ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
- Авторы: Цурган А.М.1, Дементьев А.А.1, Ляпкало А.А.1, Соловьев Д.А.1, Харитонов В.И.1, Стунеева Г.И.1, Здольник Т.Д.1, Казаева О.В.1
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России
- Выпуск: Том 29, № 6 (2021)
- Страницы: 1531-1535
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-nriph.ru/journal/article/view/778
- DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-6-1531-1535
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Введение Сохранение здоровья студенческой молодежи является одной из актуальных гигиенических проблем современности, что во многом обусловлено недостаточным уровнем гигиенического воспитания, а также высокой распространенностью элементов патогенного образа жизни, особенно несоблюдением режима труда и отдыха, нерациональным питанием, низкой двигательной активностью, несоблюдением правил личной гигиены, табакокурением, употреблением алкоголя и наркотических средств [1, 2]. По данным ряда авторов, алкоголь употребляют от 40,1 до 88,5% студентов [3-6], причем около половины студентов употребляют алкогольные напитки с частотой от двух раз в неделю до трех раз в месяц. Употребление алкоголя больше распространено среди юношей, чем среди девушек [7-9]. По мнению многих исследователей, курят от 20 до 64,2% юношей и 9-22,8% девушек, в том числе 41,5% студентов-медиков [3, 6, 8, 10, 11]. Исследователи приводят разные данные по распространенности употребления наркотиков в среде студенческой молодежи: доля таких лиц колеблется от 0-5 до 29% [4-6, 10]. По другим данным, регулярно и эпизодически употребляют наркотики 4,2-7,4% девушек и 7,4-16,2% юношей [3, 8]. Анализ научной литературы свидетельствует о достаточно высокой распространенности форм аддиктивного поведения среди студентов и высокой вариативности представленных данных в разных группах студенческой молодежи, что подчеркивает актуальность выполненного исследования и необходимость понимания состояния этой проблемы среди студентов медицинского университета. Цель работы - изучение особенностей образа жизни и выявление ассоциированных с ним поведенческих факторов риска среди студентов медицинского университета. Материалы и методы Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России, в качестве объекта исследования выступали студенты всех курсов и факультетов университета. Для проведения социологического исследования была разработана специальная анкета, учитывающая перечень факторов риска, связанных с образом жизни человека согласно методическим рекомендациям «Оценка риска, связанного в воздействием факторов образа жизни на здоровье населения» [12]. Опрос студентов проводился дистанционно с использованием Google Forms. В социологическом исследовании приняли участие 534 студента. Количество респондентов, обеспечивающее репрезентативность результатов исследования, рассчитывалась по стандартной формуле бесповторной выборки. В ходе статистической обработки результатов исследования рассчитывались относительные величины и их доверительные интервалы по методу Уилсона [13]. Для статистической обработки результатов исследования использовались пакеты компьютерных программ MS Excel 2019 и IBM SPSS Statistics 19. Результаты исследования Более половины девушек и юношей (57,3 и 60,9% соответственно) отходили ко сну в 24 ч и позже, около трети засыпали в 22-23 ч, незначительная доля студентов - в 21-22 ч. С учетом регламентированного начала учебной деятельности время отхода ко сну существенно влияет на продолжительность ночного сна (табл. 1). Исследование показало, что среди студентов женского и мужского пола достоверно преобладали респонденты, тратившие на ночной сон от 6 до 7 ч, при этом их доли составили соответственно 60,2 и 72,0% (р<0,05). Удельный вес опрошенных с продолжительностью ночного сна 4-5 ч среди девушек составлял 29,98% и был в 1,8 раза больше, чем среди юношей (р<0,05). Примерно каждый десятый обучающийся следовал рекомендуемой продолжительности ночного сна (8 ч и более), тогда как 27,0% девушек и 25,4% юношей ежедневно компенсировали ночной недосып за счет дневного сна. ps202106.4htm00082.jpg Следовательно, нерациональная организация режима труда и отдыха у большинства студентов в части продолжительности ночного сна способствует росту функционального напряжения и требует дополнительного дневного отдыха. Данное явление более выражено у девушек, чем у юношей. ps202106.4htm00084.jpg Почти половина респондентов испытывали чувство напряжения перед сессией, их доли среди юношей и девушек составили соответственно 53,28 и 42,39% и превышали таковые среди сохранявших спокойствие в 5,2 и 2,1 раза (р<0,05; табл. 2). Испытывали стресс перед сессией 49,38% девушек, среди юношей таких было в 2,3 раза меньше (р<0,05). В то же время каждый четвертый юноша сохранял спокойствие перед сессией, среди девушек таких было только 8,23% (р<0,05). Выявленные гендерные различия в самооценке психоэмоционального состояния перед сессией могут быть обусловлены более высокой эмоциональной лабильностью и мотивацией к обучению у девушек по сравнению с юношами [1]. Исследование показало, что юноши чаще нарушают правила личной гигиены, чем девочки (табл. 3): 35,86% юношей не чистят зубы 2 раза в день, среди девушек таких в 2 раза меньше; каждый четвертый респондент мужского пола не соблюдает ежедневные правила интимной гигиены, среди девушек таких было только 5,62%; 30,57% юношей осуществляют уход за своим телом не каждый день, тогда как среди девочек доля таких ответов была в 1,7 раза меньше (р<0,05). ps202106.4htm00086.jpg Не соблюдают режим влажной уборки помещения 69,89% юношей, среди девушек таких было в 1,2 раза меньше (р<0,05). Недостаточной физической активностью считаются занятия физкультурой менее 30 мин в день и менее 5 дней в неделю [10]. Социологическое исследование показало, что 26,14% девушек тратят на физические упражнения менее 30 мин в день, среди юношей таких респондентов было в 1,5 раза меньше (р<0,05). Все юноши и девушки, участвовавшие в опросе, занимаются физической культурой меньше 5 раз в день. Нарушение режима питания достоверно чаще встречается среди девушек: 44,35% опрошенных девушек и 36,55% юношей принимают пищу 1-2 раза в сутки (р<0,05). ps202106.4htm00088.jpg Результаты изучения распространенности курения как одного из факторов аддиктивного поведения представлены в табл. 4. Исследование показало, что распространенность активного курения и употребления никотина в дозе более 0,1 мг/сут среди юношей была выше, чем среди девушек, в 1,4 и 2,0 раза соответственно (р<0,05). В то же время 64,47% девушек подвергались пассивному курению, среди юношей таких было 55,17% (р<0,05). Около 1/3 курящих студентов хотели бы избавится от этой зависимости. Более половины опрошенных студентов ежедневно употребляют алкогольные напитки: 63,32% девушек и 53,79% юношей (р<0,05). Злоупотребляют алкоголем (30 г и более этилового спирта в день) 2,53% опрошенных юношей, что в 4 раза больше, чем среди девушек (р<0,05). Опрос показал, что принимают наркотики без медицинских показаний не более 4% студентов обоих полов, что не выходит за пределы средних значений по РФ. ps202106.4htm00090.jpg Изучение особенностей сексуального поведения студентов-медиков показало, что 44,12% девушек не живут половой жизнью, среди юношей таких было в 1,5 раза меньше (табл. 5). Почти половина всех респондентов отметили наличие 1-2 половых партнеров в год. При этом юноши отличаются более высокой половой активностью и больше склонны к проявлению промискуитетного поведения. В частности, 7,94% респондентов мужского пола указали на наличие 3-4 половых партнеров в год, тогда как среди девушек таких было около 1% (р<0,05). Среди опрошенных студенток не встречались указания на наличие 5-6 половых партнеров в течение года, среди юношей их было 1,59%. Имели 7 и более половых партнеров в течение года 3,97% респондентов мужского пола, среди девушек таких было в 5,4 раза меньше (р<0,05). ps202106.4htm00092.jpg Социологическое исследование показало, что 52,18% юношей обязательно используют презервативы при половых контактах, среди девушек доля таких ответов была в 1,3 раза меньше (табл. 6). При этом почти треть студенток воздержались от ответа на этот вопрос, среди юношей таких было только 25,52% (р<0,05). Социологическое исследование показало, что каждый четвертый студент обращается за медицинской помощью при первых симптомах заболеваний (ответственное медицинское поведение). Наряду с этим 24,67% девушек и 23,45% юношей обращаются за медицинской помощью только в случае крайней необходимости (безответственное медицинское поведение), а доля тех, кто вообще не обращается к врачу, среди респондентов составила 4,64 и 6,44% соответственно (р>0,05). При этом 43,68% юношей и 44,76% девушек идут к врачу только при развившихся симптомах заболевания. Таким образом, почти ¾ студентов-медиков имеют недостаточную настороженность в отношении своего здоровья и характеризуются безответственным медицинским поведением. Полностью выполняют врачебные предписания 55,59% девушек и 62,30% юношей, прерывали назначенный курс лечения 42,39% девушек и 35,4% юношей (р>0,05). Прием фармацевтических препаратов без назначения врача чаще практикуют девушки, чем юноши: 87,91 и 78,85% соответственно (p<0,05). При этом удельный вес респондентов, которые никогда не принимают медицинские препараты без назначения врача, среди лиц мужского пола составил 18,62% и был в 1,7 раза больше, чем среди девушек (р<0,05). Возможной причиной этого является переоценка студентами своего медицинского опыта. Социологическое исследование показало, что 60,23% юношей не доверяют народным методам лечения, среди девушек доля таких респондентов составила 4,12% (р<0,05). Девушки в 1,4 раза чаще прибегают к народным методам лечения, чем юноши: соответственно 54,11 и 37,47% (р<0,05). Таким образом, девушки более склонны к самолечению и чаще используют при этом народные методы. Выводы 1. Абсолютное большинство студентов не соблюдали рекомендуемой продолжительности ночного сна (8 ч и более), чему во многом способствовал широко распространенный поздний отход ко сну (после 24 ч). Распространенность данного фактора риска имеет гендерные различия и более характерна для девушек. 2. Сессия является значительным фактором напряжения в студенческой жизни, о чем свидетельствует преобладание среди респондентов, отметивших чувство напряжения и стресса перед сессией, при этом девушки оказались менее стрессоустойчивыми по сравнению с юношами. 3. Выявлены гендерные различия в распространенности форм безответственного гигиенического поведения среди студентов-медиков: среди юношей более распространены нарушения правил личной гигиены и гигиены жилища, девушки чаще пренебрегали рациональной физической активностью, занятиями спортом и нарушали режим питания. 4. Употребление алкоголя и курение остаются распространенными факторами риска нарушения здоровья среди студентов-медиков, о чем свидетельствуют ежедневное употребление алкогольных напитков более чем половиной опрошенных и активное курение каждого пятого юноши и каждой седьмой девушки. Юноши больше подвержены этим формам аддиктивного поведения, чем девушки. 5. Студенты мужского пола отличаются более высокой половой активностью и распространением промискуитетного поведения, а также чаще используют барьерные средства контрацепции по сравнению с девушками. Высокая сексуальная активность при наличии значительной доли (9,4-10,3%) незащищенных половых контактов формирует высокие риски распространения инфекций, передаваемых половым путем, среди студентов. 6. Большинство студентов-медиков имеют недостаточную настороженность в отношении своего здоровья и безответственное медицинское поведение: только чуть более половины респондентов полностью выполняют предписания врача. Девушки чаще юношей занимаются самостоятельным назначением фармацевтических препаратов и практикуют народные методы лечения. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляет об отсутствии конфликта интересов.Об авторах
А. М. Цурган
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России
А. А. Дементьев
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России
А. А. Ляпкало
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России
Д. А. Соловьев
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России
Email: soldos1@yandex.ru
В. И. Харитонов
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России
Г. И. Стунеева
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России
Т. Д. Здольник
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России
О. В. Казаева
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России
Список литературы
- Бобылева О. В. Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема. Вестник российских университетов. Математика. 2013;(3) Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-studencheskoy-molodezhi-kak-sotsialno-ekologicheskaya-problema (дата обращения 21.07.2021).
- Акишин С. В., Дементьев А. А. Современные особенности питания студентов педагогического колледжа. Наука молодых. 2019;7(4):557-64.
- Журавлева И. В., Иванова Л. Ю., Ивахненко Г. А. Студенты: поведенческие риски и ценностные ориентации в отношении здоровья. Вестник Института социологии. 2013;(6). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/studenty-povedencheskie-riski-i-tsennostnye-orientatsii-v-otnoshenii-zdorovya (дата обращения 21.07.2021).
- Антонова Н. Л. Студенческая молодежь: поведенческие риски в отношении здоровья. Дискуссия. 2015;54(2). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskaya-molodezh-povedencheskie-riski-v-otnoshenii-zdorovya (дата обращения 21.07.2021).
- Камаев И. А., Гурьянов М. С., Миронов С. В., Иванов А. А. Социологическое изучение здоровья и образа жизни студентов медицинской академии. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010;(1):24-7.
- Горобей Н. П. Проблемы вредных привычек и зависимостей студентов. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2011;(11):33-6.
- Жернакова Н. И., Бабинцев В. П., Лебедев Т. Ю. Исследование представлений студентов университета о здоровом образе жизни и вредных привычках. Вестник Тамбовского университета. 2009;(8):278-82.
- Шагина И. Р. Медико-социальный анализ влияния учебного процесса на состояние здоровья студентов медицинского ВУЗа (по материалам Астраханской области). Астрахань; 2010. 24 с.
- Лукьянцева И. С., Руженков В. А., Пономаренко Д. О. Аддиктивное поведение и алкогольная зависимость у студентов-медиков старших курсов (распространенность, коморбидность и лечение). Российский медико-биологический вестник им. акад. И. П. Павлова. 2018;(3). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/addiktivnoe-povedenie-i-alkogolnaya-zavisimost-u-studentov-medikov-starshih-kursov-rasprostranennost-komorbidnost-i-lechenie (дата обращения 21.07.2021).
- Говязина Т. Н., Уточкин Ю. А. Оценка основных поведенческих рисков в отношении здоровья студентов медицинского университета. Анализ риска здоровью. 2017;(1):4-90.
- Казаева О. В., Шарапова О. В. Табакокурение как медико-социальная проблема в современном образовательном учреждении. Наука молодых - Eruditio Juvenium. 2013;(1). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tabakokurenie-kak-mediko-sotsialnaya-problema-v-sovremennom-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения 21.07.2021).
- Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения: Методические рекомендации. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора; 2012. 63 с.
- Wilson E. B. Probable inference, the law of succession, and statistical inference. J. Am. Stat. Assoc. 1927;(22):209-12.