The analysis of main causes of increasing of cost of social aftermath of drug addiction in the region according to results of repeated evaluation

  • Authors: Tsarev SA1, Scvortsova ES2
  • Affiliations:
    1. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 127254, г. Москва
    2. The Federal State Budget Institution “The Central Research Institute for Health Organization and Informatics of Minzdrav of Russia”, 127254, Moscow, Russia
  • Issue: Vol 32, No 2 (2024)
  • Section: Health and Society
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/1458
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-2-231-236
  • Cite item

Abstract


The article presents an attempt to evaluate what factors could contribute into significant changes of both amount and structure of social cost of drug consumption in the region. The analysis, based on preserved basic principles of assessment, was applied to processes that occurred in both state and non-state spheres. The purpose of the study was to analyze main causes of dynamics of social cost of drug consumption during re-assessment. Materials and methods. The social cost of drug consumption in the Samara Oblast was re-assessed in 2017–2020 (first assessment was implemented in 2007–2010). The main causes of increasing of social cost of drug consumption were analyzed on the basis of the study results. Results. In Samara Oblast, due to financial and structural changes in state and non-state spheres, occurred increasing of social cost of drug consumption from 18.0 billion to 25.4 billion rubles per year. At that, percentage of social cost of drug consumption in the gross domestic product decreased from 2.9% to 1.6%. In general structure of expenses greatest changes affected percentage of social aftermath of drug addiction (increase from 17.8% to 26.1%) and expenses of drug consumers (decrease from 69.7% to 62.3%).
Conclusions. The increase of absolute values of financial expenditures of the Oblast related to drug consumption conditioned by financial and structural changes in society, is accompanied by decreasing of percentage of ocial cost of drug consumption in value of gross domestic product. The main cause of its dynamics is significant increasing of gross regional product.


Full Text

Введение
Стоимость социальных последствий потребления наркотиков широко изучается во многих странах. При этом оценки величины подобных последствий носят, как правило, моментный характер. При этом в обзорах авторы проводят сравнение результатов оценок на различных территориях (регионы страны, государства) [1, 2]. Достаточно редко встречаются примеры проведения повторной оценки величины социальной стоимости наркомании (ССН) на одной и той же территории с использованием ранее использованных подходов [3]. В этом плане Россия либо ее регион, как полигон повторной оценки, интересны, поскольку являются динамичной с точки зрения происходящих в модели: «наркопотребление—наркополитика» изменений в достаточно короткие временные отрезки территорией.
В 2012 г. в Самарской области была проведена оценка величины и структуры ССН в период с 2007 по 2010 г. В соответствии с данной оценкой доля финансового бремени общества от потребления наркотиков в регионе составляла в среднем 2,9% валового регионального продукта (ВРП). В абсолютных величинах размер социальной стоимости составлял в среднем 18,0 млрд руб. [4].
Целью настоящего исследования стало проведение анализа основных причин изменения величины ССН в регионе при проведении повторной оценки.
Материалы и методы
Исследование является описательным. Использованы статистический и аналитический методы. Расчет величины ССН в Самарской области в 2017—2020 гг. произведен с использованием подходов, которые применялись для проведения оценки в период 2007—2010 гг. [4]. Для сравнения полученных результатов использовали средние значения расходов (M), рассчитанные в двух временных диапазонах: 2007—2010 гг. (оценка 1) и 2017—2020 гг. (оценка 2).
Результаты исследования
Причины изменения величины ССН (в абсолютных и относительных величинах) могут быть различными.
Все предпосылки к изменению величины ССН условно можно разделить на финансовые и структурные (не финансовые). Финансовые изменения, влияющие на величину ССН, могут быть обусловлены изменением финансирования каких-либо структур (чаще в государственной сфере) или принципов оплаты услуг и ростом финансовых расходов на приобретение наркотиков и прекурсоров, который может быть следствием изменения их доступности.
Значительно больший интерес представляет анализ не сугубо экономических факторов, связанных в первую очередь с инфляционными процессами, а иных причин, в основе которых могут лежать как изменения в числе различных индикаторов, от которых зависит формирование расходов (общее число наркопотребителей; число больных, прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании; число преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков — НОН; число лиц, отбывающих наказание за преступления в сфере НОН; другие показатели), так и изменения структур государственных органов, связанных с НОН, приводящих к изменениям финансовых потоков и в итоге к изменению величины ССН.
Структурные изменения, лежащие в основе динамики величины ССН, также могут быть разделены по уровням на федеральные (изменение самих государственных структур, их ликвидация или преобразование, изменения законодательства) и региональные или муниципальные (изменения целого ряда индикаторов: числа потребителей наркотиков, структуры потребляемых наркотиков, числа отбывающих наказание в системе Федеральной службы исполнения наказаний и т. д.).
Для понимания механизмов, приводящих к изменению величины и структуры ССН, необходимо отметить значимые процессы и события, произошедшие с момента последней оценки, которые потенциально могли бы к данной динамике привести.
Основными событиями, произошедшими в период с 2010 г. (окончание оценки 1) до 2017 г. (начало оценки 2) на федеральном и региональном уровнях, были:
1. Упразднение Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотических веществ России (ФСКН), передача ее функции и полномочий в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации с июня 2016 г., образование объединенного Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России (ГУНК МВД) [5]. Ликвидационная комиссия ФСКН России работала до 1 июля 2018 г.
2. Федеральным законом от 25.11.2013 № 313-ФЗ в КоАП введена ст. 6.9.1: Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и(или) медицинской и(или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ [6].
3. В период 2014—2015 гг. в Самарской области, в Министерстве здравоохранения региона, изменен порядок финансирования медицинских услуг, оказываемых пациентам, потребляющим наркотики, наркологическими диспансерами региона: от финансирования стационарных услуг по лечению и реабилитации по факту проведенных больными койко-дней к финансированию за случай госпитализации.
4. С середины 2010-х годов в стране и в регионе меняется схема распространения наркотических веществ: от традиционного сбыта этническими диаспорами или организованными преступными группами до распространения наркотических веществ преимущественно с использованием сети Интернет [7, 8].
5. Наряду с изменением схемы распространения меняется структура потребляемых наркотических веществ: снижается доля потребляемых опиатов растительного происхождения, растет доля потребления синтетических психостимуляторов [9, 10].
6. Принятие Правительством Самарской области Государственной программы Самарской области «Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимой части населения в Самарской области» на 2014—2024 гг., утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 710 [11].
В табл. 1 приведен прогноз изменения величины ССН в регионе, ранее проводившем оценку величины ССН, базирующийся на структурных, не финансовых изменениях количественных и качественных индикаторов, лежащих в основе расчета ССН.
При сохранении структуры оценки величины ССН, использованной в период 2007—2010 г., можно сделать предположения о следующих изменениях в различных блоках.
Блок социальных последствий
наркомании
При расчете расходов в данной сфере достаточно важной является величина производимого ВРП. Экономические потери в данном блоке обусловлены недополучением ВРП вследствие смерти занятых в производстве ВРП потребителей наркотиков, а также снижении производительности труда из-за потребления наркотиков. При условии использования в различные годы одного коэффициента занятости в производстве потребителя наркотиков и одного коэффициента снижения производительности труда [12] динамика величины потерь в производственной и демографических сферах (составные части блока социальных последствий наркомании) будет обусловлена изменением числа лиц, умерших от острых отравлений наркотиками, а также ростом величины ВРП на одного производящего данный продукт жителя региона.
Блок расходов на здравоохранение.
В данном блоке учитываются расходы системы здравоохранения на лечение и реабилитацию наркозависимых потребителей наркотиков, оказание скорой неотложной помощи потребителям наркотиков, а также расходы на лечение сопутствующих заболеваний (ВИЧ-инфекции), вызванных потреблением наркотиков (https://tochno.st/problems/hiv/regions/samarskaya_oblast). Таким образом, динамика экономических потерь в данном блоке будет зависеть от степени изменения числа лиц, поступивших на лечение и реабилитацию, а также от роста тарифов на данную медицинскую услугу. Также причиной изменения величины экономических расходов на лечение и реабилитацию может быть изменение принципов оплаты медицинской услуги, например переход от оплаты за проведенный койко-день к оплате за законченный случай лечения, как это произошло в Самарской области. В результате изменения принципа оплаты расходы на стационарное лечение и реабилитацию выросли с 28,6 млн руб. в год в период 2007—2010 гг. до 53,0 млн руб. в год в период с 2017 по 2020 г. При этом расходы на оказание скорой помощи потребителям наркотиков снизились с 6,5 млн руб. в год (2007—2010) до 1,6 млн за счет снижения числа подобных случаев оказания помощи бригадами скорой медицинской помощи.
Блок расходов на финансирование профилактических программ.
Как правило, финансирование профилактических программ различного уровня утверждается соответствующими нормативно-правовыми актами и редко подвергается корректировке. Однако происходившее в период 2019—2021 гг. перераспределение финансирования профилактических программ в здравоохранении региона вследствие пандемии COVID-19 привело к снижению утвержденного ранее финансирования программ профилактики потребления наркотических веществ. Расходы профилактических программ, финансированных из федерального бюджета, в Самарской области в 2007—2010 гг. в среднем составляли 64,9 млн руб. в год. В период с 2017 по 2020 г. финансирование профилактических программ из регионального бюджета (единственный источник финансирования профилактических программ в данном периоде) в среднем составляло 22,7 млн руб. [11].
Блок расходов на функционирование правоохранительных органов.
Показателями, определяющими величину экономических потерь в данном блоке, являются расходы на содержание органов и структур, в чьи обязанности входит пресечение незаконного оборота наркотических средств, а также доля совершаемых преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств в общем количестве совершаемых преступлений. Рост абсолютных значений выделяемых на федеральном уровне государством средств на финансирование данных органов и структур ожидаемо должен привести к росту расходов в данном блоке. Так, в период с 2007 по 2010 г. расходы федерального бюджета на обеспечение деятельности правоохранительных органов выросли с 192,9 млрд руб. до 308,2 млрд руб. [13, 14]. В период 2017—2020 гг. этот рост составил от 591,4 млрд руб. до 652,4 млрд руб. [15, 16]. Уменьшение количества преступлений в сфере НОН в 2017—2020 гг. по сравнению с первоначальной оценкой, по мнению специалистов, может быть связано как с ликвидацией ФСКН как структуры, так и с изменением способов продажи наркотических веществ. Среднее количество преступлений в сфере НОН в 2007—2010 гг. составило 9022 в год (доля от общего количества совершенных преступлений в регионе — 10,8%), в 2017—2020 гг. — 4098 (9,5%).
Блок расходов на функционирование системы исполнения наказаний.
Расходы в данном блоке обусловлены необходимостью финансирования системы исполнения наказаний в отношении пребывающих в местах лишения свободы лиц, осужденных по уголовным статьям, связанным с НОН. При росте общего федерального финансирования пенитенциарной системы России: 93,5—149,1 млрд руб. в 2007—2010 гг.; 179,0—205,0 млрд руб. в 2017—2020 гг. [13—16] — следует ожидать роста расходов общества в данном блоке даже на фоне снижения числа лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по статьям, связанным с НОН, в Самарской области. Число таких лиц снизилось с 19 722 в 2007 г. до 3935 в 2020 г.
Блок расходов на функционирование судебной системы.
Основными показателями в данном блоке экономических расходов будут: величина средств федерального бюджета, выделяемого на деятельность судебной системы региона, и количество судебных дел, рассмотренных в отношении лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков. Ожидаемый рост расходов федерального бюджета и количества рассматриваемых дел (уголовных и административных) создают предпосылки для роста расходов в данном блоке. Средние расходы федерального бюджета на обеспечение работы судей в РФ выросли в среднем с 40,8 млрд руб. в год (в 2007—2010 гг.) до 161,9 млрд руб. в год (в 2017—2020 гг.) [13—16]. При этом количество рассматриваемых дел выросло в среднем с 4765 (в 2007—2010 гг.) до 8587 дел в год (в 2017—2020 гг.) из-за роста количества рассматриваемых судами административных дел.
Блок расходов потребителей наркотиков.
Основными предпосылками изменения стоимости социальных последствий наркопотребления в данном блоке являются изменение оценочного числа наркопотребителей и изменение стоимости потребления, которая может быть следствием изменения наркосцены и вполне ожидаемого роста стоимости наркотических веществ на нелегальном рынке. Как и большинстве регионов РФ, в Самарской области с середины 2010-х годов отмечается увеличение потребления синтетических психостимуляторов при снижении потребления опиатов (за исключением синтетического опиоида метадона). При сопоставимой стоимости одной инъекции динамика величины ССН в данном блоке в итоге будет зависеть от частоты потребления и динамики численности наркопотребителей. Среднее оценочное число наркопотребителей в 2007—2010 гг. составляло 51 986 человек [17]. Данный показатель в период 2017—2020 гг. составил 40 345 человек [18]. В рамках ежегодного мониторинга наркоситуации в регионе проводится не только оценка численности наркопотребителей, но и анализ динамики стоимости наркотических веществ [18]. Произошедший рост стоимости наркотических веществ и увеличение доли потребителей синтетических психостимуляторов, характерный практически для всех регионов России, произошел на фоне снижения в Самарской области оценочного числа потребителей наркотиков, что создает предпосылки для незначительной динамики данного показателя в абсолютных величинах.
В результате проведенной оценки были получены значения величины ССН в 2017—2020 гг., сравнение средних значений экономических потерь представлено в табл. 2.
Таким образом, полученные данные подтверждают прогнозируемый рост величины ССН в регионе, по данным повторной оценки, проведенной через 10 лет. Среднегодовая величина экономических потерь вследствие потребления наркотических веществ в Самарской области выросла с 18,0 (в 2007—2010 гг.) до 25,5 млрд руб. в год (в 2017—2020 гг.). При этом доля ССН в ВРП снизилась с 2,9 до 1,6%, что связано в основном с существенным ростом (на 156,4%) величины ВРП. По этой же причине отмечается рост доли социальных последствий наркомании в величине ССН, поскольку при расчете экономических потерь в производственной сфере фигурирует величина ВРП как основа оценки недополученного ВРП у лиц трудоспособного возраста, потребляющих наркотические вещества.
Заключение
Финансовыми предпосылками к росту величины ССН в регионе стали рост величины ВРП, рост расходов федерального бюджета на осуществление деятельности ряда федеральных структур (Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД, Федеральной службы исполнения наказаний, судебной системы). При этом доля ССН в ВРП снизилась из-за существенного роста ВРП.

About the authors

S A Tsarev

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 127254, г. Москва

Author for correspondence.
Email: tsasergey@yandex.ru

E S Scvortsova

The Federal State Budget Institution “The Central Research Institute for Health Organization and Informatics of Minzdrav of Russia”, 127254, Moscow, Russia

Email: scvortsova@mednet.ru

References

  1. Ivanec N. N., Kuklin A. A., Koshkina E. A. Social cost of drug addiction in the Ural Federal District. Moscow — Yekaterinburg: Institute of Economics of the Ural Federal District of the Russian Academy of Sciences; 2005. 128 p. (in Russian).
  2. Barrio P., Reynolds J., García-Altés A., Gual A., Anderson P. Social costs of illegal drugs, alcohol and tobacco in the European Union: A systematic review. Drug Alcohol Rev. 2017 Sep; 36(5):578—88. doi: 10.1111/dar.12504. Epub 2017 Mar 23.
  3. Reinhart M., Scarpati L. M., Kirson N. Y., Patton C., Shak N., Erensen J. G. The Economic Burden of Abuse of Prescription Opioids: A Systematic Literature Review from 2012 to 2017. Appl. Health Econ. Health Policy. 2018 Oct;16(5):609—32. doi: 10.1007/s40258-018-0402-x
  4. Tsarev S. A. Dynamics of the structure and value of the social cost of drug addiction in the Samara region in 2007—2010. Voprosy narkologii = Issues of Narcology. 2012;(3):48—62 (in Russian).
  5. Decree of the President of the Russian Federation of 05.04.2016 N 156 (ed. 15.05.2018) “On improving public administration in the field of control over the circulation of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors and in the field of migration”. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40681
  6. Federal Law of 25.11.2013 N 313-FZ (as amended by 03.07.2016) “On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation”. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40681
  7. Umarov M. R., Nechaeva E. V. Drug trafficking on the Internet. In: Criminal law prevention in the field of trafficking in narcotic drugs or psychotropic substances, alcoholic and alcohol-containing products (regional aspect). Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference [Ugolovno-pravovaya preventsiya v sfere oborota narkoticheskikh sredstv ili psikhotropnykh veshchestv, alkogol'noy i spirtosoderzhashchey produktsii (regional'nyy aspekt). Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii]. Cheboksary; 2015. P. 349—53 (in Russian).
  8. Teplyashin P. V. State of drug crime in the Russian Federation: main criminological indicators and trends. Russkiy zakon = Lex Russica. 2017;10(131):147—57 (in Russian).
  9. Kaklyugin N. V. “Synthetic” Russia: progressive suicide of narcotic youth. Challenges and perspectives. Meditsina = Medicine. 2014;4(8):1—27 (in Russian).
  10. Pozdnyakova M. E., Bruno V. V. Study of the drug situation in Russia and abroad: comparative analysis. Rossia reformiruyucshayasya. 2019;17:202—49 (in Russian).
  11. Decree of the Government of the Samara Region of November 29, 2013 N 710. On the approval of the state program of the Samara region “Countering drug trafficking, drug addiction prevention, treatment and rehabilitation of the drug-dependent part of the population in the Samara region” for 2014—2025. Available at: https://docs.cntd.ru/document/464008930?ysclid=lj2lp3rdcs266822474 (accessed 19.06.2023).
  12. Iliuk R. D., Krupitskiĭ E. M., Torban M. N., Kozlov A. P., Blinnikova K. N., Khaĭmer R., Grin T., Grau L. The study of characteristics of overdose among users of opioid drug injections. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii imeni S. S. Korsakova = S. S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2010;110(5-2):33-43. (In Russ.)
  13. Federal Law “On the Federal Budget for 2007” of 19.12.2006 N 238-FZ Garant. Available at: https://base.garant.ru/12151095/?ysclid=lj2ltb86ss183326544 (accessed 19.06.2023).
  14. Federal Law “On the Federal Budget for 2008 and for the Planning Period 2009 and 2010” from 24.07.2007 N 198-FZ. Garant. Available at: https://base.garant.ru/12154886/?ysclid=lj2lydc2ya727024130 (accessed 19.06.2023).
  15. Federal Law “On the Federal Budget for 2017 and for the Planning Period 2018 and 2019” dated 19.12.2016 N 415-FZ. Garant. Available at: https://base.garant.ru/71570266/?ysclid=lj2m1l871z197993370 (accessed 19.06.2023).
  16. Federal Law “On the Federal Budget for 2020 and for the Planning Period of 2021 and 2022” dated 02.12.2019 N 380-FZ. Garant. Available at: https://base.garant.ru/73098374/?ysclid=lj2m4tprxc959612326 (accessed 19.06.2023).
  17. Tsarev S. A., Koryakin S. A. Estimating the number of injecting drug users in the Samara region in 2008 by multiplying coefficients. Voprosy narkologii = Issues of narcology. 2009;(4):74—80 (in Russian).
  18. The official website of the Anti-Drug Commission of the Samara Region. Data on monitoring the drug situation of the Samara region in the period from 2017 to 2020. Available at: https://netnarkoticam.samregion.ru/category/monitoring-narkosituaczii (accessed 29.03.2023).

Statistics

Views

Abstract - 6

PDF (Russian) - 6

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2025 АО "Шико"

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Vorontsovo Pole, 12, Moscow

Email: ttcheglova@gmail.com

Phone: +7 903 671-67-12

Principal Contact

Tatyana Sheglova
Head of the editorial office
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Phone: +7 903 671-67-12
Email: redactor@journal-nriph.ru