The problems and prospects of import substitution in medical industry

Abstract


The achievement of economic sustainability and assurance of national security through activation of production sectors, medical industry in particular, is the integral component of successful strategy of state development. The importance of achieving autonomy in production of medical technique is targeted to reducing dependence of external factors, ensuring continuity of supply of critically important equipment and increasing level of technical characteristics of production. Besides it, expansion of medical production positively impact on innovative development, organization of new work places and level of scientific research in this industry. The development of national medical industry contributes to improvement of quality of medical care that directly affect population health. The necessity to maintain stability of health care through import substitution of medical products is indisputable fact in modern conditions, determined by strategically important direction from national security point of view. The article considers measures within the framework of import substitution plan in medical industry of the Russian Federation for period up to 2024. The analysis of volume of national production of medical equipment in dynamics over 5 years was carried out. The main problems of production of medical devices at the present stage were considered. The measures of state support targeted to development of national production of medical equipment and innovative medical technologies were discussed.


Full Text

Введение
В современных условиях геополитического кризиса и экономической напряженности, связанных с введением беспрецедентного количества санкций против России, остро стоят вопросы организации отечественного производства медицинских изделий, обусловливая необходимость консолидированного подхода к данной проблеме.
Согласно п. 22 Стратегии национальной безопасности РФ, «основными факторами, определяющими положение и роль Российской Федерации в мире в долгосрочной перспективе, становятся высокое качество человеческого потенциала, способность обеспечить технологическое лидерство, эффективность государственного управления и перевод экономики на новую технологическую основу. Состояние науки, инновационной сферы, промышленности, системы образования, здравоохранения и культуры превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России. Выход на передовые позиции в этих областях обеспечит дальнейшее укрепление обороноспособности страны, достижение национальных целей развития, создаст условия для повышения международного авторитета Российской Федерации и привлекательности сотрудничества с ней для других государств…» [1].
В рамках темы исследования важной составляющей успешной стратегии развития государства с точки зрения обеспечения экономической устойчивости и национальной безопасности является достижение самообеспеченности в производстве медицинских товаров [2, 3]. Этот процесс имеет стратегическое значение для укрепления позиций страны на внутреннем и международном рынках, а также является фактором повышения инновационной активности и качества оказываемых медицинских услуг. Важными направлениями деятельности в данной области являются и привлечение инвестиций, и внедрение инноваций, и взаимодействие и кооперация с научным сообществом, и поддержка государства. Это затрагивает не только экономические, технологические и правовые аспекты, но и сферы политики, науки, образования и здравоохранения. В связи с этим разработка и реализация масштабных инвестиционных и инновационных проектов, способствующих консолидации научно-технического, производственного и ресурсного потенциала России, видится первостепенной задачей в контексте рассматриваемого вопроса.
Объектом исследования данной работы выступает нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы импортозамещения медицинских изделий.
Цель работы — анализ механизмов государственного регулирования рынка медицинских изделий в Российской Федерации.
В рамках заявленной темы исследована законодательная база, регулирующая вопросы импортозамещения в Российской Федерации. В связи с большим объемом нормативно-правовых документов и невозможностью их перечисления в полном объеме представлены основополагающие:
Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»;
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»;
Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком»;
Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 297 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок»;
Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Материалы и методы
Рассмотрены законодательные и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов импортозамещения медицинских изделий в Российской Федерации, работы российских авторов, проводивших исследования в сфере импортозамещения в медицине, статистические данные и исследования (аналитические отчеты) государственных органов, общественных организаций и объединений. В работе использованы методы: эмпирический, экономико-статистический, структурный и экспертных оценок.
Результаты исследования
Политика импортозамещения — насыщение внутреннего рынка товарами российского производства — создает основу для долгосрочного экономического развития Российской Федерации и дальнейшего укрепления национальной безопасности.
В качестве некоторых задач в рамках поставленных целей Стратегии РФ по экономической безопасности обозначены:
обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики, создание высокотехнологичных производств, новых отраслей экономики, рынков товаров и услуг на основе перспективных высоких технологий;
преодоление критической зависимости российской экономики от импорта технологий, оборудования и комплектующих за счет ускоренного внедрения передовых российских технологических разработок, локализации производства на территории России;
расширение производства лекарственных средств и медицинских изделий;
создание и производство отечественных вакцин против актуальных инфекционных заболеваний.
Очевидно, что развитие отечественных производственных отраслей, включая медицинскую технику, в настоящее время является ключевым для укрепления экономической безопасности страны и повышения качества медицинской помощи. Шаги в направлении политики импортозамещения медицинских изделий в перспективе гарантируют доступность современного оборудования для здравоохранения и укрепление самообороны страны в сфере медицины.
Министерство промышленности и торговли РФ 20 августа 2021 г. утвердило План мероприятий по импортозамещению в медицинской промышленности РФ (далее — План) на период до 2024 г. [4] (рис. 1). Ответственными за мониторинг реализации Плана назначены Департамент радиоэлектронной промышленности и Департамент развития фармацевтической и медицинской промышленности.
К 2024 г. Минпромторг планировал увеличить объемы производства медицинских изделий по нескольким позициям, по некоторым значительно (медицинские симуляторы — почти в 5 раз), а по некоторым и вовсе с нуля достичь уровня отечественного производства до 25% (томограф магнитно-резонансный). К сожалению, результатов реализации мероприятий Плана в открытом доступе нет, но, обращаясь к мнениям экспертов, можно заключить, что импортозамещение медицинских изделий идет полным ходом.
Согласно аналитическому отчету компании TK Solutions, в 2023 г. российскими предприятиями было выпущено медицинского оборудования на 49 410 487 тыс. руб., что на 14,5% выше результатов 2022 г. [5].
Данные официальной статистики также подтверждают рост объема внутреннего производства медицинского оборудования (рис. 2).
По данным Росстата, представленным на рис. 2, объем российского производства медицинской техники за 2018—2022 гг. увеличился более чем в 2 раза, по коду ОКПД 2 32.50 «Инструменты и оборудование медицинские» — с 31,4 до 73,4 млрд руб., по коду ОКПД 2 26.60.1 «Оборудование и приборы для облучения, реабилитации, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях» — с 18,5 до 43,9 млрд руб. Наиболее заметный скачок произошел в 2020 г. [6].
На сегодняшний день в России насчитывается более полутора тысяч производителей, выпускающих свыше 37 тыс. наименований медицинских изделий (что составляет чуть более 7% номенклатуры медицинских изделий, производимых в мире). Доля российских медицинских изделий в 2017—2022 гг. представлена на рис. 3.
Доля российских медицинских изделий росла из года в год, исключением стал 2022 г., демонстрирующий незначительный спад.
По мнению А. В. Виленского и А. И. Деханова, «крупнейшими и самыми технологичными отечественными предприятиями, безусловно, стали компании НИПК „Электрон“, СП „Геппик“, „Амико“, МТЛ, „Уральский оптико-механический завод“, „Ижевский механический завод“. Среди зарубежных компаний, присутствующих на рынке, большие объемы имеют Philips, GE, Toshiba, Siemens, Medtronic, Johnson & Johnson» [7]. Авторы пишут: «По мнению экспертов рынка, эти компании имеют слишком серьезные интересы в нашей стране, чтобы распрощаться с ней в случае введения ограничений или запрета на поставки продукции нелокализованных производств. Наиболее продвинулись в деле локализации крупные международные компании. К примеру, GE Healthcare организовало совместное предприятие с ЗАО „Медицинские Технологии Лтд“, а компания Philips локализовала производство компьютерных томографов на базе НИПК „Электрон“ в Санкт-Петербурге» [7].
Обсуждение
Основной проблемой, по мнению производителей медицинских изделий, в настоящее время является логистика. В связи с уходом с рынка западных компаний изменились и поставщики, и подходы к доставкам. Это вынуждает производителей запасаться комплектующими на несколько месяцев вперед, что требует дополнительных финансовых ресурсов. Кроме того, за счет увеличения сроков поставки импортных комплектующих выпуск конечного продукта затягивается, увеличивая себестоимость. Предпринятые меры, направленные на переориентацию поставщиков из дружественных стран, не всегда являются выходом из ситуации, поскольку зависимость от импорта микроэлектроники по большей части можно решить только собственной базой. Меры государственной поддержки, направленные на развитие отечественной микроэлектронной промышленности, предусмотрены в объеме более чем 2,7 трлн руб. до 2030 г. [8].
По мнению автора, вопрос импортозамещения в медицине является одним из ключевых в современной экономике. Этот процесс действительно сложен из-за высоких требований к качеству и безопасности медицинских изделий, а также необходимости соблюдения строгих медицинских стандартов.
Меры государственной поддержки, направленные на импортозамещение в медицине, существенны. Так, участникам рынка доступны субсидии на производство как непосредственно медицинского оборудования, так и электронно-компонентной базы и программного обеспечения к ним, а также льготные займы Фонда развития промышленности. Для реализации новых промышленных проектов Фонд предоставляет целевые займы по ставкам 3 и 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 5 млн до 5 млрд руб. (в рамках основных программ финансирования), стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики [9].
Кроме того, упрощение регистрации новых медицинских изделий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 г. № 552 «Об утверждении особенностей обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера», облегчило процедуру получения регистрационного удостоверения, сократив ее с полугода до 2 мес.
Не менее важным шагом явилось совершенствование системы государственных закупок, что позволило российским производителям иметь преимущество перед иностранными конкурентами и обеспечило спрос на медтехнику, благодаря увеличению закупок в государственный резерв с изменением налогового режима для ее производителей. Данная мера способствовала росту объема государственных закупок медицинских изделий в РФ в 2017—2022 гг. (рис. 4).
Перспективы развития медицинской промышленности изложены в Распоряжении Правительства РФ от 06.06.2020 № 1512-р «Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 года и на период до 2035 года» [11]. IV раздел данной Стратегии посвящен приоритетным направлениям развития медицинской промышленности Российской Федерации. Ключевые цели Стратегии представлены на рис. 5.
К приоритетным направлениям развития медицинской промышленности отнесены и обеспечение национальной безопасности, и развитие экспортного потенциала, и решение задач импортозамещения, и обеспечение качества и безопасности медицинских изделий и, конечно, научно-технологическое развитие.
Согласно тексту Стратегии, планируется финансирование объема выпуска медицинских изделий российского производства к 2035 г. около 320 млрд руб. (в ценах производителей). Планируемый объем экспортных поставок к 2035 г. определен размером около 92 млрд руб. Кроме того, производство критически важных медицинских изделий планируется в России.
Целевыми показателями предусмотрено увеличение производства медицинских изделий до 116 млрд руб. к 2024 г., до 146 млрд руб. к 2030 г. и до 150 млрд руб. к 2035 г. Согласно утвержденной стратегии, вместо роста процента отечественных медицинских изделий предполагается снижение объема российской продукции относительно общего объема рынка в РФ (при росте объема рынка только на размер текущей инфляции).
Для достижения запланированных показателей Стратегии обозначены приоритетные тенденции российского рынка до 2035 г., к которым отнесены:
внедрение цифровой медицины и развитие телемедицины, а также развитие персонализированной медицины;
применение биомеханики, включая создание экзоскелетов, роботизацию, печать органов на 3D-принтерах для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний;
развитие превентивной медицины, которая позволит осуществлять раннюю диагностику заболеваний посредством повышения технологичности оборудования для выполнения экспериментов вне живого организма (технология in vitro), диагностической визуализации, функциональной диагностики (например, 3D-визуализация организма);
применение медицинской генетики, которая обусловит спрос на оборудование для диагностики in vitro и позволит контролировать генные мутации.
Заключение
Основными принципами успешного развития высокотехнологичного производства медицинских изделий в условиях санкционных ограничений являются системность, комплексность и стратегическое видение. Именно эти принципы четко прослеживаются в мерах государственной поддержки, направленных на долгосрочные результаты.
Можно сказать, что в таких непростых условиях отечественные производители смогли адаптироваться к новым реалиям благодаря мерам государственной поддержки. Активная политика импортозамещения медицинских изделий играет особую роль, поскольку направлена на сохранение здоровья населения и повышение качества медицинской помощи. Развитие отечественного производства медицинского оборудования и инновационных медицинских технологий позволит снизить зависимость от импорта, обеспечить доступность современного оборудования для медицинских учреждений и способствовать развитию здравоохранения в целом.

About the authors

V V Tonkonog

The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “The Admiral F. F. Ushakov State Maritime University”, 353924, Novorossiysk, Russia

Author for correspondence.
Email: vikatonkonog79@mail.ru

References

  1. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated July 2, 2021 “On the National Security Strategy of the Russian Federation”. Garant. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (accessed 21.02.2024).
  2. Pogarskaya A. S. Problematic aspects of customs regulation of imported medical device accessories. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2023;31(S1):813–9 (in Russian).
  3. Pogarskaya A. S. On the issue of parallel import of medical devices and their components to the Russian Federation in the context of sanctions policy. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2024;32(1):43–51 (in Russian).
  4. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation dated August 20, 2021 No. 3273 “On approval of the Action Plan for import substitution in the medical industry of the Russian Federation for the period up to 2024”. Garant. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402553600/ (accessed 21.02.2024).
  5. The Russian medical equipment market for 2017–2023. Forecast to 2025. TK Solutions. Available at: https://tk-solutions.ru/russia-rynok-medicinskogo-oborudovaniya (accessed 12.03.2024).
  6. The market of medical devices. Rukon AFK. Available at: https://afk.rukon.ru/analitika/post-1667/ (accessed 12.03.2024).
  7. Vilensky A. V., Dekhanova A. I. Scientific and technical center “MEDITEX”. Import substitution of medical devices: economic and legal aspects. Available at: https://meditex.ru/about/publikatsii/importozameshchenie-meditsinskikh-izdeliy-ekonomicheskiy-i-pravovoy-aspekty/ (accessed 12.03.2024).
  8. Import substitution of medical equipment in Russia is in full swing. Available at: https://dzen.ru/a/Y5maSNyfdg4QhNMh (accessed 12.03.2024).
  9. IDF loans. Official website of the Industrial Development Fund. Available at: https://frprf.ru/zaymy/ (accessed 12.03.2024).
  10. Rosstat. Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru (accessed 12.03.2024).
  11. Decree of the Government of the Russian Federation dated 06.06.2020 No. 1512-r “On approval of the Consolidated Strategy for the development of the manufacturing industry of the Russian Federation until 2024 and for the period up to 2035”. Regulatory legal acts. Available at: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-rasporiazhenie-n1512-r-ot06062020-h4783605/strategiia/prilozhenie2/4/ (accessed 12.03.2024).
  12. Ananchenkova P. I., Tonkonog V. V., Timchenko T. N. Pharmacy tourism. Part 2. Prohibitions, restrictions and risks when importing medicines into the Russian Federation by individuals. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2023;31(2):185–94 (in Russian).
  13. Tokonog V. V., Ananchenkova P. I., Shimanovsky N. L., Vrubel M. E. Topical issues of functioning and development of the single market of medicines of the Eurasian Economic Union. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny = Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. 2023;31(S2):1268–74 (in Russian).

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 1

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2025 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies