute of Maternity and Childhood” of Minzdrav of Russia


N. V. Dolotova

The Federal State Budget Institution “The V. N. Gorodkov Research Institute of Maternity and Childhood” of Minzdrav of Russia


References

  1. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Иванова А. А., Терлецкая Р. Н., Косова С. А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2012;(6):4-9.
  2. Макушкин Е. В., Байбарина Е. Н., Чумакова О. В., Демчева Н. К. Основополагающие задачи и проблемы охраны психического здоровья детей в России. Психиатрия. 2015;4(68):5-11.
  3. Менделевич В. Д. Заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения детского населения Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения. 2009;3(11):7.
  4. Кочерова О. Ю., Филькина О. М., Антышева Е. Н. Особенности заболеваемости и физического развития детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в разных социальных условиях. Вестник Ивановской медицинской академии. 2016;(2):16-9.
  5. Кочерова О. Ю., Филькина О. М., Долотова Н. В., Малышкина А. И., Антышева Е. Н. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей инвалидов. Вестник Российской академии медицинских наук. 2014;69(5-6):98-101.
  6. Сахарова Е. С., Кешишян Е. С., Алямовская Г. А. Неврологические исходы у недоношенных детей к трехлетнему возрасту (наблюдавшиеся в специализированном центре). Медицинский совет. Педиатрия. 2015;(1):50-3.
  7. Чубаровский В. В., Антышева Е. Н., Кочерова О. Ю., Филькина О. М. Распространенность, структура и динамика психических расстройств и расстройств поведения у детей раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях. Здоровье населения и среда обитания. 2017;292(7):37-40.
  8. Морозова И. С., Белогай К. Н., Отт Т. О. Особенности детско-родительких отношений в приемных семьях. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014;59(3):146-51.
  9. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Лазуренко С. Б., Ильин А. Г., Яцык Г. В., Конова С. Р., Павлова Н. Н., Баринов М. П. Оценка риска возникновения у новорожденных и младенцев нарушений нервно-психического развития: методические рекомендации для педиатров. М.: ПедиатрЪ; 2016.
  10. Ступак В. С., Подворная Е. В., Филькина О. М., Пыхтина Л. А. Результаты исследования социально-биологических факторов риска развития перинатальной патологии у детей первых трех лет жизни. Якутский медицинский журнал. 2013;(4):41-4.
  11. Филькина О. М., Пыхтина Л. А., Воробьева Е. А., Кочерова О. Ю., Долотова Н. В., Шанина Т. Г. Факторы риска отклонений физического развития у детей раннего возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы. Лечение и профилактика. 2015;1(13):16-9.
  12. Собчик Л. Н. МИНИ-СМИЛ экспресс-диагностика состояния. М.; 2002.
  13. Карелин А. А. (ред.). Психологические тесты. М.; 2001. Т. 2.
  14. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер; 2001.
  15. Палиева Н. А., Савченко В. В., Соломатина Г. Н. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью. Общество. Среда. Развитие. 2011;(1):132-7.

Statistics

Views

Abstract - 64

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2019 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 (495) 916-29-60

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 (495) 916-29-60
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies