The social health of modern student youth: sociological analysis

Abstract


The article presents results of sociological analysis of social health of modern student youth. The empirical basis of study was composed with results of monitoring study of student youth carried out by sociological laboratory of the Department of Sociology and Social Technologies. Within a framework of sociological monitoring, were evaluated such components of social health of student youth as relationships with friends and relatives, relationships in student community, inter-ethnic relations in University and region, participation in public life, social well-being, active life position and family practices and values. It is established that modern possibilities of living conditions allow each person to organize one's life-style in such a way as to develop synergetic effect for social health, combining achieved standards of organization of everyday life and fashion for healthy lifestyle. It is namely such synergistic effect can be enhanced and induced in social environment. The main role at that is played by namely large multi-generational family.


Full Text

Введение
Социальное здоровье означает наличие у человека положительных взаимоотношений с окружающими людьми, его включенность в общество и возможность получать поддержку. Исследования показывают, что люди, у которых есть круг близких друзей и родственников, живут дольше и чувствуют себя счастливее.
Для поддержания социального здоровья необходимо налаживать и поддерживать связи с друзьями и родственниками, участвовать в общественной жизни, заниматься волонтерской деятельностью, оказывать помощь нуждающимся людям.
Одним из важных аспектов здоровья является образ жизни. Привычки и образ жизни могут сильно влиять на наше здоровье. Так, курение, употребление алкоголя и наркотиков, неправильное питание и сидячий образ жизни могут привести к различным заболеваниям и проблемам со здоровьем. Поэтому важно следить за своими привычками и стараться изменять их в лучшую сторону. Например, можно заменить вредные продукты на полезные, начать заниматься спортом, учиться новому и развиваться.
Важно понимать, что здоровье — это не только личное дело каждого человека, но и общественное. Правительство и общественные организации должны работать на благо здоровья населения, создавать условия для здоровой жизни и бороться с факторами, негативно влияющими на здоровье.
В целом поддержание здоровья требует усилий на всех уровнях: персональном, социальном и глобальном. Но все усилия, направленные на поддержание здоровья, стоят того, потому что здоровье — это самое ценное, что у нас есть.
Сама категория «социальное здоровье» в работах социологов прослеживается нечасто. С социально-экономического ракурса социальное здоровье исследует Н. Ю. Смоляницкая, которая предлагает применять к трактовке данной категории воспроизводственный подход, заключающийся в триединстве таких составляющих, как «социальное благополучие», «человеческий потенциал» и «активное долголетие» [1].
Социально-философский подход к анализу социального здоровья прослеживается в работе А. В. Пилюшенко, которая использует для этого диалектический подход [2]. Именно применение общенаучного диалектического метода позволяет раскрыть феномен социального здоровья во всей многомерности его содержания, учитывая всю многогранность и противоречивость современного социума.
В социально-педагогическом ракурсе рассматривает социальное здоровье Е. М. Лысенко, выделяя такие его компоненты, как «телесные», «ментальные», «социальные» и «духовные» [3].
Объединить медицинский и социально-философский подходы к пониманию социального здоровья в своих работах берется канд. мед. наук, д-р филос. наук О. А. Рагимова, которая дает данному социальному феномену следующее определение: «Социальное здоровье обозначает благополучие людей, проявляющееся в высокоэффективной организации социума, благоприятных общественных атмосфере и отношениях, а также в позитивных ценностях, и является необходимым фактором обеспечения социоприродной гармонии и устойчивого развития общества» [4].
В социологическом контексте социальное здоровье исследуют в социологической лаборатории кафедры социологии и социальных технологий Среднерусского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) П. А. Меркулов, А. А. Алексеёнок, Ю. В. Каира через такие категории, как социальное самочувствие [5] и социальная стабильность [6, 7].
Наиболее близкой заявленной авторами проблематике является работа Н. Х. Гафиатулиной, С. С. Косинова, Н. П. Любецкого, посвященная социальному здоровью такой социально-демографической группы, как студенческая молодежь. Данный научный коллектив определяет социальное здоровье студенческой молодежи как «…состояние, детерминированное внешними и внутренними факторами, которое формируется во взаимодействиях молодежного сообщества с социальным окружением и отражает уровень молодежной активности в ходе данных взаимодействий» [8].
Материалы и методы
Эмпирической составляющей представленной работы послужили результаты социологических исследований, проведенных в социологической лаборатории кафедры социологии и социальных технологий Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС под руководством авторов и при их непосредственном участии.
Эмпирическое социологическое исследование «Молодежь региона: ценностные установки и образ жизни» проведено на кафедре «Социология и социальные технологии» в мае 2022 г. Метод исследования — онлайн-анкетирование по месту жительства с использование платформы «Яндекс.Формы». Опрошено 886 респондентов в возрасте от 18 до 35 лет.
В рамках социологического исследования отражены как целостный социологический портрет современной молодежи, так и особенности самоидентификации, качества жизни и досуговых предпочтений, политической активности и патриотизма молодых людей региона, являющиеся неотъемлемыми составляющими социального здоровья молодежи в целом и студенческой молодежи в частности. Выявлены особенности отношения молодых мужчин и женщин к исследуемым вопросам, а также различия в восприятии у двух возрастных категорий молодежи (18—25 лет — молодежь и 26—35 лет — «взрослая» молодежь).
Исследование проведено в Орловской области. Выборка квотно-гнездовая. Репрезентативность выборки обеспечивается по полу, по типу населенных пунктов и основному роду занятий (студенческая молодежь и работающие молодые люди). Средняя ошибка выборки не превышает 3% [9, 10].
Мониторинговое исследование социального самочувствия студентов в среде вуза запущено в ноябре 2023 г. Проводится методом сплошного анкетного опроса учащихся I—IV курсов (бакалавриат) по всем направлениям подготовки четырех факультетов Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС. Опрошено 509 респондентов в возрасте от 18 до 22 лет.
В рамках социологического мониторинга выявлена оценка таких составляющих социального здоровья студенческой молодежи, как отношения с друзьями и родственниками, отношения в студенческом коллективе, межнациональные отношения в вузе и регионе, участие в общественной жизни, социальное самочувствие, активная жизненная позиция, а также семейные практики и ценности.
Результаты исследования
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [11]. В нашем исследовании мы сосредоточились именно на составляющей социального благополучия, рассматриваемого с социологической точки зрения как социальное здоровье.
Одним из проявлений социального здоровья в студенческой среде, измеримого на эмпирическом уровне, является характер отношений в сформированных, относительно постоянных коллективах — учебных группах (табл. 1).
Так, при ответе на вопрос анкеты о существовании в студенческой группе недружелюбных, пренебрежительных отношений отрицательно высказались 68,1% респондентов, а положительно лишь 5,4%. На возникновение время от времени таких отношений указали 26,5%, что можно считать естественной нормой внутригрупповой социальной динамики, а временный характер таких отношений говорит о способности студенческой группы самостоятельно или под руководством администрации и преподавателей разрешить возникающие нездоровые отношения, не дав им укорениться.
В условиях многоэтничности социального окружения большинства жителей России межнациональные отношения являются важным проявлением не только социального здоровья, но и связанного с ним традиционного, исторически преемственного характера общественных отношений в нашей стране. Особенно важно измерять характер межнациональных отношений в организованной молодежной группе, в которой фактически происходит вторичная социализация (табл. 2).
На предложение охарактеризовать взаимоотношения студентов разных национальностей в стенах вуза получены еще более положительные ответы. Так, дружелюбными и скорее дружелюбными межнациональные взаимоотношения в студенческих группах считают большинство опрошенных, нейтральными — еще почти треть, а скорее неприязненными — лишь 1,4%; как явно неприязненные и враждебные отношения не охарактеризовал ни один опрошенный.
Исходя из результатов измерения межнациональных отношений в студенческих группах, можно предположить наличие огромного экспортного потенциала у российского образования, в учреждениях которого студенты любых национальностей, в том числе иностранцы, могут сосредоточиться на учебе в благоприятной социальной обстановке именно благодаря высокому уровню социального здоровья в студенческих коллективах (табл. 3).
При этом индивидуальное чувство неприязни к «иным» все же иногда возникает у некоторых опрошенных. Неприязнь к людям других национальностей наиболее часто указывалась респондентами: хотя бы один раз ее испытывали 27,1% респондентов. Однако условия организованной студенческой группы и единство интересов и потребностей у молодежи всей планеты позволяют не перерасти этим отрицательным первичным впечатлениям от общения с «иными» в устойчивые социальные формы ксенофобии. Независимо от национальности на втором месте в нашем своеобразном антирейтинге находится неприязнь по политическим взглядам. Молодежь всегда и везде обостренно воспринимает окружающую действительность и не сдерживается в своих оценках, проявляя при этом идеологизированные представления о должном в рамках известного синдрома юношеского максимализма. Российская молодежь не является исключением, и 19,3% опрошенных хотя бы однажды испытывали неприязнь к людям иных политических взглядов. А вот к иноверцам и к иным по материальному положению неприязнь испытывала незначительная доля опрошенных (по 5,7%), что показывает отсутствие религиозных и классовых противоречий в студенческих группах.
В целом налаживание конструктивных межнациональных отношений (точнее, невзирая на национальность) сразу на I курсе вуза при участии преподавателей будет способствовать еще большему социальному здоровью в учебных группах, иных препятствий к этому не выявлено.
Наиболее общим эмпирическим индикатором составляющей социального благополучия по определению ВОЗ может служить распределение ответов на вопрос о том, насколько респондентов устраивает жизнь, которую они ведут (табл. 4).
В табл. 4 продемонстрировано, что большинство опрошенных (79,2%) устраивает их жизнь. Это говорит о том, что у молодых респондентов гораздо меньше проблем со здоровьем, с проблемами на работе и в собственной семье. Примечательно, что 37,9% молодежи полностью устраивает их жизнь, а 41,3% скорее устраивает, чем не устраивает. О том, что жизнь их полностью не устраивает, заявили лишь 4% респондентов.
Высокая удовлетворенность жизнью вполне характерна для молодости, имеющиеся трудности кажутся временными и легко преодолимыми. Впечатление от лучших лет жизни наших респондентов также почти ничто не омрачает.
Социальное благополучие и социальное здоровье — это не только состояние жизни здесь и сейчас, но и направление взглядов на будущее, которые преломляются через такой ценностный компонент личности, как понимание успешности. Для измерения успешности нами были вычленены непосредственно факторы социального здоровья наряду с измерением факторов личностного развития и семейных установок (табл. 5).
Наше исследование показало, что именно факторы социального здоровья (среднее значение — 37,3%) являются главными в самооценке жизненного успеха, обгоняя даже столь важные для молодежи факторы личностного развития (среднее значение — 34,9%), а также факторы семейного положения (среднее значение — 14,7%), которыми студенты вузов фактически пренебрегают при выборе основных факторов жизненного успеха.
Как было выявлено ранее, нормальный социально-психологический климат окружающей действительности является одним из основных факторов жизненного успеха, по мнению молодых людей. Молодежь как особая социально-психологическая группа отличается неустойчивостью психического состояния ввиду нормальных возвратных изменений.
В рамках социологического исследования выявлены основные факторы, вызывающие раздражение или возмущение в окружающей действительности (вопрос «Что в окружающей действительности вызывает у Вас набольшее раздражение/возмущение?»). Около 60% респондентов не испытывают раздражения или возмущения: 40% из них прямо ответили, что не испытывают на данный момент подобных чувств, около 20% не смогли сформулировать точный ответ («затрудняюсь ответить», «не могу сказать точно», «все», «на данный момент не испытываю таких чувств»). Среди конкретных факторов раздражения студенты называли следующие (в порядке убывания):
отрицательные качества людей: грубость, лицемерие, ложь, эгоизм, хамство, агрессия, предательство, безответственность;
крайние формы неуважения друг к другу (в том числе ксенофобия из-за внешности, возраста), межконфессиональная нетерпимость, пренебрежение, расизм, дискриминация, непринятие чужих взглядов;
отношения и климат внутри студенческой группы: безнаказанность прогульщиков, желание одногруппников подставить друг друга, плохие отношения в группе, разговоры во время пар, нарушающие рабочую обстановку в группе;
несправедливость;
проблемы социально-материального характера: дорогая медицина, низкая заработная плата, отсутствие маршруток утром и вечером, в целом общественный транспорт, дорогие стройматериалы, инфляция, плохая экономика города Орла;
девиантное поведение: вандализм, пьянство, курение;
конфликтные ситуации, ссоры, споры;
конкретные вещи, с которыми сталкиваемся каждый день или можем столкнуться: недопонимание, невыполнение обязанностей руководящими лицами, скрипучие полы и утро понедельника;
различные политические взгляды, конфликты между Россией и другими государствами, пропаганда, частичное отсутствие патриотизма.
Социальное благополучие, одной из основ которого выступает социальное здоровье, является составляющей здоровья как такового, согласно вышеупомянутому определению от ВОЗ, наряду с физическим здоровьем [12]. Очевидно, что физическое самочувствие является залогом и социального здоровья, особенно процесса его улучшения. В связи с этим в нашем исследовании измерена и самооценка физического здоровья, и некоторые связанные составляющие образа жизни (табл. 6).
Как показало исследование, семьи 59,7% студенческой молодежи стараются придерживаться здорового образа жизни, т. е. ближайшее социальное окружение и среда первичной и вторичной социализации закладывают основы и для социального здоровья. При этом почти ⅔ опрошенных считают себя физически здоровыми людьми (64,6%). Значение, конечно, низкое, но такова общемировая тенденция снижения уровня здоровья, о чем свидетельствует, например, появление уже у подростков диагнозов ожирения II степени. Молодость накладывает свой отпечаток на неинституциональное отношение к собственному здоровью, что проявляется в самолечении (70,5%), необращении к профессиональным врачам, добровольном отказе от диспансеризации (60,1%). Важно, чтобы с возрастом эта привычка изменилась, что позволит своевременно заметить болезнь, улучшить физическое, а тем самым и социальное здоровье. Если зарядку 74,3% студентов не делают, поскольку не ощущают в этом потребности, то регулярно занимаются различными видами спорта почти 40%. При этом спортивные занятия также являются средой общения, а для некоторых и социальным лифтом. Уже более 10 лет наблюдается устойчивая тенденция сокращения доли курящих, которая была бы сильнее, если бы не электронные сигареты, которые наряду с обычными употребляют 35,6% студентов вузов. С той или иной частотой употребляют алкогольные напитки 41,8% опрошенных, что также является неприемлемо высоким показателем с точки зрения перспектив активного долголетия и пожизненно высокого социального здоровья. Наряду с вредными привычками подкосить физическое здоровье и ограничить социальное здоровье способно несбалансированное питание, на которое указывают половина респондентов. В значительной мере это связано с режимом дня и модой на быстрое питание, которое по определению не сбалансировано, но не стоит недооценивать и недостаточный для полноценного питания доход студента.
Затронув такую составляющую благополучия, как физическое здоровье, нельзя не исследовать и психическое здоровье, упомянутое ВОЗ в определении здоровья. Психическое, душевное здоровье проявляется в ценностях, разделяемых личностью, в их расположении на внутренней индивидуальной шкале [13]. Измерение коннотативных, субъективных представлений о ценностях, в том числе семейных, представляется важным для завершения полноты рассмотрения эмпирически наблюдаемого проявления социального здоровья.
Как видно из рисунка, на первых местах у студентов вузов находятся ценности, которые нельзя в полной мере отнести к семейным, отчасти они представляют собой отношения типа «эгоизм вдвоем», «я тебя люблю, потому что ты меня любишь». Говорить о самопожертвовании или хотя бы о самоотдаче в этой связи не приходится. Даже любовь как ценность оказалась лишь на 4-м месте. При этом помощь родителям как одна из универсальных традиционных ценностей находится на 5-м месте и стоит выше материальной обеспеченности. Однако классическая проблема отцов и детей проявляется и в современности, через низкий приоритет готовности и стремления перенимать опыт старших поколений. Отчасти это объясняется всемирной тенденцией ускорения социальной динамики, в том числе научно-технического прогресса, при которой некоторая часть жизненного опыта предыдущих поколений неприменима в современной действительности. Ценности полной семьи и связанного с ней воспитания детей находятся в конце списка, имеют наименьший приоритет. Студенты вузов считают, что им еще рано об этом задумываться, они ориентированы на учебу и дальнейшее трудоустройство, у многих планы переехать в другой город. О создании многодетной семьи, как того требует демографическая обстановка, большинство даже не задумываются. Однако нельзя исключать того, что по мере взросления жизненные планы изменятся.
Социальное здоровье в его душевной составляющей крайне важно для студентов вузов, о чем свидетельствуют наивысшие приоритеты таких ценностей, как взаимоуважение, эмоционально-психологический комфорт, взаимопонимание, которые являются искомой целью не только в межличностных отношениях ближайшего социального окружения, но и в отношениях более широкого круга — внутри организованных групп, в том числе учебных.
Обсуждение
Главной составляющей и показателем социального здоровья в условиях восстановления традиционных ценностей становится семья, ее полнота и крепость. Причем многопоколенная семья составляет не только среду первичной социализации, но и ближайшее социальное окружение при вторичной социализации в течение всей жизни ее членов. Социальное здоровье, основанное на большой семье, позволяет человеку ощущать уверенность и осознавать всю полноту проявлений других индивидов в обществе, развивать умения выстраивать солидарные взаимоотношения по созидательной повестке любого общественного дела.
Социальное здоровье, заложенное в крепкой, полноценной, многопоколенной семье, дает человеку наиболее репрезентативное представление и об обществе в целом, о том, что для него полезно, что вредно. Многопоколенная семья создает условия для межпоколенных передачи и воспроизводства социального здоровья, на уровне не только социальных, но индивидуальных навыков, к коим относится здоровый образ жизни без вредных привычек. Современные возможности бытовых условий позволяют каждому человеку преобразовать свой образ жизни таким образом, чтобы создать синергический эффект для социального здоровья, сочетая достигнутые стандарты организации быта и моды на здоровый образ жизни. Именно такой синергический эффект может быть усилен, индуцирован в среде социального окружения, основную роль при этом играет именно большая многопоколенная семья.
Заключение
Моду на здоровый образ жизни создает в первую очередь государство через соответствующие национальные проекты и программы, а также через медийно-образовательный нарратив. Кроме того, объективные процессы повышения социальной стабильности и общих стандартов жизни заставляют каждого индивида переоценить свои взгляды на собственную повседневность и жизненную перспективу: все большему количеству людей хочется жить подольше, потому что жить стало интересней и качественно лучше, чем предыдущим поколениям. Такие процессы особенно характерны для России после 1990-х годов на фоне диахронных сравнений социальной действительности.

About the authors

A A Alekseenok

The Central Russian Institute of Management — the Branch of The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation”, 302028, Orel, Russia

Author for correspondence.
Email: alekseenok-aa@ranepa.ru

Yu V Kaira

The Central Russian Institute of Management — the Branch of The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation”, 302028, Orel, Russia

Email: kaira-yv@ranepa.ru

E K Kondratova

The Central Russian Institute of Management — the Branch of The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation”, 302028, Orel, Russia

Email: kondratova-ek@ranepa.ru

Liu Tcziuntcze

The Central Russian Institute of Management — the Branch of The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation”, 302028, Orel, Russia

Email: 3933630@qq.com

Tian Siaoiui

The Central Russian Institute of Management — the Branch of The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation”, 302028, Orel, Russia

Email: xiaoyutian@yandex.ru

References

  1. Smolnitskaya N. Yu. Public health as a socio-economic category and a methodological approach to the study of social health of the population of small cities. Bulletin of Ivanovo State University. Series: Economics. 2023;57(3):22–34 (in Russian).
  2. Pilyushenko A. V. Social health of the individual, social burden and the problem of social immunity. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and social sciences. 2021;5(2):141–7 (in Russian).
  3. Lysenko E. M., Khachatryan A. V. Correlation of the concepts of “bodily health”, “mental health”, “social health” and “spiritual health” in pedagogical discourse. Modern trends in the development of the education system: collection of articles. Cheboksary: LLC “Sreda Publishing House”; 2019. P. 302–11 (in Russian).
  4. Ragimova O. A. Social health of the young generation. Social and Humanitarian Knowledge. 2008;(1):118–26 (in Russian).
  5. Alekseenok A. A., Kaira Yu. V., Baranochnikov V. A. Sociological analysis of the influence of financial situation on the social well-being of the population and social tension in the region. Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2011;20(3):44–7 (in Russian).
  6. Merkulov P. A., Alekseenok A. A., Kaira Yu. V., et al. Factors of social stability of provincial cities of China (Rizhao) and Russia (Orel): Information bulletin of the sociological laboratory: Scientific publication. Orel: Central Russian Institute of Management — branch of RANEPA; 2023. P. 72 (in Russian).
  7. Kaira Yu. V., Liu С. Social stability of Chinese provinces (based on materials from the city of Rizhao). Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2023;19(5):115–30 (in Russian).
  8. Gafiatulina N. Kh., Kosinov S. S., Lyubetsky N. P. Management of the process of formation of social health of Russian student youth: social technologies. State and Municipal Administration. Scientific Notes. 2018;(3):189–94 (in Russian).
  9. Merkulov P. A., Alekseenok A. A., Leonova O. V., Mikhalev I. V. Sociological portrait of the youth of the region: Information bulletin of the sociological laboratory Orel: Central Russian Institute of Management — branch of RANEPA; 2022. 160 p. (in Russian).
  10. Merkulov P. A., Alekseenok A. A., Leonova O. V. Patriotic education of modern student youth. Newsletter of the sociological laboratory: Scientific publication. Orel: Central Russian Institute of Management — branch of RANEPA; 2022. 64 p. (in Russian).
  11. Constitution of the World Health Organization, June 19 to July 22, 1946. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901977493 (in Russian).
  12. Alekseenok A. A., Kaira Yu. V. Social aspects of the formation of a system of motivation of the population for a healthy lifestyle. Sociological almanac: Materials of the XI Orel sociological readings, Orel, December 05–06, 2019 Orel: Central Russian Institute of Management — branch of RANEPA; 2020. P. 353–5 (in Russian).
  13. Kaira Yu. V., Kondratova E. K. Values of patriotism of the youth of Russia as a resource for social development of society. Central Russian Journal of Social Sciences. 2022;17(6):106–23 (in Russian).

Statistics

Views

Abstract - 5

PDF (Russian) - 3

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2025 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies