ВОЛОНТЕРСТВО КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

  • Авторы: Чуйков О.Е.1, Лагутин И.Б.2, Свечников В.А.3, Бабина А.С.4, Батюков В.В.4
  • Учреждения:
    1. ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
    2. ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
    3. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
    4. ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», Медицинский институт
  • Выпуск: Том 30, № 2 (2022)
  • Страницы: 312-317
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/888
  • DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-2-312-317
  • Цитировать

Аннотация


В статье рассмотрена деятельность Курского государственного медицинского университета, направленная на формирование и развитие студенческих добровольческих (волонтерских) отрядов, а также представлена модель подготовки волонтеров в условиях вуза. Обоснована необходимость развития альтруистических мотивов у студентов-медиков, занимающихся волонтерской деятельностью. Представлена организационно-мотивационная модель системы подготовки волонтеров в условиях медицинского вуза.

Полный текст

Введение Вопрос вовлечения студентов-медиков в волонтерскую деятельность приобрел особую актуальность в сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации в стране. Высшее учебное заведение выступает в качестве особой социокультурной среды, под воздействием которой у студентов формируются такие необходимые для волонтеров качества, как гуманизм, милосердие, самоотверженность, бескорыстие и отзывчивость. Вуз призван мотивировать студентов в этом направлении, организовать волонтерские отряды, провести подготовку добровольцев. Важно понимать, каковы механизмы мотивации и организации волонтеров, какова структура управления ими, в чем специфика деятельности медицинского вуза в данном направлении. Проблеме развития добровольческого/волонтерского движения посвящено множество научных работ современных зарубежных и российских ученых. В последнее время появились труды, посвященные анализу специфики волонтерской деятельности студентов медицинских вузов. Так, в статье польских исследователей студенческое волонтерство определено как жизнеспособное решение для обучения медицинским специальностям и сделан вывод о том, что для максимального использования его образовательного потенциала необходимо изучить потребности добровольцев, обеспечить психологическую поддержку и предоставить возможности для наставничества и размышлений [1]. Американский исследователь Асканон Ф. Керне выделяет шесть ключевых факторов мотивации студентов-медиков, побуждающих их к волонтерской деятельности [2, с. 36]. Ученые Университета Британской Колумбии (г. Ванкувер, Канада) Сиань Сян-Те Цуй и Эми По-Ю Цай утверждают, что определяющим мотивом для студентов, поступающих в медицинский университет, является улучшение качества жизни человечества, обслуживание малоимущих и защита пациентов, а уже в процессе обучения определяющими мотивами становятся карьера, профессиональный рост, совершенствование [3]. В статье американских ученых представлены руководящие принципы и учебные программы участия студентов-медиков в глобальном опыте в области здравоохранения. Авторы утверждают, что медицинские университеты должны быть основным центром подготовки и координации волонтеров, где студенты-медики участвуют в факультативных занятиях по глобальному здравоохранению. Вузы должны способствовать организации добровольческого туризма - краткосрочной медицинской волонтерской работы в бедных ресурсами странах [4, с. 285]. Результаты исследований отечественных ученых подтверждают ряд выводов зарубежных коллег о наличии двух групп мотивов, побуждающих студентов-медиков к волонтерской деятельности - это мотивы, отражающие желание профессионального совершенствования и мотивы, направляющие к достижению общественно полезных целей. Благодаря пристальному вниманию к добровольческой деятельности/волонтерству со стороны государства за последние годы в России сформировалась система медицинского волонтерства. Развитие добровольчества, в особенности в медицинском вузе, является приоритетным направлением работы со студентами, так как добровольческая деятельность является важнейшим ресурсом для развития у будущих специалистов высоких нравственных качеств [5, с. 80]. Ряд работ посвящен изучению процесса формирования ценностного представления студентов о мире будущей профессии, принятие студентами медицинского вуза субъектной позиции через присвоение профессиональных и общечеловеческих ценностей и развитие профессиональной культуры будущего врача. По мнению О. В. Головко и О. В. Шмаковой, волонтерская деятельность позволяет формировать у студентов-медиков коммуникативные и организаторские способности воспитывать чувство ответственности, организовывать помощь тем, кто в ней нуждается, что способствует саморазвитию, самовоспитанию и становлению личности будущего врача [6, с. 74]. Есть работы, в которых рассматривается процесс коммуникации, формируемый в результате волонтерской деятельности, навыки имеют большое значение для развития студентов, служат залогом их дальнейшего личностного и профессионального роста [7, с. 179]. В своих работах мы не раз затрагивали тему истории становления и традиций добровольческого движения в России [8], а также развития современного отечественного волонтерства [9-10], выявляли основные направления деятельности волонтеров-медиков в период пандемии COVID-19 на региональном уровне [11]. Несмотря на широкое освещение развития волонтерского движения студентов-медиков, на наш взгляд, недостаточное внимание в исследованиях уделено определению роли медицинского вуза как особой социально-организационной среде формирования и развития добровольчества/волонтерства. Цель исследования - выявить и проанализировать организационно-мотивационную модель системы подготовки волонтеров, реализуемая в условиях медицинского вуза на примере Курского государственного медицинского университета (КГМУ). Материалы и методы Проведен анализ научной литературы и правовых источников. В качестве вторичных данных выступали результаты социологических исследований ВЦИОМ. Для обозначения наиболее изученных проблем применен описательный метод [12, с. 189]. Использован также социокультурный подход как универсальный инструмент, позволяющий рассматривать процесс развития добровольческого движения в комплексе определяющих факторов: структурных, институциональных, социально-политических, социально-экономических и социокультурных [13, с. 254]. Результаты исследования Развитие добровольчества/волонтерства в России предполагает наращивание компетенций добровольцев/волонтеров и добровольческих/волонтерских организаций по различным направлениям осуществляемой деятельности, включая сферы здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, культуры, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания правовой помощи населению и другие сферы [14]. По данным ВЦИОМ, в нашей стране количество волонтеров увеличилось с 20% в 2019 г. до 40% в 2021 г. За последние 5 лет 24% опрошенных передавали вещи в детские дома или дома престарелых, 21% вносили деньги на счет малоимущих, 15% - на счета благотворительных организаций, подавали милостыню 16%, участвовали в волонтерской работе 7%. Более активно благотворительностью занимаются люди 25-34 и 35-44 лет. Чаще других принимали участие в волонтерской деятельности (20%) и благотворительных акциях (14%) молодые люди 18-24 лет. Не вовлечены в благотворительную и волонтерскую деятельность 40% [15]. В России существует мера поддержки студентов-медиков, которые помогали в период пандемии: при поступлении в ординатуру они получат дополнительные 20 баллов за волонтерство в сфере охраны здоровья [16]. Сегодня студент может проявить себя в любом направлении медицинского добровольчества: помогать в больницах, заниматься профилактикой заболеваний, обучением первой помощи, популяризацией донорства, пропагандой здорового образа жизни, проводить медицинскую профориентацию школьников. Сегодня волонтерством в сфере здравоохранения занимается более 46 тыс. россиян во всех 85 регионах страны [17]. Высшее учебное заведение выступает особой социально-организационной средой, где формируются волонтерские отряды и готовятся кадры для работы в них. В медицинских вузах существует особая специфика подготовки и воспитания волонтеров. Мы предприняли попытку выявления системы подготовки волонтеров в КГМУ. В КГМУ организован 31 волонтерский отряд, в их работу вовлечены 1,5 тыс. студентов [18]. Вступление человека в какую-либо организацию имеет определенную причину, мотив. Нам важно было выявить доминирующие мотивы, побудившие молодых людей безвозмездно оказывать помощь людям, чтобы понять уровень соответствия и подготовки, методы и методики подготовки волонтеров. С этой целью был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 370 студентов. Анкета была составлена с использованием перечня факторов мотивации добровольцев, выявленных американским исследователем Асканом Ф. Кернером. Ученый выделяет 6 факторов мотивации волонтерства: Понимание - волонтерство позволяет человеку изучать или практиковать знания, навыки и способности. Карьера - более близкое знакомство с профессиональной деятельностью может помочь повысить эффективность работы подопечных и произвести впечатление на наставников. Общение - волонтерство предлагает возможности побыть с друзьями или заняться деятельностью, которая считается позитивной. Защитный - бесплатные медицинские осмотры способны помочь социально-экономически обездоленным пациентам, которые не могут себе этого позволить. Совершенствование - волонтерство повышает собственную самооценку, помогает студентам чувствовать себя нужными. Ценности - поведение, осуществляемое в рамках соответствующей волонтерской деятельности, позволяет человеку обогатить свой внутренний мир, усилить нравственные качества личности [2, с. 36]. Результаты опроса показали, что среди представленных факторов мотивации волонтерства у наших студентов преобладают понимание, карьера, совершенствование (рис. 1). Исследование подтвердило результаты опроса, проведенного зарубежными коллегами, и показало, что большинство мотивирующих факторов на самом деле могут быть обусловлены стремлением к профессиональному росту студентов-медиков, а не альтруистическими принципами. При этом нельзя отрицать важность формирования альтруистических мотивов у волонтеров, которые также необходимы для их становления как медицинских работников. С этой целью в КГМУ организовано обучение в Школе добровольчества «Движение вверх». В процессе исследования нам удалось построить модель подготовки и развития волонтеров в условиях медицинского вуза на примере КГМУ. В модели представлены пять элементов: администрация вуза, структурные подразделения, Школа добровольчества «Движение вверх», волонтерские отряды и личность волонтера. Каждый элемент имеет свое назначение и функции (рис. 2). Администрация вуза: -проводит нормативное и методическое обеспечение процесса создания и деятельности волонтерских отрядов (Концепция развития добровольчества/волонтерства) в КГМУ до 2025 г. Положение о волонтерском/добровольческом отряде, Положение о конкурсе «Доброволец года КГМУ», Методическое пособие по организации волонтерской/добровольческой деятельности, Методические рекомендации по волонтерам в сфере COVID-19 в 2021 г.); -проводит организационно-управленческую работу по обеспечению координации деятельности структурных подразделений вуза (деканаты, медико-фармацевтический колледж, кафедры); -контролирует исполнение распоряжений и приказов структурными подразделениями. Структурные подразделения: -организуют волонтерский отряд; -утверждают его структуру и участников; -разрабатывают ежегодный план деятельности отряда; -готовят отчеты о проделанной работе; -осуществляют контроль за деятельностью волонтерских отрядов. Школа добровольчества «Движение вверх» является особой мотивационной средой, способствующей формированию и развитию личности волонтера КГМУ. Цель школы - повышение компетентности волонтеров через обучение и мотивационную подготовку к включению студентов в добровольческую среду. В школе проводятся лекции, практические занятия, деловые игры, экскурсии, мастер-классы, организованные преподавателями и более опытными волонтерами. Становление личности волонтера предполагает поэтапное сопровождение и подготовку, которая осуществляется в школе при помощи различных методов и форм обучения и воспитания [19]. Волонтерские отряды. Личность волонтера. Волонтерский/добровольческий отряд - это добровольное объединение обучающихся, изъявивших желание бескорыстно (без извлечения прибыли) выполнять работу по профессионально ориентированной деятельности [20]. С одной стороны, благодаря деятельности структурных подразделений вуза мы получаем волонтерский/добровольческий отряд как структурированный механизм, объединяющий студентов, изъявивших желание бескорыстно выполнять работу по профессионально ориентированной деятельности. С другой стороны, после прохождения подготовки в школе добровольчества «Движение вверх», мы получаем мотивированную, компетентную личность студента, альтруистически настроенную, стремящуюся к профессиональному самосовершенствованию. Заключение Результаты исследования показали, что организация эффективной работы волонтеров - это одно из важных направлений деятельности вуза. В КГМУ подготовка профессиональных волонтеров поставлена на высокий уровень: выстроена и успешно функционирует система подготовки студентов-медиков, в которой большое внимание уделяется не только усвоению знаний и передаче опыта, но и сопровождению формирования альтруистических мотивов, наличие которых необходимо для становлении личности волонтера. Организационно-мотивационная система подготовки волонтеров в условиях медицинского вуза на примере КГМУ включает в себя управленческие механизмы, слаженное структурное взаимодействие, осмысленную мотивацию, систему профессиональной подготовки волонтеров и совместную самоотверженную работу преподавателей и студентов-медиков. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Об авторах

О. Е. Чуйков

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: chuikov-ru@mail.ru

И. Б. Лагутин

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»


В. А. Свечников

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»


А. С. Бабина

ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», Медицинский институт


В. В. Батюков

ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», Медицинский институт


Список литературы

  1. Chawłowska E., Staszewski R., Lipiak A., Giernaś B. Laboratory of International Health, Department of Preventive Medicine, Poznan University of Medical Sciences, Poznań, Poland. Frontiers in Public Health. Режим доступа: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpubh.2020.633888/full (дата обращения 10.11.2021).
  2. Koerner А. F. Career readiness is integral to the liberal arts. NACE. 2018;79(2):36-44.
  3. Tsuei S. H.-T., Tsai A. Po-Yu. Examining Altruism in Medical Student Volunteer Work: A Reply to Pham’s Article. Режим доступа: https://in-training.org/examining-altruism-medical-student-volunteer-work-reply-phams-article-429 (дата обращения 08.10.2021).
  4. McCall D., Iltis. A. S. Health. Care Voluntourism: Addressing Ethical Concerns of Undergraduate Student Participation in Global Health Volunteer Work. HEC Forum. 2014 Dec;26(4):285-97.
  5. Федулова И. В. Добровольческая деятельность студентов медицинских вузов как актуальная образовательная практика подготовки современного специалиста. Инклюзия в образовании. 2018;3(10):79-84.
  6. Головко О. В., Шмакова О. В. Значение волонтерства для студентов медицинского вуза. В кн.: Воспитательный процесс в медицинском университете: традиции и инновации. Материалы I международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (Кемерово, 24-25 апреля 2020 г.). Кемерово: ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России; 2020. С. 77-80.
  7. Соколова Л. Н., Гаврилова О. А., Зюзькова С. А. Участие студентов в волонтерстве как способ формирования коммуникативных навыков. В кн.: Воспитательный процесс в медицинском вузе: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам III межрегиональной научно-практической конференции (Иваново, 29-31 января 2020). Иваново; 2020. С. 179-81.
  8. Chuikov O. E., Abramov A. P., Zulfugarzade T. E. Organization of pupil government in teaching activities of Stanislav Shatskii (through the example of Rural Summer School-Colony The Invigorating Life). Eur. J. Contemporю Educ. 2018;7(2):436-44. doi: 10.13187/ejced.2018.2.436
  9. Чуйков О. Е., Смирнова Д. О. Добровольчество и волонтерство как тренд современного российского общества. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019;9(2):188-95.
  10. Чуйков О. Е., Смирнова Д. О. Волонтерство как социокультурное явление: практика реализации и мотивы участия. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019;9(1):183-6.
  11. Чуйков О. Е., Бровкина И. Л., Свечников В. А., Кубикова Н. В., Рудакова Э. Ю. Деятельность волонтеров-медиков в период пандемии COVID-19 (на примере работы штаба добровольческих отрядов Курского государственного медицинского университета). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(Спецвыпуск):662-6.
  12. Abramov A. P., Chuikov O. E., Gavrikov F. A., Ludwig S. D. The problems of contemporary education: Socio-cultural dimension of military education in modern Russia. Eur. J. Contemporary Educat. 2017;6(2):189-95.
  13. Abramov A. P., Chuikov O., Pyaseckaya E. N., Svechnikov V. A. Educational system of Victor N. Soroka-Rosinsky: From coercion to voluntariness. Eur. J. Contemporary Educat. 2019;8(1):254-61.
  14. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года». СПС Консультант Плюс (дата обращения 10.10.2021).
  15. Страна неравнодушных. Режим доступа: http://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/strana-neravnodushnykh (дата обращения 08.10.2021).
  16. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.11.2019 № 946н «О внесении изменения в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № 212н». Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912300065 (дата обращения 22.10.2021).
  17. Как волонтерство помогает студентам-медикам. Режим доступа: http://kdm26.ru/news/kak-volonterstvo-pomogaet-studentam-medikam (дата обращения 08.10.2021).
  18. Официальный сайт Комитета здравоохранения Курской области. Режим доступа: http://kurskzdrav.ru/ru/press-center/news/novosti/svyshe-1-5-tysyachi-studentov-kgmu-vovlecheno-v-volonterskuyu-deyatelnost (дата обращения 08.10.2021).
  19. Официальный сайт Курского государственного медицинского университета. Режим доступа: http://kurskmed.com/department/students_school/section/module/subsection/dobroshoolKSMU/page/infdobroshool (дата обращения 08.10.2021).
  20. Положение о волонтерском (добровольческом) отряде (утверждено решением ученого совета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России от 12.10.2020 № 2). Режим доступа: https://kurskmed.com/upload/departments/volunteering/ДОКУМЕНТЫ/POLOZhENIE_dobrovolchestvo.pdf (дата обращения 02.11.2021).

Статистика

Просмотры

Аннотация - 123

PDF (Russian) - 95

Cited-By


PlumX

Dimensions


© АО "Шико", 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12

Email: ttcheglova@gmail.com

Телефон: +7 903 671-67-12

Редакция

Щеглова Татьяна Даниловна
Зав.редакцией
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, Москва, ул.Воронцово Поле, д.12


Телефон: +7 903 671-67-12
E-mail: redactor@journal-nriph.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах