ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- Авторы: Тонконог В.В.1
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», 353924, г. Новороссийск
- Выпуск: Том 32, № 3 (2024)
- Раздел: Здоровье и общество
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1475
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-3-339-345
- Цитировать
Аннотация
Достижение экономической стабильности и обеспечение национальной безопасности путем активизации производственных секторов, в частности медицинской промышленности, является неотъемлемой составляющей успешной стратегии развития государства. Важность достижения автономии в производстве медицинской техники направлена на уменьшение зависимости от внешних факторов, обеспечение непрерывности поставок критически важного оборудования и повышение уровня технических характеристик продукции. Помимо этого, расширение производства в медицинской сфере позитивно влияет на инновационное развитие, создание новых рабочих мест и уровень научных исследований в данной отрасли. Развитие отечественной медицинской промышленности способствует улучшению качества медицинской помощи, что прямо воздействует на здоровье населения. Необходимость поддержания стабильности сектора в здравоохранении путем импортозамещения медицинских изделий — неоспоримый факт в современных условиях, обусловленный стратегически важным направлением с точки зрения национальной безопасности. В статье рассмотрены мероприятия в рамках плана по импортозамещению в медицинской промышленности РФ на период до 2024 г. Проведен анализ объемов внутреннего производства медицинского оборудования в динамике за 5 лет. Рассмотрены основные проблемы производства медицинских изделий на современном этапе и меры государственной поддержки, направленные на развитие отечественного производства медицинского оборудования и инновационных медицинских технологий.
Полный текст
Введение
В современных условиях геополитического кризиса и экономической напряженности, связанных с введением беспрецедентного количества санкций против России, остро стоят вопросы организации отечественного производства медицинских изделий, обусловливая необходимость консолидированного подхода к данной проблеме.
Согласно п. 22 Стратегии национальной безопасности РФ, «основными факторами, определяющими положение и роль Российской Федерации в мире в долгосрочной перспективе, становятся высокое качество человеческого потенциала, способность обеспечить технологическое лидерство, эффективность государственного управления и перевод экономики на новую технологическую основу. Состояние науки, инновационной сферы, промышленности, системы образования, здравоохранения и культуры превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России. Выход на передовые позиции в этих областях обеспечит дальнейшее укрепление обороноспособности страны, достижение национальных целей развития, создаст условия для повышения международного авторитета Российской Федерации и привлекательности сотрудничества с ней для других государств…» [1].
В рамках темы исследования важной составляющей успешной стратегии развития государства с точки зрения обеспечения экономической устойчивости и национальной безопасности является достижение самообеспеченности в производстве медицинских товаров [2, 3]. Этот процесс имеет стратегическое значение для укрепления позиций страны на внутреннем и международном рынках, а также является фактором повышения инновационной активности и качества оказываемых медицинских услуг. Важными направлениями деятельности в данной области являются и привлечение инвестиций, и внедрение инноваций, и взаимодействие и кооперация с научным сообществом, и поддержка государства. Это затрагивает не только экономические, технологические и правовые аспекты, но и сферы политики, науки, образования и здравоохранения. В связи с этим разработка и реализация масштабных инвестиционных и инновационных проектов, способствующих консолидации научно-технического, производственного и ресурсного потенциала России, видится первостепенной задачей в контексте рассматриваемого вопроса.
Объектом исследования данной работы выступает нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы импортозамещения медицинских изделий.
Цель работы — анализ механизмов государственного регулирования рынка медицинских изделий в Российской Федерации.
В рамках заявленной темы исследована законодательная база, регулирующая вопросы импортозамещения в Российской Федерации. В связи с большим объемом нормативно-правовых документов и невозможностью их перечисления в полном объеме представлены основополагающие:
Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»;
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»;
Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком»;
Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 297 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок»;
Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Материалы и методы
Рассмотрены законодательные и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов импортозамещения медицинских изделий в Российской Федерации, работы российских авторов, проводивших исследования в сфере импортозамещения в медицине, статистические данные и исследования (аналитические отчеты) государственных органов, общественных организаций и объединений. В работе использованы методы: эмпирический, экономико-статистический, структурный и экспертных оценок.
Результаты исследования
Политика импортозамещения — насыщение внутреннего рынка товарами российского производства — создает основу для долгосрочного экономического развития Российской Федерации и дальнейшего укрепления национальной безопасности.
В качестве некоторых задач в рамках поставленных целей Стратегии РФ по экономической безопасности обозначены:
обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики, создание высокотехнологичных производств, новых отраслей экономики, рынков товаров и услуг на основе перспективных высоких технологий;
преодоление критической зависимости российской экономики от импорта технологий, оборудования и комплектующих за счет ускоренного внедрения передовых российских технологических разработок, локализации производства на территории России;
расширение производства лекарственных средств и медицинских изделий;
создание и производство отечественных вакцин против актуальных инфекционных заболеваний.
Очевидно, что развитие отечественных производственных отраслей, включая медицинскую технику, в настоящее время является ключевым для укрепления экономической безопасности страны и повышения качества медицинской помощи. Шаги в направлении политики импортозамещения медицинских изделий в перспективе гарантируют доступность современного оборудования для здравоохранения и укрепление самообороны страны в сфере медицины.
Министерство промышленности и торговли РФ 20 августа 2021 г. утвердило План мероприятий по импортозамещению в медицинской промышленности РФ (далее — План) на период до 2024 г. [4] (рис. 1). Ответственными за мониторинг реализации Плана назначены Департамент радиоэлектронной промышленности и Департамент развития фармацевтической и медицинской промышленности.
К 2024 г. Минпромторг планировал увеличить объемы производства медицинских изделий по нескольким позициям, по некоторым значительно (медицинские симуляторы — почти в 5 раз), а по некоторым и вовсе с нуля достичь уровня отечественного производства до 25% (томограф магнитно-резонансный). К сожалению, результатов реализации мероприятий Плана в открытом доступе нет, но, обращаясь к мнениям экспертов, можно заключить, что импортозамещение медицинских изделий идет полным ходом.
Согласно аналитическому отчету компании TK Solutions, в 2023 г. российскими предприятиями было выпущено медицинского оборудования на 49 410 487 тыс. руб., что на 14,5% выше результатов 2022 г. [5].
Данные официальной статистики также подтверждают рост объема внутреннего производства медицинского оборудования (рис. 2).
По данным Росстата, представленным на рис. 2, объем российского производства медицинской техники за 2018—2022 гг. увеличился более чем в 2 раза, по коду ОКПД 2 32.50 «Инструменты и оборудование медицинские» — с 31,4 до 73,4 млрд руб., по коду ОКПД 2 26.60.1 «Оборудование и приборы для облучения, реабилитации, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях» — с 18,5 до 43,9 млрд руб. Наиболее заметный скачок произошел в 2020 г. [6].
На сегодняшний день в России насчитывается более полутора тысяч производителей, выпускающих свыше 37 тыс. наименований медицинских изделий (что составляет чуть более 7% номенклатуры медицинских изделий, производимых в мире). Доля российских медицинских изделий в 2017—2022 гг. представлена на рис. 3.
Доля российских медицинских изделий росла из года в год, исключением стал 2022 г., демонстрирующий незначительный спад.
По мнению А. В. Виленского и А. И. Деханова, «крупнейшими и самыми технологичными отечественными предприятиями, безусловно, стали компании НИПК „Электрон“, СП „Геппик“, „Амико“, МТЛ, „Уральский оптико-механический завод“, „Ижевский механический завод“. Среди зарубежных компаний, присутствующих на рынке, большие объемы имеют Philips, GE, Toshiba, Siemens, Medtronic, Johnson & Johnson» [7]. Авторы пишут: «По мнению экспертов рынка, эти компании имеют слишком серьезные интересы в нашей стране, чтобы распрощаться с ней в случае введения ограничений или запрета на поставки продукции нелокализованных производств. Наиболее продвинулись в деле локализации крупные международные компании. К примеру, GE Healthcare организовало совместное предприятие с ЗАО „Медицинские Технологии Лтд“, а компания Philips локализовала производство компьютерных томографов на базе НИПК „Электрон“ в Санкт-Петербурге» [7].
Обсуждение
Основной проблемой, по мнению производителей медицинских изделий, в настоящее время является логистика. В связи с уходом с рынка западных компаний изменились и поставщики, и подходы к доставкам. Это вынуждает производителей запасаться комплектующими на несколько месяцев вперед, что требует дополнительных финансовых ресурсов. Кроме того, за счет увеличения сроков поставки импортных комплектующих выпуск конечного продукта затягивается, увеличивая себестоимость. Предпринятые меры, направленные на переориентацию поставщиков из дружественных стран, не всегда являются выходом из ситуации, поскольку зависимость от импорта микроэлектроники по большей части можно решить только собственной базой. Меры государственной поддержки, направленные на развитие отечественной микроэлектронной промышленности, предусмотрены в объеме более чем 2,7 трлн руб. до 2030 г. [8].
По мнению автора, вопрос импортозамещения в медицине является одним из ключевых в современной экономике. Этот процесс действительно сложен из-за высоких требований к качеству и безопасности медицинских изделий, а также необходимости соблюдения строгих медицинских стандартов.
Меры государственной поддержки, направленные на импортозамещение в медицине, существенны. Так, участникам рынка доступны субсидии на производство как непосредственно медицинского оборудования, так и электронно-компонентной базы и программного обеспечения к ним, а также льготные займы Фонда развития промышленности. Для реализации новых промышленных проектов Фонд предоставляет целевые займы по ставкам 3 и 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 5 млн до 5 млрд руб. (в рамках основных программ финансирования), стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики [9].
Кроме того, упрощение регистрации новых медицинских изделий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 г. № 552 «Об утверждении особенностей обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера», облегчило процедуру получения регистрационного удостоверения, сократив ее с полугода до 2 мес.
Не менее важным шагом явилось совершенствование системы государственных закупок, что позволило российским производителям иметь преимущество перед иностранными конкурентами и обеспечило спрос на медтехнику, благодаря увеличению закупок в государственный резерв с изменением налогового режима для ее производителей. Данная мера способствовала росту объема государственных закупок медицинских изделий в РФ в 2017—2022 гг. (рис. 4).
Перспективы развития медицинской промышленности изложены в Распоряжении Правительства РФ от 06.06.2020 № 1512-р «Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 года и на период до 2035 года» [11]. IV раздел данной Стратегии посвящен приоритетным направлениям развития медицинской промышленности Российской Федерации. Ключевые цели Стратегии представлены на рис. 5.
К приоритетным направлениям развития медицинской промышленности отнесены и обеспечение национальной безопасности, и развитие экспортного потенциала, и решение задач импортозамещения, и обеспечение качества и безопасности медицинских изделий и, конечно, научно-технологическое развитие.
Согласно тексту Стратегии, планируется финансирование объема выпуска медицинских изделий российского производства к 2035 г. около 320 млрд руб. (в ценах производителей). Планируемый объем экспортных поставок к 2035 г. определен размером около 92 млрд руб. Кроме того, производство критически важных медицинских изделий планируется в России.
Целевыми показателями предусмотрено увеличение производства медицинских изделий до 116 млрд руб. к 2024 г., до 146 млрд руб. к 2030 г. и до 150 млрд руб. к 2035 г. Согласно утвержденной стратегии, вместо роста процента отечественных медицинских изделий предполагается снижение объема российской продукции относительно общего объема рынка в РФ (при росте объема рынка только на размер текущей инфляции).
Для достижения запланированных показателей Стратегии обозначены приоритетные тенденции российского рынка до 2035 г., к которым отнесены:
внедрение цифровой медицины и развитие телемедицины, а также развитие персонализированной медицины;
применение биомеханики, включая создание экзоскелетов, роботизацию, печать органов на 3D-принтерах для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний;
развитие превентивной медицины, которая позволит осуществлять раннюю диагностику заболеваний посредством повышения технологичности оборудования для выполнения экспериментов вне живого организма (технология in vitro), диагностической визуализации, функциональной диагностики (например, 3D-визуализация организма);
применение медицинской генетики, которая обусловит спрос на оборудование для диагностики in vitro и позволит контролировать генные мутации.
Заключение
Основными принципами успешного развития высокотехнологичного производства медицинских изделий в условиях санкционных ограничений являются системность, комплексность и стратегическое видение. Именно эти принципы четко прослеживаются в мерах государственной поддержки, направленных на долгосрочные результаты.
Можно сказать, что в таких непростых условиях отечественные производители смогли адаптироваться к новым реалиям благодаря мерам государственной поддержки. Активная политика импортозамещения медицинских изделий играет особую роль, поскольку направлена на сохранение здоровья населения и повышение качества медицинской помощи. Развитие отечественного производства медицинского оборудования и инновационных медицинских технологий позволит снизить зависимость от импорта, обеспечить доступность современного оборудования для медицинских учреждений и способствовать развитию здравоохранения в целом.
Об авторах
Виктория Владимировна Тонконог
ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», 353924, г. Новороссийск
Автор, ответственный за переписку.
Email: vikatonkonog79@mail.ru
Список литературы
- Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Гарант. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения 21.02.2024).
- Погарская А. С. Проблемные аспекты таможенного регулирования импортируемых комплектующих принадлежностей медицинских изделий. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(S1):813—9.
- Погарская А. С. К вопросу параллельного импорта медицинских изделий и комплектующих к ним в Российскую Федерацию в условиях санкционной политики. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;32(1):43—51.
- Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 20 августа 2021 г. № 3273 «Об утверждении Плана мероприятий по импортозамещению в медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2024 года». Гарант. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402553600/ (дата обращения 21.02.2024).
- Российский рынок медицинского оборудования за 2017—2023 гг. Прогноз до 2025 г. TK Solutions. Режим доступа: https://tk-solutions.ru/russia-rynok-medicinskogo-oborudovaniya (дата обращения 12.03.2024).
- Рынок медицинских изделий. Рукон АФК. Режим доступа: https://afk.rukon.ru/analitika/post-1667/ (дата обращения 12.03.2024).
- Виленский А. В., Деханова А. И. Научно-технический центр «МЕДИТЭКС». Импортозамещение медицинских изделий: экономический и правовой аспекты. Режим доступа: https://meditex.ru/about/publikatsii/importozameshchenie-meditsinskikh-izdeliy-ekonomicheskiy-i-pravovoy-aspekty/ (дата обращения 12.03.2024).
- Импортозамещение медицинской техники в России идет полным ходом. Режим доступа: https://dzen.ru/a/Y5maSNyfdg4QhNMh (дата обращения 12.03.2024).
- Займы ФРП. Официальный сайт Фонда развития промышленности. Режим доступа: https://frprf.ru/zaymy/ (дата обращения 12.03.2024).
- Росстат. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 12.03.2024).
- Распоряжение Правительства РФ от 06.06.2020 № 1512-р «Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 года и на период до 2035 года». Нормативно-правовые акты. Режим доступа: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-rasporiazhenie-n1512-r-ot06062020-h4783605/strategiia/prilozhenie2/4/ (дата обращения 12.03.2024).
- Ананченкова П. И., Тонконог В. В., Тимченко Т. Н. Аптечный туризм. Часть 2. Запреты, ограничения и риски при ввозе лекарственных средств в Российскую Федерацию физическими лицами. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(2):185—94.
- Токоног В. В., Ананченкова П. И., Шимановский Н. Л., Врубель М. Е. Актуальные вопросы функционирования и развития единого рынка лекарственных средств Евразийского экономического союза. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(S2):1268—74.