Four “Big” Stereotypes on Nurses in Mass Consciousness: on the Materials of the Moscow People Opinion Analysis in Social Media

Abstract


Staffing problems (including staff shortage) in nursing reveal the connection with the stereotypical perception of the profession. The study of stereotypes was limited to Moscow healthcare and was based on downloading messages from social media (31,613 posts), the relevance of their study is determined by the growth of social media influence on public opinion. 24% of messages about nurses in the sample contain “large” stereotypical images (excluding spam). It was studied four “large” stereotypical images of a nurse: “guardian angel”, “doctor's assistant”, “authoritarian nurse” and “sensual nurse”, and each one has negative aspects. Authors considered the specific perception of each of the images in social media. The remaining 76% of messages do not offer an alternative image of a nurse. The conclusion offers recommendations aimed at increasing the prestige of the profession: creating a new positive image of the profession, promoting it, encouraging nurses to join public space and increasing their autonomy.

Full Text

Введение Сегодня отечественная система здравоохранения, как и большинство зарубежных, сталкивается с рядом вызовов в области управления сестринскими кадрами. В первую очередь это проблема дефицита медицинских сестер. В московском здравоохранении на одного врача приходится 1,2 медицинской сестры при норме как минимум 1 к 3, а в некоторых областях медицины - 1 к 6-8 2. Проблема дефицита кадров приводит к чрезмерной загруженности оставшихся медсестер, зачастую врачам приходится исполнять сестринские обязанности. Все это может приводить к существенному снижению качества медицинской помощи. Как показывают зарубежные исследования, проблема дефицита кадров, как и проблема финансирования или проблема качества оказания сестринских услуг в целом, обнаруживает тесную связь с образом медицинской сестры в массовом сознании [1-4]. За рубежом образ медицинской сестры изучается уже несколько десятков лет, и в первую очередь исследуются стереотипы восприятия медицинской сестры, усугубляющие указанные проблемы. Отечественных исследований на данную тему практически нет. Редкий пример такого рода исследований - статья А. В. Голенкова и О. Л. Семеновой, в которой по образцу зарубежных работ проанализированы образы медицинской сестры в ряде фильмов и сериалов на основании методологии, предложенной И. Харди [5]. Однако отобранные произведения имеют отношение только к изображениям мирного времени, тогда как образ медсестер военного времени является важнейшим источником представлений о качествах работников данной профессии с самого ее зарождения. Также методология И. Харди, по мнению авторов, слабо приспособлена к изучению стереотипов, она скорее описывает типы медсестер с позиций объективного отношения к работе и склада личности. Наше исследование призвано восполнить имеющиеся в этом плане пробелы, знакомя читателя с основными обнаруженными в зарубежных исследованиях «большими» стереотипами и выявляя их специфику в отечественном контексте. Сегодня рост влияния социальных медиа на общественное мнение обусловливает необходимость изучения процессов социального восприятия в Web 2.0. В связи с этим была поставлена задача выявить уровень распространенности обнаруженных стереотипов в социальных медиа и их специфику. Исследования образа медицинской сестры в социальных медиа - направление, которое лишь начинает развиваться, в том числе в зарубежной практике. Наконец, нельзя не отметить, что в настоящее время происходит ряд значимых изменений в сестринском деле. В частности, принимается новый профессиональный стандарт профессии, на уровне руководства системой здравоохранения все чаще звучат призывы к расширению функций медсестер 3. Изучение распространенности стереотипов может показать, насколько население сегодня готово к изменению роли и статуса медсестры. Цель исследования - выявить специфику «больших» стереотипов о медицинских сестрах в социальных медиа. Исходя из цели, были определены следующие задачи исследования: 1) выявить перечень «больших» стереотипов о медсестрах на основании обзора литературы и анализа сообщений пользователей социальных медиа; 2) выявить распространенность и специфику стереотипных изображений среди сообщений пользователей социальных медиа. Материалы и методы Исследование было ограничено московским здравоохранением. Объект исследования - восприятие медицинских сестер населением. Предмет исследования - «большие» стереотипы о медсестрах в социальных медиа. Эмпирической базой исследования выступила выгрузка по ключевым словам сообщений пользователей, которые были идентифицированы как жители Москвы, с помощью программного продукта IQBuzz. Ключевые слова представляли собой различные (полные и сокращенные) написания наименования специалиста, работающего по профессии «сестринское дело». Разработка списка ключевых слов и процедура выгрузки были проведены авторами статьи. Выгрузка формировалась продуктом IQBuzz автоматически по ключевым словам, на основании алгоритмов программы. Подавляющее большинство сообщений в полученной выгрузке принадлежало пользователям социальной сети «ВКонтакте» (86%). Выгрузка была проведена в марте 2018 г. Объем выгрузки составил 31 613 сообщений за 2017 г. Из данной выборки была взята подвыборка случайных сообщений объемом 753 сообщения (403 содержательных сообщения, остальные - спам-сообщения). Реализованная систематическая случайная выборка позволила судить о всей выгрузке сообщений c заданным доверительным интервалом (95% ДИ). Предельная ошибка выборки для содержательных сообщений составляет менее 4,9% (менее 3,6% для выборки с учетом спама). Спам-сообщения определялись в выборке вручную, в данной выборке все они относились к поисковому спаму (сообщения, содержавшие в своем теле упоминания медсестер среди набора популярных, по мнению автора спама, ключевых слов, словосочетаний). Дополнительно была проведена ручная выгрузка рисунков, связанных с содержательными сообщениями (73 рисунка). На основании обзора литературы авторами были подготовлено описание четырех основных «больших» стереотипных образов медсестер. Содержательные сообщения были закодированы вручную двумя кодировщиками (авторами). Затем кодировки сравнивались, и при выявлении расхождений консенсус достигался по итогам очного обсуждения. При исследовании использовалось сочетание количественного подхода (изучение распространенности исследуемых стереотипов на подвыборке, репрезентирующей выгрузку из социальных медиа) и качественного (более глубокое изучение выборки стереотипных сообщений для понимания специфики репрезентаций изучаемых стереотипов в социальных медиа). Результаты и обсуждение Зарубежные исследования выявили наличие многочисленных стереотипных образов медсестер, распространенных в СМИ и массовом сознании. Например, Дж. М. Бриджес на основании обзора литературы обнаружила 34 стереотипных образа медсестры [6]. ps2019si.4elibrary.0000023.jpg Однако многие из этих образов - мелкие стереотипы, имеющие отношение к частным аспектам работы медсестры. Что касается «больших» образов, чаще всего в зарубежной литературе упоминаются четыре образа или их модификации: «ангел-хранитель», «помощник врача», «авторитарная медсестра» и «чувственная медсестра» [6] 4. В данном исследовании мы называем «большими» яркие стереотипы о медсестрах, где объектом стереотипизации преимущественно выступают личностные качества медсестер, в отличие от «малых», в которых объектом выступают внешние, в том числе социальные, условия (внешность, униформа, место работы и т. д.). Значимость «больших» стереотипов по сравнению с «малыми» заключается в первую очередь в эмоциональной «заряженности» (а значит, они оказывают большее влияние на процессы восприятия), что отражается в том числе и в наименовании. «Малые» стереотипы получают сухое обозначение, «большие» стереотипы имеют по большей части метафоричные названия. «Большие» стереотипы имелись в 24% содержательных сообщений (98 сообщений из 403). Также 350 сообщений из общей полученной выборки в 753 сообщения являлись спам-сообщениями, все они были контекстуально связаны со стереотипом «чувственная медсестра». Авторы считают, что анализ спам-сообщений в данном случае также имеет смысл, так как он дает представление, в каких контекстах, по мнению авторов спам-сообщений, пользователи ищут в сети информацию о медсестрах. Исследование показало, что распределение основных стереотипов в нашей выборке по частоте встречаемости выглядит следующим образом (см. таблицу). Рассмотрим подробнее на материалах нашего исследования преломление данных стереотипов в отечественном контексте. «Ангел-хранитель» «Ангел-хранитель» - это медсестра, основной характеристикой которой выступают добродетели (причем скорее врожденные, чем приобретенные). Исторически этот образ тесно связан с сестрами милосердия - представительницами религиозных орденов, а также с образом «леди с лампой» - основательницы светской профессии «медицинская сестра» Флоренс Найтингейл [7]. Образы «героиня» и «мать», выделяемые исследователями [4, 8], отчасти можно рассматривать как модификации образа «ангел-хранитель». Можно сказать, что такие качества «ангела-хранителя», как, например, забота, берут свое начало в материнских инстинктах [6], что сближает образы «ангел-хранитель» и «мать». При этом проявление высоких духовных качеств медсестрами в войну, примеры спасения жизней сближают образы «ангел-хранитель» и «героиня». К примеру, образ основательницы сестринского дела Флоренс Найтингейл тесно связан с войной. В нашей стране также имеется традиция возвышенного изображения медицинских сестер [9]. Стоит сказать, что по другую сторону линии фронта от Ф. Найтингейл вместе с известным русским врачом Н. И. Пироговым также работали сестры милосердия. В целом, в дореволюционной России «в большинстве литературных произведений деятельность сестер милосердия воспринимается как христианский путь служения и высокий гражданский долг» [7]. Однако в нашем исследовании в контексте образа «ангел-хранитель» оказалась более актуальной советская история. «Ангел-хранитель» в социальных медиа по большей части - это медсестры времен Великой Отечественной войны, т. е. образ, сформированный на основании биографических фактов, художественных произведений. Помимо событий войны, при описании реальных событий и в художественных произведениях медсестра предстает как человек, спасающий жизни. Согласно основной характеристике образа «ангел-хранитель» как в первую очередь выдающейся личности, в постах отмечаются отвага и смелость военных медсестер, а в невоенном контексте - душевность и доброта. С одной стороны, образ ангела - лестный образ для медицинской сестры, однако этот образ несет и ряд рисков. Например, именно с этим образом ряд авторов связывают представления общественности о том, что медсестре не нужно специальное образование, ей не нужны особые компетенции и квалификация, ведь ангелами скорее рождаются, чем становятся [10]. В итоге такие представления могут приводить даже к восприятию сестринского дела как абсолютно неинтеллектуальной профессии [3, 11]. Также для ангелов вопрос оплаты труда не является важным, такая работа - средство реализации своих внутренних достоинств и не несет функции обеспечения проживания [6]. В выборке рисунков самое близкое к образу «ангел-хранитель» изображение - медицинская сестра, спящая на полу после смены, что отражает самоотверженность и преданность своему делу, характерную для этого образа. Образ медсестры - ангела-хранителя, один из самых позитивных стереотипов, подчеркивает важность высоких моральных качеств для осуществления профессиональной деятельности. Однако в ряде аспектов данный образ не соответствует современным реалиям. «Авторитарная медсестра» Данный образ - это полный антипод образа «ангел-хранитель» [10]. «Авторитарная медсестра» (часто это старшая медсестра), в отличие от «воздушного» ангела, зачастую страдает избыточным весом. В эту группу медсестры объединяются по критерию яркого несоответствия предпочитаемым мужским идеалам «ангела» или образа «чувственной медсестры». Классическим примером этого стереотипа в западных исследованиях считается медсестра Рэтчед из книги К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Несмотря на то что ряд авторов отмечают, что истоки данного образа можно проследить в ранние годы сестринства, в матронах Флоренс Найтингейл, его развитие на Западе скорее связано с феминистским движением в 1960-1970-е годы [6], когда, собственно, и появился роман К. Кизи (книга - 1962 г., фильм - 1975 г.). Образ такой медсестры можно рассматривать как образ «стандартной феминистки»: асексуальной, непривлекательной. Стоит отметить, что внешность сестры Рэтчед из фильма отличается от внешности в книге, однако в целом образы соответствуют друг другу по «мужскому» складу характера. Согласно исследованиям, многие медсестры за рубежом боятся демонического образа сестры Рэтчед, избегая даже представляться как «сестра» из-за этого страха. Однако проведенные интервью с пациентами и студентами медицинских колледжей показали, что пациенты с низким уровнем образования, люди молодого или среднего возраста крайне редко слышали о Рэтчед, а студенты узнавали о ней от преподавателей. Таким образом, возможно, именно сами медсестры, а не массовое сознание, не могут отпустить этот образ [3]. Интересно, что наше исследование показывает негативные коннотации со сферой психиатрии в целом, а все попавшие в выборку сообщения с упоминаниями медсестер в контексте психиатрии были связаны с кинематографом (кроме фильма «Пролетая над гнездом кукушки», упоминались фильмы ужасов). «Авторитарная медсестра» - не всегда полностью асексуальный образ. Данному образу могут быть присущи и выраженные женские черты или активное использование декоративной косметики [12]. В нашей выборке встречались изображения отечественного варианта данного образа - женщин среднего возраста, чрезмерно использующих косметику, страдающих избыточным весом, которых роднит с классическим образом «авторитарная медсестра» склад характера и несоответствие «воздушному» идеалу женской привлекательности. Образ «авторитарной медсестры» является однозначно негативным, демонизирующим медицинских сестер с сильным характером. Дополнительным негативным фактором является наличие отечественного варианта данного образа. «Чувственная медсестра» В рамках данного образа медсестра выступает исключительно в качестве объекта фантазий, не обладает личностными или профессиональными качествами и не отличается сообразительностью, как, например, показывает анализ самых просматриваемых видео на YouTube, связанных с медсестрами [13]. Тема сексуализации образа медсестры явно прослеживается в искусстве с XIX в., хотя в то время она значительно уступала по распространенности возвышенному образу представительниц этой профессии [9]. Наиболее активное формирование образа «чувственная медсестра» исследователи относят также к 1960-1970-м годам, ко времени подъема феминистских движений [6]. Почему «чувственный» образ так тесно связан с медсестрой? Предлагается два объяснения. Первое - за счет данных образов мужчины пытаются почувствовать себя более уверенно как в больничных условиях, где они ощущают себя уязвимыми и беззащитными, так и в социуме, на фоне процесса получения женщинами все большей власти и прав в общественной жизни (объяснение, характерное для исследователей феминистской направленности). Другая возможная причина появления данных образов - специфика ухода медсестры за пациентом, близкий физический контакт [10]. Во встречаемых сообщениях, согласно классическим характеристикам образа, медсестра предстает исключительно как объект фантазий, без каких-либо личностных характеристик. В выборку рисунков попал классический «чувственный» образ медсестры в исполнении Эвелины Бледанс, который является одним из самых ярких отечественных воплощений этого стереотипа. Стоит отметить, что, по-видимому, образ «чувственная медсестра» широко эксплуатируется в социальных медиа. Так, например, в исследовании J. Kelly и соавт. [13] в 3 из 10 (а по сути, как минимум в 4 из 10) роликов можно было бы найти достаточно явный сексуальный подтекст в образе медсестры. Об этом же говорит и наш контент-анализ спам-сообщений: самыми часто встречаемыми словами (топ-5 слов) в анализируемых сообщениях были слова, явным образом связанные с сексуальной тематикой. В итоге, с учетом спам-сообщений, образ «чувственная медсестра» встречается почти в половине сообщений в онлайн-выборке. Наряду со стереотипом «авторитарной медсестры» данный стереотип является однозначно негативным, и его использование в публичном пространстве даже в качестве шутки нежелательно. «Помощник врача» Зачастую в массовом сознании медицинская сестра воспринимается как просто помощник врача, без своих автономных задач. Недостаток автономии, несамостоятельность - одна из важнейших негативных характеристик образа медицинской сестры, в том числе и у студентов медицинских учебных учреждений [11]. Обращает на себя внимание то, что данный образ поддерживается самими медицинскими работниками, в первую очередь врачами. Например, исследование ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» по теме образа медицинской сестры в представлении московских врачей показало, что с медицинской сестрой ассоциируется преимущественно образ «помощник врача» (41% респондентов) [14]. Хотя респонденты часто подчеркивали, что медсестра не просто помощник, а «правая рука врача», суть от этого не менялась. Даже медсестры сами иногда способствуют устойчивости данного образа, называя себя «медсестрой такого-то доктора» [3]. Роль в поддержании этого стереотипа сыграли СМИ [6], а также существующие в медицинских организациях практики. Например, исследование в московской городской больнице показало, что большая часть времени палатной медсестры уходила на выполнение врачебных назначений (22%), тогда как на свою основную обязанность - уход - всего лишь 8,3%. В целом медсестры в зависимости от должности тратили до 72% времени на исполнение назначений врача [15]. В представлениях пользователей социальных медиа организация медицинской деятельности строится по четким иерархическим принципам. Так, чаще всего положение медсестры характеризовалось в нашей выборке как более низкое относительно врача (66% сообщений на данную тему), о чем высказывались и пациенты, и врачи. В данных сообщениях медсестра - сотрудник, беспрекословно подчиняющийся врачу, выполняющий все распоряжения и поручения врача (даже заведомо ненужные), не имеющий возможности оказать необходимую помощь без врача, не берущий на себя ответственность, не имеющий самостоятельности в решениях и действиях. Про равенство в той или иной степени врача и медицинской сестры говорилось в оставшейся трети сообщений. В этих сообщениях медсестра выступала как компетентный специалист в области здравоохранения, рекомендующий те или иные процедуры для улучшения состояния здоровья, выполняющий схожие с врачом обязанности и наравне с ним участвующий в беседе с пациентом. Ведущая роль медсестры по отношению к врачу в каких-либо вопросах не была отмечена ни разу. Представления о равенстве врача и медсестры в большей степени соответствуют современному пониманию сестринского дела. Медицинская сестра - это не подчиненная доктора, у них две разные, но взаимосвязанные функции: у врача - лечить, у медсестры - производить уход [16]. Возможно, отчасти потому, что обществом до конца не осознается важность ухода, а основным в области медицины считается процесс лечения [17], все признание за исход лечения сегодня зачастую получает врач. Чтобы успешно передавать часть врачебных функций медсестрам, необходимо изменять восприятие их роли врачами и пациентами. Если нет образа медсестры как профессионала, и массовое сознание, и медицинское сообщество будут не готовы к более широкой автономии среднего медицинского персонала. Показательно, что в выборке рисунков не встретилось ни одного явного изображения медсестры, выступающей в роли «помощника врача». Данный факт, а также тот факт, что в упомянутом исследовании ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ» большинство врачей отмечали, что медицинская сестра - «равноценный участник лечебного процесса со своими задачами» (более 62%), могут говорить о том, что в данной области сегодня начинает наблюдаться позитивный сдвиг [14]. Упоминания медицинской сестры вне стереотипов Вне указанных стереотипов медсестры упоминались в 76% содержательных сообщений выборки (с учетом спам-сообщений, связанных с «чувственным» образом медсестры, их доля снижается до 41%). Никаких кардинально новых «больших» стереотипных образов медсестры выявить не удалось. В остальных сообщениях если и встречались стереотипные описания медицинских сестер, то их можно отнести к «малым» стереотипам, например восприятие профессии как исключительно женской, представления о медсестрах преимущественно как о персонале государственных больниц, имеющих определенную униформу, и т. д. Данные «малые» стереотипы многочисленны и не являются предметом рассмотрения данной статьи по причинам ограниченности ее объема. Также часто медсестры вообще никак не характеризовались с позиций своей профессии (например, «медсестра завозит каталку», «сказали медсестры», «отделения… укомплектованы… медсестрами - на 77%» и т. д.) или им давались односложные, малосодержательные, хотя и зачастую положительные, характеристики вроде «хорошая». С одной стороны, частое упоминание медсестер вне стереотипов - положительный факт. С другой стороны, оно демонстрирует недостаток ярких положительных образов медсестер в массовом сознании, так как вместо стереотипов практически не возникает ярких, реалистичных, многогранных образов специалистов. В целом, за рубежом обсуждается не столько наличие негативного образа медсестры, сколько отсутствие медсестер в публичной сфере [4] и то, что они игнорируются СМИ [3]. Медсестры крайне редко выступают экспертами даже в публикациях, посвященных сестринскому делу [2]. Многие исследователи отмечают, что популярные телешоу зачастую игнорируют медсестер, и там, где обычно находятся медицинские сестры в медицинских организациях, на телевидении оказываются врачи, в том числе выполняя стандартные сестринские вмешательства [18-20]. Неудивительно, что в итоге у населения укрепляются крайне размытые представления о том, чем занимаются медицинские сестры [4]. Заключение В социальных медиа и в текстовой, и в визуальной форме встречаются упоминаемые зарубежными исследователями стереотипные образы: «ангел-хранитель», «помощник врача», «авторитарная медсестра» и «чувственная медсестра». При этом в контексте распространенности стереотипов социальные медиа, по-видимому, имеют свою специфику: например, более часто встречается образ «чувственная медсестра» (прежде всего за счет спам-сообщений). Также имеется отечественная специфика восприятия рассмотренных основных стереотипов. Так, образ «ангел-хранитель» в отечественных социальных медиа - это в первую очередь медсестра Великой Отечественной войны. «Авторитарная медсестра» - это чаще «крупная женщина» с непростым характером. Образ «чувственная медсестра» по определению не предполагает персонификации, однако можно заключить, что до сих пор в массовом сознании присутствует образ медсестры из телепередачи «Маски-шоу». Что касается образа «помощник врача», есть ряд фактов, свидетельствующих, что данный образ начинает уходить в прошлое, хотя до сих пор медсестра для врачей и пациентов - это в первую очередь помощник врача. Исследование было ограничено московским здравоохранением, однако отсутствие региональных границ при распространении информации в социальных медиа позволяет предположить, что представленные результаты могут быть актуальны для отечественного сегмента социальных медиа в целом. Работа с «большими» стереотипами в отношении медсестер - по большей части предмет информационной политики, а не организационных изменений, так как объектом стереотипизации становятся в первую очередь личностные качества, а не должностные обязанности медицинских сестер. Более того, в контексте стереотипов организационные меры, включая принятие новых стандартов профессии, будут не очень эффективны без соответствующей готовности общества смотреть на специалиста профессии «сестринское дело» по-новому. По итогам исследования можно предложить следующие рекомендации по информационной политике, которые будут минимизировать негативное действие стереотипов. Разработать позитивный образ специалистов профессии «сестринское дело», в котором должна найти отражение необходимость высоких профессиональных компетенций для качественного выполнения сестринской работы, а также важность и перспективность профессии. При популяризации профессии «сестринское дело» нежелательно следовать за «большими стереотипами» и говорить только о человеческих качествах медсестер, умалчивая профессиональные (стереотип «ангел-хранитель») или использовать - даже в шутку - негативные стереотипы («чувственная медсестра»). Популяризировать на государственном уровне позитивные образы медсестры. Акцентировать, в том числе в СМИ и социальных медиа, привлекательные стороны профессии медицинской сестры. Поощрять самоорганизацию медсестер, выход их в публичное пространство, создавать для этого больше возможностей, что не только будет способствовать решению их актуальных проблем, но и покажет публике их автономность и активность, в публичном пространстве будет больше реалистичных образов сестринского дела. Прививать отношение к медсестрам со стороны врачей и пациентов как к автономным специалистам со своей зоной ответственности, что даст возможность в том числе реализовать передачу части врачебных функций опытным медсестрам с соответствующим повышением оплаты труда [21]. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

About the authors

I. V. Bogdan

Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management

Email: bogdaniv@zdrav.mos.ru

M. V. Gurylina

Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management


References

  1. Emeghebo L. The image of nursing as perceived by nurses. Nurse Educat. Today. 2012;32(6):e 49-53. doi: 10.1016/j.nedt.2011.10.015
  2. Fletcher K. Image: changing how women nurses think about themselves. Literature review. J. Adv. Nurs. 2017;58(3):207-15. doi: 10.1111/j.1365-2648.2007.04285.x
  3. Darbyshire Ph., Gordon S. Exploring popular images and representations of nurses and nursing. In: Daly J. et al., eds. Professional Nursing: Concepts, Issues, and Challenges. Springer; 2005. P. 69-92.
  4. Ten Hoeve Y. et al. The nursing profession: public image, self-concept and professional identity. A discussion paper. J Adv. Nurs. 2014;70(2):295-309. doi: 10.1111/jan.12177
  5. Голенков А. В., Семенова О. Л. Медсестра как действующее лицо кинофильма. Медицинская сестра. 2016;(8):39-42.
  6. Bridges J. M. Literature review on the images of the nurse and nursing in the media. J Adv. Nurs. 1990;15(7):850-4.
  7. Правдиковская Е. Н. «Общины сестер милосердия» в культуре России. Преподаватель ХХI век. 2010;(4):291-4.
  8. Остапенко В., Коноплева Е. Костюм как элемент этического оформления профессии медицинской сестры. Mundo Eslavo. 2010;(9):81-90.
  9. Симонова О. А. Образ сестры милосердия в русской литературе конца XIX - начала XX века: диалог с традицией. Культурологический журнал. 2015;(1). Режим доступа: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/312.html&j_id=22 (дата обращения 26.10.2018).
  10. Darbyshire Ph. Heroines, hookers and harridans: exploring popular images and representations of nurses and nursing. In: Daly J. et al., eds. Contexts of nursing. An introduction. Elsevier; 2006. P. 53-69.
  11. Glerean N., Huplia M., Talmana K., Haavistob E. Young peoples' perceptions of the nursing profession: An integrative review. Nurse Educat. Today. 2017;57:95-102. doi: 10.1016/j.nedt.2017.07.008
  12. Darbyshire Ph. Reclaiming 'Big Nurse': a feminist critique of Ken Kesey's portrayal of Nurse Ratched in One Flew Over the Cuckoo's Nest. Nurs. Inq. 1995;2(4):198-202.
  13. Kelly J., Fealy G. M., Watson R. The image of you: constructing nursing identities in YouTube. J. Adv. Nurs. 2012;68(8):1804-13. doi: 10.1111/j.1365-2648.2011.05872.x
  14. Богдан И. В. Восприятие медицинских сестер московскими врачами. Вестник «Биомедицина и социология». 2018;3(2):13-7.
  15. Габоян Я. С. Контроль и оценка деятельности сестринского персонала лечебных отделений больницы: Автореф. дис. … канд. мед. наук. М.; 2010.
  16. McKay K. A., Narasimhan S. Bridging the gap between doctors and nurses. J. Nurs. Educat. Pract. 2012;2(4):52-5. doi: 10.5430/jnep.v2n4p52
  17. Karanikola M. N., Papathanassoglou E., Nicolaou C., et al. Greek intensive and emergency care nurses' perception of their public image: a phenomenological approach. Dim. Crit. Care Nurs. 2011;30(2):108-16. doi: 10.1097/DCC.0b013e3182052250
  18. McHugh K. Nurse Jackie and the politics of care. Nurs Outlook. 2012;60:12-8. doi: 10.1016/j.outlook.2012.06.003
  19. Weaver R., Salamonson Y., Koch J., Jackson D. Nursing on television: student perceptions of television’s role in public image, recruitment and education. J. Adv. Nurs. 2013;69(12):2635-43. doi: 10.1111/jan.12148
  20. Bishop J. The negative images of nursing portrayed on Grey’s Anatomy, House and ER and its effect on public perception and the contemporary nursing shortage. Annual Celebration of Student Scholarship and Creativity. Paper 2. 2009. Available at: http://digitalcommons.providence.edu/student_scholarship/2 (accessed 26.10.2018).
  21. Журавлев Ю. И., Пальчук Е. В. Проблемы управления качеством независимой сестринской помощи на современном этапе. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2012;18(10):95-101.

Statistics

Views

Abstract - 568

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2019 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies